Какриашвили, О. И. Зачем ребенку пение? / О. И. Какриашвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54104/ (дата обращения: 22.09.2023).
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
В статье рассматривается проблема значения и влияния пения на детский организм. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, наиболее ярко выразить себя в песне. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.
Учитывая все это, используя свои знания и опыт, последние несколько лет я вплотную занимаюсь вопросами пения, культурой исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей.
ВО СКОЛЬКО ЛЕТ НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ВОКАЛОМ И КОГДА УЖЕ ПОЗДНО
На базе МДОУ д/с № 89 я веду кружок «Звонкий голосок» по обучению детей пению. Вначале провела анкетирование родителей по выявлению их представлений о влиянии пения на детский организм. Проанализировав и обобщив полученные результаты, я увидела, что не все из них достаточно осведомлены о значении пения для детей, многие родители затруднялись в ответе на вопрос: «Зачем ребенку пение?».
Чтобы расширить представления родителей по данной проблеме, провела консультацию, на которой познакомила их с ролью пения в развитии детей.
Зачем же ребенку пение?
Оздоровительная функция
Существенный и самый главный ответ на этот вопрос – здоровье! Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок был здоровым? А благодаря пению можно исцелять себя. Только научившись ходить, дети начинают петь, и чем раньше они начнут это делать, тем больше пользы принесет это ребенку в будущем.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокойным и уравновешенным, пойте ему чаще колыбельные песни. На занятиях мы поем колыбельные «Баю-баю, за рекой», «Ходит сон близ окон», «За печкою поет сверчок».
Давно не секрет, что лечение тонзиллита, обострение катаров носоглотки и верхних дыхательных путей существенно облегчается у тех детей, которые занимаются пением в академической манере. Мелодия имеет очень большое влияние не только на настроение человека, но и на организм в целом. Так, с помощью пения любимой мелодии, можно нормализовать кровяное давление и даже почувствовать гормональные изменения, которые действуют на головной мозг, в результате чего в кровь поступают гормоны счастья.
Звукоряд вместо лекарств
Пропевая ноты звукоряда, можно оздоровить весь организм. Например, когда мы поем ноту «ля» – мы сами себя успокаиваем и весь наш организм релаксирует. Нота «соль» повышает внимание. Для предотвращения заболевания легких поем песни с нотой «фа», а для того, чтобы был здоровым позвоночник – чаще пойте ноту «до». «Ре» — замечательный энергичный звук, который будит, «тормошит» и воодушевляет самых вялых и апатичных. Для регулирования сердечной деятельности, мы поем русские народные песни, такие как: «Два веселых гуся», «Светит месяц», «А чучу, я горошек молочу».
С какого возраста можно заниматься вокалом. “Врачи“
Гудение, жужжание или мурлыканье, с которых начинается занятие по вокалу, замечательно решает языковые проблемы у детей. Во время распева произносим разная комбинация звуков, каждый из которых дарит свою незаменимую пользу организму и здоровью. Например, согласная «м» – быстро восстанавливает нормальные голосовые функции, а спазмы и боль хорошо снимают гласные звуки «а», «и», «о», «у», если их громко протягивать в течение нескольких минут. Для исправления неправильного произношения у детей согласных, существует целый ряд артикуляционных упражнений; «слоник пьет», «лягушка», «качели», «орешки».
Нравственное развитие
Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. В пении происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится общаться со сверстниками. Мы исполняем песни о Родине, красоте родной природы, о дружбе: Г. Струве «Моя Россия», В. Герчика «Песенка друзей», А. Флярковского «Что такое Родина».
Более того, занятия вокалом приносят детскому организму следующую пользу:
- развивают слух и чувство ритма;
- прививают музыкальный вкус;
- улучшают память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.);
- способствуют развитию способностей к импровизации;
- развивают коммуникативные способности, внимательность, дружелюбие, умение работать в коллективе;
- раскрепощают, устраняют комплексы, страхи.
Значение занятий вокалом на развитие ребенка
Дети приходят ко мне заниматься по желанию, независимо от того, есть ли у них певческие возможности или нет. Как показывает опыт, ребенок, посещая вокальный кружок, постепенно овладевает умением чисто интонировать мелодию, правильно брать дыхание, произносить звуки так, чтобы голос поющего был слышен, различает звуки по высоте, правильно пропевает гласные в словах и правильно произносит окончания слов, умеет контролировать слухом качество пения, может петь без музыкального сопровождения.
Мои воспитанники исполняют как сольные номера, так и хоровые. Каждую песню мы стараемся оживить, создать образ. Родители отмечают, что их дети, занимающиеся в кружке, становятся увереннее, смелее, раскрепощеннее. И, конечно, самое главное, они чувствуют себя АРТИСТАМИ!
А вот наше правило для красивого пения:
Если хотите красиво вы петь,
Прямо на стульчике надо сидеть.
Надо дыхание брать научиться!
Рот открывать широко! Не лениться!
Надо губами уметь шевелить.
Чётко слова все произносить.
Гласные буквы тянуть, распевать .
Живот не выпячивать,
Сразу дыхание всё не растрачивать.
Надо стараться петь улыбаясь,
Лицом, подбородком не напрягаясь!
Петь задушевно, немножко волнуясь!
Просто! И всё же, собой чуть любуясь!
Не горлопанить и не кричать!
Звуки высокие все доставать,
Слыша при этом сопровождение.
Вот что такое красивое пение.
Участие моих маленьких «звезд» в концертной программе ко Дню пожилого человека
«Лады-лады-ладушки, мы вас любим, дедушки и бабушки!»
Анкета для родителей «Любит ли ваш ребёнок петь?»
Какое значение вы придаете пению в развитии своего ребенка?
1. Считаю, что пение укрепляет здоровье, развивает интеллект.
2. Отвожу одну из главных ролей.
3. Особого значения не придаю.
Как ребенок относится к песенному репертуару дошкольного учреждения?
1. Поет детские песни с удовольствием.
2. Предпочитает копировать песни взрослых.
3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.
4. Поет только со взрослыми.
Как вы приобщаете ребенка к музыке?
1. Посещаю с ним концерты.
3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.
4. Предпочитаю отдать ребенка в вокальный кружок.
Каков интерес вашего ребенка к пению?
1. Интереса не проявляет.
2. Неохотно говорит о том, что пели на музыкальном занятии.
3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.
Как ребенок реагирует на песни?
1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.
2. Внимательно слушает песню.
3. Пытается танцевать.
Какие условия созданы для домашнего пения?
1. Не занимаюсь этим.
2. Есть музыкальный инструмент.
3. Есть фонотека с детским песенным репертуаром.
4. Смотрим мульт-концерты, другое.
- Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
- Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
- Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель» №5-2005г, №1-2006г.
- Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2007.
- Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, № 5, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский организм, пение, ваш ребенок, влияние пения, вокальный кружок, дошкольное учреждение, красивое пение, песнь, родитель.
Похожие статьи
Развитие музыкальных способностей детей старшего.
Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные
Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить.
Вокальный процесс в хоре, ансамбле. Первые этапы работы
Пение является самым доступным видом музыкальной деятельности детей любого возраста. Любящие петь взрослые люди подтвердят — от пения улучшается настроение, хорошая песня объединяет, да и вообще, когда внутри тебя всё поет, то становится хорошо на душе.
Развитие вокала при формировании певческих навыков у старших.
Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего звуковысотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку.
Особенные качества в детском хоровом пении | Статья в журнале.
В статье говорится о развитии детского хорового пения и о различии детских голосов. А также в статье говорится, на что надо обратить внимание
А какие проблемы в хоровом пении детей? Неправильное формирование голоса, неправильная дикция, неправильное певческое дыхание.
Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.
Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности.
Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего.
. вокально-хорового исполнительства, а именно: вокально-хоровое пение, актерское пение
Пение является самым доступным видом музыкальной деятельности детей любого возраста.
В статье говорится о развитии детского хорового пения и о различии детских голосов, а также.
Особенности влияния пения на состояние здоровья человека
Но каким красивым становится человеческий голос в пении!
Петь может каждый здоровый ребёнок.
Но не каждый знает, насколько полезно петь и как воздействует пение на организм человека.
Учёные уже давно обратили внимание на благотворное влияние пения на здоровье человека.
ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение.
Чтобы дети почувствовали влияние дыхания на качество речи и пения, мы в качестве примера рассматриваем варианты правильного и неправильного пения русской народной песни «Во поле береза стояла».
Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Вокальные упражнения как арт-терапевтическое средство
Пение — это одно из превосходнейших дыхательных упражнений (упражняется
Влияние пения на внутренние органы. Дыхание нижней частью грудной клетки — наиболее
Смешанное дыхание позволяет ребенку при вдохе достигать ровности, плавности и продолжительности.
Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.
Пение рассматривают как средство укрепления организма школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат, улучшает кровообращение.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Особенности обучения вокалу детей различных возрастных групп (методические рекомендации для педагогов по вокалу)
Вокальное воспитание детей – важнейшая часть всей творческой деятельности творческого учреждения. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг.
Пение – яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песен вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная информация другим путем.
Основным условием правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятий вокалом с обучающимися. Идеальным вариантом является тот случай, когда педагог сам обладает красивым голосом. Тогда вся его работа строится на показах, проводимых самим педагогом. Но и другие формы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания.
В таких случаях руководитель использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы. В каждом вокальном коллективе есть дети с красивыми тембрами, правильно поющие от природы, с правильным звукообразованием.
Систематически применяя, наряду с коллективной вокально-групповой работой, индивидуальный подход к обучающимся, мне как педагогу приходится постоянно следить за развитием каждого из них. И как показывает практика, даже при самой правильной постановке вокальной работы, она приносит самые разные результаты.
Важнейший принцип в вокальном воспитании – индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого. В любой момент каждый ребенок должен быть готов спеть тот или иной отрывок из разучиваемой песни, поэтому дети внимательно следят за показом педагога и товарищей. Пению, как любому искусству, надо терпеливо учиться.
Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос находится в постоянном развитии, изменении, в зависимости от роста организма ребенка. Поэтому вокальная работа в детском коллективе имеет свою специфику, в отличие от взрослого хора. Многолетний опыт показывает, что пение в детском возрасте очень полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Детскому организму вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца еще не сформирована.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.
Этому же способствует рациональное и физиологически оправданное певческое воспитание. Рабочий диапазон детей 6 – лет сравнительно невелик и колеблется между ре 1 и ре 2 . С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории, хотя известен опыт работы, когда руководитель специально разрабатывает крайние звуки певческого диапазона младших школьников.
У детей 9-11 лет переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости).
Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей обладающих низкими голосами. У альтов и вторых сопрано при пении включается в работу средняя часть голосовых связок, звук становится глубже, сочнее приобретает смешанный (микстовый) характер. В этот возрастной период у ребенка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо именно в возрасте 10-11 лет существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок – ее середину. В результате у школьников наблюдается появление певческих «узелков», неровностей на краях связок. Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си м и до 2 – ре 2 .
Дети 12-13 лет-это младшие подростки, в подавляющем большинстве обладающие более или менее сформировавшейся голосовой мышцей, что создает для руководителя ансамбля дополнительные возможности исполнительской деятельности. Развитие голоса на данной возрастной стадии становления проходит скачкообразно.
И это естественно, так как в рассматриваемый период приближается время «глобальных» возрастных изменений в голосе – мутации: появление нестойкой хрипоты, сипоты, покраснение голосовых связок, обнаруживающееся при фониатрическом осмотре, желание откашляться. У мальчиков подростков дисгармонично происходит развитие отдельных частей организма и в частности рост отдельных частей голосового аппарата.
Например, голосовые связки у мальчиков могут, увеличившись в длину, остаться прежними по ширине, так как гортань растёт больше в продольном направлении, нежели в поперечном. Рост гортанных полостей отстаёт от роста гортани, бывает, что надгортанник у подростка остается детским. Поэтому происходит дискоординация в совместной работе частей голосообразующего аппарата.
У девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание связок, усталость голоса, тусклый звук. Диапазон голоса в этот период охватывает зону от до 1 до ми 2 – фа 2 . Как и на более ранних этапах певческого и возрастного развития детей, основой певческих требовании в это время остается высокое (головное) резонирование при умеренной силе звука. Если в ходе учебных занятий не соблюдать голосовой режим, у подростков может возникнуть, «ложно-альтовое» звучание, что чаще всего приводит к потере лёгкости, свободы звука.
Следует отметить еще одну существенную черту этого возраста. Неравномерность становления физиологических систем организма обусловливает иногда ухудшение самочувствия, а иногда внезапную потерю сознания.
У подростков 13-16-тилетнего возраста в данной возрастной зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других – медленнее. Весьма индивидуально протекает и мутация. Такая неравномерность в развитии подростков создает для педагога определенные трудности, которые заключаются в необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учёта голосовых изменений вокалистов. Поэтому педагог обязан знать индивидуальные голосовые особенности каждого из участников вокальной группы, своевременно советовать подростку воздерживаться от пения или петь в щадящем режиме – не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относится к своему голосу.
Используемая литература
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Гитаризм.RU » Заметки » Новости » Обучение детей вокалу: что надо знать родителям
Почему стоит отдать своего маленького артиста на пение? Читайте о плюсах вокала для детей и правилах поведения родителей во время его обучения.
Каждый человек наделен красивым уникальным голосом, который можно поставить практически в любом возрасте. Но если начать с раннего детства, учиться будет проще. С какого именно возраста стоит отдать ребенка на обучение? Ответ зависит от него самого, но серьезная музыкальная школа набирает учеников вокала уже с 4 лет.
5 причин отдать ребенка на вокал
Есть минимум 7 причин, чтобы предложить юному принцу или маленькой принцессе научиться петь.
- Мощный импульс к творческому развитию. Вы знали, что в корпорации Microsoft и многих других компаниях технического, на первый взгляд, профиля, отдают предпочтение людям с музыкальной подготовкой при наборе штата? Этому есть веская причина: вокал действительно учит мыслить не так, как другие.
- Отказ от комплексов. Умение петь дарит полную раскрепощенность, уверенность в себе и своей уникальности. Для детей 8–15 лет это очень важно.
- Профилактика болезней. Главное условие хорошего вокала – умение правильно дышать. А правильная техника дыхания – это сильнейшее средство от всех болезней, и не только тела.
- Чтобы научиться петь, нужно постоянно работать. Обучение вокалу – «тренировка» силы воли.
- Пение помогает развить коммуникабельность.
Зона ответственности родителей
О том, какой подход к обучению ребенка должны применять педагоги, хорошо рассказано на https://www.spmuz.ru/page-obuchenie-peniyu.html – страничке записи на курсы пения для детей. А что нужно знать родителям о правилах поведения с дочкой или сыном, который начал посещать вокальные уроки?
На самом деле этот момент имеет особое значение, потому как сам по себе вокал – интересное, но совсем непростое занятие. Для маленького ребенка это большая работа, и его старания нужно поддержать. Как?
- Проявлять интерес к результатам и достижениям малыша можно и надо, но настаивать на демонстрации успехов после первых уроков все же не стоит. Юный артист сам почувствует, когда готов представить свою работу на суд его главных критиков.
- Учитывать пожелания. Если ребенок хочет пропустить очередное занятие, а перед тем со всем удовольствием ходил на пение, значит, у него есть основания. Их нужно осторожно «извлечь» и понять.
- Хороший педагог сам отправит подопечного домой, обнаружив признаки простуды, переутомления, перехода на новую возрастную стадию – начало ломки голоса, например. Но положиться на учителя полностью родителям нельзя. Обращайте внимание на уровень загрузки своего маленького вокалиста, чтобы не создавать дополнительные факторы риска для его здоровья.
Не надо проявлять лишнюю наивность, веря, что малыш сможет освоить навыки певца за неделю. Это долгая работа, первые серьезные результаты которой можно заметить не раньше, чем через 10–20 дней.
Источник: guitarism.ru