Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Наша лодка проплывала то мимо тонких осинок то около островков то неподалёку от зарослей тальника.
2) Безотчётная преданность идее часто вынуждает человека отказаться от близких людей и от дома и от семьи.
3) Москва – это сады и чертоги золотые головы церквей и деревянные дома в старых переулках.
4) Сумерки сгущаются и опускаются ниже и на небе зажигаются первые звёзды.
5) Ветер шумит в вершинах сосен и проносит под ними вереницы туч.
16. 2
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Снег ложился на деревья и кусты на скамейки и дорожки.
2) Выглянуло яркое солнце и вспыхнули засветились резвые ручейки.
3) От дома и от деревьев и от голубятни побежали далеко длинные тени.
4) По отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его общем культурном уровне но и о характере его духовных ценностей.
5) Лица присутствующих выражали не то страх не то беспокойство не то недовольство.
ЕГЭ зад. 21, 16 вариант 2
Задание 21. 1
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Щепкин познал, как он сам выражался, русскую жизнь от лакейской до дворца. 2) Внук и сын крепостного, он томился в неволе у помещика Волькенштейна. 3) Жизненный путь ставшего знаменитым артиста Щепкина продолжался семьдесят пять лет, а из этих семидесяти пяти лет только сорок два года он был свободным человеком.
4) Первые годы службы на московской сцене, о которых свидетельствовали многие современники артиста, принесли ему много разочарований и горести. 5) Но мастерство год от года росло. 6) Игра Щепкина, говорил Герцен, вся от доски до доски была проникнута теплотой, правдивостью. 7) Не зря его называли «не театралом на театре».
Задание 21. 2
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание! » — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке.
5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» − десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.
. Задание 16. 1
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.
2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.
5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края.
16. 2
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Муж и жена шли рука об руку и были абсолютно счастливы.
2) Рядом с дорогой тянулись узкие тропинки да длинные цветочные клумбы.
3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
4) Сонечка прекрасно шила и вышивала вязала спицами и крючком.
5) Наступил долгожданный август и родители всё чаще стали говорить о моих грядущих школьных занятиях.
Источник: helpiks.su
ЕГЭ. Русский язык. Разбираем задание 21
Частично материал для подготовки к заданию 21 я публиковала здесь .
В данной статье я еще раз повторю случаи постанови двоеточия и тире, дам все случаи постановки запятых, разберу трудности, возникающие у учеников, и предложу алгоритм выполнения задания.
Теория
1. Между частями бессоюзного сложного предложения.
Шумел ветер, гремел гром, шел дождь.
2. Между частями сложносочинённого предложения.
Взошло солнце, и сад наполнился птичьим пением.
3. Между частями сложноподчинённого предложения.
Я записался в автошколу, потому что хочу научиться водить машину.
4. Между однородными членами.
На столе лежали яблоки, груши, апельсины.
5. При обособленном согласованном или несогласованном определении.
Ветер, дувший с севера, к вечеру затих.
На крыльце стояла корзина, полная грибов.
6. При обособленном обстоятельстве.
Выглянув в окно, я увидел цветущие клумбы.
7. При обособленном приложении.
Мой дядя, слесарь второго разряда, получил премию.
8. При обособленном дополнении.
Все, кроме Пети, участвовали в конкурсе.
9. При вводных словах и предложениях.
Наверное, летом мы поедем на дачу.
Щепкин познал, как он сам выражался, русскую жизнь от лакейской до дворца.
10. При обращениях.
Петя, постарайся прочитать книгу до понедельника.
11. При уточняющих обстоятельствах.
Зимой, во время новогодних каникул, наш класс поедет в театр.
12. При сравнительных оборотах.
Капельки росы переливались на солнце, как драгоценные камни.
1. Между частями бессоюзного сложного предложения.
Дунул ветер – с деревьев облетела листва.
2. Между подлежащим и сказуемым.
Москва – столица России.
3. При обособленном приложении.
Туристов привлекает Москва – столица России.
4. Перед обобщающим словом, когда оно находится после однородных членов.
Яблоки, груши, апельсины – эти фрукты лежали на столе.
5. В предложениях с обобщающим словом и однородными членами, если после них предложение продолжается.
Вся посуда: тарелки, чашки, кастрюли – стоит на столе.
6. После прямой речи и перед словами автора.
«Сходи в магазин», — сказала мама.
7. Перед репликой в диалоге.
— Сходи в магазин, — сказала мама.
— Что купить?
8. В неполных предложениях вместо пропущенного члена предложения.
Мальчики играли в футбол, девочки — в теннис.
9. При вводных предложениях (вставных конструкциях).
Пол в доме был не вымыт и — что ещё хуже — повсюду стояли горы грязной посуды.
1. Между частями сложного бессоюзного предложения.
В комнате царил беспорядок: валялись вещи, были разбросаны бумаги, шкафы стояли нараспашку.
2. После обобщающего слова, если оно находится перед однородными членами.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.
3. После слов автора и перед прямой речью.
Мама сказала: «Сходи в магазин».
Трудности, которые испытывают ученики
1. Путают тире между подлежащим и сказуемым и тире при приложении.
Надо помнить
- Тире ставится между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными в именительном падеже. В этом случае в предложении нет сказуемого-глагола.
Москва — столица России.
- В предложении с приложением есть сказуемое-глагол.
Туристов привлекает Москва — столица России .
2. Путают тире в бессоюзном сложном предложении и тире между и подлежащим и сказуемым, которые выражены инфинитивами.
Надо помнить
Инфинитив (неопределенная форма глагола) — это не всегда сказуемое.
В случае, когда подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, первый из них стоит в начале предложения и его можно заменить отглагольным существительным, а второй поясняет его смысл.
В этом случае между подлежащим и сказуемым можно поставить слово «значит».
Курить — (значит) здоровью вредить (курить = курение).
3. Считают, что обособленное определение — это только причастный оборот и не «опознают» другие случаи.
Надо помнить
Обособленные согласованные определения могут быть выражены:
- причастными оборотами ( Ветер, дувший с севера, к вечеру затих);
- прилагательными с зависимыми словами (На крыльце стояла корзина, полная грибов);
- одиночными прилагательными или причастиями (Тропинка, узкая, незаметная, петляла среди холмов).
Алгоритм выполнения задания 21
- Прочитать формулировку задания. Выяснить, о каком знаке препинания в нём идёт речь — запятой, тире, двоеточии.
- Прочитать текст. Выписать из него номера предложений, в которых есть этот знак препинания.
- Проанализировать каждое предложение: выполнить графический разбор и определить пунктуационное правило, в соответствии с которым поставлен знак.
- Рядом с номером каждого предложения записать пунктуационное правило, в соответствии с которым поставлен знак препинания.
- Записать в ответе номера всех предложений на одно правило.
При выполнении задания 21 надо иметь в виду
- Запятые в сложных предложениях — это три разных правила: запятая в ССП, запятая в СПП и запятая в СБП;
- случаи постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении в этом задании НЕ разграничиваются — они все считаются одним пунктуационным правилом; то же самое касается тире;
- в одном предложении могут быть несколько разных случаев постановки знаков препинания;
- если в тексте по несколько предложений на два разных пунктуационных правила, то выписывать следует номера только одной группы. Например, 1 и 3 — тире между подлежащим и сказуемым, а 5 и 8 — тире в сложном бессоюзном предложении. Значит, надо выписать или 13, или 58.
Примеры
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Таймыр — озеро в Азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр — самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро — Верхняя Таймыра, после озера — Нижняя Таймыра),
берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря.
(6)Первые исследования Таймыра — крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала — были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.
1 — тире между подлежащим и сказуемым.
2 — тире при вводном предложении.
3 — тире между подлежащим и сказуемым.
5 — тире в неполных предложениях.
6 — тире при приложении.
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чудско-Псковское озеро, будучи третьим по величине на территории Европы, представляет собой озёрный комплекс. (2)Этот комплекс, расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии, состоит из трёх частей. (3)Их иногда называют отдельными озёрами: Псковское, Чудское, Среднее. (4)Общая длина комплекса составляет 150 километров, ширина — 50 километров, общая площадь поверхности — 3550 квадратных километров. (5)Общая глубина озера составляет 6 метров — оно мелководно. (6)География озера обширна: в него впадает более 30 рек, а вытекает только одна — Нарва. (7)Для него характерны болотистые низменные берега; местами можно встретить поросшие соснами холмы и дюны. (8)Самый крупный город, построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера, — Гдов. (9)На Чудско-Псковском озере располагаются 29 островов (обитаем только один из них), 22 из которых находятся на территории Чудского озера.
1 — обособленное обстоятельство
2 — обособленное определение
3 — однородные члены предложения
4 — сложное бессоюзное предложение
6 — сложносочинённое предложение
8 — обособленное определение
9 — сложноподчинённое предложение
Презентацию к уроку вы можете скачать здесь .
Другие материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, а также идеи для ваших уроков на канале «Учительская мастерская» .
Источник: dzen.ru
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
21.Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Щепкин познал, как он сам выражался, русскую жизнь от лакейской до дворца. 2) Внук и сын крепостного, он томился в неволе у помещика Воль-кенштейна. 3) Жизненный путь ставшего знаменитым артиста Щепкина про-должался семьдесят пять лет, а из этих семидесяти пяти лет только сорок два года он был свободным человеком.
4) Первые годы службы на московской сцене, о которых свидетельствовали многие современники артиста, принесли ему много разочарований и горести. 5) Но мастерство год от года росло. 6) Игра Щепкина, говорил Герцен, вся от доски до доски была проникнута теплотой, правдивостью. 7) Не зря его называли «не театралом на театре».
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Повседневный труд учёного, который каждый день узнаёт новое о мире, нельзя считать увлекательным.
2) Открытия учёных не всегда сразу получают правильную оценку со стороны современников.
3) «Курс общей лингвистики» мгновенно сделал де Соссюра знаменитым среди лингвистов всего мира.
4) Самыми романтическими считаются профессии лётчика, космонавта, моряка дальнего плавания или геолога.
5) На лекции к де Соссюра стремилось очень много людей.
(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог. (2)А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия!
(5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами. (8)Один мой знакомый, работавший в издательстве «Наука», любил говорить учёным: «Вашу книгу ждут во всём мире. ». (9)3десь он делал паузу, а затем прибавлял: «. одиннадцать человек». (10)Но всё равно это — открытия.
(11)Правда, далеко не всегда научные открытия правильно оцениваются современниками. (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
(13)Во второй половине XIX века во Франции работал молодой швейцарский учёный по имени Фердинанд де Соссюр. (14)Ему было двадцать лет, когда он написал небольшую книгу о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках. (15)Когда-то существовал язык, из которого развились в дальнейшем и русский, и немецкий, и латынь, и греческий, и армянский, и языки Ирана, Пакистана и Северной Индии. (16)Так вот, юный де Соссюр, сопоставляя слова разных языков, «вычислил», что в общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в одном из известных нам индоевропейских языков.
(17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным ».
(20)Прошло почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания. (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра, мягко говоря, не особенно стремились попасть.
(25)А дальше начались поистине сказочные события. (26)Два близких и любимых ученика Соссюра, кстати, ставшие очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи студентов и самого профессора и восстановив на их основе текст курса. (27)«Курс общей лингвистики» вышел в свет в 1916 году и мгновенно сделал имя де Соссюра знаменитым среди языковедов всего мира. (28)И примерно в то же время были впервые расшифрованы надписи на одном из древнейших индоевропейских языков — хеттском. (29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка. (30)И можно представить себе его удивление и восхищение, когда он обнаружил среди них оба звука, «вычисленных» за полвека до этого де Соссюром!
(31)Оказывается, уже в юности де Соссюр исследовал языки по своей системе, которую изложил ученикам только в самые последние годы жизни. (32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.
(По А. А. Леонтьеву*)
*Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004) — известный лингвист, психолог, психолингвист, автор учебников и многочисленных публикаций.
23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) 17, 19 предложения подтверждают суждение, высказанное в 11 предложении текста.
2) Предложения 2—3 содержат описание.
3) В 20—23 предложениях текста перечислены произошедшие события.
4) В предложениях 5—7 представлено повествование.
5) В предложении 17 содержится вывод из 16 предложения.
24.Из предложения 32 выпишите контекстные антонимы.
25.Среди предложений 20—25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и слов одной тематической группы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Спокойная манера повествования, выбранная автором для рассказа о судьбе известного языковеда Ф. де Соссюра, сочетается не только с восклицательными предложениями, но и с такими синтаксическими средствами, как (А)_____ (предложение 5) и (Б)_____ (предложения 11, 24). Использование такого приёма, как (В)_____ (предложения 1, 2), позволяет А. А. Леонтьеву обратить внимание читателя на то, что наиболее важно для автора, а такое лексическое средство, как (Г)_____ (например, «чепуха» в предложении 17), поддерживает ощущение непринуждённой беседы, которую автор ведёт с читателем».
2) разговорные слова
3) риторический вопрос
4) ряды однородных членов
5) вводные конструкции
6) сравнительный оборот
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Источник: poisk-ru.ru