Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику — статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса:
Первый момент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
Если уровень доходов семьи, а также количество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворить самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус — низкий.
Создаем семью правильно. Что нужно знать, прежде чем вступать в брак?
Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус — средний.
Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствуют о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.
Второй компонент социальной адаптации семьи — ее психологический климат — более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.
Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов этой семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус оценивается как высокий.
Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат — низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, эмоционального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.
Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.
Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.
Третий компонент структуры социальной адаптации семьи — социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.
Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций (сохраняются семейные праздники, поддерживается устное народное творчество); обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.
Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то ее уровень культуры — низкий.
В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.
Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень — показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.
Четвертый показатель — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий.
Типологии: из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко, и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Источник: studfile.net
Социальный статус семьи — что это? Социальный статус семьи: примеры
Семья — это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.
Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.
Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.
Что это?
Социальный статус — это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.
Виды
Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.
- Социально-психологический социальный статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
- Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
- Культурный социальный статус семьи — что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
- Ситуационно-ролевой социальный статус семьи — что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным — на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.
Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.
Как определяется социальный статус
Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный социальный работник. Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.
- Количество брачных партнеров. По этому критерию семьи делятся на полные, формально полные и неполные. Здесь все просто — к первому типу семей принадлежат те, в которых есть оба родителя. Формально полные — это те, в которых только один родитель участвует в воспитании ребенка. Ну и неполные семьи — это те, в которых есть только один из родителей или же воспитанием занимается бабушка или дедушка в случае отсутствия отца и матери.
- Стадии жизненного цикла семьи. По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач. Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. Оптимальным вариантом в этом случае являются зрелые семьи, в которых хотя бы одному из родителей недавно исполнилось 35 лет.
- Порядок заключения брака. На социальный статус влияет и то, в какой раз уже был заключен брак. Так, семьи, в которых имеется отчим или мачеха, называются вторичными. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.
- Количество поколений. В семьях может жить как одно поколение, так и два или три. К примеру, в доме живут не только родители ребенка, но и бабушки с дедушками. В этом случае говорят, что семья имеет два поколения.
- Ну и, наконец, по количеству детей они подразделяются на бездетные, малодетные или многодетные.
Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.
Сейчас поговорим более детально о такой категории, как социальный статус семьи. Виды приведены ниже.
Условно благополучные семьи
Для данного типа семей характерен прекрасный уровень реализации функций. Но при этом нельзя однозначно сказать, что все так гладко. Внутри каждой семьи есть свои неурядицы, но они настолько мелкие, что ими можно немного пренебречь. Именно поэтому в названии имеется слово «благополучные», так они наиболее адаптированные к социуму.
Благодаря этим шероховатостям браки подобного типа можно назвать лишь условно благополучными, но несмотря на это, в услугах социального работника они на данном этапе не нуждаются, так как имеют все необходимые для выживания ресурсы. Супруги зарабатывают достаточно денег, отношения внутри семьи в целом благоприятные, родители имеют если не высокий, то хотя бы средний уровень культуры и быстро адаптируются к потребностям детей и находят с ними общий язык. В общем, можно сказать, что у семьи высокий социальный статус. Примеры искать не приходится. Большая часть семей среднего и высокого достатка, уделяющих внимание своим детям, является примером условно благополучных.
Семьи группы риска
Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу.
К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи. В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.
Неблагополучные семьи
Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.
Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания.
Асоциальные семьи
Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций. И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Такие семьи нуждаются в коренных изменениях. Какой брак можно назвать асоциальным?
В первую очередь, такой, в котором у одного или обоих супругов присутствуют признаки девиантного или деликвентного поведения. Также при присвоении семье этой категории необходимо обратить внимание на жилищно-бытовые условия, которые зачастую не соответствуют даже элементарным нормам.
Дети в таких семьях растут голодными, беспризорными и часто становятся жертвами насилия как внутри самой семьи, так и за ее пределами. Примерами могут служить семьи лиц с психическими отклонениями, страдающих алкогольной зависимостью, наркоманов. В принципе, грань между неблагополучной и асоциальной категорией временами очень тяжело найти. Условия жизни в семье настолько ужасные в асоциальных семьях, что детям часто на улице лучше, чем с родителями.
Социальный статус семьи — анкета
Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк. В нем зачастую есть графа «социальный статус семьи». Анкета может и не давать разъяснений. Что нужно указывать в этом случае? Как правило, подразумевается всего лишь такой критерий, как полнота семьи.
В этом случае пишите, полная ваша семья или же нет.
Итак, мы разобрали значение такого понятия, как «социальный статус семьи», примеры рассмотрели, а также поняли, по каким критериям нужно производить оценку степени адаптированности определенной ячейки общества к воспитанию детей.
Источник: fb.ru
Социальный статус семьи и ее типология: условия воспитания детей
Социальный статус семьи — это сложившаяся в обществе представление о положении конкретной семьи в социальной и иерархической системе. Как правило, статус семьи определяется на основе таких факторов, как профессия, уровень образования, доход, имущество, а также влияние и престиж семей, с которыми данная семья взаимодействует.
Существуют разные типы семейного статуса. Благополучные семьи – это семьи с высоким социальным статусом, обладающие достатком, социальным престижем и стабильностью. В таких семьях, обычно, имеется хорошее образование и разносторонняя культурная активность, а также высокий уровень социальной поддержки и защищенности.
Однако, кроме благополучных семей, существуют и семьи социального риска. Это семьи, находящиеся в неблагополучных социальных и экономических условиях, с низким уровнем дохода и образования. В подобных семьях воспитание детей может осложняться из-за ограниченности ресурсов, недостатка внимания и поддержки со стороны родителей и социальной среды.
Социальный статус семьи и ее типология
Семьи условно можно разделить на различные группы в зависимости от их социального статуса. Социальный статус семьи определяется такими факторами, как уровень дохода, образование родителей, профессия, место жительства и другие.
Семьи из группы социального риска, как правило, имеют низкий социальный статус. Они часто сталкиваются с финансовыми проблемами и ограничениями в доступе к образованию и достойным условиям жизни. Дети из таких семей могут испытывать сложности в заполучении ресурсов и продолжении образования.
Семьи из высшего и среднего классов имеют более высокий социальный статус, что обеспечивает им доступ к большему количеству ресурсов и возможностей. Родители из этих семей обладают высшим образованием и обычно работают в престижных профессиях. Дети из таких семей имеют больше возможностей для развития и образования.
Рекомендуем прочитать: Судебные приставы: проверка задолженности по фамилии в ФССП и другие сервисы
Социальный статус семьи имеет важное значение для условий воспитания детей. Дети из семей с низким социальным статусом могут столкнуться с недостаточной поддержкой и ресурсами, что может отрицательно сказаться на их развитии. В то же время, дети из семей с высоким социальным статусом имеют больше возможностей и ресурсов для успешного развития и достижения своих целей.
Условия воспитания детей в семье
Условия воспитания детей в семье имеют большое значение для формирования их социального статуса и благополучия. Благополучные семьи, обеспечивающие своим детям стабильность и безопасность, создают благоприятные условия для их роста и развития.
Социальный статус семьи определяется также ее типом. Семьи, находящиеся в социальном риске из-за низкого уровня доходов, отсутствия образования или разного рода проблем, могут столкнуться с трудностями в обеспечении адекватных условий для воспитания детей. Это может повлиять на их социальное развитие и благополучие.
Условно семьи можно разделить на две группы. В первую группу входят семьи, где родители активно участвуют в жизни детей, обеспечивают их физические и эмоциональные потребности, создают стимулирующую и поддерживающую среду для развития. Такие семьи способствуют формированию у детей высокого социального статуса и могут рассматриваться как благополучные.
Во вторую группу относятся семьи, где условия воспитания ограничены или неблагоприятны. Это могут быть семьи с разными социальными проблемами, включая нарушение законов, алкоголизм или насилие. Такие семьи могут создавать небезопасные и нестабильные условия для развития детей, что может отразиться на их социальном статусе и благополучии.
Условно благополучные семьи
Условно благополучные семьи — это семьи, в которых социальный статус семьи и ее условия воспитания детей находятся на достаточно высоком уровне. В таких семьях дети вырастают в относительно стабильной и безопасной среде, что способствует их полноценному развитию и обеспечивает им хорошие перспективы в будущем.
Рекомендуем прочитать: Статья 93 Трудового кодекса РФ: действующая редакция 2023 года, комментарии и судебная практика
Социальный статус семьи играет важную роль в определении ее благополучия. Условно благополучные семьи обладают высоким уровнем дохода, обеспеченностью жильем, доступом к образованию и медицинскому обслуживанию. Они имеют возможность предоставить детям все необходимое для их развития и успешного старта в жизни.
Несмотря на то, что условно благополучные семьи обладают высоким социальным статусом, они все равно могут быть подвержены определенным рискам. Риском для таких семей может быть например экономический кризис, утрата работы или серьезные затраты на лечение и другие крупные расходы. В таких случаях уровень благополучия семьи может снижаться, что может повлечь за собой негативные последствия для развития и воспитания детей.
Группы условно благополучных семей могут варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как образование и профессия родителей, национальность, место проживания и другие. Но независимо от этого, такие семьи обычно ставят интересы и потребности детей на первое место, стремятся обеспечить им лучшее будущее и поддерживают их в успешном обучении, социальном развитии и самореализации.
Как определяется социальный статус
Социальный статус семьи – это определенная позиция семьи в обществе, которая является результатом множества факторов.
Статус семьи может определяться такими факторами, как социальное происхождение, образование, профессия, доход и состав семьи.
Социальный статус семьи условно можно разделить на несколько групп: низший, средний и высший.
Семьи с низким социальным статусом часто сталкиваются с проблемами, связанными с недостатком ресурсов, низким уровнем дохода и ограниченными возможностями.
Семьи со средним социальным статусом обычно имеют более стабильные условия жизни, уровень дохода и образование, чем семьи с низким статусом.
Семьи с высоким социальным статусом имеют доступ к более высокому уровню образования, лучшим рабочим местам, а также культурным и материальным ресурсам.
Определение социального статуса семьи имеет важное значение для понимания условий воспитания детей и рисков, с которыми они могут столкнуться в своей будущей жизни.
Семьи группы риска
Социальный статус семьи определяется ее положением в обществе и может быть различным. Одной из групп семей, находящихся в состоянии риска, можно назвать семьи группы риска. Это семьи, которые по разным причинам находятся в трудной жизненной ситуации и испытывают сложности в воспитании своих детей.
Рекомендуем прочитать: Как создать стильный профиль в Steam: полезные советы и рекомендации
Как правило, семьи группы риска имеют низкий социальный статус, они могут быть безработными или иметь низкий уровень доходов. Такие семьи часто испытывают экономические трудности и имеют ограниченный доступ к ресурсам образования, здравоохранения или культуры.
Благополучные семьи обычно имеют стабильный социальный статус, достаток и доступ к разнообразным ресурсам. У них есть возможность обеспечить своим детям качественное образование, здравоохранение и другие услуги, которые способствуют их развитию и благополучию.
Семьи группы риска нуждаются в особом внимании со стороны государства, общества и специалистов, чтобы помочь им преодолеть трудности и обеспечить благополучие своим детям. Это может включать программы поддержки, социальное обслуживание, социально-педагогическую помощь и другие меры, направленные на улучшение их жизненной ситуации и воспитание детей в благоприятной среде.
Советуем прочитать:
- Инструктажи на рабочем месте: разновидности, проверка знаний по ОТ и организация процедуры
- Медосвидетельствование призывников: юридические аспекты и ограниченная годность
- Контакты и услуги МФЦ Люблино в Москве: адрес, телефоны и время работы
- Коммерческие организации: все, что вам нужно знать
Источник: zeya-liceum.ru