Турко, А. Д. Мой первый гербарий / А. Д. Турко, А. А. Метлицкая. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 5 (14). — С. 94-101. — URL: https://moluch.ru/young/archive/14/1055/ (дата обращения: 15.02.2023).
Я живу на Кубани в замечательном городке на берегу Азовского моря. Особенно красива моя школа № 18, которая весной и летом буквально утопает в зелени деревьев и ярких красках цветов. На уроках я уже встречалась с гербариями, которые показывала наша учительница. Мне стало интересно, смогу ли я самостоятельно создать гербарий, поближе изучить растения пришкольного двора, собрать и показать своим одноклассникам.
Цель моей исследовательской работы: узнать, что такое гербарий и как правильно его собирать. Задачи выполнения работы заключаются в следующем:
1. Найти и изучить необходимую литературу по теме.
2. Использовать растительность пришкольного участка как объект для исследований.
3. Провести опрос одноклассников, знают ли они, как собирать гербарий.
Как сушить цветы и листья || Зарисовки и гербарий || Сканирование и оцифровка засушенных цветов
4. Обучиться разным способам сбора гербария.
5. Составить гербарий «Растения школьного двора»
6. Найти другое применение засушенным растениям в виде декоративных композиций.
Методы исследования: наблюдение, опрос, фотографирование, счёт, сравнение, изучение и обобщение.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что её продукт (собранный гербарий) можно использовать на уроках окружающего мира и кубановедения при изучении различных тем, представлять на конкурсах, выставках, участвовать в проектах.
Мое предположение: сбор гербария вполне по силам ученику начальной школы.
1.Основная часть.
1.1. Что такое гербарий? Историческая справка.
В толковом словаре я нашла такое определение: «гербарий — коллекция засушенных растений, трав» [1, с.63]. Википедия поясняет: «Герба́рий (лат.herbárium, от herba-«трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами» [4]. Обычно гербарные образцы после сушки крепятся на листах белой плотной бумаги.
Выяснилось, что слово гербарий появилось давно. Первые гербарии появились в Италии в IV веке и стали популярны по всему миру. В старину это слово обозначало книгу, посвящённую растениям или травник. В этих книгах описывались основные свойства растений, как оно влияет на человека. А ещё словом «гербарий» называли человека, который занимался травами.
Высушенные части растений вместо рисунков раньше наклеивали в «травники» [5]. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с краткой надписью «рваны́ 1717 года». Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:
– растения со всеми частями (от подземных до наземных, включая цветки и плоды);
– целые группы различных растений;
– отдельные части растений (листья, цветки, лепестки и плоды).
В научных целях сохраняют полные гербарии, в «домашних» — наиболее привлекательные части растения, учитывают его размер и особенности листьев и цветков. Учёный К. Линней определил технологию сбора растений [3], которая, практически, не изменилась и до наших дней. Его правилами пользовалась и я, когда собирала свой первый гербарий.
Мастер-класс «Научный гербарий своими руками»
1.2. Для чего создают гербарии?
Засушенные растения применяют при изготовлении аппликаций, картин, открыток, панно и альбомах. Они рассказывают о любимых садовых растениях, ценных моментах и красочных букетах. Создавать сухие панно — искусство и совсем не сложное. Гербарии создают не только для научных целей и не только как «живые» иллюстрации к растениям. Сейчас гербарии также:
- Помогают сохранить на память подаренные цветы и растения;
- Позволяют сохранить коллекцию собственных растений на долгие годы;
- Отличный декоративный материал для украшения помещений;
- Дают простор для творчества.
1.3. Как используют гербарии? Рассмотрим различные варианты использования засушенных гербарных листьев и цветов.
1. Для учебных целей в специальных альбомах и гербарных картотеках;
Рис. 1. Альбомы для гербариев
2. Для украшения фоторамок, дневников и блокнотов для записей;
Рис. 2. Украшения
3. В декоративных панно в сочетании с кружевами, живописью, декупажированной основой;
Рис. 3. Декоративное панно
- В украшении декоративных тарелок, подносов и шкатулок (и других техниках декупажа в качестве объемных украшений);
Рис. 4. Техника декупаж
- В закладках для книг;
Рис. 5. Закладки для книг
6. Для создания объемных картин и панно в смешанных техниках, в том числе в коллажах;
Рис. 6. Объёмные картины
7.В открытках и скрапбукинге
Рис. 7. Скрапбукинг
1.4. Правила создания гербария
Изготовление гербария по специальным правилам поможет надолго сохранить растение в домашней коллекции. А ещё засушенные растения можно использовать для создания красивых картин! Начинать собирать гербарий лучше по одной теме. Например, «Плодовые деревья» — собираем наиболее интересные экземпляры листьев только плодовых деревьев. Вот некоторые темы для сбора: «Цветы», «Травы», «Лекарственные растения», «Растения Кубани» или «Редкие растения моей малой родины».
Чтобы изготовить гербарий из листьев растений, произрастающих на территории нашей школы, мне понадобились следующие инструменты и принадлежности: плотные альбомные листы бумаги А-4; старые газеты для сушки материала; книги, используемые как пресс; клей; салфетки; прозрачные файлы; папка-скоросшиватель; садовые ножницы для резки веток и стеблей.
Раскроем несколько секретов, как мы делали гербарий из листьев и цветов.
Первый секрет. Мы отбирали только сухой материал. Выбирая цветы, мы следили, чтобы они были только свежие, незавядшие.
Второй секрет. Отобранный материал быстро обрабатывали и отправляли на сушку. Порядок сушки: в сложенный пополам чистый лист бумаги помещаем растение, листок или цветок внутрь. Дополнительно обкладываем будущий экспонат гербария старой газетой. Прокладывали салфетки между бумагой и газетой. Все это ложили под пресс.
В нашем случае мы воспользовались толстыми книгами.
Через пару недель всё было готово к помещению в альбом или рамку!
Секрет третий. После того, как все наши растения высохли, мы поместили их на плотные бумажные листы и в альбом. Крепили экспонаты гербария при помощи ниток, бумажных полосок, клея и скотча. Дополнительно мы приклеивали на страницу бирочку с названием и описанием экспоната, чтобы было понятно, какое это растение.
2. Исследование.
2.1. Опрос. С целью выяснения, знают ли мои одноклассники «Что такое гербарий?» и как его создавать, был проведен социологической опрос среди учащихся 2 –х классов.
Я знаю, что такое гербарий
Источник: moluch.ru
Учебный проект по биологии на тему: «Гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка МКОУ «СКОШ»
Часто общаясь с живым существом, человек старается запечатлеть его в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Но как возможно сохранить яркие краски листьев растений, их хрупкие листочки и стебелечки? Оказывается, растения засушивают! Далее из высушенных растений составляют гербарии.
В таких гербариях можно увидеть растения, которые у нас не растут. В школах дети часто работают с гербариями на уроках биологии при изучении строения растений. Но, к сожалению, в нашей школе такого не имеется. Поэтому у ребят из 7 «А» класса возникла идея: попробовать собрать и высушить растения, то есть самим сделать свой первый гербарий.
Основная цель проекта: создать гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка МКОУ «СКОШ».
В связи с поставленной целью был определен круг задач:
Обучиться элементарным методам коллекционирования и сушки растений;
Закреплять название деревьев и кустарников, их строение и внешние признаки;
Уточнить особенности строения деревьев, отношение их к свету и теплу в связи с сезонными изменениями в природе.
Ожидаемый результат: сформировать представление у детей о строении дерева, как оно растет, почему сбрасывает листья, чем питается; закрепить названия деревьев и кустарников; научиться любить природу и видеть в ней прекрасное.
Конечный продукт: гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка МКОУ «СКОШ»
Участники проекта: обучающиеся 7 «А» класса МКОУ «СКОШ», учитель биологии Сидякова А.А.
Сроки проведения проекта: октябрь 2019 года.
Этапы реализации проекта:
3. аналитический (подведение итогов).
I. Организационно-подготовительный этап
Подготовка презентации «Гербарии, их происхождение и создание»
II . Реализация
Просмотр презентации «Гербарии, их происхождение и создание»; изучение методов коллекционирования и сушки растений (приложение 1).
Для нашего гербария мы собирали листочки и целые веточки. Мы поняли, что в настоящих гербариях, сделанных на фабриках у растений есть даже корешки, цветочки и семена. В нашем первом гербарии будут веточки и листочки. Растения собирали в тихий и тёплый день.
наклеивание листочков и веточек;
размещение сведений о растении (этикетка с названием, местом и временем сбора);
5. Сшивание гербария в одну «книгу».
III. Аналитический этап
В ходе проекта был создан гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка МКОУ «СКОШ». Наш гербарии мы использовали на уроках биологии при изучении темы «Строение листа, жилкование листьев». По итогам проекта мы сделали следующие выводы:
1. При работе с гербарным материалом быть аккуратными ввиду его хрупкости;
2. Придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа;
3. Высушенный материал можно ещё использовать для создания аппликаций и букетов.
Результатом проекта стало участие в творческом конкурсе, каждый ученик был награжден поздравительным дипломом.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Исследовательский проект «Гербарий»
Гербарий является наглядным пособием в начальной школе и может быть представлен в оригинальной форме, для дальнейшего использования как в урочной, так и в неурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение «Лицей «Саша»
ученики 4 класса
Руководитель: учитель Дубикова
Основная содержательная часть …….….…………………………..…..…………. 4 – 6
Список источников (ссылки на источники) ……………………………….……………8
Актуальность выбранной темы:
Выбранная нами тема очень актуальна, так как гербарий является наглядным пособием в учебной деятельности начальной школы, а также важнейшим материалом для изучения родного края.
Предметом этого исследования является гербарий.
Цель исследования — сделать гербарий необычного вида.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать историю появления гербария.
2.Провести опрос по теме: «Необычный гербарий».
5.Определить последовательность создания необычного гербария.
4.Придумать и сделать свой необычный гербарий.
6.Сделать выводы о проделанном исследовании.
Наша гипотеза звучит так: мы предполагаем, что сможем изготовить необычный гербарий для дальнейшего использования на уроках окружающего мира.
Практическая значимость: наше исследование заключается в том, что мы сравним гербарии различных видов и создадим свой гербарий, который можно использовать не только на уроках окружающего, но и на уроках математики и изобразительного искусства, технологии, а также во внеурочной деятельности.
Происхождение слова «ГЕРБАРИЙ»
- От латинского «херба», что означает – трава.
- Гербарий – это коллекция засушенных растений
Как правильно собирать гербарий
- В сухую погоду собрать нужное Вам растение
- Положить его на сухую газету и расправить все части
- Сверху накрыть другой газетой
- Положить небольшой пресс
- Дать просохнуть
- Взять чистый лист бумаги и закрепить высушенное растение
- Подписать название
В русском языке слово «гербарий» имеет два значения:
- так называют учреждения, где хранят гербарий и работают с ним (раньше их называли «травохранили-щами»)
Зачем же создают гербарии?
- Имея гербарий, можно узнать, как выглядят растения, обитающие в других странах и на других материках.
- По гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий.
- так называют особым образом высушенные растения, снабжённые этикетками.
Сбором и засушиванием цветков и трав увлекались многие аристократы. Наталья Гончарова, жена А. С. Пушкина, сушила полевые травы из своего сада — ее гербарий хранится в петербургском доме-музее А. С. Пушкина.
- самым крупным и ценным гербарным собранием в настоящее время располагает Королевский ботанический сад на окраине Лондона. Его коллекции насчитывают около 6 млн. гербарных листов;
- в России работает гербарий, входящий в пятёрку самых крупных гербарных хранилищ мира. Это гербарий академического Ботанического института им. В. Л. Комарова, расположенного в Санкт-Петербурге (более 5 млн. листов).
Мы провели анкетирование ребят-одноклассников в составе 13 человек по следующим вопросам. Результаты анкетирования вы можете увидеть на слайдах.
На диаграмме мы видим, что 60% от общего числа опрашиваемых уже имеют гербарий. Значит ранее они уже были заинтересованы в его создании. А 30% на момент опроса хотят его сделать.
На диаграмме видно, что значительная часть детей (70%), из тех кто заинтересован в создании гербария, желают его сделать необычного вида.
Какой необычный вид?
Диаграмма нам дала понять, что дети ранее уже видели гербарии необычного вида.
Мы исследовали разные работы, которые могут быть использованы как гербарий: аппликация; декорирование тарелки, свечи, предметов интерьера и т.д.; панно; коллаж; картина; украшения. После чего решили сделать гербарий в виде платья для Королевы ОСЕНИ.
Замысел нашего гербария.
1. В виде платья для Королевы ОСЕНИ.
2. Платье должно состоять из полосок орнамента, составленного из листьев.
3. Полоски должны состоять из листьев разных пород деревьев.
4. При составлении орнамента соблюдать принцип контрастности цветов.
Этапы создания платья
1. Нарисовать эскизы платья.
2. Составление и фиксирование на полоске бумаги рядов –узоров.
3. Фиксирование рядов –узоров на заранее подготовленном каркасе из бумаги.
4. Изготовление этикеток в виде веера.
5. Самооценка готового изделия.
Сделать гербарий своими руками может каждый человек . Благодаря ему можно изучить флору любой местности. Флора каждой территории очень со временем меняется. Одни виды исчезают, другие появляются. С помощью гербария можно определить, когда это случилось. Каждый лист с образцом растения – своего рода архивный документ.
Гербарий может быть оформлен разными способами. Он может играть не только познавательную роль, но и быть украшением интерьера. Гербарий можно использовать непосредственно на уроках окружающего мира, а также на уроках математике при изучении чисел и операций с ними. На уроках ИЗО наш гербарий послужит для изучения гаммы цветов и орнаментов.
На уроках технологии он может быть примером создания каркаса. Во время внеурочной деятельности платье для Королевы ОСЕНИ можно использовать в качестве реквизита при постановке театральных сценок.
Наша гипотеза подтвердилась, мы сумели придумать и создать гербарий необычного вида, который в дальнейшем будет использоваться на уроках: окружающего мира, математики, изобразительного искусства, технологи, а также во внеурочной деятельности.
Источник: nsportal.ru