Сколько чаевых оставлять официанту в ресторане России

Собираясь в дорогой ресторан, нужно знать много правил этикета. Имеют значение даже самые незаметные нюансы: какие аксессуары ты надела, в какой руке держишь вилку и как отодвигаешь стул. Но вот приятный вечер уже позади, официант принес счет. И возникает дилемма: оставлять или не оставлять чаевые в ресторане? С этим вопросом в редакцию обратилась наша читательница.

Нужно ли оставлять чаевые в ресторане

Я не могу понять, почему я должна оставлять деньги на чай в ресторане? Ведь официанты по сути ничего не делают, просто улыбаются, приносят меню, заказ и счет. Да, работа у них непростая, весь день на ногах. Но ведь чаевые в ресторане люди оставляют за вкусную еду, а готовят ее не официанты, а повара! Получается, мы обделяем кулинаров, которые действительно заслуживают денежной похвалы!

Не поймите неправильно, я женщина не жадная, просто справедливая. Например, мой муж оставляет всегда 10 % чаевых от счета, по всем правилам этикета. Это его выбор, но для меня такое поведение — загадка! Ведь мы благодарим официантов, которые и так получают свою зарплату.

Хороший-плохой официант. Почувствуй разницу!

Я 8 лет работаю воспитательницей в детском саду. Часто приходится подменять коллег. Во время отпуска других педагогов мы заменяем их на рабочем месте. Всего у меня и у нянечки 43 ребенка. И мы тоже приносим еду, а няня после каждого приема пищи перемывает горы посуды. Ей чаевых никто не дает да и мне тоже.

И ничего, не жалуемся.

Или представьте, когда после рабочего дня родители забирают детей домой. Получили свое чадо в целости и сохранности, оставили чаевые. Это же нонсенс, так никто не делает! Так почему же в ресторанах мы платим официантам сверх нормы?

Выходит, официант — профессия высшей категории? Мы не оставляем на чай докторам, учителям, автомеханикам. А если продавец в магазине рубль не додал, так еще и поскандалить можем. А чем продавец хуже официанта?

Блюдо, которое я заказала, готовит повар. Официант его просто приносит. И если мне понравилась кухня, значит, и чаевые в ресторане я должна оставлять повару. Я не могу понять, откуда взялась эта глупая традиция оставлять чаевые и почему я должна ее придерживаться.

Почему люди оставляют чаевые в ресторане

Обычаем оставлять чаевые мы обязаны англичанам. Эта традиция очень древняя, она зародилась еще в XVI веке. Тогда в Англии начали устраивать чаепития. Если гости после вечерних посиделок оставались в доме хозяина на ночь, то оставляли деньги его слугам.

Если ты любишь путешествовать, то знаешь, что в каждой стране сумма чаевых разная. В США принято оставлять 15–25 % от суммы счета, в Бразилии — 10 %, а в Швеции — 5–10 %. В России и Украине нормой считается оставить 10 % от суммы счета. А в Японии чаевых вообще не оставляют, там это не принято.

Читайте также:  Как доехать от тоннельной до анапы

Но национальные особенности — это не единственная причина, почему мы оставляем чаевые в ресторанах. Во-первых, оставляя чаевые в ресторане, люди мотивируют официантов лучше обслужить твой столик в следующий раз. Во-вторых, чаевые — это знак благодарности за хорошо проделанную работу. Третья причина — это желание соблюсти правила этикета, а также избежать осуждения со стороны окружающих. К тому же чаевые обычно оставляют те, у кого заработок выше, чем зарплата официанта.

СКОЛЬКО ЧАЕВЫХ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЗА ВЕЧЕР? ОФИЦИАНТЫ РАССКАЗЫВАЮТ ПРАВДУ О СВОЕЙ РАБОТЕ.

Давай не будем забывать, что профессия официанта действительно сложная и утомительная. Мы видим только опрятную и улыбчивую девушку или молодого человека, готовых принять заказ. Но в обязанности официанта входит и поддержание чистоты на рабочем месте. Кроме того, видела ли ты, сколько столиков должен обслужить один человек в самые загруженные часы ресторана? И всех надо запомнить: кто попросил не класть лук в салат, а кто хочет, чтобы в пасту добавили острый соус.

Не спорим, каждая работа имеет свои сложности. Но и выгоду тоже. Да, докторам мы на чай не оставляем, но у нас приняты добровольные пожертвования для больницы и небольшие презенты врачам. А педагогов поздравляют со всеми праздниками, дарят сладости, а нередко и более дорогие подарки.

Так должны ли мы оставлять чаевые в ресторане? Ответ: нет, не должны. Нас никто не оштрафует за то, что мы не оставили на чай. Но в западной культуре чаевые — это норма этикета, благодарность за хорошо проделанную работу. И если ты хочешь сказать спасибо, и материальное благосостояние позволяет, то почему бы и не сделать это?

Источник: vazhnoznat.com

«Чаевой» вопрос

Чаевые – важная составляющая ресторанного бизнеса, которая, с одной стороны, позволяет оптимизировать затраты владельцев, а с другой – стимулировать обслуживающий персонал

«Чаевой» вопрос

Арт-директор ресторанного холдинга Gastronomica, Москва

Составлен ресторанный рейтинг по размеру чаевых

Чаевые в ресторанах

Чаевые не отменяются

Самому ресторану чаевые ровным счетом ничего не приносят, это исключительно заработок обслуживающего персонала. Кому конкретно он достанется, зависит от системы, закрепленной дирекцией заведения. Но, как правило, только официантам и меньшая часть барменам. Чаевые могут превышать зарплату в несколько раз. И именно за эту большую прибавку они и работают.

Далее «в долю» иногда входят мойщики посуды, совсем редко кухня — чаще всего это связано с обслуживанием банкетов, так как увеличивается нагрузка. Кроме того, ассортимент блюд на подобных мероприятиях обычно один и тот же, а довольны при этом должны быть все гости. В разделе чаевых на приемах участвуют и менеджеры, ведь они напрямую контактируют с клиентом. От того, как они примут банкет, зависит общая составляющая счета.

Читайте также:  Что такое добрый поступок

Тем не менее в некоторых ресторанах в каждодневное распределение премиальных сумм включают и топ-менеджеров. А вот кто всегда остается не у дел, так это хостес, несмотря на ее явную схожесть в должностных обязанностях с коллегами. Она, конечно, может получить свой «чай», но только в том случае, если клиент поощрит ее лично.

Хотя раньше хостес зачастую имела дополнительный внутренний доход. Все дело в том, что она и только она влияла на размещение гостей в зале по своему желанию, поэтому официанты подкупали ее ради «выгодных» посетителей за своими столиками. Но сейчас по правилам хостес обязана быть беспристрастной, объективной и рассаживать гостей в ресторане, исходя из определенной очередности, — за этим следит менеджер.

«Всем сестрам по серьгам»

Итак, как же распределяются чаевые? По-разному. Правила устанавливает дирекция — именно она должна оценивать ситуацию и принимать решение об уместности того или иного подхода. Например, где-то каждый официант получает сам за себя — сколько заработал со своих столов, столько и унес домой.

Где-то пространство зала делится на определенные зоны, за каждую из которых отвечает своя команда. Тогда собранные с этой площади средства делятся между участниками « подразделения». Третий распространенный способ — принцип «общей копилки». В этом случае все собранные деньги в конце рабочего дня делятся между официантами поровну, но для нормального функционирования такой системы необходим дружный коллектив. Когда он не сформирован, рассчитывать на взаимовыручку, а значит, и на стабильность не приходится.

Порой за чаевые разыгрываются нешуточные страсти, например, когда приходит новый сотрудник. Никто не хочет, чтобы у них отбирали «хлеб». Известны случаи, когда доходило до откровенного выживания из коллектива: подножки делали, подставляли и даже избивали после работы! К счастью, сейчас такие истории — редкость.

Что касается расхожей фразы, что чаевые — критерий работы официанта, гарант его качественной работы, здесь в спор вступают два полярных утверждения. С одной стороны, конечно, никто не оставит нормальных чаевых, если обслуживание совершенно не понравилось. С другой — иногда при превосходном, безупречном обслуживании официант может ничего не получить.

Важно впечатление от ресторана в целом: вкусная еда, приятная атмосфера, улыбчивая хостес, услужливый персонал… Сервис — это сплоченная работа команды, каждого сотрудника, начиная от гардеробщика и заканчивая менеджером и шеф-поваром. И тем не менее все зависит от самого гостя, от его внутренней культуры. Некоторые принципиально не оставляют на чай, другие полагают, что если в ресторане высокие цены, то дополнительные бонусы ни к чему. А есть такие, кто считает грубостью не отблагодарить персонал даже в дешевом кафе при столовой на работе. Наверняка можно сказать лишь то, что хорошее обслуживание увеличивает вероятность получения вознаграждения.

Включать или не включать

Читайте также:  Как плести лисенка из резиночек на рогатке

Но стоит ли, учитывая человеческий фактор и вероятность остаться без бонусов, включать чаевые в счет, делая их обязательными? Ведь за границей такая практика довольно распространена. Что касается российских реалий, то такой вариант не приветствуется. Все-таки чаевые — дело исключительно и только добровольное, и эта тенденция не меняется.

Да, сегодня оставляют не такие большие суммы, как раньше, — «шальных» денег стало меньше, а заведений, наоборот, больше. К тому же при включении чаевых в счет возникли бы сложности с оплатой налогов. Стоит также подумать и о другом факторе, когда гость может оставить больше 10 процентов. Ярким примером здесь служат недорогие кафе: оплачивая кофе стоимостью 160 рублей, посетитель часто дает, например, рублей 200 и не дожидается сдачи, которая составляет даже больше 20 процентов.

Единственная ситуация, когда чаевые вносят в счет, — на банкетах, что оговаривается сразу. Это важно хотя бы потому, что приемы часто оплачиваются с корпоративной карточки, с которой сдачу не оставишь. А ведь это отдельная нагрузка персонала, и при включении процента в счет официанты имеют гарантированный заработок. Именно поэтому они всегда стремятся попасть на такого рода мероприятия и, более того, работать там как можно лучше, чтобы в другой раз тоже взяли.

Лакмусовая бумажка экономики

Американские экономисты говорят, что большие чаевые — признак здоровой и сильной экономики. Это вроде бы справедливо. Чем крупнее оставляемые премиальные суммы, тем больше у людей денег в целом. А если у них много денег, то и в стране все хорошо. Все же могут есть у себя дома, но раз люди готовы тратить деньги на поход в ресторан, значит, экономика в стране не так уж и плачевна.

Забавно, но, как показывает практика, чем больше у человека денег, тем менее охотно он оставляет чаевые. Кроме того, чем меньше счет, тем больше в процентном соотношении оставляют чаевых и наоборот. При счете, превышающем 20000 рублей, мало кто оставит 10 процентов. По нашим подсчетам, так делает только треть гостей.

И еще несколько интересных фактов

Качество обслуживания никоим образом не должно отражать объем оставленных чаевых. За этим обязаны пристально следить менеджеры ресторана. Сервис — работа официанта, и если в силу тех или иных причин он выполняет ее некачественно, значит, он некомпетентен.

Даже если заранее ясно, что больших чаевых не предвидится или их не будет совсем, данный факт не должен повлиять на уровень обслуживания. Особенно это важно в специализированных ресторанах, в частности, в рыбных, где официант должен правильно подавать блюдо, уметь виртуозно разделывать рыбу. Например, в ресторане Gastronomica Fish подается «икорный сет», который готовится при госте: соответственно, если превратить это в представление, то и вероятность «чая» увеличится. То есть мы опять возвращаемся к командному взаимодействию — кухня разработала, официант преподнес, а тренинг-менеджер обучил.

Источник: restoranoff.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today