Образовательная область: Социально коммуникативное развитие: Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы.
Задачи дежурства:
Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя
Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива
Умение работать с знаково-символьной системой обозначения трудовых операций. (пояснить)
Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня. (например помощь в накрывании на обед)
На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку (пояснить)
Оборудование и внешний вид уголка:
Уголок дежурства
Плакат с кармашками, где есть тематическая картинка – хорошо. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей: картинка с именем – в старших группах. У малышей – это фото ребенка или знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.
Форма: для накрывания столов – фартук, можно головной убор,
Для хозяйственно-бытового труда – клеенчатые фартуки.
Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Учатся завязывать друг другу фартуки (старшая, подготовительная группы)
Увеличивается число «дежурных групп» в детских садах
Роль ребенка: помощник взрослого, его полноценный заменитель
Количество детей: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.
Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю
В дежурстве есть три формы объединения детей: это объединение в парах, дружеские взаимосимпатии, избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
По содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:
-дежурство в столовой;
-подготовка к занятиям;
-дежурство в уголке природы.
Содержание работы с детьми по возрастным группам:
1 младшая группа:
Особенности: совместно с взрослым, воспитатель обращается с просьбой помочь ему протереть стол. Рассказывает и показывает как. Дети очень любят быть значимыми. С гордостью выполняют поручения. Могут расставить салфетницы (без салфеток), хлебницы (без хлеба).
2 младшая группа:
Так же простейшие поручения, отдельные действия. Должны почувствовать что всякий труд связан с преодолением трудностей. Важно – работа завершалась наглядным результатом.
Со второй половины года – дежурство по столовой: салфетницы, хлебницы, ложки, тарелки. Неделю – салфетници, следующую неделю – хлебницы, следующую – ложки и т.д. постепенно.
Не важно, что количество ложек не совпадает с количеством детей. Нельзя ругать.
Со второй младшей группы вводятся дидактические игры типа «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки»
Средняя группа:
Основная форма – трудовые поручения. 1-3 ребенка, контролируя процесс, направляя и корректируя. Обязательно хвалить, даже если выполнил не совсем аккуратно. Хвалим при всех, делаем замечания наедине, чаще даем поручения, которые другим детям не видны: сходи, принеси, попроси, узнай…
Как попасть в дежурную группу детского сада⁉️ Пошаговая инструкция
В средней группе труд – это не отдельные операции – а целый процесс, состоящий из нескольких этапов. Ребенок сервирует стол пока один, т.к. ему еще трудно согласовать свои действия со сверстником, не умеет договариваться и распределять операции между собой, убирать посуду со стола в средней группе должен взрослый, а не дежурный.
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
• Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.
Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
• Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:
• Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
• Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
• В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
• Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
Чашки дети сами относят в раковину (раздаточный стол)
Самостоятельно готовить и убирать рабочее место дети уже могут, действуя по образцу. (схема или пример, приготовленный взрослым)
Старшая и подготовительная группа:
Коллективный труд, дети сами распределяют роли-обязанности, продумывают план работы, учатся не мешать товарищам, быть аккуратным, не стесняться, просить помощи. Внимание – на завершение дела. Есть место различным поручениям: сходи, принеси, разовые, и долговременные – эту неделю ты следишь за порядком в уголке природы….
Требования воспитателя – более высокие. Приветствуется творчество. «Сделай сам», Сделай, как у меня или по другому, сделай как хочешь.
Обязательна похвала – стимул на следующее задание, будет стараться еще лучше
Нельзя переделывать работу за ребенка взрослым на глазах этого ребенка
Помощь при подготовке к занятиям и порядку на рабочем месте.
• На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
• Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
• Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если помощник воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
• Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
• Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
• Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
• Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
• Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
• Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
• Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
• Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.
• Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
Каждые 3 дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства. Дети самостоятельно внутри звена договорятся, кто за что будет отвечать.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Источник: sadik11-kolokolchik.ru
Работа детского сада в режиме дежурных групп, что это?
Сейчас часто используется термин в работе детских садов «работа в режиме дежурных групп». Как его правильно понимать и как заведующему организовывать работу всех сотрудников в этом режиме. Заранее спасибо за ответ. ДС «Сказка».
Ответ: четкого перечня норм о «работе в режиме дежурных групп» в действующем законодательстве нет. В Методических рекомендациях Минпросвещения РФ по данному поводу указано:
1) в п. 2 Методических рекомендаций Минпросвещения РФ (письмо от 25 марта 2020 года N ГД-65/03) разъясняется: при наличии соответствующего решения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста о свободном посещении ДОО руководитель ДОО должен обеспечить работу дежурных дошкольных групп при строгом соблюдении правил санитарного режима (см. СП 2.4.3648-20; специальные правила СП 3.1/2.4.3598-20 (ред. от 24.03.2021))
2) в Методических рекомендациях Минпросвещения РФ (письмо от 9 апреля 2020 N ГД-180/03) разъясняется:
— в этой связи органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов совместно с руководителями ДОО и ОО на постоянной основе осуществляют мониторинг потребности родителей (законных представителей) детей в посещении их детьми ДОО или ОО в период введения нерабочих дней;
— руководители таких ДОО или ОО обеспечивают работу дежурных групп и (или) классов при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом дополнительных мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации;
— родителям (законным представителям) необходимо уведомить в любой удобной форме (бумажной или электронной) руководителя ДОО или ОО о наличии потребности в посещении ребенком образовательной организации в период с 4 по 30 апреля 2020 года.
То есть, исходя из указанных рекомендаций, в ДОО:
— следует провести мониторинг (опрос в письменной форме) родителей об их работе в период с 3 по 7 мая и необходимости в работе дежурных групп ДОО;
— составить график работы дежурных групп с учетом проведенного письменного опроса родителей и обеспечить его доведение до родителей, вышестоящих органов дошкольного образования;
— соблюдать санитарные требования СП 2.4.3648-20; специальные правила СП 3.1/2.4.3598-20 (ред. от 24.03.2021).
В этой связи в министерстве образования и науки Удмуртии работает телефон по вопросам организации образовательного процесса: (3412) 782-782. (данные веб-сайта https://susanin.news/udmurtia/education/20200327-272082/).
Владимир Коржов, юрист.
Читать также:
- Графики работы воспитателей
- Новые дети в группе детского сада
- Расписание на учебный год в детском саду
- Должен ли воспитатель вытирать попу ребенку
Источник: deti-club.ru
Жители Свердловской области добились открытия дежурных групп в детсадах на период пандемии 1262
Детские сады из-за введенных ограничений в связи с пандемией коронавируса закрыли еще в конце марта. Но Минобрнауки в своем приказе №450 от 19 марта 2020 г. разрешило создать дежурные группы для детей, чьи родители вынуждены выезжать на работу. Например, врачи, учителя, работники правоохранительных органов, водители общественного транспорта. В каждом регионе составлен свой список таких профессий.
В дежурной группе должно быть не более 12 воспитанников. Организовать такие группы министерство поручило муниципалитетам в каждом районе по желанию родителей.
Но родители до сих пор сталкиваются с трудностями: не везде власти прислушиваются к приказу Министерства образования. Так, например, жители города Михайловск в Свердловской области уже больше двух месяцев просят открыть специальные группы в детских садах. Взрослые выкручиваются как могут – многим приходится брать детей с собой на работу, рискуя их здоровьем.
Родители устали ждать и обратились за помощью в Центр защиты прав граждан.
– Мы изучили перечень организаций, которые продолжают трудовую деятельность в период специального режима. Этот перечь указан в Распоряжении Правительства Свердловской области №125-РП от 05.04.2020 г. Это значит, что для детей сотрудников, которые работают в таких организациях, должны быть созданы дежурные группы в детсадах, – разъяснила специалист Центра защиты прав граждан в Екатеринбурге Наталья Салимова.
Решить проблему удалось благодаря вмешательству лидера свердловских справедливороссов, руководителя федерального Центра защиты прав граждан Андрея Кузнецова. Он направил обращение главе Михайловского муниципального образования с требованием выполнить федеральные и региональные нормы законодательства – открыть дежурные группы в детских садах города.
– К сожалению, очень часто бывает, что человек и законов не знает, и ведет себя робко, и его просто отфутболивают. А когда он обращается в Центр защиты прав граждан, то он уже не один со своей проблемой. Поэтому все, кому нужна помощь, кто не может в одиночку справиться с проблемой, могут обратиться в Центр защиты прав граждан. Потому что это тот самый проект, который помогает человеку в борьбе с системой, с бюрократией, с нарушением прав и неисполнением законов, – отметил Андрей Кузнецов.
Чиновники, которые игнорировали просьбы и мольбы жителей больше двух месяцев, сразу же отреагировали. В детских садах города уже заработали дежурные группы.
Как записать ребенка в дежурную группу детского сада
В каждом регионе прописан свой порядок зачисления детей в дежурную группу детского сада. Родителям либо законным представителям ребенка нужно написать заявление и направить его на электронную почту в управление образования района по месту жительства. Такой порядок, например, действует в Екатеринбурге.
К заявлению нужно приложить справки с места работы обоих родителей (законных представителей). Родители должны работать в организациях, которые продолжают трудовую деятельность в период специального режима. В справках должны быть указаны основания для посещения ребенком дежурной группы и график работы родителей. (Распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга №683/46/36 от 03.04.2020 г.)
Важно! Дежурные группы работают не во всех детских садах. Уточнить, где они созданы, можно в управлении образования муниципалитета.
Стоит отметить, детские сады сегодня работают с соблюдением особых мер безопасности. Количество детей в группе сокращено до 12 человек, помещения постоянно промывают и проветривают, каждое утро детям измеряют температуру, при малейших признаках ОРВИ отправляют домой.
Источник: domsovet.tv