Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?
Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?
Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.
СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:
— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;
— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;
— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.
Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)
При 6-ти дневной неделе, не более
При 5-ти дневной неделе, не более
Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).
Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.
Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:
- до 1350 часов на уровне начального общего образования;
- до 1750 часов на уровне основного общего образования;
- до 700 часов на уровне среднего общего образования.
Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.
Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.
Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:
- Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
- В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
- В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.
Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.
- Автор — Сафиулина Нурия Романовна
- 01.03.2016
- Все консультации автора
Источник: eduface.ru
Сколько максимум уроков может быть в школе
Об этом рассказывает помощник прокурора Автозаводского района Тольятти Ксения Семенова.
В связи с ограничениями из-за пандемии коронавируса Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Ими регулируется организация образовательного процесса в школах.
Для учеников 1 класса количество уроков в день не должно превышать 4, при этом один раз в неделю допускается 5 уроков за счет одного урока физической культуры.
Для учеников 2 – 4 класса – не более 5 уроков в день, один раз в неделю допускается 6 уроков за счет урока физической культуры.
Для учеников 5 – 6 классов количество уроков в день не должно превышать 6.
Для учеников 7 – 11 классов – 7.
Продолжительность уроков составляет не более 45 минут, за исключением 1 класса, где она не должна превышать 35 минут (в сентябре — декабре) и 40 минут (в январе — мае).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 урока) – 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены разрешается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Родители часто интересуются, предусмотрена ли ответственность за нарушение этих правил. Прокуроры отвечают утвердительно.
— По статье 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность предусмотрена в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 7тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 до 70 тысяч рублей, — рассказывает помощник прокурора Автозаводского района Тольятти Ксения Семенова. — Повторное совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление.
Поделиться:
Рубрики Новости, Образование, Общество, Право Tagged #прокуратура разъясняет
Следующая Новость
Для студентов сузов РФ расширен перечень наиболее востребованных в экономике профессий
Вс Сен 5 , 2021
В него добавлены 35 профессий и 55 специальностей, обучаясь которым молодые люди могут претендовать на назначение стипендии правительства. Профессии в сфере робототехники, логистики, медицины, строительства, социальной сферы и сферы обслуживания, сельского хозяйства, туризма пополнили перечень, который не обновлялся с 2014 года. Соответствующий документ утвердил глава кабмина РФ. Речь идет, в частности, о профессии графического дизайнера, мастера […]
Источник: citytraffic.ru
Сколько уроков в день должно быть у вашего ребёнка ⏰
Итак, давайте разберёмся, не перегружают ли вашего ребёнка в школе.
Какое максимальное количество уроков в каждом классе (с 1 по 11) прописаны в нормативных документах. Всю информацию мы взяли на Федеральном портале «Российское образование».
Нормы СанПиН: допустимый объём нагрузки школьников в день:
1 класс — не более 4 уроков*
2 класс — не более 5 уроков**
3 класс — не более 5 уроков
4 класс — не более 5 уроков
5 класс — не более 6 уроков
6 класс — не более 6 уроков
7 класс — не более 7 уроков
8 класс — не более 7 уроков
9 класс — не более 7 уроков
10 класс — не более 8 уроков
11 класс — не более 8 уроков
* 5 уроков за счет урока физической культуры
** 6 уроков за счет урока физической культуры
В 5 — 7 классах с учетом факультатива и физкультуры в один из дней может быть и 7 уроков.
Но это ещё не всё! Помимо чётко прописанных объёмов нагрузки существует ещё и алгоритм распределения этой самой нагрузки в течение учебного дня.
Обязательно надо знать о Приложении №3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов». В соответствии с этой нормой полагается составлять расписание занятий таким образом, чтобы основные уроки (с высоким коэффициентом трудности) ставились в начальной школе на втором и третьем уроках, а в средней — со второго по четвёртый.
А теперь возьмите расписание своего ребёнка и калькулятор, посчитайте, правильно ли распределена нагрузка вашего школьника в течение недели.
Каждому предмету соответствует определённая цифра (коэффициент сложности). Сложите все коэффициенты и посмотрите на расхождения по дням. Если общие цифры будут сильно отличаться, значит, расписание составлено с нарушениями, и вашему ребёнку точно грозят перегрузки, плохо отражающиеся на его здоровье. В понедельник и пятницу показатели должны быть более щадящие, чем в остальные дни недели. Не выполнение школой норм СанПиНа — это очень серьёзное нарушение.
Если вы заметили неправильное распределение нагрузки у вашего ребёнка, то кроме вас никто не спросит о причине и не попросит скорректировать расписание!
Источник: dzen.ru