Осмысление текста означает, что читающий:
Правильность чтения заключается в избегание ошибок или ненамеренной замене некоторых слов или окончаний. Например:
- замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов;
- правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
Необходимость совершать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания. Важную роль также играет дикция читающего.
Скорость (темп) чтения — это количественная характеристика, показывающая способность читающего воспринимать определённое количество слов в минуту. Скорость чтения подразделяется на:
Скорость чтения зависит от способа чтения:
- слоговое чтение,
- плавное слоговое, когда слог читается слитно, а не разбивается по буквам),
- плавное слоговое с прочтением отдельных слов,
- чтение целыми словами и группами слов.
Чтобы побудить ребёнка к развитию скорости чтения, необходимо естественным образом научить его переходить от простого узнавая и произношения отдельных букв и их сочетания к слоговому слиянию, а уже после переходить на односложные слова. В дальнейшем также планомерно следует подталкивать ребёнка к чтению целым словом и группами слов. Насильственные методы чтения способны привести к отторжению освоения навыка чтения, пропуску последовательного перехода от букв и слогов к словам, а также потере понимания прочитанного текста.
Сколько читать с ребенком в день? #психолог #romanenkobehappy #воспитание #дети #чтение
Залогом дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе является не только освоение техники чтения, но и осмысление прочитанного текста. Считается, что оптимальной скоростью чтения является скорость разговорной речи, которая составляет 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека.
По мнению В.Н. Зайцева, генерального директора Российской национальной библиотеки, важнейшим фактором влияющим на успеваемость, является именно чтение. В качестве доказательства, он приводит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов.
При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа.
Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Тем самым, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научатся элементарно читать.
Таким образом, основываясь на несложных подсчётах, приведённых В.И. Зайцевым, трудно переоценить значение уроков чтения.
Сколько ребенку нужно читать в день?
Процесс развития напрямую связан с развитием скорости чтения и способностью нашего мозга воспринимать зашифрованную информацию. Те дети, которые много читают, всегда более успешны среди своих сверстников, потому что в процессе чтения у них совершенствуется устойчивость внимания и объём оперативной памяти, что в свою очередь ведёт к развитию умственной работоспособности.
Навык чтения, как правило, формируется в начальной школе. Поэтому так необходимо стремиться к тому, чтобы скорость чтения соответствовала уровню понимания прочитанного. К концу школьного обучения большинство учеников имеет скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту, однако остаётся вопрос, насколько осознанным, правильным и выразительным было их чтение.
В Процессе проверки «техники чтения» учитель опирается на такие показатели, как:
- осознанность чтения, как вслух, так и про себя. Таким образом, ребенок должен не просто читать, но и понимать прочитанное;
- способ чтения — слоговое чтение слов, чтение целым словом, плавное чтение;
- выразительность чтения — правильная постановка ударений, соблюдение при чтении пауз и интонаций;
- скорость чтения — количество знаков, прочитанных за определенный промежуток времени;
- ошибки чтения — ошибки чтения слов и запинки.
Таким образом, скорость чтения — это всего лишь один из показателей техники чтения. Сама же техника чтения, помимо скорости, включает в себя ряд таких показателей, как плавность, выразительность и правильность прочтения текста. Поэтому родителям первоклассников и тем, кто готовит ребенка к школе важно акцентировать внимание не только на скорости чтения, но и его осознанность. Доказано, что простые тексты лучше воспринимаются и способствуют развитию техники чтения. Особенно на начальных этапах ребенок будет стараться правильно и с выражением читать какую-нибудь сказку, но очень медленно и по слогам прочитает про строительство ракет или какой-нибудь технический текст по ремонту.
Важно помнить и понимать, что кругозор и лексикон ребёнка расширяется за счёт объёма прочитанного текста, а не от скорости. Чем больше малыш читает, тем он больше узнаёт и запоминает много новых слов.
Нормативы скорости чтения
Родителям всегда интересны нормы скорости чтения. Однако, стоит помнить, что они могут отличаться в зависимости от программы обучения разных школ, например, в школе гимназии нормативы будут существенно выше, чем для коррекционных классов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, сокращённо ФГОС НОО, выглядит следующим образом:
Норма техники чтения 1-ый класс
- на конец 1-го полугодия 15 — 20 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 25 — 40 слов в минуту
Норма техники чтения 2-ой класс
- на конец 1-го полугодия 50 — 70 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 60 — 80 слов в минуту
Норма техники чтения 3-ый класс
- на конец 1-го полугодия 70 — 90 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 80 — 100 слов в минуту
Норма техники чтения 4-ый класс
- на конец 1-го полугодия 85 — 105 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 90 — 110 слов в минуту
Норма техники чтения 5-ый класс
- на конец 1-го полугодия 100 — 110 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 110 — 120 слов в минуту
Норма техники чтения 6-ой класс
- на конец 1-го полугодия 110 — 120 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 120 — 130 слов в минуту
Норма техники чтения 7-ой класс
- на конец 1-го полугодия 120 — 130 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 130- 140 слов в минуту
Норма техники чтения 8-ой класс
- на конец 1-го полугодия 140- 150 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 150- 160 слов в минуту
Норма техники чтения 9-ый класс
- на конец 1-го полугодия 160- 170 слов в минуту
- на конец 2-го полугодия 170- 180 слов в минуту
Как проверить технику чтения дома
Чтобы проверить технику чтения необходимо взять секундомер, калькулятор и текст, который незнаком ребёнку, но будет ему понятен, например, приключенческий рассказ. Так в течение 1-2 минут по секундомеру, вы замеряете количество прочитанных ребёнком слов. Далее количество слов делите на количество измеряемого времени в секундах, затем полученный результат умножаете на 60. Иными словами, количество прочитанных слов разбивается на объем воспринимаемых символов в секунду, а затем умножается на 60, что соответствует величине прочитанного в минуту.
Или воспользуетесь тестом техники чтения у нас на сайте — он сделает все эти действия автоматически.
Особое внимание стоит уделить размеру шрифта и структуре предложений. Для первоклассников это должны быть короткие, простые предложение, без большого количества запятых, двоеточий тире и др. усложняющих текст знаков. Лучше, чтобы текст был без иллюстраций, отвлекающих ребёнка от процесса чтения и диалогов, где необходимо будет переключать внимание для чтения по ролям. В процессе чтения ребёнку будет комфортнее, если его глаза будут спокойно двигаться вдоль строчки, не перескакивая, поэтому текст должен быть на одном листе.
В процессе чтения ориентируйтесь на то, чтобы ребёнок читал спокойно, также не следует исправлять его или повторять слова, однако стоит для себя пометить, где малыш запнулся или допустил ошибку. Поэтому, чтобы понять было ли чтение осмысленным, придется задать ребенку несколько вопросов к тексту.
Если ребёнок каждый раз при проверке показывает разные результаты, то это не повод для беспокойства. Возможно, сказывается усталость ребенка, его желание читать, настроение и состояние здоровья. Технику чтения можно проверять несколько раз, например, утром и вечером, но при этом каждый раз читайте разные тексты. Если вы видите нервное состояние ребёнка, то отложите или перенесите проверку на другое время. Полезным будет и проверка техники чтения в виде игры, когда ребёнок не подозревает о том, что его сейчас тестируют.
Источник: foxgard.ru
Сколько слов в минуту должен читать ребенок и как добиться нормы?
С каждым годом требования к первоклассникам становятся все строже и строже. Многие родители недоумевают, почему ребенок должен владеть всеми сведениями и навыками из школьной программы еще до поступления в первый класс? Если он уже все знает и все умеет, зачем тогда обучение?
Однако набор единых стандартов при оценке готовности ребенка к школе необходим, чтобы сами мамы и папы могли честно ответить себе на вопрос, готов ли их малыш пойти в школу? Одним из хороших способов узнать это является проверка скорости чтения. Не секрет, что к семи годам дети уже должны уметь читать. Конечно, не так бойко, как ученики второго класса, но все же.
Если половина класса уже будет читать, а вторая половина не будет знать ни одной буквы, как учить их всех на одном уроке? В идеале все должны иметь одинаковую базу, чтобы стартовать из одной точки. Итак, нужно разобраться, сколько слов в минуту должен читать ребенок и как добиться нормы?
Нормы чтения
Итак, сколько слов должен читать ребенок в минуту, если он идет в первый класс? Дошкольник должен успевать произнести не менее 20 слов в минуту, это стандарт качественной подготовки. В советское время для ученика, окончившего первый класс, нормой были 47 слов в минуту, современная базовая программа рассчитана на 30 слов в минуту после прохождения курса. Если у Вас школа статусом выше, то нормой будет считаться 40 и более слов. Но начинают дети с 20 и к 30, 40, 50 приходят постепенно и уже под руководством педагогов.
Итак, подведем итоги: сколько слов в минуту должен прочитать ребенок:
- Дошкольный период и первое полугодие – не меньше 20 слов.
- Конец третей четверти – не меньше 35 слов.
- Конец первого класса – не меньше 40 слов в минуту.
Первый экзамен по чтению первоклассник пройдет в конце первого полугодия — не раньше. И все же к нему нужно готовиться уже сейчас, ведь результат за один день не приходит.
Минимальным порогом для вступление в ряды первоклассников — это 15 слов в минуту. С этим уже, как говорится, можно работать. Однако достичь этого уровня без предварительной подготовки немыслимо: без регулярных упражнений ребенок не может освоить чтение в таком темпе, каким бы гением он ни был. Поэтому Вы должны помочь чаду соответствовать высоким стандартам и быть в классе на первых местах.
Помните, столько бы слов в минуту ни читал Ваш ребенок, администрация школы не вправе учреждать вступительные испытания в первый класс. Образование у нас для всех обязательное, а не только для самых умных. Подробнее о законных правах родителей и детей в школе Вы можете узнать тут.
На 3 – 25-29 (40-48)
На 4 – 30-34 (49-54)
На 5 – более 35 (55)
На 3 – 40-44 (50-58)
На 4 – 45-49 (59-64)
На 5 – более 50 (65)
На 3 – 40-49 (55-64)
На 4 – 50-49 (65-69)
На 5 – более 60 (70)
На 3 – 65-69 (70-79)
На 4 – 70-74 (80-84)
На 5 – более 75 (85)
На 3 – 65-74 (85-99)
На 4 – 75-84 (100-114)
На 5 – более 85 (115)
На 2 – менее 70 (100)
На 3 – 70-88 (100-115)
На 4 – 89-94 (116-124)
На 5 – более 95 (125)
Критерии выбора текста
Как правильно измерить скорость чтения ребенка? Начнем с того, что текст должен быть соответствовать уровню владения языком: страничка из газеты или женского детектива не подойдет. Даже классика Толстого и Тургенева пока слишком сложна для восприятия. Ее и некоторые взрослые без запинки не прочитают. Чтобы узнать, сколько слов должен читать ребенок в минуту, подберите текст, который должен быть таким:
- Состоящим из простых и коротких преложений с двусложными словами, слоги которых идентичны или похожи: ма-ма, па-па, ка-ша.
- Без шипящих, многообразных сочетаний звуков и многосложных слов.
- Стихи и более сложные тексты отложите на окончание первого класса, когда ребенок сможет читать не только по слогам.
Как научить первоклассника читать быстро?
Советы педагогов
- Соревнования. Нужно предложить ребенку игру на скорочтение, где победитель что-то получает взамен. Поддавайтесь на первых этапах, а потом повышайте уровнь игры: закрывайте верхнюю или нижнюю часть текста непрозрачной линейкой и просите малыша прочитать. Обязательно делайте это сами и сохраняйте видимость спортивного вовлечения в процесс. Только так устоится увлечь им ребенка. И не забудьте про награду!
- Когда Вы идете гулять по магазину, просите ребенка прочитать названия товаров, претворяясь, что Вы не видите. Это убедит дошкольника в необходимости учиться читать, ведь этот навык будет пригождаться часто.
- Играйте в простую версию Элиса. Там нужно объяснять значения слов на скорость. Игра очень интересная, и уж там ребенку точно придется заставить себя читать быстрее. Он и не заметит, как научится.
- Читайте ребенку вслух и купите ему книги с картинками по интересам: сказки, комиксы или мангу. Это будет стимулировать его учиться быстрее.
Советы психологов
О том, сколько слов в минуту должен читать первоклассник, мы уже поведали. Осталось понять, как заниматься с ним чтением эффективно и без нервов.
- Начинайте занятия с простых и понятных текстов, интересных для ребенка. Отлично подойдут произведения для детей 5 лет. Главное условие — интерес малыша к прочитанному. Ему самому должно быть любопытно. Поэтому выбирайте книги вместе с ним.
- Читайте вместе с ребенком, демонстрируя свое мастерство. Показывайте класс и ускоряйтесь постепенно, увлекая ребенка в соревнование. Читайте медленно и выразительно, чтобы не превращать чтение в бездумную тараторку.
- Регулярно читайте ребенку вслух. Только так он поймет, что в книгах много всего интересного.
- Не стоит заставлять ребенка читать и уж тем более наказывать его за то, что он не делает этого. Карательные меры лишь расстроят его и демотивируют. Чтение будет ассоциироваться с негативными эмоциями.
Что еще должен знать дошкольник, чтобы пойти в первый класс?
- Считать до 20 (в обратную сторону тоже). Научиться можно с помощью дидактических игр;
- Знать простейшие геометрические фигуры;
- Знать место проживания, имена родителей;
- Отличать плоды и листья, словом, адаптироваться в окружающем мире.
- Выразительность (ударения и паузы);
- Четкость речи (вот, как можно ее развить в домашних условиях);
- Осознанность и понимание прочитанного;
- Отсутствие ошибок;
- Чтение слова по слогам или целиком;
Источник: luckymummy.ru
Первые книги для малышей
Литературные произведения несут в себе мудрость, накопленную многими поколениями людей. Каждый положительный и отрицательный персонаж одинаково важен для формирования у ребенка способности анализировать поступки героев и делать выводы. Поэтому необходимо не только читать малышу, но и обсуждать вместе только что прослушанную им историю, внимательно рассматривать иллюстрации и обложку книги.
Как подобрать литературу в зависимости от возраста малыша
0 – 6 месяцев — это время, когда у ребенка формируется и укрепляется тесная привязанность к маме, поэтому так важно начинать читать сказки новорожденному
- Кроха пока еще не способен реагировать на книги, но для него очень важно слышать голос самого близкого человека на свете, учиться различать его эмоциональную окраску в зависимости от ситуации или выражения маминого лица.
- Книги пока не являются важной частью воспитательного процесса, но подготавливают малыша к ежедневному ритуалу чтения перед сном или в процессе игры.
- Чтение вслух укрепляет психоэмоциональную связь мамы с ребенком, позволяя им ежедневно проводить несколько минут наедине друг с другом, отвлекшись от привычной суеты.
- В этот период маме важно научиться своей интонацией и мимикой придавать эмоциональную окраску тому, что она читает, чтобы заинтересовать ребенка и научить его различать эмоции окружающих людей.
- С 4 месяцев у ребенка начинают активно развиваться артикуляционные навыки и слуховое внимание. Теперь чтение не только укрепляет эмоциональную связь с мамой, но и способствует формированию важных умений.
6 – 12 месяцев
В этот период наступает важный этап развития мелкой моторики, о чем мы подробно рассказываем здесь.
- Малышу обязательно понравятся шуршащие, пищащие, гремящие книжки с яркими большими картинками, которые в первую очередь можно попробовать на вкус и потрогать. Чем больше внимания вы уделите развитию мелкой моторики в этом возрасте, тем быстрее и лучше ребенок заговорит. Сейчас идеально подойдут стихи и потешки с элементами пальчиковой гимнастики, например такие знакомые всем с детства, как «Сорока-ворона кашу варила. ».
- Очень важно «включать» ребенка в процесс чтения, чтобы он был не пассивным наблюдателем, а активным его участником. Можно попросить малыша изобразить кого-то или что-то на картинке, например как Зайка испугался Волка, показать руками, какой большой мяч уронила в речку девочка Таня. Чем сильнее ребенок будет вовлечен в процесс чтения, тем быстрее он научится взаимодействовать со взрослыми, распознавать мамины эмоции и делиться своими.
- Также этот период ознаменован повышением двигательной активности ребенка. Малыш начинает ползать, садиться самостоятельно и, возможно, даже ходить. В это время маленького исследователя очень трудно удержать на месте дольше нескольких секунд, поэтому длительное и вдумчивое чтение лучше оставить на потом.
- Сейчас лучшими друзьями малыша станут книги с толстыми картонными страницами, которые невозможно порвать или съесть, а также безопасные тряпичные книжки с игровыми элементами.
Сейчас у детей развивается наглядно-образное мышление: ребенок начинает понимать связь между текстом и картинками.
Если вы будете читать ребенку часто и с выражением, то скоро заметите, что он и сам с удовольствием перебирает книжки руками, разглядывает картинки и даже что-то говорит, бегая глазами по страницам с текстом, как будто читает, — так малыш пытается копировать вас. Дети в этом возрасте любят повторять то, что видят вокруг себя. Поэтому, если вы будете часто читать ребенку вслух, это поможет сформировать у него любовь и привычку к чтению, которые сохранятся надолго.
В этом возрасте дети начинают хорошо говорить и задавать много вопросов.
- Чтение книги теперь может прерываться бесконечными «почему?», и это очень хорошо, ведь так ребенок познает мир. Это время как нельзя лучше подойдет для сказок Корнея Чуковского, ярко иллюстрированных произведений Владимира Сутеева, стихов Сергея Михалкова, Самуила Маршака и Бориса Заходера.
- Ребенок уже может сосредоточиться на одном деле в течение 15 минут, а значит, пришло время для коротких русских народных сказок. В возрасте 2 лет развивается мышление и происходит процесс формирования активного словаря, которым малыш уже начинает пользоваться. Чтение вслух теперь становится одним из важнейших инструментов интеллектуального развития ребенка.
- В этом возрасте уже появляется и закрепляется привычка к чтению, которая в дальнейшем может перерасти в серьезное увлечение книгами.
Начиная с трехлетнего возраста дети уже способны концентрироваться на одном занятии до получаса. Значит, самое время переходить к более серьезным литературным произведениям. Можно читать вслух сказки Андерсена, Шарля Перро, братьев Гримм.
- Теперь у ребенка в голове уже существует четкая связь между текстом и иллюстрациями, он способен подолгу разглядывать картинки в книгах, параллельно слушая, как мама читает вслух.
- В это время надо пробовать обсуждать с ребенком прочитанное, вместе рассматривать иллюстрации, обращая внимание на мельчайшие детали. Это поможет развить внимательность и усидчивость у малыша, что очень пригодится в дальнейшем процессе обучения.
- Кроме эстетического наслаждения, иллюстрации важны также и тем, что они способствуют развитию фантазии у маленьких читателей. Разглядывая яркие картинки, можно попробовать придумать вместе с ребенком продолжение только что прочитанной истории или даже свою, совершенно новую сказку.
- Также можно предложить малышу нарисовать иллюстрации к прочитанной книге. Это поможет развитию его творческих талантов.
В 3 года ребенок уже знакомится с такими понятиями, как график и дисциплина, поэтому важно сделать чтение вслух регулярным занятием. Нужно выбрать удобное для всех время, к примеру перед сном, когда мама будет читать вслух, и стараться не нарушать этот ритуал.
С какими трудностями вы можете столкнуться
- Малыш просит читать одну и ту же книгу. Полюбив одну книгу, ребенок может просить почитать ее снова и снова. Таким образом дети учат новые слова, знакомятся с ритмичностью и музыкальностью языка. Каждый раз малыш понимает сказку или историю лучше. Тут важно проявить терпение и читать книжку, полюбившуюся вашему сыночку или дочке, снова и снова, чтобы не вызвать у ребенка отторжение к чтению. Спустя какое-то время можно ненавязчиво предлагать другие книги, стараясь заинтересовать его красочными картинками или необычным сюжетом. Когда-нибудь малыш согласится попробовать что-то новое.
- Ребенок отказывается от чтения. Иногда ребенок может отказываться слушать, как мама читает вслух. Это совсем не значит, что ваш малыш никогда не будет любить книги, просто, возможно, у него сейчас такой период, что ему захотелось немного покапризничать, или же он решил узнать, какой будет реакция мамы на его отказ. В такой ситуации нужно запастись терпением. Если ребенок активно возражает, лучше не настаивать, сделать паузу, переключиться на другие занятия и попробовать возобновить чтение через несколько дней, когда малыш будет спокоен и в хорошем настроении.
- Ребенок задает вопрос «почему?» каждую минуту. С 2 – 3 лет ребенок входит в возраст «почемучки». В этот период речь уже достаточно сформирована для того, чтобы задавать бесчисленные вопросы, а терпение пока еще не настолько хорошее, чтобы дождаться конца главы или хотя бы страницы. Будьте готовы к тому, что чтение будет бесконечно прерываться разнообразными вопросами, не обязательно связанными с текстом. Реагировать на это нужно спокойно, чтобы не отбить у ребенка любовь к книгам.
Очень важно не отказываться от привычки читать малышу вслух при первых возникших трудностях.
Позаботьтесь о том, чтобы малыш читал или слушал сказку в удобной позе. О здоровье позвоночника ребенка мы рассказываем здесь
Роль семейного чтения в развитии личности
Лучшим способом приучить вашего ребенка к чтению будет личный пример родителей. Если кроха регулярно видит маму и папу за книгой, то со временем начнет копировать их поведение, будет просить показать ему буквы и научить читать. Пока это у него еще не очень получается, пусть он разглядывает картинки в детских книжках-малышках — это будет хорошей подготовкой к будущему увлечению чтением и даже поможет привить к нему любовь.
Если же папа постоянно сидит за монитором компьютера, а мама — перед экраном телевизора, ребенку будет непросто полюбить чтение.
Читая вслух в семейном кругу, родители не только решают проблему совместного досуга, но и способствуют формированию системы ценностей ребенка, установлению в семье атмосферы взаимопонимания, близости и доверительных отношений. Вот какие плюсы можно выделить у семейного чтения:
- это общее увлечение, способное сплотить всех членов семьи;
- так поддерживаются семейные традиции;
- воспитание бережного отношения к книге;
- развитие способности к познанию;
- формирование у ребенка потребности в чтении книг.
Где и когда читать
- Дома перед сном Самое лучшее время для книги — перед сном. Ребенок уже лежит в кровати, его не нужно ловить, отвлекать от игрушек и пытаться усадить на стул. В доме тишина, в темноте уютно светит неяркая лампа, мама негромким голосом читает книгу. Эта картинка неизбежно ассоциируется со счастливым детством, потому что многие поколения людей выросли, наслаждаясь ежевечерним ритуалом чтения вслух.
- В дороге (в поезде, самолете, метро, автобусе) Чтение помогает скоротать время в пути. В самолете нет лучшего способа удержать маленького непоседу на одном месте в момент взлета или посадки, чем почитать ему вслух новую книгу и заинтересовать яркими иллюстрациями.
Перед дальней поездкой запаситесь «мини-библиотечкой». Новые книги обязательно заинтересуют ребенка, помогут вам пережить длинную дорогу, и вам не придется все время утихомиривать малыша.
Польза аудиокниг
Иногда можно использовать аудиокниги в качестве замены живого чтения, если того требуют обстоятельства: в машине или перед сном, когда родители очень устали за день или заняты важными делами.
Однако не стоит полностью исключать чтение вслух и переходить на аудиокниги. Ни один диктор или актер не заменит голоса папы или мамы, не передаст знакомые интонации. Старайтесь использовать аудиокниги только в случаях, когда другие варианты невозможны. Не забывайте, что в чтении вслух в первую очередь для ребенка важно ощущение близости родного человека.
Плюсы прослушивания аудиокниг для ребенка:
- развивается слуховое восприятие информации, малыш учится концентрировать внимание;
- детские аудиокниги озвучивают профессиональные дикторы или актеры, это способствует развитию грамотной речи ребенка;
- аудиокниги помогают отвлечь малыша в дороге или в другой ситуации, когда у мамы нет возможности почитать вслух;
- они дают отдохнуть глазам.
Минусы прослушивания аудиокниг:
- у ребенка не развивается визуальное восприятие;
- нет возможности разглядывать иллюстрации, которые очень важны для развития воображения;
- аудиокнига не способна компенсировать недостаток внимания со стороны родителей.
Что такое сказкотерапия
В последнее время все большую популярность набирает такой способ психологической помощи детям, как сказкотерапия. Это один из методов современной психотерапии, который позволяет путем погружения в сказку решать психологические проблемы детей.
- Слушая сказку, дети отождествляют себя с некоторыми персонажами. Они учатся у этих героев, как нужно реагировать на ту или иную ситуацию, как общаться с другими людьми, как вести себя в случае опасности. В сказкотерапии эта способность детей — ассоциировать себя с персонажем — используется для создания необходимой ситуации и поиска оптимального выхода из нее.
- Есть авторские методики, предлагающие сказки для разных случаев, когда необходима психотерапия. Можно использовать и те, что существуют уже давно в нашем фольклоре или принадлежат перу известных авторов, немного изменив сюжет и имена персонажей. Например, переименовав героев и перенеся место действия сказки «Заюшкина избушка», можно показать ребенку, как обидно бывает другим малышам, ставшим изгоями на детской площадке.
- Сказка Владимира Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок» является готовым «кейсом» для тех, кому страшно идти к врачу. А на примере «Очень голодной гусеницы» Эрика Карла можно убедить маленького сладкоежку не хватать со стола все подряд, а дождаться обеда или ужина, ведь иначе может разболеться живот.
Попробуйте использовать сказки в качестве инструмента воспитания, и результат не заставит себя ждать. Ведь для ребенка это самый простой и увлекательный способ понять мир и свое место в нем.
Приятного чтения вашему малышу!
Список использованной литературы
- Чамберс Эйдан. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем. Москва: Издательство «Самокат», 2016. — 320 с.
- Кузнецова Юлия. Как помочь ребенку полюбить чтение. Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2018. — 112 с.
- Берту Элла, Элдеркин Сюзан. Книга как лекарство для детей. Москва: Издательство «Синдбад», 2017. — 576 с.
Источник: agulife.ru