Нигде нет столько дезинформации, заблуждений, предрассудков и местами откровенного бреда, как в том, что пишут о вокале. Возможно, только в сфере народной медицины встречается что-то подобное.
Самая высокая концентрация фейковой информации там, где речь идёт о вокальном диапазоне.
Можно ли измерить певца октавами?
Измерять длину удава попугаями не так странно, как выражать степень одарённости певца диапазоном его голоса. Но фраза «у него пять октав» действует на людей гипнотически. Широко распространено мнение, что две октавы — это для средних талантов, а у кого пять и шесть — тот гений, какие могут быть сомнения?
Ситуация осложняется ещё и тем, что подавляющее большинство людей в этих октавах мало понимает, и верит на слово тем, кто в интернете с видом знатока раздаёт их направо и налево щедрой рукой.
Пенкину с Фредди Меркьюри досталось по четыре, Пелагее от души приписывают от четырёх до шести, Анне Нетребко уже поменьше — пять, Монсеррат Кабалье только четыре почему-то, хотя она ничем не хуже Пелагеи.
Зато одному американцу присвоили аж одиннадцать, правда, с оговоркой, что из них нижние восемь октав дано услышать только слонам и специальным приборам.
Что тут правда, что неправда — нет смысла анализировать. Вопрос в другом: чем так уж ценно то, что человек способен прохрипеть что-то на экстремально низких нотах или пропищать на экстремально высоких? Какая и кому от этого радость, и какое вообще это имеет отношение к искусству (кроме циркового, конечно)?
Но, как посмотришь, все эти рекорды вызывают искренний восторг, интернет забит статьями об этих удивительных людях, а они сами зарабатывают деньги на том, что производят на сцене свои низкие урчания и надрывные писки.
Кстати, все эти рекорды на скоростное исполнение «Полёта шмеля» или «Турецкого марша» — из того же ряда.
Что в вокале главное?
Фрэнк Синатра
Если вспомнить наших любимых певцов, среди них точно не окажется обладателей рекордов Гиннесса по вокальному диапазону или максимально высоким/низким звукам. Мы ценим их вокал за красоту тембра, выразительность, музыкальность и осмысленность. И ещё за что-то неуловимое, называемое человеческой харизмой.
Если этого нет, то размер вокального диапазона не имеет никакого значения.
К примеру, Фрэнк Синатра обеспечил себе любовь публики при жизни и после смерти, не выходя за пределы двух октав. И Фредди Меркьюри не потому стал кумиром миллионов, что однажды как-то исхитрился взять фальцетом ми♭ третьей октавы, а совсем по другой причине. И Марк Бернес спел «Тёмную ночь» без всяких потуг на вокальные рекорды так, как никто больше не споёт.
В оперном вокале все эти рекордные диапазоны тоже особо никого не интересуют, потому что все оперные партии написаны в пределах 2-х октав. Это так называемый «рабочий диапазон», в котором человеческий голос может звучать эстетически содержательно (красиво, ровно, выразительно) и звучно, поскольку в отличие от эстрады, в опере нет микрофонов.
Но в поп музыке сгодится любой вокал: и шёпот, и крик, и так называемый субтон, и фальцет, и едва слышный свистковый регистр. Если всё это наскрести по сусекам и увеличить с помощью микрофона, то вот они — эти поражающие воображение 4-5-6 «вокальных» октавы.
Горе от ума диапазона
Встречаются, конечно, люди, которые дают качественный звук в большом диапазоне, как, например, всеобщий любимец Димаш Кудайберген, сделавший из своего пения настоящее шоу. Пение в разных регистрах — его фирменный знак.
Но также и его крест.
Он обречён петь свои грустные песни по одной схеме: вначале тихо и низко, в конце громко и высоко. Из этой колеи вряд ли есть способ выбраться.
Попробуй он спеть какую-нибудь песню как все — в пределах пары полутора-двух октав, без этих эффектных пронзительных нот — публика будет сильно разочарована. Вопрос: как скоро ему это надоест эта схема, и насколько долго его голос продержится в таком акробатическом режиме?
Технология блефа: как быстро и легко увеличить свой диапазон
Про случаи блефа в сфере вокала можно писать книгу. Способов развести невзыскательную и неосведомлённую публику множество, но все они основаны на банальном вранье.
Например, есть такой способ: запустить в эфир информацию, что твои четыре/пять/шесть/десять октав или самая высокая/низкая нота занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Почему эта Книга рекордов Гиннесса человеческой глупости и тщеславия оказывает такое магическое действие на сознание масс — большая загадка. Но для многих людей её рекорды звучат так же монументально, как звание Народного артиста Советского Союза или какого-нибудь чемпиона и рекордсмена Олимпийских игр.
Взять и провозгласить себя обладателем такого рекорда — дешёвый и эффективный способ пиара. Потому что на публику это действует неотразимо, а достоверность этой информации проверить невозможно.
Правда, можно попросить у этих рекордсменов показать сертификат своего рекорда. Но никто вам его не покажет. Ни Сергей Пенкин с его «рекордным диапазоном», ни «самое высокое колоратурное сопрано планеты» и «оперная дива» Светлана Феодулова, которая ни разу в жизни в опере не пела.
Так что самый явный признак блефа — упоминание об уникальном голосе, огромном диапазоне и Книге рекордов Гиннесса.
Источник: dzen.ru
Десять октав — у кого самый широкий вокальный диапазон
Вокальный диапазон – количество нот, которые способен спеть исполнитель, от самого низкого до самого высокого звука. Ширина вокального интервала зависит от способностей голосовых связок, т.е. на сколько они могут растягиваться, смыкаясь наверху и внизу. Самый широкий вокальный диапазон в 10 октав — у Тима Стормса (Tim Storms), известного американского певца и композитора. Его певческие способности позволяют брать настолько низкие ноты, что услышать их можно только с помощью специальной аппаратуры.
Вокальный диапазон
Вокальный диапазон – одна из важных характеристик голоса. Определенным голосовым размахом человек обладает с момента рождения, и развить его до нескольких тонов, при правильном обучении, вполне возможно. Частотный диапазон мужских и женских голосов отличается, так как голосовые связки у мужчин толще, они не так тянутся, как женские. Поэтому мужской голос звучит грубее.
Определить границы вокальных возможностей поможет фониатор. Специалист оценит эластичность голосовых связок и проконсультирует по вопросам их развития в сторону верхнего или нижнего регистра.
Тим Стормс – человек с самым широким вокальным диапазоном в мире
Рекордсменом, голос которого занесен в книгу рекордов Гиннеса, является певец Тим Стормс. Его вокальный диапазон составляет 10 октав. Он обладатель самого низкого голоса в мире, и может брать такие ноты, которые находятся за пределами границ человеческого звукового восприятия. Стормс способен воспроизводить ноту «соль» на частоте 0,189 Гц.
Эта нота на 8 октав ниже, чем самая низкая нота «соль», исполненная на фортепиано. Уникальные вокальные возможности сделали Тим Стормса настоящей мировой звездой, как на музыкальной сцене, так и в киноиндустрии.
Средний вокальный диапазон, характерный для современного певца, – 2 октавы. Этого диапазона достаточно, чтобы полноценно работать на сцене. У некоторых звезд мировой величины вокальный диапазон включает более чем две октавы:
- Уитни Хьюстон (Whitney Houston) — пять октав;
- Фредди Меркурии (Freddie Mercury) – три октавы;
- Леди Гага (Lady Gaga) – три октавы;
- Бейонсе (Beyonce)— четыре октавы;
- Пелагея — 3,5 октавы;
- Ани Лорак — четыре октавы;
- Григорий Лепс — три октавы.
Как увеличить вокальный диапазон
Ежедневные тренировки и распевки позволяют профессиональным музыкантам увеличивать свои вокальные диапазоны. Постоянная работа с крайними нотами (для каждого вокалиста они индивидуальны) способствует укреплению среднего регистра голоса, делает звучание лучше и плотнее. Частая смена тональности во время репетиций также способствует увеличению голосового диапазона.
Для сохранения уникальности и лечения голоса, эффективной поддержки эластичности голосовых связок и предотвращения осиплости или хрипоты можно также использовать комплексный препарат Гомеовокс.
Источник: homeovox.ru
Разновидности голосов в вокале: тембр и диапазон у мужчин и женщин
Бас, тенор, альт, сопрано — каждый знает, что эти звучные термины итальянского происхождения определяют виды голосов в пении. Но пение и вокал — понятия не совсем тождественные. Вокал — вид исполнительства, основанный на искусстве владения голосом. Он может быть певческим и разговорным.
Певческий вокал характеризуется более длительным звучанием и более точной высотой гласных звуков. Это умение подразумевает правильное использование певческих способностей, природных или приобретенных вокальных данных. Что собой представляют вокальные данные? Это вид голоса, его тембр, диапазон. Расскажем, сколько разных видов выделяется в современной музыке, и рассмотрим подробнее каждый из них.
- Какими бывают певческие голоса
- Виды мужских голосов в пении
- Тенор
- Баритон
- Бас
- Виды женских голосов в пении
- Сопрано
- Меццо-сопрано
- Контральто
Какими бывают певческие голоса
Классификация голосов в пении основывается на их высоте, тембре и напрямую зависит от пола исполнителя. Впервые разделение певческих голосов было закреплено в XIV веке. Но выделенные в эту эпоху басы, тенора, сопрано и альты относились только к мужским и детским голосам. Поскольку на заре своего возникновения вокальное искусство было неразрывно связано с церковью.
Женщины, в силу их общественного положения, к пению не допускались. Не изменилась ситуация и с появлением оперы, ознаменовавшей трансформацию пения в светское искусство. Лишь спустя 3 столетия, в середине XVII века, начали появляться первые исполнительницы женского пола, за голосами которых закрепились термины альт и сопрано. Впоследствии градация человеческих голосов совершенствовалась, в числе характеристик стали учитывать тональность, тембр, тесситуру (вокальный диапазон). Но главным классификационным признаком остался пол вокалиста.
Виды мужских голосов в пении
Если расположить разные мужские голоса в порядке убывания — от самого высокого к самому низкому тембру, то первую строчку займут тенора, затем баритоны и басы.
Тенор
Самый высокий вид мужского вокала, высотный диапазон которого включает ноты малой и первой октав. В переводе с латинского термин tenor означает “непрерывное движение, продолжение, течение”. Это самый распространенный вид мужского певческого голоса, для которого характерен сильный верхний регистр, гибкость, высокая подвижность.
Источник: YouTube. Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас.
- Контртенор — один из редчайших видов. Очень высокий мужской голос, высоту которого можно сравнить с женским контральто или меццо-сопрано. Охватывает диапазон от “до” малой октавы до “си” второй. Это скорее не тип голоса, а техника пения. Контртенорами чаще всего становятся баритоны, уверенно поющие в фальцетном регистре. Один из ярчайших представителей — Фернандо Лима.
- Альтино-тенор — еще один достаточно редкий тип голоса, разновидность лирического тенора с хорошо развитым верхним регистром. Диапазон достигает ноты “фа” второй октавы. Это светлый, звонкий, легкий тенор с серебристыми переливами. Для тенора-альтино написана партия Арлекина в «Паяцах» Леонкавалло.
- Лирический тенор — подвижный, мелодичный, певучий тембр, характеризующийся легкими колоратурами и диапазоном от “до” первой октавы до “до” третьей. Яркий пример лирического тенора — итальянец Алессандро Сафина с его знаменитым хитом “Luna”.
- Лирико-драматический тенор — своего рода промежуточная ступень между лирическим и драматическим тенором. Он лишен легкости и женственности лирического, но вместе с тем не обладает характерной для драматического насыщенностью и силой. Знаменитый пример лирико-драматического тенора — Александр Градский.
- Драматический тенор — один из самых впечатляющих тембров, который характеризуется мощью, объемом, широким динамическим размахом. В операх посредством драматического тенора раскрываются сложные противоречивые характеры и образы людей с трагическими судьбами. Это Герман из “Пиковой дамы” Чайковского, Отелло из одноименной оперы Верди.
- Характерный — специфический вид тенора, который чаще всего используется для исполнения коротких выразительных партий. Характер тембру придается за счет включения какого-либо фонического эффекта, например, дребезжания. Это голос подойдет для раскрытия образных персонажей — седовласых старцев, хитрецов, злодеев.
В отдельную категорию иногда выделяют так называемый вагнеровский или героический тенор. Оперы Вагнера славятся своей масштабностью. Их исполнение требует от вокалиста невероятной выносливости для поддержания мощного героического темпа на протяжении нескольких часов.
Баритон
Мягкий, бархатистый голос, для которого характерны густота звучания, наделенного мужественным благородством. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, колеблется в пределах между “ля” большой октавы и “ля” первой.
В зависимости от тембрового окраса, баритон делится на 3 подвида:
- Лирический — высокий, яркий, подвижный, близкий по характеру к драматическому тенору, но с типичным баритональным оттенком.
- Лирико-драматический — обладает многогранным, ярким тембром и значительной силой, подходит для исполнения лирических и драматических партий. Диапазон — от “соль”/”ля” большой октавы до “ля” первой.
- Драматический — раскрывается в центральном регистре, в центральных и верхних участках голосового диапазона. Характеризуется более темным, объемным, сильным звучанием.
Певцам с баритоном часто поручаются партии персонажей героических и патриотических опер. Но с тем же эффектом голос позволяет раскрывать романтические и любовно-лирические образы. На эстрадной сцене баритон звучал из уст таких мэтров, как Фрэнк Синатра, Элвис Пресли и Энди Уильямс.
Слушайте Love Me Tender — Elvis Presley на Яндекс Музыке
Источник: Яндекс.Музыка. Elvis Presley.
Бас
Такое название носит самый низкий и самый редкий певческий голос у мужчин. Диапазон звуков, которые может спеть обладающий басом певец, заключается в пределах “фа” большой октавы и “фа” первой. Как и предыдущие виды мужских голосов, бас бывает нескольких видов, каждый из которых характеризуется своими особенностями звучания. Одни из них раскатистые “колокольные”, другие — жесткие, малоподвижные. Отсюда и разнообразие характеров, которые можно раскрыть посредством такого вокала — от героических и аскетических до комических образов в музыке.
Выделяют 3 основных вида баса:
- высокий (кантанте или бас-баритон);
- центральный (драматический);
- низкий (профундо).
Певцов с низким басом иногда называют октавистами из-за их способности брать низкие ноты из контроктавы. Такой голос в основном используется в хорах. Среди именитых обладателей низких мужских диапазонов — Федор Шаляпин, Чезаре Сьепи, Ник Кейв, а также фронтмен группы Rammstein Тилль Линдеманн.
Слушайте Очи чёрные — Фёдор Иванович Шаляпин на Яндекс Музыке
Источник: Яндекс.Музыка. Фёдор Шаляпин.
Виды женских голосов в пении
Группа певческих голосов у девушек объединяет в себе 3 вида — сопрано, меццо-сопрано и контральто. Сопрано — самый высокий, а контральто — самый низкий тембр. Каждый из видов имеет свои подвиды с характерной тембровой окраской и различным диапазоном. В списке тембровых свойств женских голосов в пении равнозначно сосуществуют легкость, прозрачность, сила и насыщенность.
Сопрано
Самый высокий тембр женского вокала. Для него характерна легкость, звонкость, прозрачность и подвижность звучания. Обладательницы сопрано с легкостью берут высокие ноты — обычный диапазон голоса включает две октавы — первую и вторую. Это певицы лирического жанра. Наиболее яркие представительницы сопрано на эстрадной сцене — Ариана Гранде, Мэрайя Кэрри, Анна Герман.
На оперной — Монсеррат Кабалье, Мария Каллас, Любовь Казарновская, Анна Нетребко.
Источник: soul5.ru