В 2004 году журналом Rolling Stone к юбилейной дате появления рок-н-ролла, которую редакция данного журнала сопрягла с датой записи Элвисом Пресли песни That’s All Right, состоявшейся 5 июля 1954, была опубликована статья «Бессмертные: 50 величайших исполнителей всех времён» (англ. The Immortals:The Fifty Greatest Artists of All Time). В числе голосовавших видные музыканты, ведущие авторитеты в области музыкальной критики: Нил Даймонд, Элтон Джон, The Edge, Арт Гарфанкел, Дон Хенли, Крисси Хайнд, Moby, Кит Ричардс, Карлос Сантана, Брюс Спрингстин, Квентин Тарантино, Пит Таунсенд и др.
Через год изначальный список лучших вокалистов был расширен до 100 (статья «Бессмертные: 100 величайших исполнителей всех времён», англ. The Immortals: The 100 Greatest Artists of All Time). В аннотации к данному списку сотрудниками Rolling Stone было указано, что вокал – это своего рода слышимый поцелуй души, пробивающийся в материальный мир. Неважно какой тембр у голоса, главное – это его искренность.
ФЕНОМЕН МЕРКЬЮРИ: ГОЛОС (ЧАСТЬ 2 ИЗ 3)/ PHENOMENON MERCURY : VOICE (PART 2 OF 3)
Благодаря вокалу и харизме певца или певицы мы влюбляемся в них, словно подростки. Именно таких любимчиков и выбрал журнал Rolling Stone.
QUEEN on Rolling Stone magazine
В список этот была включена группа «Queen», которой была отведена 52 позиция. Конечно, список довольной условный, так как, наверное, не существует такого человека, который бы согласился с ним полностью. Даже в самой редакции Rolling Stone. Но вот тот факт, что фронтмен группы «Queen» Фредди Меркьюри считается одним из самых выдающихся вокалистов современности, как мне кажется, неоспорим. Его голос один из самых узнаваемых в истории музыки, а легендарные хиты группы известны всем.
Тем не менее, совсем недавно мне пришлось стать невольным свидетелем дискуссии о его вокальных данных. Участник спора утверждал, что единственным объективным доказательством диапазона исполнителя может служить только запись исполнения им гаммы из заявленного диапазона, причём неоднократного. А раз гамм в записи нет, то не стоит утверждать о каких-либо особенностях голоса Меркьюри.
Конечно, гаммы Фредди исполнял, о чем, в частности говорила Монсеррат Кабалье, но, к сожалению, скорее всего записей таких нет.
Вопрос о том, что только исполнение гамм является истиной в последней инстанции, конечно очень спорный. Но если истина не столь очевидна, то ее поиск является целью науки. Поэтому вполне логичным стало желание ученых попытаться выявить и осмыслить особенности вокальных данных Фредди.
Фредди Меркьюри. Фото из открытых источников
В 2016 году несколько исследователей провели акустический анализ его голоса и стиля пения, основанный на перцептивном и количественном анализе общедоступных звукозаписей. Исследование проводили Кристиан Т. Хербст (исследовательская лаборатория Voice, факультет биофизики, Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия), Стеллан Хертегард (отделение отоларингологии, хирургия, головы и шеи, Каролинская университетская больница, Стокгольм, Швеция), Даниэль Цанггер-Борх (голосовой центр, Стокгольм, Швеция) и Пер-Оке Линдестад (отделение отоларингологии, хирургия, головы и шеи, Каролинская университетская больница, Стокгольм, Швеция).
В чём УНИКАЛЬНОСТЬ голоса Фредди Меркьюри!? Почему он не ПЕЛ на КОНЦЕРТАХ так же как В СТУДИИ?
Результаты исследования были опубликованы в статье «Фредди Меркьюри — акустический анализ основных частот речи, вибрато и субгармоник» в научном журнале Logopedics Phoniatrics Vocology, Том 42, 2017 год — Выпуск 1.
Учеными были проанализированы 6 архивных интервью, в результате чего было установлено, что средняя частота разговорной речи составляет 117,3 Гц, что обычно характерно для голоса баритона. То есть в ходе эксперимента было выявлено, что от природы Меркьюри был баритоном, несмотря на то, что прославился он как тенор.
Из воспоминаний Монсеррат Кабалье: «…Меркьюри говорил, что в юности серьезно изучал музыку, занимался и композицией, и роялем, и вокалом. Я спрашиваю: и какой же у вас был вокал? Я-то ведь слышала только, как он рок поет. Он говорит — баритон. И начинает мне петь гаммы. Я думаю — и действительно у него баритон.
Тогда спрашиваю: почему же вы не поете таким красивым баритоном? А он говорит: потому что мои поклонники тогда не придут на мои концерты».
Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. Фото из открытых источников
Певческий голос всегда характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса человека не более одной октавы (от 4 до 6 тонов), то диапазон певческого может быть две октавы, а иногда и более.
Высота певческого голоса является основой его классификации.
Так, в соответствии с данными музыкальной энциклопедии, диапазон баритона от А («ля» большой октавы) до а1 («ля» первой октавы). Различают драматический и лирический. У драматического баритона наиболее звучны низкие тоны, он более мужественный и сильный. Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких.
Тенор — высокий мужской голос, его диапазон составляет от c («до» малой октавы) до с-2 («до» второй октавы). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический. Драматический отличается горячим, ярким тембром, сильным звуком, особенно на верхних нотах, низкие звуки достаточно густые. Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Иногда выделяют третий подвид — лирико-драматический тенор, который может исполнять партии лирического и драматического репертуара.
Диапазон голоса в октавах. Фото из открытых источников.
Примером бархатного баритона Фредди является взятая им Си-бемоль большой октавы (B♭2) в «The Golden Boy» (одна из самых низкий нот, когда-либо спетых Фредди). Если верить словам Брайана Мэя, то Фредди с легкостью пел партию из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, в которой использована самая низкая нота из всего мирового хорового пения.
А вот самой высокой нотой, спетой им, пожалуй, является Фа третьей октавы (F6) в живом исполнении песни «Under Pressure». Голос Меркьюри достигает этого высокого Фа также в концертной версии «It’s Late» в Maida Vale 1977 года.
По результатам исследования было установлено, что вокальный диапазон певца составлял почти 4 октавы (если точнее — больше 3, но чуть меньше 4 октав). Для информации, обычные оперные баритоны поют в пределах 2 октав.
Уникальность вокальных данных Меркьюри отмечал и великий Лучано Паваротти: «У меня был соблазн спеть «Another One Bites The Dust», и я даже стал репетировать эту вещь, и вдруг обнаружил, что во втором куплете меня меня постоянно тянет на фальцет! Я переслушал оригинал и убедился, что Фредди Меркьюри пел этот фрагмент отнюдь не фальцетом – высоко, но не фальцетом. Это очень трудно, почти невозможно, я знаю лишь двух-трех теноров, которые могли бы повторить подобное».
Лучано Паваротти, Фредди Меркьюри. Фото из открытых источников.
Но вернемся к результатам исследования. Анализ голосовых дорожек, выделенных из полнополосных студийных записей, показал, что диапазон певческого голоса составлял 37 полутонов в диапазоне высоты тона от F2 (около 92,2 Гц) до G5 (около 784 Гц). Анализ 240 устойчивых нот из 21 записи a-cappella выявил удивительно высокую среднюю частоту модуляции основной частоты (вибрато) — 7,04 Гц, продемонстрировав диапазон голосового дрожания. То есть вибрато Меркьюри было на уровне 7,04 Гц, тогда как у большинства певцов оно находится в диапазоне от 5,4 Гц до 6,0 Гц. Сравнивая это с легендарным оперным певцом Лучано Паваротти, исследователи сказали, что Фредди использовал для вибрато то, о чём Паваротти даже не догадывался.
Так, количественный анализ с использованием недавно введенного параметра для оценки регулярности вокального вибрато подтвердил его нерегулярную перцептивную природу, предполагая, что регулярность вибрато (и) является отличительной чертой поющего голоса. Имитация образцов субгармонической фонации профессиональным рок-певцом, документально подтвержденная высокоскоростным эндоскопическим видео со скоростью 4132 кадра в секунду, выявила 3: 1 частотно-синхронизированную вибрационную картину голосовых складок и желудочковых складок. Это позволило ученым сделать вывод о том, что певец использовал субгармонику, стиль, «более экстремально выраженный в пении тувинского горла, когда вибрируют не только голосовые складки, но и пара тканевых структур, называемых желудочковыми складками, которые обычно не используются для разговорного или классического пения». Кроме того, вокалиста Queen отличало необычно быстрое и неровное (переменное) вибрато (периодическое изменение тембра, силы или высоты звука).
Источник: https://www.youtube.com/watch?time_continue=111&v=FGmKoro5vGc
Занятно, что сам Фредди Меркьюри свой голос уникальным не считал и уж точно не бахвалился им и никогда не заморачивался насчёт диапазона, он пел и жил в своё удовольствие на радость окружающих. «Что я делаю, чтобы сохранить свой голос? О, я много курю! На самом деле, я просто не думаю об этом. Мой голос сам по себе такой, я не особо беспокоюсь о нем.
Иногда я переусердствую, и он пропадает. Голос такая вещь: либо он есть, либо его нет», — говорил он в интервью в Рио.
Как мне кажется, насколько неповторим был Фредди, стало понятно, когда на концерте памяти Меркьюри, состоявшемся на стадионе Уэмбли 20 апреля 1992 года, ни один из приглашенных вокалистов не смог спеть песни «Queen» с энергетикой и вокальной неповторимостью Фредди, даже не смотря на вполне удачные номера.
До сих пор, по прошествии десятков лет его голосом восхищаются поклонники. Ну а теперь и наука признала официально особенности и уникальность вокальных данных Фредди.
Источник: dzen.ru
Работал грузчиком, играл мелодии из своих снов и еще 8 фактов о Фредди Меркьюри
Вокальный диапазон в четыре октавы, уникальная энергетика, огромная трудоспособность, умение быть в нужном месте в нужное время — даже попытайся мы перечислить все причины ошеломительного успеха Фредди Меркьюри, у нас бы это попросту не получилось. Он стал легендой еще при жизни, навсегда вписав свое имя в историю музыки.
Редакция сайта
Фаррух Булсар — именно такое имя певец получил при рождении — обрел огромную армию поклонниц по всему миру. А его вокальные данные и харизма заслужили место не в одном музыкальном рейтинге. Так, журнал Rolling Stones вписал Фредди в топ величайших вокалистов всех времен и народов, поставив рядом с Элвисом Пресли, Рэем Чарльзом и другими гениальными артистами.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Читайте полную биографию Фредди Меркьюри на VOICE. Мы собрали 10 интересных фактов о культовом артисте и приготовили полную биографию, с которой также можно познакомиться на VOICE.
10 фактов о Фредди Меркьюри
1. Первую группу создал в 12 лет. Фредди Меркьюри в детстве обожал музыку, слушал пластинки и подпевал. В школе обучался игре фортепиано и пел в хоре. В 12 лет вместе с четырьмя школьными друзьями создал рок-группу The Hectics. В коллективе Фредди был клавишником.
Друзья играли на праздниках в школе. 2. Стал Фредди в школьном возрасте. В возрасте 8 лет родители отправили Фарруха в Панчгани. Это городок в 150 км от Бомбея. Там он должен был учиться в британской школе-интернате. Чтобы учителям и соученикам было легче запомнить его имя, Фаррух предложил называть его Фредериком.
Летние каникулы он провел у тетки в Бомбее, которая называла племянника Фредди.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
3. Не говорил о сексуальной ориентации. Фредди Меркьюри при жизни избегал вопросов о сексуальной ориентации. При жизни таблоиды писали о его бисексуальности, после смерти он стал одной из икон гей-культуры. В 1974 году на вопрос журналиста о том, был ли у него гомосексуальный опыт, Фредди ответил, что был в школе молодой и зеленый, а потому шалил.
Позже, отвечая на подобный вопрос, он заявил, что настолько же гей, настолько и нарцисс. Последние годы жизни он провел с Джимом Хаттноном, но значительную часть своей недвижимости завещал Мэри Остин. По одной из версий Фредди посвятил ей композицию Love of my life.
Источник: www.thevoicemag.ru
Наука подтверждает: у Фредди Меркьюри был лучший голос за всю историю
У Фредди Меркьюри — один из самых узнаваемых голосов в истории музыки. Его легендарные хиты знает и подпевает каждый из нас.
Поклонники со всего мира восхищались его голосом и харизмой.
Недавно эксперты из Австрии, Чехии и Швеции доказали, что Фредди — действительно величайший певец за всю историю музыки.
Ученые проанализировали его песни, вибрато и общую гармонику композиций.
Песни исполнял Даниэль Цангер Борх, который смог полностью отобразить стиль пения Меркьюри, пока исследователи пытались проанализировать изменение его гортани.
Ученые снимали гортань со скоростью 4000 кадров в секунду, пока Даниэль пел, чтобы изучить, как легендарный вокалист исполнял свои хиты.
Исследователи установили, что Меркьюри был баритоном, хотя раньше было принято считать его тенором. Он пел на частоте 117,3 Гц, которая типична для баритонов.
Его голосовые связки двигались быстрее. Поэтому у Меркьюри было иное исполнение песен, чем у других артистов.
Они также обнаружили, что вибрато Меркьюри было на уровне 7,04 Гц, тогда как у большинства певцов оно находится в диапазоне от 5,4 Гц до 6,0 Гц.
А что вы думаете по этому поводу?
Источник: matveychev-oleg.livejournal.com