Догадывались ли вы, что от вашей техники чтения в младших классах будут зависеть сегодняшние успехи в делах, бизнесе, отцовстве, отношениях с людьми? Умение читать эффективно сейчас стало гораздо необходимее, чем в школе. Но что если я скажу вам, что вы читаете этот текст точно так же, как делали это 10, 15, 20 лет назад — так же, как и в 7-м классе? А если скажу, что это можно изменить и увеличить скорость вашего чтения в 3, 5 и даже 10 раз?
Умение получать информацию эффективнее других — ваше оружием в гонке за успех, признание, уважение или даже повышение на работе. Способность не потерять приобретенное, но и продуктивно осваивать новое — ваше фундаментальное конкурентное преимущество.
Большинство людей использует ту же технику чтения, двигается с той же скоростью и осиливает тот же объем информации, как делали это в свои 12 лет.
И это не их вина. Это не значит, что кто-то плохой или ленивый. Это значит, что они не пытались это изменить. Обучение чтению начинается приблизительно с детского сада и заканчивается как раз около 11-12 лет, что равнозначно 6-7 классу. Возможно, большинство училось читать и овладевало дополнительными техниками в институте, но будем честны — они не заходили дальше увеличения объемов текста и дальнейшего обсуждения прочитанного.
Чтобы выяснить вашу скорость чтения, достаточно провести небольшое упражнение: выберите простой текст на 500 слов и включите секундомер. Важно не стараться читать быстрее, чем вы можете (мы сохраним ваши результаты в секрете) 🙂 Потом просто разделите число слов (500) на полученное время. (500/1,5, если вы прочитали текст за 1 минуту и 30 секунд).
О чем говорит ваш результат?
Скорость чтения меньше 200 слов в минуту считается ниже средней. Продвигаясь по тексту с такой скоростью вы практически проговариваете каждое слово вслух. В мире чтецов вас можно назвать говоруном. Внешне вы можете повторять слова одними губами, можете не делать этого, но все равно вам необходимо четко слышать каждое слово у себя в голове.
Недостаток такого чтения в чрезмерном потреблении времени. При этом не всегда такое чтение дает вам полное понимание текста. Когда ваш ресурс не задействован в полной мере, сознание часто переключается на дополнительные задачи. Замечали, как во время чтения вы отвлекаетесь на что-то, продумываете список покупок, тогда как ваши глаза продолжают бегать по тексту? Пробуйте увеличивать темп, и ваш мозг начнет работать активнее.
Скорость чтения от 200 до 300 слов в минуту считается средним темпом. Средним и для взрослых, и для семиклассников. Вы читаете слово за словом, двигаетесь постепенно из ряда в ряд, однако не пытаетесь достичь большего. Двигаясь от слова к слову, ваши глаза ограничивают вашу скорость. Вероятно, вы часто делаете возвращения по тексту, что еще дополнительно замедляет процесс.
При такой скорости чтения утомляемость глаз и мозга гораздо большая, чем при более быстром.
Скорость чтения от 300 до 450 слов в минуту считается выше средней. Вас можно назвать мыслителем в мире читателей. Это значит, что во время чтения вы не задумываетесь над значением каждого слова. Ваше сознание объединяет их в куда более сложные конструкции, что позволяет вам улавливать больше смыслов за короткий промежуток времени.
Вероятно, вы любите читать или работаете с большими объемами текста. И благодаря постоянной практике вы читаете выше среднего, наши поздравления!
Скорость чтения более 450 слов в минуту считается продвинутым показателем. Сознательно или нет, но вы воспринимаете больше одного слова за раз и не пытаетесь читать отдельно каждый фрагмент текста. Вы плывете по течению смыслов и конструкций.
Лучшая новость для вас — все результаты можно улучшить. С какого бы уровня вы ни начинали, с помощью активных тренировок вы можете достичь успеха как в скорости, так и в понимании. Существует множество методов и тренировок, которые при регулярном выполнении помогают повышать скорость с 200 до более 1200 слов в минуту с существенным ростом понимания прочитанного.
Процесс чтения на самом деле намного сложнее, чем мы привыкли его считать. Оказывается, что наши глаза двигаются не плавно, а скачками — саккадами и короткими фиксациями. Если человек читает медленно, то при этом его глаза делают возвраты по строке — это дополнительно замедляет процесс.
Чтобы перейти на новый уровень чтения, вам нужно прокачать три привычки:
- концентрация — если ваш “процессор” загружен недостаточно, он находит новые задачи. Читать быстрее привычного — выход из ситуации. Чтобы не приходилось перечитывать текст целыми страницами только потому, что вы вспомнили про список покупок или вчерашнюю встречу с друзьями, увеличивайте темп. Вы способны воспринять в два раза больше информации, чем получаете сейчас. Когда вы бросаете вызов большей скоростью, ваш мозг это оценит и тут же займется процессом. А это в разы увеличит понимание текста.
- регрессия — возвраты назад очень замедляют вас (вы не представляете, насколько) и чаще всего просто не нужны. Обычно это или результат привычки, или же простая несобранность. В этих случаях вы практически удваиваете потраченное на чтение время. Нет ничего плохого в том, чтобы возвращаться по тексту к моменту, который вы хотели бы переосмыслить или подумать над ним. Но регресси, связанные с рассеянностью, все делают хуже.
- субвокализация — помните, как в школе учителя говорили вам не проговаривать шепотом то, что вы читаете? Сначала очень сложно перестать объединять эти два процесса, но после длительных повторений разделить восприятие текста и его проговаривание не составит труда. Второй этап этого упражнения, за которым ваш учитель уже не мог проследить — озвучивание прочитанного в своей голове. Для восприятия смысла вам не нужно слышать слова в уме — это трата времени впустую. Это снижает скорость чтения до 150-200 слов в минуту.
Лучший способ избавиться от привычки — использовать ваши руки или линейки (волшебные палочки, указки, игрушки из детской). Фиксируйте зрительные центры на указателях, продвигая палец (карточку, линейку etc.) по строчке чуть быстрее привычного вам ритма чтения. Ваша цель — переключить зрительные центры мозга вместо слуховых.
Помните, скорочтение это навык, который можно тренировать.
Александр Головатый, основатель платформы по тренировке мозга и скорочтения Readlax.
Источник: vc.ru
Техника чтения в школе: что важно, а что нет
«Сколько слов в минуту должен читать ребёнок?», волнуются родители. А вдруг у него плохая техника чтения? Может быть, он не соответствует каким-то нормам? Рассказываем, почему не стоит ориентироваться только на показатели.
На самом деле, по ФГОС строгих нормативов по технике чтения для первоклассников нет, хотя считается, что к концу младшей школы ученик должен на базовом уровне уметь читать 100−120 слов в минуту. Ведь в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки, с разными возможностями, различаются способностями и темпераментом, и их задача — не научиться читать определенное количество слов, а читать осознанно и выразительно. Так что если учитель говорит о нормативах скорости чтения в 1 и 2 классе, имейте в виду, что они ориентировочные и зависят от индивидуальных особенностей ребенка и его психофизического развития.
Часто при словах «беглость чтения» или «скорость чтения» родители думают о тех, кто уже умеет читать, а не пока еще учится. Свободное чтение не так уж отличается от свободного владения иностранным языком: для них требуется знать язык достаточно хорошо, чтобы понимать и общаться без труда. Беглость чтения можно определить как способность читать текст легко, быстро и выразительно, не прилагая особых усилий, легко понимая смысл текста. При оценке общей техники чтения ребенка обычно рассматриваются два разных типа: беглость устного чтения и беглость чтения про себя.
При этом многие дети способны довольно быстро читать вслух, но это совершенно не значит, что они успели что-то понять и запомнить. Свободно читающий ребенок не запинается и не «проглатывает» слова, не делает длинных пауз, читает с выражением — использует правильную интонацию, правильно произносит большинство слов и отмечает долгие и краткие гласные, делит ли их на слоги, верно ли делает ударения. Но понимание прочитанного, осознанное чтение не менее важны, чем скорость, так что лучше не ориентироваться на количество слов в минуту, а для проверки техники чтения подбирать тексты и задания к ним, которые и интересны ребенку, и соответствуют его словарному запасу и кругозору.
Беглость чтения про себя немного сложнее, чем беглость устного чтения: постепенно ребенок научится зрительно воспринимать и понимать не одно слово за раз, а видеть сразу словосочетание. Многие дети читают про себя вроде бы в хорошем темпе и механически без затруднений, но при этом не может рассказать вам, о чем эта история, или ответить на вопросы о ней.
И все-таки, почему важно научиться читать быстро?
Главная причина, по которой важно беглое чтение, заключается в том, что без свободы чтение не доставляет удовольствия. Ребенок, умеющий читать, будет брать книгу просто потому, что ему этого хочется, ему интересно, а не потому, что надо позаниматься. И еще одна важная причина: беглое чтение приводит к улучшению письменных навыков, увеличению словарного запаса и лучшему пониманию текста.
Источник: www.kanal-o.ru
Нормы техники чтения с 1 по 9 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в части оценки достижения планируемых результатов особое внимание уделяет сформированности у учащихся хорошей техники чтения: выпускники начальной школы должны уметь читать быстро и осознанно.
Это требование стандарта никем не оспаривается, и поэтому учителя часто задают вопрос: «Как правильно проверить технику чтения у младшего школьника?». Проблема в том, что чаще всего в этот вопрос вкладывается один смысл: «Какие тексты лучше использовать, чтобы проверить с какой скоростью читают ученики?» Очень редко «техника чтения» связывается учителями с чем-то еще, кроме скорости чтения.
Давайте разберемся, что же такое «техника чтения». Это очень объемное умение ученика, которое формируется всю жизнь и состоит из следующих навыков:
- темп (скорость) чтения;
- способ чтения;
- осознанность чтения;
- правильность чтения;
- выразительность чтения.
Источник: foxgard.ru