Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.
Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты.
Фото из открытых источников
Стороннему наблюдателю они известны в виде 4 циферблатов — по одному на каждой стороне Спасской башни, но на самом деле представляют собой сложный и чётко отлаженный механизм. Циферблаты имеют лаконичный и контрастный внешний вид: на чёрной окружности в золотом обрамлении размещены позолоченные цифры и стрелки. Детали могут похвастаться внушительным размером: диаметр циферблатов составляет 6,12 метра, высота цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метра, длина минутной стрелки — 3,27 метра. Общий вес курантов — 25 тонн.
Часы на Спасской башне умеют отбивать время и проигрывать мелодии (поэтому их и называют курантами). В 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 куранты исполняют гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 — мелодию хора «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, после чего большой колокол отбивает часы. Кроме того, в 15, 30 и 45 минут каждого часа происходит перезвон — 1, 2 и 3 раза соответственно.
Устройство курантов
Основной механизм. Фото из открытых источников
Кремлёвские часы полностью механические: движение стрелок на всех четырёх циферблатах происходит благодаря единому часовому механизму, который занимает 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещён на 9 ярусе и включает 4 заводных вала: один — для ведения стрелок, второй — для боя часов, третий — для вызванивания четвертей, четвёртый — для игры курантов. Вал ведения минутной стрелки проходит сквозь пол на 8 ярус, где распределяется на 4 циферблата, позади каждого из которых находится отдельный механизм для передачи вращения от минутной стрелки к часовой. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 килограммов, точность хода обеспечивает 32-килограммовый маятник. Завод часов (подъём гирь) осуществляется дважды в сутки с помощью электродвигателей.
Музыкальный узел. Фото из открытых источников
Бой часов осуществляется благодаря музыкальному узлу, расположенному под шатром башни. В звоннице расположен 1 большой колокол, отбивающий часы (2160 килограммов), и 9 четвертных колоколов (320 килограммов); бой происходит благодаря ударам молотка, соединённого с часовым механизмом. Мелодии курантов звучат благодаря музыкальному механизму: внутри башни расположен медный барабан, усеянный отверстиями и штифтами в соответствии с запрограммированными мелодиями. При вращении барабана штифты нажимают на клавиши, связанные с тросами, которые идут на звонницу; теоретически, на барабане можно запрограммировать любую мелодию, но ритм исполнения курантами будет отставать от оригинала.
История курантов.
Впервые часы на Спасской башне могли появиться ещё в 16 веке: существуют документальные подтверждения, что в 1585 году при Спасских, Тайницких и Троицких воротах Кремля несли службу часовщики. О самих часах мало что известно, кроме того, что в 1624 году они были проданы на вес Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле; вес часов составил около 960 килограммов.
Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта.
После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.
Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.
Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане — братья Бутеноп.
В 1851-1852 году на заводе российских фабрикантов датского происхождения Иоганна и Николая Бутенопов были изготовлены современные куранты. Использовав некоторые старые детали и применив к ним самые передовые на тот момент технологии, братья создали новые часы: вместо старого дубового корпуса появился новый чугунный, колёса и шестерни были сделаны из специально подобранных сплавов, которые могут выдерживать перепады температуры и высокую влажность, появились новые циферблаты и стрелки. Для проигрывания курантами мелодий был установлен музыкальный механизм, включающий барабан с отверстиями и штифтами; чтобы мелодии отыгрывались более точно и насыщенно, на Спасскую башню установили 24 дополнительных колокола с Троицкой и Боровицкой башен — общее количество колоколов на башне достигло 48. По выбору императора Николая I куранты стали исполнять «Марш Преображенского полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».
Спасская башня и здание Верховного Совета СССР . Фото из открытых источников
Советская эпоха для курантов началась печально: в ноябре 1917 года при штурме Кремля большевиками часы были сильно повреждены снарядом, перебившим механизм вращения стрелок. В течение года Спасские часы стояли, пока в 1918 году Владимир Ленин не распорядился их восстановить.
Для реконструкции курантов большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но отказались от их услуг из-за высокой цены, и восстановить часы поручили работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу, который был сыном мастера с завода Бутенопов и разбирался в их устройстве. Беренс привлёк к работе своих сыновей Владимира и Василия, и в тот же год они смогли запустить часы, однако, не разобрались в музыкальном устройстве курантов.
Для работы с музыкальной частью пригласили художника и музыканта Михаила Черемных, который разобрался в строе колоколов и по желанию Ленина набрал на игральный вал курантов революционные гимны: теперь Кремлёвские куранты играли «Интернационал» и похоронный марш «Вы жертвою пали». В 1932 году часы отремонтировали, заменив старые циферблаты, стрелки и цифры на новые — в общей сложности на них ушло 28 килограммов золота; изменения коснулись и репертуара курантов: из мелодий оставили только «Интернационал». В 1938 году куранты замолчали из-за износа музыкального механизма, который теперь лишь отбивал часы и четверти; в 1941 специально для исполнения «Интернационала» был смонтирован электро-механический привод, который впоследствии был демонтирован, и куранты молчали вплоть до 1990-х годов. В 1974 году часы отреставрировали (для этого потребовалась их остановка на 100 дней), механизм был разобран и обновлён, но музыкальная его часть осталась нетронутой. В 1991 году советское правительство решило возобновить игру курантов, но оказалось, что на башне из 48 колоколов осталось всего 10, и для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов; чуть позже идея полностью потеряла актуальность ввиду распада Советского Союза.
Возобновление работы курантов произошло в 1995 году: после 58 лет молчания они стали играть «Патриотическую песню» Михаила Глинки и мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» того же автора. Последняя крупная реставрация курантов прошла в 1999 году: внешний вид часов освежили, а вместо «Патриотической песни» была запрограммирована мелодия гимна Российской Федерации, утверждённого в 2000 году.
В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.
Источник: dzen.ru
Кремлевские куранты в Москве
Если произнести слово «куранты», немедленно представляются наши знаменитые часы на Спасской башне, под бой которых мы встречаем Новый год. А между тем, это слово пришло к нам от французского danse courant. Так назывался модный в 18 веке французский танец, мелодию для которого играли большие часы с колокольным боем.
Танец ушел, а название осталось. И сегодня оно обозначает символ нашей страны. Символ весомый — 25 тонн, высота цифр на циферблате — 72 см (подробнее о технических характеристиках читайте ниже в разделе «Цифры».)
Сейчас на Спасской башне пятые по счету часы: за несколько веков они поменяли и механизм, и колокола, и мелодии. Что поделать — менялась власть и заказывала новую музыку. Например, в XVIII веке кремлевские куранты в Москве целый год играли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». Потом в их репертуаре появлялись «Интернационал», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», гимн России, наконец. На сегодня кремлевские куранты в Москве на Красной площади — единственные механические башенные часы в мире.
Адрес: Москва, Кремль, 12
Координаты: 55.752551, 37.621402
Режим работы: ежедневно
Официальный сайт: kreml.ru
История
Спасскую башню возвел в 1491 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари — он же известен под именем Петр Фрязин. И «Фрязин» тут не фамилия. «Фрягами» — от слова «франк» в старорусском языке назывались выходцы из Южной Европы, в основном итальянцы. Идея была в том, чтобы укрепить Кремль — и действительно, башня всегда считалась крепостью в крепости: бои в ней можно было вести, даже если стены Кремля рядом рухнули бы (то же самое касается Никольской, Троицкой и Боровицкой башен).
Первые куранты появились на Спасской башне сразу после постройки — в 1491 году. Тогда ее называли Фроловской, по находившейся неподалеку церкви Фрола и Лавра, разрушенной в 1930-х. Согласно московскому преданию, когда часы пришли в негодность, их продали в качестве лома ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю.
Вторые куранты установили при первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в XVII веке. Приглашенный из Англии шотландский механик и архитектор Христофер Галовей придумал уникальную конструкцию — у часов вращались не стрелки, а циферблат. Почему так?!
Есть легенда, что Галовей сказал: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно». Сказано — сделано. Циферблат покрасили в цвет неба, на нем изобразили звёзды и солнце, лучом которого стала стрелка часов. Увы, это произведение искусства и механики сгорело во время пожара.
Третьи куранты обосновались на башне в 1709 году. Их конструкция — идея Петра Первого, который, покатавшись «по европам», привез домой принятый на Западе 12-часовой отсчет времени. Колокола били каждый час, и циферблат был поделен на 12 часов. Однако эти голландские часы часто ломались. А поскольку Петр был увлечен обустройством столицы России в Санкт-Петербурге, то и руки до улучшения часов ни у кого не дошли.
Четвертые куранты появились при Екатерине Второй в 1770 году. Устанавливал их немецкий мастер Фаций. Он и заложил в часы немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин», которая весело разливалась над Москвой почти год, пока ее не велели убрать. Часы прослужили до 1851 года.
Наконец, в середине XIX века появились на башне те часы, которые мы видим и сегодня. Создавали их братья Бутенопы — часовщики из Дании. Они подобрали термостойкие сплавы для шестеренок, обновили стрелки. Куранты стали играть военный «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка».
Во время революции 1917 года большевики обстреливали Кремль, пытаясь «выкурить» оттуда юнкеров. В Спасскую башню попало четыре снаряда, один из которых повредил часы. В 1918 году, когда советское правительство перебралось в Москву и та снова стала столицей, часы по указанию Ленина восстановили. Отремонтированные, они стали играть «Интернационал».
К концу 1930-х механизмы «устали», начали фальшивить — и куранты перестали играть музыку, только отбивали часы и четверти. В очередной раз часы заиграли только в 1996-м, на инаугурации Бориса Ельцина. По очереди они исполняли то «Патриотическую песню» Глинки, то «Славься» из оперы «Иван Сусанин» того же автора. Снова звонницу начали реставрировать в 2017 году, в 2020-м работа была завершена. 4 ноября, в День народного единства, обновленные колокола, сделанные в Воронеже, сыграли гимн России.
Панорама Спасской башни
Цифры
- Часы занимают в Спасской башне 3 этажа.
- Вес курантов вместе с конструкциями — около 25 тонн.
- Диаметр циферблата — 6,12 м.
- Высота цифр — 72 см.
- Длина часовой стрелки — 2,97 м.
- Длина минутной стрелки — 3,28 м.
- Большой главный колокол, который отбивает время, весит 2160 кг.
- Маятник, благодаря которому осуществляется точность хода, весит 32 кг.
- После окончания ремонта в 2020 году на башне 23 колокола: 9 старинных, которые бьют четверти; один старинный, который отбивает часы; голландский колокол, заказанный в 1990-х, плюс добавленные в 2020-м 12 новых колоколов, отлитых в Воронеже.
- В прошлом на Спасской башне было 35 колоколов, которыми можно было бы исполнять едва ли не любую мелодию. Но, как объяснял звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Константин Мишуровский, в наше время важно было другое — добиться идеального исполнения двух мелодий: «Славься» и Гимна России. К слову, автор нашего гимна, Александр Александров, в свое время руководил крупными церковными хорами и до 1922 года был последним регентом (то есть, руководителем церковного хора) храма Христа Спасителя в Москве. Умер в июле 1946 года в Берлине, куда приехал в европейское турне со своим Краснознаменным ансамблем.
Отель От 1700 руб. в сутки Обед От 400 руб. на человека Такси От 150 руб.
Что посмотреть и послушать
- Куранты играют гимн России в 6 утра, в полдень, в 18 часов и в полночь.
- Мелодию «Славься» на музыку Михаила Глинки из оперы «Жизнь за царя» (более известна советскому поколению как «Иван Сусанин») можно услышать в 3 и 9 утра и в 15 и 21 час.
- Главный колокол бьет каждый час — от 1 до 12 раз. Его удары страна и слышит в Новый год.
- В конце августа — начале сентября на Красной площади проводится ежегодный международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» — музыкальный праздник, в котором участвуют наши и зарубежные военные оркестры. — Когда в очередной раз будете слушать куранты в ночь на 1 января, надо иметь в виду: новый час и новый год начинаются с перезвоном курантов, а не с первым ударом главного колокола. Так что не опаздывайте: перезвон длится 20 секунд, и это уже начало нового дня.
Цены
Увидеть башню можно бесплатно — со стороны Красной площади (напротив памятника Минину и Пожарскому). Или купить билет для прохода на Соборную площадь Кремля за 250 руб. Тогда вы увидите не только башню, но и все постройки Соборной площади.
Источник: www.kp.ru
История кремлевских курантов
Французское слово courant (перевод — текущий, бегущий) дало название устройству, которое принято называть «куранты», а используется оно для игры на колоколах. Этот механизм состоит из специальных колков, поворачивающих барабан, от расположения которых зависит мелодия.
Такие знакомые часы.
![]() |
Спасская башня Кремля |
В России не найдется человека, который бы не слышал о часах на Спасской башне. Они оснащены курантовым механизмом, в связи с этим им и дали название — «кремлевские куранты». Справедливости ради стоит отметить, что часов с подобным устройством в Кремле несколько. Но всенародную известность получили только одни.
Куранты на Спасской башне не зря называют главными часами страны. Это объясняется тем, что Спасские ворота Кремля из пяти въездных всегда считались парадными, с давних пор они получили название «святые ворота». Было заведено заходить через них в Кремль, снимая головной убор, причем это правило распространялось даже на царей, высшее духовенство и иностранных послов. При этом глагол «заходить» — является единственно верным, поскольку верхом здесь проезжать не разрешалось. Часы, установленные над «святыми воротами» отбивали время важнейших событий государства.
Первые часы были установлены на Спасской башне, носившей раньше название Флоровская, приблизительно в 1614 году. Судьба предыдущих часовых механизмов была разной, одни устаревали и их отправляли в утиль, другие страдали от войн и пожаров. Нынешние часы — это английские куранты, которые были найдены под Грановитой палатой.
Заменить их потребовала, вступившая на престол императрица Екатерина II: при посещении Москвы она осталась недовольна состоянием курантов — не действовал вал, и колокольная музыка была не слышна. В 1776 году часовые мастера фабрики Марка Фази установили найденный часовой механизм.
До середины XIX века он работал исправно, но, как известно, ничто не вечно. Потребовалась реконструкция кремлевских курантов, но найти мастеров было не так-то просто.
Мастера из Дании
![]() |
Иоганн (Иван) и Николай Бутеноп |
Братья Иоганн и Николай Бутеноп прибыли в Россию из Дании в 1830 году. В Москве они занялись производством башенных часов и других механизмов. Иоганн, ставший впоследствии Иваном занимался исключительно часовым делом. По свидетельству современников он был весьма «странной» личностью.
Удивление окружающих вызывало то, что он в любую секунду занимался вычислениями и старался быстрей их записать, порой даже на собственных манжетах. Именно из таких чудаков получаются истинные гении.
Николай производил механизмы для сельского хозяйства и тушения пожаров. Постепенно мастерская выросла с крупную компанию «Братья Бутеноп», имевшую свои филиалы во многих городах. Она принимала участие в различных выставках и не раз получала первые призы и медали. На Выставке мануфактурных произведений, проводимой в Москве в 1865 году, специалисты отмечали, что башенные часы, произведенные компанией, имеют совершенный механизм и приспособлены к резким колебаниям температур. Это стало возможным благодаря применению компенсационного маятника.
Большую известность компания «Братья Бутеноп» получила после установки башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца. Таким образом, выбор мастеров для реконструкции курантов на Спасской башне был сделан.
Восстановление курантов
Заключение, которое дали братья Бутеноп и архитектор Тон после детального изучения часов, было неутешительным. По их мнению, в негодность пришел не только механизм, но и циферблат, требовалась колоссальная работа.
Бутенопы приступили к делу в декабре 1859 года, ими была проведена полная реконструкция курантов. Мастера заменили колеса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Были установлены новые циферблаты, стрелки и даже часовые деления.
Метки для минутных и пятиминутных делений были покрыты червонным золотом, так же как и цифры, стрелки обернуты медью и позолотой. Все достижения часового дела того времени были использованы в реконструкции курантов. И вот, в 1852 году Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что часы переделаны должным образом и претензий к правильности хода нет.
Выбор музыки
![]() |
Механизм курантов |
Сложность возникла с выбором мелодии для курантов. Здесь пришли на помощь композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман, они помогли выбрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Окончательный выбор был за царем. Николай I велел оставить две.
Утром куранты должны были играть Преображенский марш, еще Петровских времен, а вечером молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Царское повеление было выполнено и в течение продолжительного времени куранты изумляли всех мелодичным колокольным перезвоном. Компания братьев Бутеноп продолжала поддерживать часовой механизм. Пока не наступил 1917 год.
Часы сильно пострадали, после того как в Спасскую башню попало несколько снарядов, замолчали они на целый год. Новая история курантов началась после произнесения вождем мирового пролетариата Лениным знаменитой фразы: «Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком».
Итак, принялись искать мастеров для восстановления механизма и установки революционной музыки. Специалисты часовых фирм Павла Буре и Сергея Рогинского оценили работу в 240 тысяч рублей золотом. Эта сумма показалась большевикам огромной, и они обратились к Николаю Беренсу, отец которого был часовым мастером, работал в фирме «Братья Бутеноп» и принимал участие в предыдущей реконструкции часов.
Беренс, будучи подмастерьем отца, действительно сумел восстановить и запустить кремлевские часы, но мастер, как и в свое время Бутенопы был не в силах поменять мелодию курантов. Благодаря счастливой случайности был найден музыкант Михаил Черемных. Он сумел настроить партитуру курантов, как и хотел Ленин, на исполнение «Интернационала» и «Вы жертвою пали». Работа была принята специальной комиссией Моссовета в августе 1918 года.
Это было начало новой жизни часов, продолжалась она до 1932 года. Потом перестала звучать мелодия «Вы жертвою пали», а еще через пять лет комиссия признала музыкальное звучание курантов неудовлетворительным. С 1938 года исполнение «Интернационала» было тоже прекращено. Выход из строя музыкального колокольного устройства обусловлен множеством факторов.
На него оказывают влияние перепады температур и постоянно меняющиеся погодные условия. Об этом предупреждали еще в 1850 году братья Бутеноп.
Заставить часы звучать и исполнять Гимн Советского Союза не смог даже «отец народов». Хотя Сталин делал попытки восстановить колокольный механизм курантов. Впоследствии они издавали мелодичный перезвон и отбивали часы. А гимн СССР можно было услышать по радио, поскольку с него начинались и заканчивались передачи.
Новая реконструкция
![]() |
Кремлевские куранты |
В 1974 году было решено восстановить кремлевские часы. К этому процессу были привлечены сотрудники НИИ часовой промышленности. По утверждению советской прессы «часовщикам помогала вся страна». Специалисты провели работы по замене механизма завода часов, кроме того, было создано специальное масло, подходящее для любых погодных условий, а также разработана автоматическая установка подачи этого масла во все точки механизма. Но куранты молчали по-прежнему, механизм колокольной музыки не реставрировался.
Шло время, менялись правители государства, строй, пришел новый лидер.
Наступил 1996 год. Ельцин ко дню своей инаугурации, которая была назначена на 9 августа, решил восстановить колокольный звон курантов, была даже выбрана мелодия — «Славься». Времени было катастрофически мало, в Голландии заказали три дополнительных колокола, российские специалисты в срочном порядке проводили реставрационные работы.
Причем соблюдая строжайшие условия по сохранению прежнего вида часов, их технических возможностей и использованию только оригинальных материалов. Работы были выполнены в срок. Следует заметить, что эта реставрация курантов была самой масштабной за все годы.
Настройка — дело тонкое
Особенность русских церковных колоколов в том, что спектр их весьма широк. Одновременно звучит не одна нота, как, например, у карильонов, а множество звуков, отличающихся по высоте и силе. Поэтому при звучании мелодии возникают определенные сложности. Некоторые специалисты считают, что имеет смысл на куранты установить карильонные колокола.
Еще одной проблемой является их расположение. Поскольку они висят с разных сторон башни, звучание, которое доносится до людей, стоящих на Лобном месте и в Кремле сильно отличается. Настройка одинакового звука — весьма сложный процесс, подвластный лишь музыканту с исключительным слухом, улавливающим малейшие нюансы звучания.
Когда был утвержден Гимн России, куранты пришлось перенастраивать. Сейчас можно наслаждаться отличным звуком, а молотками управляет электроника.
Многое поменялось в России — правители, управленческий строй, — но часы на Спасской башне по-прежнему звучат и сложно представить Россию без этого символа. Возможно, еще не раз мы будем свидетелями изменений, происходящих в стране, но слышать перезвон кремлевских курантов будем всегда.
Cтаринные настенные часы всегда вызывают чувство восторга и надежности. Вы можете приобрести антикварные напольные часы или купить новые, и передать их внукам.
Источник: www.alltime.ru