Яйца Фаберже всегда ассоциировались с российской императорской семьей.
Ювелирные изделия изготавливали специально для правящих монархов и украшали самыми дорогими камнями.
Коллекция чудом уцелела после Октябрьской революции и дожила до наших дней практически в полном составе.
Как началась история знаменитых яиц Фаберже и почему произведения искусства окутаны массой тайн?
Д инастия мастеров Фаберже
В отличие от других ювелиров, Карл Фаберже смело экспериментировал со стилем модерн
Родоначальником династии можно считать немца Густава Фаберже. В 16 лет он переехал в Петроград обучаться ювелирному делу, а в 28 открыл свой первый магазин в самом престижном районе города. Спустя два года у мастера родился сын, Карл, который спустя несколько десятилетий прославит фамилию Фаберже на весь мир. Как и отец, мальчик с интересом изучал ювелирное искусство как в России, так и в Европе. В 26 лет Карл вернулся в Петроград и продолжил семейное дело.
В 1882 году Фаберже участвовал во Всероссийской выставке, а его работы понравились императору Александру III
В отличие от других ювелиров, Фаберже-младший смело экспериментировал со стилем модерн, который впоследствии стал основой его шедевров. В 1882 году мастер участвовал во Всероссийской выставке, а его работы понравились императору Александру III. Монарх несколько раз заказывал у Фаберже ювелирные изделия. Спустя пару лет Александр III поставил интересную задачу — он хотел преподнести своей супруге Марии Федоровне необычный подарок к Пасхе. Так и появились яйца Фаберже.
Императорская коллекция
Яйцо было покрыто белой эмалью, а в «желтке» пряталась маленькая золотая корона и цепочка с рубином / Фото: drug-gorod.ru
Первый ювелирный шедевр Карл Фаберже создал в 1885 году. Мастер вдохновлялся яйцом, изготовленным в XVIII веке. Внутри изделия пряталась курочка, в которой было кольцо. Считается, что таким сюрпризом император хотел напомнить жене о ее детстве в Дании. Яйцо Фаберже было покрыто белой эмалью, имитирующей скорлупу, а в «желтке» пряталась маленькая золотая корона и цепочка с рубином.
Мария Федоровна была очарована подарком, а Карл Фаберже стал придворным ювелиром и ежегодно в канун Пасхи должен был создавать новый уникальный шедевр с сюрпризом. Николай II, ставший императором после смерти Александра III, продолжил чтить традицию. Каждый год о преподносил по яйцу Фаберже своей овдовевшей матери Марии Федоровне и супруге Александре Федоровне.
Всего Карл Фаберже сделал 54 яйца для императорской семьи, однако до наших дней дошло лишь 48 / Фото: i.pinimg.com
Со временем созданием украшений стала заниматься целая команда ювелиров со всего мира. Всего Карл Фаберже сделал 54 неповторимых яйца для императорской семьи, однако до наших дней дошло лишь 48. К сожалению, после Октябрьской революции удалось спасти не все изделия.
Кроме Романовых, Фаберже изготавливал яйца и для других частных лиц, однако определить точное количество невозможно, поскольку не все заказы были задокументированы. На данный момент известно о 71 яйце.
Другие заказчики Фаберже
Кроме Романовых, Фаберже изготавливал яйца и для других частных лиц
Ювелир прославился не только в России, но и в Европе, а его изделия хотели заполучить самые влиятельные коллекционеры. Каждый раз Фаберже удивлял своими шедеврами. Он прятал в яйцах мини-версии кораблей, животных, императорскую карету, портреты, а однажды даже сделал механического павлина, который ходил и поднимал хвост.
Вторая по величине коллекция яиц из семи экземпляров принадлежит русскому золотопромышленнику Александру Кельху. Изделия он дарил своей супруге. Также Фаберже выполнял единичные заказы для племянника знаменитого Нобеля Эммануила, династии банкиров Ротшильдов, князя Феликса Юсупова.
Яйца Фаберже сегодня
На данный момент известно о 71 яйце, которые находятся в музеях и частных коллекциях
Карл Фаберже болезненно воспринимал революцию и ее последствия. Советская власть национализировала все фабрики и магазины ювелира, а в Петрограде большевикам достались драгоценные камни и готовые украшения. Матер тайно покинул Россию, жил в Литве, Германии, а в 1920 году умер в Швейцарии.
Коллекция яиц разошлась по миру. Большевики не придали им большой ценности и в 30-х годах распродали часть изделий за крайне низкую цену.
Яйца Феберже из коллекции Форбса, которые выкупил Виктор Вексельберг / Фото: ic.pics.livejournal.com
Сегодня самая большая коллекция состоит из 11 экземпляров и находится в петербургском Музее Фаберже.
Еще 10 штук хранятся в московской Оружейной палате и 5 изделий — в художественном музее американского Ричмонда.
Яйца есть и в коллекции Елизаветы II: 3 экземпляра Романовых и 1 Кельха.
Больше всего шедевров собрал магнат Форбс — 15 штук. Его наследники хотели продать драгоценности с торгов, но их выкупил российский предприниматель Виктор Вексельберг и основал тот самый Музей Фаберже. По слухам, частная коллекция Форбса стоила около 100 млн. рублей.
В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайн Гибертсон выкупил все права на имя Фаберже, чтобы возродить детище великого мастера. Сегодня в ювелирном доме трудятся лучшие международные мастера.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: marena99.livejournal.com
Царские подарки: пасхальные яйца Фаберже для семьи императора
Сохранилось 46 пасхальных яиц, в разные годы изготовленных мастерами фирмы Фаберже для императорского дома Романовых. Некоторые из этих экспонатов вы можете увидеть в Московской Оружейной палате.
Царствование Александра III
1.Курочка. 1885. Наиболее простое и классическое яйцо: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неe рубиновая корона (не сохранилась).
2.Херувим и колесница. 1888. Двухколесная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце – херувим с часами.
3.Датские дворцы. 1890. Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре — виды дворцов в Дании и России.
4.Память Азова. 1891. Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором плавали в этот момент сыновья Марии. По окончании этого путешествия было положено начало строительства Транссибирской железной дороги. Находится в Оружейной палате в Москве.
5.Алмазная сетка. 1892. Утеряна подставка в виде державших яйцо херувимов. Считается, что они представляли сыновей императора Александра III.
6.Кавказское яйцо. 1893. Внутри – миниатюры с видами Абастуманского дворца, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович.
7.Ренессанс. 1894. Имитация шкатулки работы Ле Роя 17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен.
Царствование Николая II
8.Синее яйцо-часы со змеей. 1895. Подставка-основание состоит из трех золотых пластин, покрытых белой матовой эмалью. Две из них украшены золотыми трофеями, символизирующими Науку и Войну, на третьей – корзина с букетом цветов.
9. Яйцо с бутоном розы. 1895. Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Сюрприз – роза (в память о Дармштате, родине императрицы). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны). Фонд «Связь времен»
10. Портреты Александра III. 1896. Подарок матери Императора. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и Александра III, которые повторены по 6 раз.
11.Яйцо с вращающимися миниатюрами. Внутри яйца на золотом стержне укреплены четыре вращающиеся миниатюры в золотых рамках с видами императорских дворцов. 1896
12.Коронационное. 1897. С копией императорской кареты при коронации Николая II. Фонд «Связь времен».
13.Пеликан. 1898. Подарок для матери Императора. Миниатюры изображают благотворительные учреждения, которые она основала.
14.Ландыши. 1898. Сюрприз яйца составляют три миниатюрных портрета — императора Николая II и его двух старших дочерей, великих княжон Ольги и Татьяны. Миниатюры поднимаются при повороте жемчужной ручки. Фонд «Связь времен».
15.Анютины глазки. 1899. Из нефрита. Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек – генеалогическое древо с портретами.
16.Букет лилий. 1899. Яйцо-часы. Стрелка имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, «прорастающих» сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви.
Оружейная палата.
17.Петушок. 1900. Яйцо-часы, петушок кивает головой и хлопает крылышками.
18.Транссибирская магистраль. 1900. Внутри – модель поезда. Оружейная палата .
19.Гатчинский дворец. Сюрприз яйца – модель императорского дворца в Гатчине. 1901
20.Клевер. 1902. Внутри был четырехлистник с портретными миниатюрами (скорее всего, изображавшими дочерей Императорской четы). Оружейная палата.
21.Петр Великий. 1903. К 200-летию основания Санкт-Петербурга.
22.Лебедь. 1906. Скорлупа яйца открывается, и появляется фигурка лебедя, плавающего в миниатюрном аквамариновом озере с золотыми кувшинками. Если завести механизм, расположенный под крылом, лебедь начинает скользить по воде.
23.Кремль. 1906. Аллюзия на Успенский собор. В одно из застекленных окон виден интерьер собора, изображенный на овальной стеклянной пластине, находящейся внутри модели. Оружейная палата.
24.Яйцо с решеткой и розами. 1907
25.Павлин. 1908. Механический павлин снимается с ветки и умеет ходить.
26.Александровский дворец. 1908. Оружейная палата.
27.Яхта «Штандарт». 1909. Точно воспроизводит внешний вид и оснастку любимой яхты государя вплоть до развевающегося на мачте императорского штандарта, крошечных шлюпок и вращающегося золотого руля. Оружейная палата.
28.Памятник Александру III. Внутри модель памятника Императору работы Паоло Трубецкого. Оружейная палата.
29.Колоннада. 1910. Задумано как Храм любви в Аркадии, было сделано в память о рождении долгожданного наследника русского престола. Позолоченный купидон — аллегорическое изображение царевича – венчает золотое яйцо.
30.Апельсиновое дерево. 1911. Сюрприз в этом яйце – заводная птичка, которая появляется из яйца и поет. Ключом к механизму служит один из апельсинов. 1911
31.15-я годовщина царствования. 1911. На миниатюрах изображены портреты Императора, Императрицы, их детей и знаменательные исторические события, произошедшие за время царствования Николая II, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского.
32.Наполеоновское яйцо. 1912. К 100-летию Отечественной войны. В центре – бриллиант ступенчатой резьбы с короной и монограммой вдовствующей императрицы Марии Федоровны. На миниатюрах, вложенных в яйцо, изображены представители полков императрицы.
33.Царевич. Сюрприз — алмазный двуглавый орел с миниатюрным портретом царевича Алексея.
34.Зимнее. 1913. Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз – корзина с подснежниками.
35.300-летие дома Романовых. 1913. Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном – цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом – в границах 1913 г. Оружейная палата.
36.Екатерина Великая. 1914. Внутри был сюрприз – миниатюрные механические носилки с фигуркой Екатерины.
37.Мозаичное. 1914. Внутри – камея с портретами детей императорской четы. Последнее яйцо предвоенного времени.
38.Красный крест. 1915. Внутри – миниатюры с портретами двух дочерей, сестры, жены и кузины Императора, в форме сестер милосердия.
39.Триптих «Красный крест». 1915. Изображены великие княгини Ольга и Татиана. Внутри – сцена Сошествия во ад и свв.Ольга и Татиана.
40.Орден святого Георгия. 1916. В честь награждения царевича Алексея медалью. Сюрприз – портрет императора Николая. Последнее яйцо, полученное Марией Федоровной.
Единственное, которое ей удалось вывезти из России в 1919 году.
41.Военное. 1916. Сюрприз – миниатюрная картина с вензелем Александры Федоровны, изображен император Николай II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Стальное яйцо – самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой Феодоровной.
Обзор подготовлен по материалам сети Интернет.
Источник: www.taday.ru
Карл Фаберже
Талантливый всемирно известный ювелир, идейный вдохновитель и отличный руководитель Карл Фаберже видел таланты и умел притягивать в свою фирму рукастых мастеров. Но вот себя, по некоторым данным, он считал бездарем. Известно, что мастер бесплатно работал в Эрмитаже реставратором, чтобы перенять опыт у мастеров «старой закалки». А когда спросили его самого, что же нужно, чтобы стать достойным ювелиром, Карл отшутился, включив в список «ремень»: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Но с этим мнением не согласятся ни историки, ни современные ювелирные мастера. Язык не поворачивается говорить о бездарности ювелира Имперского двора. Фаберже не просто вошел в историю, его имя стало нарицательным. Пожалуй, сложно встретить человека, который не слышал про яйца Фаберже. Но, как и дорога в тысячу миль начинается с первого шага, так и путь Карла начался с
неловких движений инструментами.
От маленькой мастерской до ювелирной империи
Карл Фаберже — петербуржец с иностранными корнями. Родился он в Северной Столице в 1846 году. Отец Карла Густав тоже был ювелиром, так что выбора юному Фаберже не оставили — отправили на обучение в Европу у лучших ювелиров. На это путешествие ушло
несколько лет. Задача Карла была не только изучить модные тенденции ювелирного мира, но и найти талантливых мастеров, которых можно было бы нанять в мастерскую отца. Карл бывал на всех светских мероприятиях, раутах и выставках в поисках самородков, которых звал в Санкт-Петербург. И в 24 года, по возвращении в Россию, Карл стал «рулить» бизнесом отца. В тот момент у него в подчинении было около сотни сотрудников: от камнерезов до огранщиков.
Считается, что главная заслуга Фаберже в том, что он сумел соединить забытое старое с тенденциями того времени. В фирме возродили использование прозрачных цветных эмалей, многоцветного золота и технические приемы обработки камня. До сих пор никто не может повторить знаменитую гильошированную эмаль. В каждой «старой» технике мастера Фаберже достигали совершенства – это было главным условием работы на именитого ювелира.
Томаз, нефрит, яшма, лазурит — в фирме стали активно использовать и полудрагоценные камни. И от этого изделия не теряли в цене, скорее наоборот. Фигурки, цветы из драгоценных камней и
самоцветов удивляли свой живостью. Еще бы, в Московском магазине специально создали теплицу с самыми разными растениями. Смотря на натуру, мастера создавали новые драгоценные миниатюры и сюжеты.
Сначала было яйцо, потом курица
Конечно же, как и другие ювелиры, Фаберже представлял работы фирмы на выставках. На одной из них в Москве в 1882 г. именно на его изделия обратил внимание император Александр III. Карлу удалось получить заказ: пасхальное яйцо в подарок для жены императора Марии Федоровны. Королевскую семью нужно было удивить, ведь Мария Федоровна получала такие яйца каждый год, в том числе и от зарубежных мастеров. Фаберже это удалось!
Под его руководством было создано золотое яйцо, белую скорлупу изобразили с помощью эмали, внутри даже был желток, естественно из золота, в котором была спрятана курица из цветного золота. В курице тоже был «сюрприз» — подвеска в виде рубинового яйца.
С того момента и началась история империи Фаберже. Только для венценосной семьи Романовых Фаберже создал больше 50 царских пасхальных яиц. Всего, считается, что их было 71. И ни одно из них Фаберже не сделал своими руками.
Закат империи
Компания перестала существовать с началом первой мировой войны. В 1916 году Карл преподнес императору последнее яйцо под названием «стальное», оно напоминало артиллерийский снаряд. А потом мастеров фирмы отправили на фронт, и работать стало не кому. Драгоценные изделия вскоре попали к большевикам, а потом их распродали за смешные суммы.
У Карла осталось лишь то, что он успел вывезти в Финляндию до войны. Через 2 года, опасаясь арестов, Фаберже с семьей бежал в Европу. Латвия, Германия… найти себе место было трудно. Мастер повторял снова и снова: «Жизни больше нет, она никогда уже не будет прежней…» Больше всего его волновало то, что он лишился дела жизни.
Еще через 2 года у гениального мастера начались проблемы с сердцем. Врачи рекомендовали ему бросить курить и переехать туда, где климат лучше. Семья перебралась в Швейцарию, вот только от сигар ювелир отказаться не смог. Одну из них он успел выкурить лишь наполовину. 24 сентября 1920 года у Карла Фаберже остановилось сердце.
Источник: sunlight.net