Перепишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
1. Бездонной кадки водою не наполн_шь.
2. Где стро_шь, там и ро_шь.
3. Как постел_шь, так и высп_шься.
4. Конь вырв_тся — догон_шь, слова сказанного не ворот_шь.
5. Кто говорит, тот се_т, кто слуша_т, тот пожина_т.
6. Не по словам суд_т, а по делам.
7. Ноги нос_т, а руки корм_т.
8. Одной рукой и узла не завяж_шь.
9. Пашню паш_т — руками не маш_т.
10. Пожале_шь лычка — не увяж_шь и ремешком.
11. Потерянного времени не ворот_шь.
12. Правда глаза кол_т.
13. Пустая мельница и без ветра мел_т.
14. Работа и корм_т и уч_т.
15. Розы кол_тся, а пчелы жал_тся.
16. Скаж_шь — не ворот_шь, напиш_шь — не сотрешь, отруб_шь — не пристав_шь.
17. Словами, что листьями, стел_шь, а стеблем в глаза кол_шь.
18. Соловья баснями не корм_т.
19. Чего не поищ_шь, того и не сыщ_шь.
20. Что было, то вид_м, что будет, то увид_м.
Мот – Любовь как спецэффект (Текст песни, премьера трека 2022)
Ответы
Объяснение:
- Бездонной кадки водою не наполнишь.
- Где строишь, там и роешь.
- Как постелешь, так и выспишься.
- Конь вырвется — догонишь, слова сказанного не воротишь.
- Кто говорит, тот сеет, кто слушает тот пожинает.
- Не по словам судят, а по делам.
- Ноги носят, а руки кормят.
- Одной рукой и узла не завяжешь.
- Пашню пашут — руками не машут.
- Пожалеешь лычка — не увяжешь и ремешком.
- Потерянного времени не воротишь.
- Правда глаза колет.
- Пустая мельница и без ветра мелет.
- Работает и кормит и учит.
- Розы колются, а пчелы жалятся.
- Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь.
- Словами, что листьями, стелешь, а стеблем в глаза колешь.
- Соловья баснями не кормят.
- Чего-то не поищешь, то и не сыщешь.
- Что было, то видим, что будет, то увидим.
ПОДПИСКА И ЛАЙК;)
Ответ:
2. Строишь, роешь
3. Постелишь, выспишься
4. Вырвется, догонишь
5.сеет, слушает, пожинает
10. Пожалеешь, не увяжешь
15. Колятся, жалятся
16. Скажешь, воротишь, напишешь, отрубишь, приставишь
17. Стелишь, колишь
19. Поищешь , сыщешь
20. Видим, увидим
Объяснение:
Нужно задать вопрос. Они что делают? Если ут- ют в окончании значит пишем- е
Если ат ят — пишем — и
Обоснуйте написание безударных личных окончаний глаголов.
Образец. Скажешь
,
напишешь ( написать 2 спр.) − не сотрёшь ( стереть 1 спр.).
отрубишь ( отрубить 2 спр.) − не приставишь ( приставить 2 спр.).
1 . Правдой мир держ..тся.
2 . Без ветра и трава не колыш..тся.
3 . Мягко стел..т, да жёстко спать.
4 . Где стро..т, там и ро..т.
5 . Сердце вид..т раньше глаз.
6 . Доброе дело само себя хвал..т.
7 . За ветром в поле не угон..шься.
Гио Пика — Листопадом (ПРЕМЬЕРА 2023)
8 . Пустая мельница без ветра мел..т. (Пословицы)
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §6. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Упражнение №47
Решение
- Правдой мир держится.
- Без ветра и трава не колышется.
- Мягко стелет, да жёстко спать.
- Где строят, там и роют.
- Сердце видит раньше глаз.
- Доброе дело само себя хвалит.
- За ветром в поле не угонишься.
- Пустая мельница без ветра мелет.
Держится ( держаться 2 спр.),
колышется ( колыхаться 1 спр.),
стелет ( стелить 1 спр.),
строят ( строить 2 спр.),
роют ( рыть 1 спр.),
видит ( видеть 2 спр.),
хвалит ( хвалить 2 спр.),
не угонишься (не угнаться 1 спр.),
мелет ( молоть 1 спр.).
Под каждым глаголом укажите его спряжение, и поставьте в начальную форму.
1) Бездонную бочку водой не наполнишь.
2)Где строишь,там и роешь.
3) Как постелешь, так и высп…ся.
4)Конь вырвется — догонишь,а сказанного не воротишь.
5) Кто говорит,тот сеет, кто слушает, тот пожинает.
6) Не по словам судят, а по делам.
7) Одной рукой и узла не завяжешь.
Пашню пашет — руками не машет.
9) Пожалеешь лычка не увяжишь и ремешком.
10) Потерянного времени не воротишь.
11) Правда глаза кол…
12) Пустая мельница и без ветра мел…
13) Работа и кормит и учит.
5. Задание: Выпишите глаголы, определив спряжение и вставив нужную букву.
1. Бездонной кадки водою не наполн…шь.
2. Где стро…шь, там и ро…шь.
3. Как постел…шь, так и высп…шься.
4. Конь вырв…тся – догон…шь, слова сказанного не ворот…шь.
5. Кто говорит, тот се…т, кто слуша…т, тот пожина. т.
6. Не по словам суд…т, а по делам.
7. Ноги нос…т, а руки корм…т.
8. Одной рукой и узла не завяж…шь.
9. Пашню паш…т — руками не маш…т.
10. Пожале…шь лычка — не увяж…шь и ремешком.
Добавить свой ответ
Ответы на вопрос
Ответ:
1. Бездонной кадки водою не наполнИшь (2 спряж.);
2. Где строИшь (2), там и роЕшь(1).
3. Как постелЕшь (1, исключение), так и выспИшься (2).
4. Конь вырвЕтся(1)– догонИшь(2, исключ.), слова сказанного не воротИшь(2).
5. Кто говорит, тот сеЕт(1), кто слушаЕт(1), тот пожинаЕт(1).
6. Не по словам судИт(2), а по делам.
7. Ноги носЯт(2), а руки кормЯт(2).
8. Одной рукой и узла не завяжЕшь(1).
9. Пашню пашУт(1) — руками не машУт(1).
10. ПожалеЕшь (1) лычка — не увяжЕшь (1) и ремешком.
1.наполнишь 2 спряжение
2строишь, роешь 2 спр,1 спр
3.постелишь,выспишься 2 спр,2 спр
4.вырвется,догонишь,воротишь 1 спр,2 спр,2 спр
5.сеет,слушает,пожинает 1 спр,1 спр,1 спр
7.носят, кормят 2 спр, 2 спр
8.завяжешь 1 спр
9.пашут,машут 1 спр,1 спр
10.пожалеешь,увяжешь 1 спр 1 спр
Источник: pishigood.ru
Конспект урока по теме: «Личные окончания глагола»
план-конспект урока по русскому языку по теме
Урок предназначен для формирования у учащихся навыков правильного написания личных окончаний глаголов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КГКОУ «Вечерняя школа №1»
Развёрнутый план проведения открытого урока по русскому языку
Тема: «Личные окончания глаголов».
Учитель русского языка
г. Рубцовск, 2015г.
- Продолжить работу по формированию правильного написания личных окончаний глаголов.
1. Обобщить знания по морфологии глагола и его формам.
2. Совершенствовать орфографические навыки.
3. Повторить способы словообразовательного разбора глаголов.
4. Формировать навыки самостоятельной активности и индивидуального контроля при работе по карточкам.
- Орг. момент.
- Словарный диктант с взаимопроверкой.
(Выборочные словосочетания с орфограммами №15 – «Буквы И-Ы после Ц»; орфограмма №18- «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных»; орфограммы №6, №8, №9, №20, №22, №23, №47).
Виртуозное исполнение пьесы, черная тушь, скрипучие половицы, сэкономить ресурсы, жёлтые жёлуди, специфика электростанции, почётный пьедестал, тяжёлый ожог, предолимпийские состязания, растопыренные пальцы, мельничный жёрнов, аэрофотосъёмка местности, парчовая скатерть, отутюжить платье, непредвиденная ночёвка, безыскусный рассказ, выжженный солнцем, непреодолимый барьер, окраинные трущобы, трёхъярусный театральный зал, чопорный человек, двухэтажный коттедж, предыстория традиций, превосходный танцор.
3. Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы:
1. Что называется глаголом?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. Какого вида бывают глаголы?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного – что сделать?
Сварить (что сделать?)- соверш. Варить (Что делать?) – несоверш.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Взять пилу (взял её) – не взял пилы (не взял её)
3.Какие глаголы называются переходными, а какие- непереходными?
4. Назовите наклонения глагола?
Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.
Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: создаю, создавал, буду создавать, создам, создал, создам.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Глаголы в условном наклоненииобразуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса –Л- и частицы БЫ (Б): Вылечить (неопр. Ф.) – вылечил бы (условн. наклон.)
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить: учить – учи – научи и т.д.
Каким членом предложения является глагол?
В предложении глагол является сказуемым : Я пошёл на рыбалку.
4. Повторение и углубленное изучение темы «Морфология глагола и его форм». (Личные окончания глагола).
Личные окончания глаголов.
1. К глаголам II спряжения относятся глаголы на –ить в инфинитиве ( строить – строят ), кроме глаголов брить и зиждиться , и следующие 11 глаголов: гнать, держать, смотреть, видеть, слышать, дышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть , а также производные от них. Остальные глаголы относятся к I спряжению: реять – реют , полоть — полют, мыть – моют .
Глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени, личные формы образуются только от глагола стлать (I спряжение).
2. Переходные глаголы с приставкой ОБЕЗ — имеют в инфинитиве и прошедшем времени суффикс – И — ( обессилить кого – либо ) , а непереходные- суффикс – Е- ( обессилеть самому )
5. Закрепление умений и навыков.
Работа с текстом.
Спищите, расставьте пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы.
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Оправдано ли повторение местоимения в тексте? Почему?
Тракторист сейчас дела…т в деревн.. всё самое главное. Он паш…т се…т стро..т. Он жнёт кос..т и расчищ..т новые земли под поля. Он пол..вод и животновод, он заготавлива..т корма подвоз..т их. (Не) обойтись нынче на селе без тракториста!
6. Работа с учебником.
Упражнения № 246 (стр. 108); № 247 (стр.108). Дополнительно упражнение № 248 ч. 1-2 (стр. 1108-109).
Переписать, расставить знаки препинания. Глаголы ставьте во 2-м и 3-м лице единственного числа. Расскажите как проверить:
- написание безударных личных окончаний глагола;
- написание в глаголах -тся или –ться:
1) (Вспахать) в срок (посеять) в срок урожай будет высок. / Вспашешь в срок, посеешь в срок- урожай будет высок /.
2) Весной часом (отстать) днём не (догнать). / Весной часом отстанешь – днём не догонишь /.
3) ( Упустить) минуту (потерять) часы. / Упустишь минуту – потеряешь часы/.
1) Кто не ( любить) критики тот не (хотеть) исправи(т, ть) ся. / Кто не любит критики, тот не хочет исправиться/.
2) Добрый жернов всё (смолоть). / Добрый жернов всё смелет ./
3) Как верёвочка ( н..) (виться) а кончику быть. / Как верёвочка ни вейся, кончику быть/.
4.Пока больной (дышать) он (надеяться). / Пока больной дышит, он надеется /.
Упражнение № 247. Индивидуальная работа с текстом по карточкам (4 человека).
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Что было, то вид..м что буд..т, то увидим. 2. Где стро..шь тут и ро..шь. 3. Не по словам суд..т а по делам. 4. Работа и корм..т и уч..т. 5. Конь вырв..тся – догон..шь а слова сказанного (н..) ворот..шь. 6. Бездонной кадки водою (н..) наполн..шь. 7. Пожале..шь лычка – (н..) увяж..шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел..т.
9. Правда глаза кол..т. 10. Потерянного времени не ворот..шь. 11. Одной рукой и узла не завяж..шь. 12.
Пашню паш..т руками не маш..т. 13. Ноги нос..т а руки корм..т. 14. Скаж..шь – не ворот..шь напиш..шь –( н..) сотр..шь отруб..шь – (н..) пристав..шь.
15. Словами что листьями стел..шь а стеблем в глаза кол..шь.
- Что было, то видим, что будет, то увидим. 2. Где строишь, тут и роешь. 3. не по словам судя, а по делам. 4. Работа и кормит и учит. 5. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. 6. Бездонной кадки водою не наполнишь. 7. Пожалеешь лычка – не увяжешь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мелит. 9. Правда глаза колет. 10. Потерянного времени не воротишь. 11. Одной рукой и узла не завяжешь. 12. Пашню пашут – руками не машут. 13. Ноги носят, а руки кормят. 14. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь. 15. Словами, что листьями, стелешь, а стеблем в глаза колешь.
Прочитайте. Укажите, каким способом образованы выделенные глаголы. Перепишите. Укажите грамматическое значение каждого словосочетания.
Перечитать реферат — пере_ читать; выписать цитаты – вы_ писать;
засеять поле пшеницей – за_ сеять; преувеличивать опасность – пре_ увелч_ ива_ ть; экзаменовать студента – экзамен_ ова_ ть; чувствовать усталость – чувств_ ова_ ть; участвовать в спартакиаде – участ_в_ова_ ть; чествовать победителей – чест _ в_ ова_ ть; телеграфировать родителям – телеграф _ ирова _ ть; охнуть от боли – ох _ н_ уть; приплясывать от радости – при_ пляс_ ыва_ть; удвоить усилия – у_дв_и_ть;
Оценивание ответов учащихся.
9. Домашнее задание.
Упражнение № 250 стр. 109.
Источник: nsportal.ru