21.Найдите предложения, в которых тиреставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Я любил русскую классическую поэзию: Кольцова, Некрасова, Никитина, Пушкина, Лермонтова, впоследствии Бунина — и в то же время не мог не завидовать моему новому другу, романтической манере его декламации, даже его претенциозному псевдониму.
(2)Птицелов, мой новый друг, ютился вместе со всеми своими книгами приключений, а также толстым томом «Жизни животных» Брема — его любимой книгой — на антресолях двухкомнатной квартирки.
(3)— Там, где выступ холодный и серый водопадом свергается вниз, я кричу у безмолвной пещеры… — декламировал он на бис своё коронное стихотворение.
(4)Птицелов выглядел силачом, атлетом, но впоследствии я узнал, что с детства он страдает бронхиальной астмой и вся его как бы гладиаторская внешность — не что иное, как не без труда давшаяся поза. (5)Даже небольшой шрам на его мускулисто напряжённой щеке — след детского пореза осколком оконного стекла — воспринимался как зарубцевавшаяся рана от удара пиратской шпаги.
(по В.П. Катаеву)
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Колька с детства мечтал стать лётчиком, как и его отец.
2) Все выпускники после школы разъехались поступать в разные места.
3) Мечта о самолётах живёт в герое и по сей день.
4) Страх одиночества пересилил желание стать летчиком.
5) Односельчане сочувствовали мальчику, вернувшемуся обратно в село.
(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить.
(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.
(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.
(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты.
(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад.
(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.
* Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.
Источник текста: ЕГЭ 2013, ДВ, вариант 4.
23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
2) В предложении 20 содержится описание.
3) В предложениях 1—2 представлено повествование.
4) Предложение 31 включает описание состояния человека.
5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го.
24.Из предложения 27 выпишите антонимы.
25.Среди предложений 7−15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья. тянули кривые руки», «ужас. впился своей пастью. ») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки».
1) сравнительные обороты
3) однородные члены
6) риторическое обращение
8) вопросительные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник: poisk-ru.ru
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
2.Первое, (1) что мы увидели подле дома, (2) был стройный обелиск чёрного мрамора, (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя, (5) то стало понятно, (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «что мы увидели подле дома». Запятые 3 и 5 — придаточное предложение «и когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя». Запятая 6 отделяет придаточное «что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова».
3. Приближалась огромная туча, (1) за которой тянулась пелена дождя, (2) и (3) когда всё небо затянуло плотной завесой, (4) то по земле застучали большие капли.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное «за которой тянулась пелена дождя». Запятая 4 отделяет придаточное предложение «и когда всё небо затянуло плотной завесой» от главного «то по земле застучали большие капли». Ответ: 124.
4. [Я просто не готов к тому], (чтобы проститься со своим увлечением живописью), и, (если мне суждено когда-то стать настоящим художником), нет слова то [я им всенепременно стану].
Правило БП 5 к заданию. Ответ: 1234.
5. Я иду вперёд с верой, (1) что достигну желаемой цели (2) и что, (3) если захочет Бог, (4) оправдаюсь в глазах тех, (5) кого люблю.
Запятая 1 отделяет придаточное предложение «что достигну желаемой цели» от главного «Я иду вперёд с верой». Под номером 2 запятая не нужна, так как далее следует однородное придаточное «и что оправдаюсь в глазах тех», присоединяемое с помощью союза И. Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «если захочет Бог». Запятая 5 отделяет придаточное «кого люблю».
6. Как только солнце взошло, (1) стало видно, (2) что, (3) если идти дальше, (4) можно увязнуть в болоте, (5) и лейтенант дал приказ остановиться.
Запятая 1 отделяет главное предложение «стало видно» от придаточного «Как только солнце взошло». Запятые 2 и 5 выделяют придаточное «что можно увязнуть в болоте». Запятые 3 и 4 выделяют придаточное «если идти дальше». Ответ: 12345.
7. Сначала я думал, (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры, (2) но (3) когда начал читать, (4) то увидел, (5) что он написан очень просто и понятно.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «что ничего не пойму в учебнике шахматной игры». Запятая 4 отделяет придаточное «но (3) когда начал читать» от главного «то увидел». Запятая 5 отделяет придаточное «что он написан очень просто и понятно» от главного «то увидел». Ответ: 1245.
8. [Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате и (, хотя не понимал разговора,) несмотря на что? чувствовал], что?(что спорили о нём.) Ответ: 2, 3, 4.
9. Расставим знаки препинания.
Он хотел уверить себя, (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха, (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка, (5)нов глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии.
Запятая под номером 1 отделяет придаточное предложение от главного. Придаточные предложения: «что никакой опасности нет» и «что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха» — являются однородными, поэтому запятая между ними не ставится. Запятая под номером 3 отделяет две основы, связанные союзом И: «он хотел уверить» и «удавалось обмануть». Запятая под номером 5 отделяет две основы, связанные союзом НО: «удавалось обмануть» и «он почувствовал».
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Ответ: 135.
10. На окраине города разбит был чудесный парк с тенистыми аллеями и беседками для отдыха, (1) и, (2) хотя добираться до него было не очень удобно, (3) горожане любили это место (4) и зачастую проводили праздники именно здесь.
Запятая под номером 1 отделяет две основы: «парк был разбит» и «горожане любили и проводили». Запятая под номером 2 отделяет две основы: «горожане любили и проводили» и «добраться было не очень удобно». На месте цифры 4 запятая не нужна, так как союз И, соединяющий однородные сказуемые ЛЮБИЛИ и ПРОВОДИЛИ, одиночный. Ответ: 123.
11. Длинной змеёй раскинулся полк, (1) и, (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок, (3) видно было, (4) как поблёскивало оружие.
Запятая под номером 1 отделяет две основы, связанные союзом И: «полк раскинулся» и «видно было». Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок». Запятая под номером 4 отделяет основы, связанные подчинительным союзом КАК: «видно было» и «оружие поблёскивало». Ответ: 1, 2, 3, 4.
12. [ 1 Я не знал], ( 2 сколько времени бродил по лесам), и, ( 4 когда вернулся в дом лесника), [ 3 оказалось], ( 5 что меня там уже давно ждут).
Эта синтаксическая конструкция состоит из пяти простых предложений и представляет собой два блока, связанные между собой сочинительной связью (зпт №2).
Зпт №1 отделяет главное №1 от придаточного 2;
Зпт №3 и № 4 отделяют придаточное № 4;
Зпт №5 отделяет придаточное № 5. Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
13. [ 1 Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером], ( 2 где провели лето), и, ( 4 когда белокрылая стая скрылась в туманной дали), [ 3 мы со старым егерем ещё долго молча смотрели в небо].
В состав предложения входят 4 простых, среди которых 1-е и 2-е составляют СПП, 3-е и 4-е также СПП.
Зпт 2 связывает два СПП в одно предложение. Ответ: 1, 2, 3, 4.
14. < 1 Леонид Андреев сделал в то время тысячи фотографий своих родственников, друзей>, и, ( 3 когда мы приходили к нему в гости), [ 2 он заставлял нас рассматривать все эти тысячи снимков], ( 4 так как хотел всех удивить своим увлечением).
Это предложении состоит из четырёх простых.
1 -е самостоятельное, 2, 3 и 4 составляют СПП.
Зпт 2 соединяет 1-е и СПП. Ответ: 1, 2, 3, 5.
15. [ 1 Через несколько дней, ( 2 когда обида стала угасать) и ( 3 поступок Андрея перестал казаться таким уж плохим), ( 4 как думалось Вовке поначалу), друзья решили встретиться и поговорить].
Предложение состоит из четырёх простых.
К 1-му относятся два однородных придаточных, 2-е и 3-е, поэтому зпт 2 и 3 нет, а 1 есть;
К 3-му (последовательно!) относится придаточное 4-е; Ответ: 145.
16. 1 [Слепой знал], 2 (что в комнату смотрит солнце) и 3 (что 4 ,(если он протянет руку в окно), нет тос кустов посыплется роса.).
К 1-му два однородных придаточных 2 и 3: слепой видел что? и что?; зпт 2 не нужна, потому что связывает два однородных придаточных при общем главном предложении.
От придаточного 3 зависит другое придаточное, с союзом если.
Номера предложений выше строки— это НЕ ЦИФРЫ запятых. Ответ: 1, 4, 5.
зпт 2 по базовому правилу 3 между частями ССП;
зпт 3 не ставится по базовому правилу 6; после придаточного есть НО.
зпт 4 и 5 по базовому правилу 4 между частями СПП. Ответ: 245
18. [Рассказывают], (что, (когда Пётр I не знал), (где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами), некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов) и (что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений).
2 и 3 нужны по правилу 5 (см. Правило к заданию)
В 5 не нужна по правилу однородных придаточных. Рассказывают ЧТО? «некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов» и ЧТО? «что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений». Ответ: 1, 2, 3, 4.
19. [Я не знаю], (было ли это в действительности так) и (нет ли вымысла в рассказанной мне поэтической новелле), но [всё же мне очень хочется], (чтобы всё это было правдой).
Запятые 2 и 3 не ставятся между однородными придаточными. Ответ: 1, 4, 5.
20. [Сергеев вышел на берег, но (когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца), то вдруг пронзительно и ясно ощутил], (как далеко от него Родина).
Запятая 2 не ставится по правилу БП 6 (см. правило к заданию).
ЗПТ 1 перед ставится при однородных членах. Ответ: 1, 3, 4.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1234.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Сложные предложения с различными видами связи
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Восход солнца в Индии — это святое, это любимейшее зрелище, развлечение, которому нет равных, медитация, грандиозное мероприятие, момент физического и духовного возрождения индийского народа, и только абсолютно нерадивый, легкомысленный человек может проспать здесь рассвет. Ведь ты просыпаешься, потому что запели птицы и всё ожило вокруг, и ты тоже как будто ожил, воспрянул после сна, поэтому вставай и любуйся солнцем. Будь благодарен новому дню, восхищайся им, иначе зачем ты явился в этот мир?
1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется в данном тексте. Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения. Определите, какие виды связи в них использованы. Определите разряды союзов; союзное слово подчеркните как член предложения.
3. Найдите сложное предложение, в котором есть однородные придаточные; определите их вид. Сделайте схему этого предложения, объясните знаки препинания.
4. Найдите в первом предложении ряды однородных членов. Подчеркните однородные члены как члены предложения. Найдите в этом предложении сочетание слов нет равных, замените его одним словом. Как называется это выразительное средство?
5. Объясните значение слов медитация, грандиозный, нерадивый, воспрянул, подобрав к ним синонимы. Определите стилистическую окраску этих слов.
6. Выпишите из текста слова, написание приставки в которых зависит от того, глухой или звонкий согласный следует за приставкой. Определите способ образования этих слов.
Мой взгляд теряется в торжественном просторе.
Сияет ковыля серебряное море
В дрожащих радугах, незримый хор певцов
И степь, и небеса весельем наполняет,
И только тень порой от белых облаков
На этом празднике, как дума, пролетает.
1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (публицистический, официально-деловой, научный, разговорный, художественный) используются в данном тексте.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложное предложение, определите, какие виды связи в нём использованы. Составьте схему этого предложения. Выполните синтаксический разбор первого простого предложения в составе сложного. Какой порядок слов в нём используется: прямой или обратный?
Подчеркните в словах этого предложения непроверяемые безударные гласные.
3. Найдите в тексте однородные дополнения, подчеркните их как члены предложения, объясните знаки при однородных членах.
4. Найдите и отметьте в тексте эпитет, метафоры и сравнение.
5. Выпишите из текста слово, в котором происходит оглушение согласного в двух случаях.
Птичек носится яркая стая;
осторожно сучки раздвигая,
слон тяжёлою поступью мерно бредёт;
на коврах из цветов и из ягод
змеи нежатся, свившись упругим кольцом,
и сквозь тёмную зелень зубчатым венцом
выдвигаются куполы пагод.
1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите, какие виды связи между простыми предложениями в нём использованы.
2. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного. Напишите, чем осложнены второе и третье предложения.
3. Выпишите из второго простого предложения многозначное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном?
4. Ковры из цветов и из ягод. Напишите, как называется это выразительное средство.
5. Выпишите из текста слова с оглушением согласного. Покажите графически, в какие морфемы они входят.
1) Маленькие руки мальчика неподвижно лежали на клавишах, а сам он будто вслушивался в музыку, которая звучала в его душе. (С. Могилевская.) 2) Вдали продребезжат трамваи, автомобили пролетят, и, постепенно оживая, былое посещает сад. (Г. Иванов.) 3) Жестоки чувства одиночества и жажды, но страшно, если ты к ним вовсе не привык. (А.
Дольский.) 4) Простота дана ребёнку от природы, а взрослому актёру надо пройти жизненный круг, призвав на помощь опыт и талант, чтобы приблизиться к ней. (З. Гердт.) 5) Вот отчалили мы от причала, наш кораблик волна закачала, и подул ветерок в паруса, обещая в пути чудеса. (А.
Кондратьев.) 6) Уже немало сердце отстучало, исписан и исчёркан весь листок, ошибок — воз, но этот путь жесток, и ничего нельзя начать сначала. (В. Солоухин.) 7) Брат Саша утверждал, что сон, постоянное пребывание вблизи большого количества ульев имеют огромное оздоравливающее значение, так как атмосфера улья идеально стерильна, а прополис губителен для всяких бактерий. (В.
Ковалевский.) 8) Каков язык, такова и жизнь, язык — это отражение нашего сердечного состояния. (В. Аннушкин.) 9) Едва занималось утро, медленно светлело небо, и была глубокая, ещё ничем не потревоженная тишина. (А. Перегудов.) 10) На заре стало видно, что если идти дальше, то можно погибнуть: степь лежала чёрная, мёртвая. (А.
Н. Толстой.) 11) Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу моря, развлекающимся тем, что иногда отыскиваю камешек, более цветистый, чем обыкновенно, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным. (И. Ньютон.) 12) Воет волк от голода и стужи, голосит по-волчьи на луну, тянет ноту он одну и ту же, как тянули предки в старину. (А.
Ревич.) 13) Сила добра заключается в том, что оно не рассчитывает на долгую память, оно бескорыстно, оно не придаёт значения самому себе, а потому оно и значительно, и запоминается на всю жизнь. (О. Кожухова.) 14) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести; двойной глубокой колеёю идёшь, и нет конца пути. (А. Майков.) 15) В детстве у меня в комнате висела огромная карта, и, когда было время, я часами её разглядывал и по ней странствовал. (А. Варламов.) 16) Сначала я думал, что ничего не пойму в учебнике шахматной игры, но когда начал читать, то увидел, что он написан очень просто и понятно. (Н. Носов.) 17) Я читал учебник шахматной игры два дня, а когда пришёл к Алику, то стал выигрывать у него партию за партией. (Н. Носов.)
1. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, укажите количество основ.
2. Определите виды связи между простыми предложениями в составе сложных.
3. Определите разряды союзов, подчеркните союзные слова как члены предложения.
4. Укажите номера многочленных сложных предложений с разными видами связи, в которых есть сочинительный и подчинительный союзы, расположенные рядом. Объясните постановку запятых между ними.
5. Определите виды придаточных в предложениях 4, 5, 8, 13, 16.
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Источник: grammarian.school