Со мной никто не общается в школе

Здравствуйте, мне 13 лет, и у меня совсем нет друзей. Никому не интересно со мной общаться, и я не понимаю почему. Нет, меня в школе не травят, просто как-то не замечают. А мне бы очень хотелось дружить, но почему-то не получается. Иногда я думаю, что я сам в этом виноват, что я какой-то ненормальный и поэтому от меня все шарахаются. А иногда мне кажется, что мне просто по жизни не везет.

Что же мне делать? Пытаться с кем-то подружиться или забить на это и жить как раньше?

Отвечает Виталий Каплан, педагог, инструктор скаутского отряда, руководитель трех детских литературных студий

Начну с того, что очень понимаю твою проблему и очень сочувствую. Каждому из нас друзья совершенно необходимы, так уж устроен человек, что нужно с кем-то делиться своими мыслями, за кого-то переживать, кому-то помогать. Если друзей нет, это действительно плохо, и тут нельзя отмахнуться — мол, пустяки, дело житейское. Поэтому сразу скажу: искать друзей надо.

Вопрос, как это сделать. Давай сперва попробуем разобраться, почему бывает трудно найти друзей. Конечно, в твоем письме слишком мало информации, чтобы детально понять твою ситуацию, но некоторые предположения сделать все же рискну. Какие из них в твоем случае верны, судить тебе.

«В школе никто со мной не общается. Почему меня не замечают?». Советы психолога #2004

1. Проблемы в психологии

С точки зрения психологии люди могут сильно различаться по своему темпераменту, по восприятию окружающих. Причем речь именно о норме, а не о каких-то психических патологиях. Просто варианты нормы бывают разные. Есть люди, которым трудно вступать в общение даже со знакомыми, не говоря уже о незнакомых.

Они испытывают внутреннее напряжение, обращаясь к кому-то, они боятся произвести неблагоприятное впечатление, боятся насмешек, пренебрежения. Причем общаться-то им нередко очень даже хочется, только вот страшновато. Их парализует мысль «а что обо мне подумают?»

«Что делать, если со мной никто не хочет дружить?»: отвечаем на вопрос одинокого подростка

А со стороны такой человек выглядит нелюдимым, мрачным, кажется, будто ему никто и не нужен. Вот и получается, что никто не обращает на него внимания, хотя на самом деле окружающие просто не видят с его стороны попыток вступить в общение, и потому сами не навязываются.

Что делать, если это твой случай? Прежде всего, понять, что все это преодолимо, что личностные особенности — это не приговор, что навыки общения вполне можно разработать. Будь я психологом, я порекомендовал бы конкретные методики, но я не психолог, поэтому могу лишь посоветовать обратиться к специалистам. Может быть, и к школьному психологу, если он у вас в школе есть и если ребята хорошо о нем отзываются.

2. Проблемы в интересах

Почти все люди (и дети, и взрослые) предпочитают общаться с тем, кто им интересен, кто обладает какими-то значимыми для них способностями, навыками. Например, хорошо разбирается в современной музыке, в компьютерных играх, в боевых искусствах, в фанфиках по «Гарри Поттеру» и так далее, и тому подобное.

ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ХОЧЕТ ОБЩАТЬСЯ СО МНОЙ? Я ИЗГОЙ? Каким надо быть, что бы тебя все любили.

И вот тут начинаются сложности. Во-первых, надо понять, чем ты можешь быть интересен сверстникам. Увлекаешься ли ты чем-то таким, чем увлекаются и они? Иногда бывает так, что по своим интересам подросток сильно отличается от одноклассников.

Ему, допустим, интересно программирование на Python, или он пишет стихи, или увлекается историей войн. а одноклассники интересуются прикольными видосами в Интернете, крутыми телефонами, онлайн-играми. Налицо несовпадение.

«Что делать, если со мной никто не хочет дружить?»: отвечаем на вопрос одинокого подростка

Во-вторых, даже если твои интересы полностью или частично совпадают с интересами одноклассников, вопрос: а они об этом знают? Допустим, ты прекрасно разбираешься в футболе, и среди ребят в классе тоже есть интересующиеся. Но пока не возникнет какой-то ситуации, где ты смог бы проявить себя, как им узнать, что у тебя такие же интересы? Значит, подобные ситуации нужно искать, а то и специально создавать.

Учти, здесь есть одна серьезная опасность. Если твои интересы серьезнее и глубже, чем интересы одноклассников, легко вообразить, будто ты лучше их, а они хуже тебя, легко возгордиться или начать обижаться на них, что они не дотягивают до твоего высокого уровня. Люди обычно интуитивно чувствуют, кто относится к ним свысока, и избегают общения с такими.

Если это твой случай, то есть если твой культурный уровень выше, чем у сверстников, попробуй все же найти такие темы, которые и тебя не раздражают, и им могут быть близки, и начни общаться по таким темам. Ведь твоя цель — обрести друзей, а друзья — это нечто большее, чем просто единомышленники или приятели со схожими интересами. Внутренняя, душевная близость гораздо важнее, чем общие увлечения. Друг — это тот, с кем тебе хорошо и кому хорошо с тобой, кто всегда готов тебя выслушать и посочувствовать в твоих бедах, кто радуется твоим успехам и огорчается неудачам, кто ценен для тебя сам по себе, независимо от прочих обстоятельств. И если у тебя есть такие друзья, так ли уж важно, что у вас разное отношение к футболу или к рэпу?

Читайте также:  За сколько продаются билеты на самолет

«Что делать, если со мной никто не хочет дружить?»: отвечаем на вопрос одинокого подростка

Но чтобы найти таких настоящих верных друзей, сперва надо просто общаться. А о чем общаться? Если уж изначально нет общих интересов, то по таким «нейтральным» темам.

И не забудь: людям интересны не только те, с кем у них совпадают взгляды или увлечения. Им интересны и те, кому интересны они сами. Поэтому интересуйся (но только без навязчивости) жизнью сверстников, спрашивай их мнение по каким-то вопросам. Делай это искренне, и рано или поздно добьешься ответного интереса.

3. Проблема в окружении

Бывает в жизни так, что человеку действительно не везет — он оказывается в окружении людей, у которых не просто чуждые ему интересы, но и чуждые жизненные ценности. Например, семья переехала в другой город, подростку пришлось идти в школу, где общий уровень низок, где практически все его сверстники сбиваются в стаи, которые правильнее даже назвать шайками, где нормой считается агрессия, жестокость, пошлость. И действительно, найти друзей среди таких ребят крайне сложно. Если, конечно, оставаться самим собой, не жертвовать своими взглядами на жизнь, своими принципами.

«Что делать, если со мной никто не хочет дружить?»: отвечаем на вопрос одинокого подростка

Если это твой случай, подумай, а нельзя ли найти круг общения вне школы? Можно ведь найти разные кружки, секции, студии, особенно если ты живешь в большом городе. Вполне вероятно, что именно в таких внешкольных коллективах ты найдешь друзей (а кроме того, возможно, и обретешь новые увлечения). Я знаю, о чем говорю: я веду детские литературные студии, я преподаю журналистику и фотоискусство в скаутском отряде — и вижу, как между ребятами из разных школ (иногда и разных городов даже) завязывается дружба.

4. Проблема в пассивности

Можно горячо мечтать о верных друзьях, но ничего для этого не делать, и тогда мечты останутся всего лишь мечтами. А что надо делать? Посмотри, школьная жизнь не ограничивается же только уроками. Бывает и всякая другая «движуха» — экскурсии, поездки, подготовка спектаклей, защита коллективных проектов и тому подобное. Чем активнее ты будешь во всем этом участвовать, тем больше шансов, что обратишь на себя внимание, чем-то заинтересуешь.

«Что делать, если со мной никто не хочет дружить?»: отвечаем на вопрос одинокого подростка

Далее, посмотри вокруг — а нет ли рядом тех, кому ты мог бы чем-то помочь? Да хотя бы ручку одолжить, с домашкой по алгебре помочь, ну или просто сказать доброе слово тому, кто чем-то огорчен! Если ребята увидят, что ты человек отзывчивый, неравнодушный, то рано или поздно к тебе потянутся.

Если у тебя есть такая возможность — приглашай ребят из класса к себе в гости. Понимаю, что иногда это затруднительно (например, родители против, обстановка в доме неподходящая), но чаще всего это вполне возможно. Уже сам тот факт, что тебя увидят вне школьных стен, увидят в родной, естественной для тебя среде, поможет сверстникам изменить к тебе отношение, увидеть в тебе то, чего не замечали раньше.

В общем, Олег, проблема твоя важная, серьезная, но вполне решаемая. Только надо действовать, а не тихо страдать внутри себя. И еще: не рассчитывай на мгновенный результат. Если яблочное семечко в землю посадить, яблоня же не через пять минут вырастет. И не через пять дней.

Но если терпеливо ухаживать — обязательно вырастет и даст плоды.

Источник: foma.ru

С ребенком не дружат в школе – как ему помочь?

Обучение детей — важная часть жизни. Когда ребёнок идет в первый класс, условия, в которых он привык находиться, меняются. Он знакомится с большим количеством людей — детей и взрослых — и, на этом этапе, важно, чтобы ученик умел использовать свои коммуникативные навыки. Способность общаться будет отвечать за количество друзей и эффективность взаимодействия.

Бывает так, что ребёнок жалуется на отсутствие дружеских отношений в школе. Кроме того, он может подвергаться обидам со стороны одноклассников. В каких случаях отсутствие друзей у ребёнка говорит о том, что он не умеет строить дружеские отношения? По каким признакам родители могут понять, что у него нарушены навыки взаимодействия?

Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?

Кто такой «современный викинг» и почему ему нужна «своя» косметика?

Родителям полезно пообщаться с педагогом

Родителям полезно пообщаться с педагогом

Некоторым взрослым знакома ситуация, когда ребёнок приходит домой из школы и, каждый раз, жалуется на то, что у него совсем нет друзей, с ним не хотят общаться или обижают. Реакция родителей в данном случае определяет дальнейшее поведение ребёнка. Чем он младше, тем выше вероятность того, что школьник будет поступать так, как посоветует ему мать и отец.

Если они станут осуждать одноклассников, учителя, который не может создать условия для дружеского общения детей, ребёнок, скорее всего, замкнется в себе. Тогда, вместо того, чтобы попытаться наладить общение самостоятельно, он будет сторониться других ребят, думать о них плохо. Такое поведение не станет способствовать развитию близости между детьми.

Взрослые также, могут отреагировать равнодушно, сказать ребёнку, чтобы он не обращал внимания на то, что с ним никто не дружит. Тогда ученик, также, не сделает ничего для того чтобы найти друзей, а будет держаться в классе особняком. Эта реакция отдалит его от одноклассников, и позже ему будет все сложнее примкнуть к какой-нибудь группе по интересам, из которых состоит детский коллектив.

Родителям нужно внимательно отнестись к детским жалобам. Если они являются продолжительными, ребёнок приходит домой, каждый раз, расстроенный и грустный, не хочет ходить в школу, потому что его там никто не любит — взрослые должны подключиться к этому процессу и помочь ученику наладить контакт со сверстниками.

Прежде всего, следует понять — как он привык строить отношения и общаться с ребятами из класса, а также, поговорить по этому поводу с учителем. Педагог, классный руководитель является наставником и авторитетом в детской среде. Ему больше, чем родителям известно то, каким образом складываются у детей отношения. Он знает, кто является лидером, а кто стесняется демонстрировать себя.

Читайте также:  Как называется ступенька для фитнеса

Учитель знает и понимает особенности детской коммуникации, и то, какими привычками в общении пользуется каждый ребёнок. Нужно рассказать педагогу о детской проблеме, о том, что ученик, возможно, испытывает сложности с установлением контакта, чувствах ребёнка, переживаниях. Если педагог объективно отнесется к просьбе родителей, он станет внимательно наблюдать за поведением ученика на уроках, на перемене, возможно, увидит проблему и объяснит, в чем она заключается.

Развитие навыков коммуникации у детей

Если ребёнок умеет общаться, у него не возникает серьезных проблем с нахождением друзей. Что включают в себя навыки взаимодействия?

  • Умение не только говорить с другим человеком, но и слышать его. Если ребёнок постоянно перебивает собеседника, тот начнет сторониться общения, потому что оно ему станет неинтересным.
  • Способность делиться. Жадность никогда не приветствовалось в детском коллективе. Если дети постоянно жадничают и хотят, чтобы игрушки и вещи принадлежали только им, у них могут возникнуть сложности с общением.
  • Умение включаться в коллективные игры, раскрепощенность. Детство — это пора активности и веселья. Если ребёнок всегда стесняется, ему будет трудно включаться коллективные игры, тогда, дети, просто не заметят его и дружбы не получится.
  • Желание и способность прийти на помощь. Чем старше ребята, тем больше они ценят подобные качества друг в друге. Трусость и предательство со стороны ребёнка сработают против него — он вызовет на себя гнев со стороны потенциальных друзей и лишится возможности подружиться.

Родителям важно задуматься — обладает ли ребёнок перечисленными качествами. Возможно, причина того, что, с ним никто не дружит, кроется в отсутствии одного из них. Если это так, то следует объяснить ребёнку — как правильно заводить друзей, как общаться, что ценят и, благодаря чему, люди тянутся друг к другу. Хорошо, если родители приведут пример из собственной жизни относительно того, как нужно искать друзей и строить с ними отношения.

Что не так с ребёнком?

Что не так с ребёнком?

Чем старше дети, тем больше пользы им принесет знание о том, что они сами в ответе за свои отношения со сверстниками. Это совсем не значит, что ребёнок виноват в том, что с ним никто не дружит, однако, ему следует задуматься над привычкам в характере, способами установления контакта, своими реакциями. Качества личности, которые отталкивают окружающих, это: грубость, агрессивность, стремление к нарушению правил, циничность, плаксивость, мстительность, злопамятность, жадность. Когда дети поймут, что именно они делают не так, и примут это, у них появится возможность изменить себя и завести дружеские отношения, в которых их будут ценить и к ним станут тянуться.

Рекомендации родителям

Как правильно сказать ребёнку о том, что, некоторые его особенности характера отталкивают сверстников? Хорошо, если родители сделают это ненавязчиво и спокойно, не обвиняя, не осуждая и не насмехаясь над ребёнком. Следует помнить, что он не родился с недостатками личности, а приобрел их во время взросления и воспитания в семье.

Детям в первых классах начальной школы будет полезно послушать сказки, аудиозаписи, фильмы про дружбу, сложности общения, установление контакта. После этого нужно разобрать с ребёнком все, что он увидел и услышал, дать ему понять — как можно и как нельзя поступать, как нужно измениться самому, чтобы найти друзей. С ребёнком 10-12 лет можно провести доверительную беседу, не унижая его личность, подчеркивая достоинства, после чего, следует указать на его ошибки в поведении и спросить — что он готов сделать для того, чтобы измениться. Родители должны предлагать ребёнку свою помощь — так ему будет легче справиться с неуверенностью и осознанием своих ошибок.

Нарушения коммуникации у ребёнка

Иногда детям трудно найти друзей, потому что у них нарушены или не сформированы навыки установления контакта. Так часто бывает в семьях, в которых не поддерживается общение с близкими людьми, члены семьи ценят больше одиночество, нежели взаимодействие, родители ведут асоциальный образ жизни. В таком случае, у ребёнка может быть нарушена способность к социализации и ему требуется помощь психолога. Если он сторонится любого общения, испытывает ненависть к окружающим, постоянно завидует другим, за ним замечены попытки применить насилие к младшим или слабым, он замкнут, избегает любых социальных отношений — ему, также, нужна помощь специалиста. Поддержка родителей на этом пути — залог того, что ребёнок, постепенно, «раскроется», найдет друзей и сможет сохранить отношения с ними.

Источник: medaboutme.ru

«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

Читайте также:  Как понравится начальнику мужчине как женщина

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке.

Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя.

Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении.

Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками.

Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today