отношения человека к миру, процесс и результат его практической деятельности.
Вопрос 2. Основные функции эмоций.
а) Коммуникативная — эмоционально выраженные движения человека, выполняющие функцию общения.
б) Регулятивная — эмоции как важнейший фактор регуляции процессов познания.
в) Сигнальная — эмоции как система сигналов познавания потребностной значимости происходящего.
г) Мотивационная — эмоции, отражающая отношения между мотивами и реализацией мотивов.
д) Оценочная — эмоции, выполняющие функции оценки деятельности человека.
е) Стимулирующая — эмоции, организующие деятельность человека.
ж) Защитная — эмоции, помогающие приспособиться к окружающим условия.
Вопрос 3. Виды эмоциональных состояний.
а) Эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватной
ему деятельности субъекта. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще не наступили.
б) Чувства носят предметный характер и связываются с представлением о некотором объекте. Чувства выступают значимым фактором в формировании личности.
Что такое совесть и правда?
в) Аффекты — это эмоциональные состояния, сопровождающиеся видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Эта реакция возникает как постфактум и имеет субъективную эмоциональную окраску. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения.
— Стресс — вид аффекта, представляющий чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение при ээмоциональной перегрузке нервной системы.
— Страсть — эмоциональное состояние, представляющее совокупность эмоций, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности.
Вопрос 4. Параметры измерения и оценки эмоциональныхсостояний.
— воздействие на организм.
Вопрос 5. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
В книге “Выражение эмоций у человека и животных” Дарвин определил, что эволюционный принцип применим к биофизическому и к психо-поведенческому развитию живого. Дарвин изучил развитие эмоций в процессе эволюции жизни живых существ, как важный приспособленческой механизм, способствующий адаптации организма.
Вопрос 6. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.
Джемс-Ланге: по его теории органические изменения — первопричина эмоций;
физические состояния, характерные для определенных эмоций, отражаясь в голове человека через систему связей, порождают эмоциональные переживания.
У.Кеннон: по его теории телесные изменения при возникновении разныхэмоциональных состояний похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для обеспечения различий в высших эмоциональных проявлениях.
П.Бард: изучил закономерность одновременного проявления телесных изменений и эмоциональных переживаний.
Поздние исследования: показали, что с эмоциями связан гипоталамус и центральные части лимбической системы.
Вопрос 7. Активационная теория Лидсея-Хебба.
а) Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга.
б) Основные положения теории:
— электроэнцефалографическая картина работы мозга при эмоциях выражает “комплекс активности”;
— работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры
эмоций (силу, продолжительность и т.д.);
— для достижения хорошего результата не желательны как сильные, так и слабые эмоциональные проявления.
Вопрос 8. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.
Согласно теории положительные эмоции возникают у человека при подтверждении его ожиданий, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают при расхождении ожидаемых и действительных результатов. Для продления их существует два выхода:
1. Приблизить ожидание и планы к реальному результату.
2. Попытаться добиться результата, соответствующего вашим ожиданиям.
— С.Шехтер показал зависимость эмоциональных процессов от памяти и мотивации человека. На эмоциональное состояние воздействует прошлый опыт и оценка им ситуаций с точки зрения актуальных для него интересов.
— Показана прямая зависимость между характером, интенсивностью переживаний данного человека и характером переживаний этих ситуаций другими людьми.
Вопрос 9. Информационная теория П.В.Симонова.
Симонов предложил формулу, согласно которой сила и качество возникшей эмоции определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения:
Э = F ( П, ( Ин — Ис, . )) ,где
П — величина и специфика актуальной потребности,
( Ин — Ис) — оценка вероятности удовольствия данной потребности на основе
Ин — информация о средствах удовлетворения потребностей,
Ис — информация о средствах, располагаемых в данный момент
Вопрос 10. Связь эмоций с потребностями человека.
Эмоции отражают состояние, процесс, результат удовлетворения потребности. Эмоции показывают актуальные интересы, потребности и переживания человека.
Вопрос 11. Эмоции и человеческая индивидуальность.
Люди отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, устойчивостью эмоциональных переживаний, разнообразием эмоций, длительностью, доминированием положительных или отрицательных эмоций, по силе и глубине чувств, по их содержанию и предметной отнесенности.
Динамика эмоций характеризует личность человека.
Вопрос 12. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
Установленная связь совести человека с нравственной устойчивостью, принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми. Совесть характеризуется последовательностью и устойчивостью в поведении.
Вопрос 13. Проявление эмоций в художественном творчестве.
а) В живописи эмоции отражаются в виде сюжетов, в манере письма.
б) Видами творчества можно назвать юмор, иронию, сатиру, сарказм.
— юмор — эмоциональное проявление смешного и доброго;
— ирония — сочетания смеха и пренебрежения к чему-либо;
— сатира — обличение или осуждение объекта;
— сарказм — прямая насмешка над объектом;
— трагизм — эмоциональное состояние, возникающее при столкновении добра и
Вопрос 14. Любовь как нравственное чувство.
Любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим, подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувствительности. Настоящая любовь предполагает психорганические связи лишь как форму выражения духовного начала.
Вопрос 15. Развитие эмоциональной сферы человека.
— Эмоциональность относят к врожденным и устойчивым личностным характеристикам человека.
— Доказано, что человек властен над проявлением аффектов и обучаем этому.
— Совершенствование высших эмоций и чувств означает развитие личности человека, которое может идти в следующих направлениях:
а) в направлении, связанном с внесением в эмоциональную сферу новых чувств;
б) в направлении, связанном с повышением уровня сознания, воли, контроля;
в) в направлении, связанном с просмотром духовных ценностей и норм.
Вопрос 1. Патология эмоций.
В клинической психологии значимыми для оценки психического состояния оказываются как эмоции и чувства, так и аффекты и страсти. Аффект – особо выраженное эмоциональное состояние человека, сопровождающиеся существенными изменениями. Аффекты являются потенциально опасными эмоциональными феноменами, поскольку могут приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам.
1) Различают: физиологический и патологический аффекты.
А) при физиологическом – нарушение сознания отсутствуют;
Б) при патологическом – присутствуют, что предопределяет появление или не появление автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии вслед за прекращением аффекта. Возникает после острой психической травмы. Он характеризуется: сужением сознания по типу сумеречного расстройства, нарушением ориентировки, чрезмерной жестикуляцией, речевой расторможенностью и психомоторным возбуждением. Заканчивается общим появлением общей слабостью, безразличием к происходящим событиям и глубоким сном. После пробуждения выглядят растерянными, не помнят, что с ними произошло, нередко подавлены.
2) Страсть – это своеобразный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных на определенном виде деятельности.
3) Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, характеризующееся выраженными эмоциональными переживаниями (аффектами). Стресс может носить негативный характер (дистресс), приводящий к развитию патологии эмоций и позитивный, мобилизующий (эустресс). Стресс наступает вслед за психотравмой.
4) Психическая травма – это значимое для человека событие, вызывающее негативные эмоции вследствие того, что данное событие не способствует удовлетворению какой либо потребности и часто оказывается неспрогнозированным.
Эмоциональные феномены для оценки психологического состояния соматических и психических больных:
1) Депрессия – пониженное, мрачное настроение (тоска), двигательная заторможенность, замедление ассоциативного процесса;
2) Мания – повышенное, радостное настроение (эйфория), двигательное возбуждение и ускорение ассоциативного процесса.
3) Эйфория – повышенное беззаботное, неадекватно веселое настроение;
4) Дисфория – злобно-гневливое настроение;
5) Апатия – состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или к окружающей обстановке.
6) Слабодушие – эмоциональное гиперестезия.
7) Паратемия – неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий его причине;
8) Страх – чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий;
9) Тревога – чувство внутренней напряженности связанное с ожиданием угрожающих событий (за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий;
10) Тоска – тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца. Сопровождается двигательной заторможенностью;
11) Беспокойство – чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастью;
12) Чувства потери чувств – мучительное чувство бесчувствия, переживания безвозвратной утраты возможности чувствования.
13) Амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных чувств.
Симптомы нарушения эмоций:
1) алекситимия – затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания;
2) Ангедония – утрата человеком чувства радости, удовольствия;
3) Эмпатия – способность человека точно распознать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему;
4) Синтонность – ровное настроение;
5) Эмотивность – легкая ранимость.
3) Аффект недоумения
Лекция 18
Тема:
Воля
План
Определение воли.
Функции воли.
Основа волевых действий.
История исследований воли.
Материальная основа воли.
Источник: infopedia.su
Совесть – что это. Проблема совести в психологии
«Меня совесть замучила», «мне совесть не позволяет», – говорим иногда мы. Но мало кто может сформулировать определение совести и рассказать, что это такое. Что это: врожденное или приобретенное качество, особенность психики или продукт социализации, обязательный элемент или необязательное условие развития личности – давайте разберемся.
Понятие совести в психологии
Совесть изучают разные науки: философия, этика, социология, психология. Для нас особый интерес представляет психологическая теория. Многие психологи посвятили свои исследования проблеме совести, но особый вклад внес швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг.
Согласно его определению, совесть – это способность личности критически относиться к нравственности поступков и мыслей. Это сознательное следование внутренней системе ценностей. Совесть связана с сознанием и самосознанием личности, а также волевой саморегуляцией.
Совесть состоит из двух уровней: субъективные и объективные ценностные суждения. Совесть начинает мучить в том случае, если нарушаются субъективные ценности. То есть то, что личность соотносит с собой, что плохо и хорошо для нее. Если нарушаются объективные ценности, то есть аморально поступает кто-то другой, то человек может испытывать злость, разочарование, сожаление, но не будет страдать от чувства вины.
Совесть принимает разные формы:
- дополнение рефлексии;
- аффективная реакция в процессе протекания психических процессов (например, чувство страха, которое возникает в ситуации, когда ситуация противоречит ценностям индивида);
- сновидения.
Голос совести не всегда осознается самим человеком. Внутренний контролер может заговорить во снах или намекать при помощи беспокойства, страха, тревоги, чувства вины. А постоянные разногласия с совестью, сознательное и бессознательное ее игнорирование приводит к неврозам и психосоматическим расстройствам.
Интересный факт: совесть – продукт социального в человеке. У животных совести нет.
Совесть есть у всех людей?
Совесть – это механизм моральной оценки действий, поступков и слов индивида. Сравнение происходит с внутренней системой ценностей. Именно поэтому попытки пристыдить шумную молодежь или призвать алкоголика к совести оказываются бесполезными. Вы не вызовете чувство стыда, если корень проблемы, причина разговора не представляет для человека ценности.
Таким образом, совесть и мораль отличается от человека к человеку. На формирование внутренней системы ценностей влияет стиль семейного воспитания, условия развития, социальная среда развития, состояние общества, уровень интеллекта, индивидуально-психологические особенности личности, общественная культура. Совесть – это отражение внутренних убеждений и ценностей личности, ее внутреннего мира.
Совесть отличается, но она есть у всех здоровых людей. Чего нельзя сказать о психопатах. Так называют людей с асоциальным расстройством личности. Такие люди не умеют сочувствовать, у них нет эмпатии, они не признают эмоции и потребности других людей. Для психопата существует только он сам и его цели.
У них нет совести.
Что такое угрызения совести, чем опасны
Муки совести – это недовольство человека собой, разочарование в самом себе, чувство вины и страх. Возникает в ответ на действия, противоречащие внутреннему миру личности. Постоянные угрызения совести снижают самооценку, лишают человека самоуважения и даже могут загнать в депрессию.
Совесть – часть души (психики человека). Если мы живем в гармонии со своими ценностями, то испытываем удовлетворение. Если же постоянно нарушаем собственные установки, то мучаемся и страдаем. Совесть – это нравственное сознание личности. В нем хранятся стандарты хорошего и плохого, правильного и неправильного.
Оно же отвечает за реакцию на соответствие или противоречие действий личности или другого человека и нравственных ценностей.
Нравственное сознание: развитие
Нравственное сознание начинает формироваться в дошкольном возрасте, но пик его становления приходится на подростковые годы. В структуру нравственного сознания входит:
- вынесение нравственных суждений;
- осознание нравственных ценностей;
- принятие нравственных решений;
- понимание возможных последствий решений и действий;
- ответственность за свои действия и их последствия.
Нравственность, или совесть человека, отражается на трех уровнях:
- мысли (суждения, представления, понятия);
- отношение к чему-либо и кому-либо (оценка, эмоции и переживания, соответствие слов и дела);
- поведение (опыт, сознательные поступки и действия).
Нравственное сознание развивается в процессе социализации личности. В частности на его становление оказывает влияние нравственное воспитание в семье и школе.
Нравственное сознание состоит из двух уровней: общее и личное. На первом уровне расположены нормы, традиции, обычаи общества и семьи, в которых живет человек. На втором уровне расположены личные принципы и убеждения индивида. Как правило, общее сознание плавно переходит в личное.
Однако если человек меняет окружение или страну, то могут возникнуть противоречия между внутренними убеждениями (опытом) и настоящим. Из этого и вытекают конфликты, споры о моральности и аморальности чего-либо.
Нравственное сознание – динамичное образование. Ценности, убеждения и установки личности могут меняться. Более того, они видоизменяются и трансформируются постоянно по мере взросления человека и развития личности. Так что пробудить совесть, как и усыпить ее, вполне реально. Для этого нужны соответствующие условия и люди, транслирующие иные ценности.
Источник: psychologist.tips
Информационное пространство чувств. Совесть
Мы часто слышим о том, что кто-то «потерял совесть», но никогда не слышим, чтобы кто-то её нашёл. Потерять совесть невозможно, потому, как она не относится к материальному началу. Иногда можно слышать, когда о ком-либо говорят, что он бессовестный человек, это нонсенс. Человек, в полном смысле этого слова, в принципе не может быть без со-вести, потому, что чувство совести это неотъемлемая составляющая образа Человека.
Это все животные лишены совести. Никто не обращает внимание на тот факт, что Человек потерявший совесть, перестаёт быть Человеком, он становится просто одной из форм живого существа, которых, среди нас людей, на планете Земля великое множество.
В поведении некоторых домашних животных проявляются в незначи-тельной мере элементы, которые люди связывают с совестью. Провинившись, они прячутся, избегая хозяина. Вероятно это связано с осознанием и предостережение от будущей реакции хозяина. Если наказания, даже в виде словесного осуждения, не последовало, через некоторое время их поведение становится обычным.
Совесть — это основной параметр, представляющий образ Человека, как личность. Понятие «совесть» — это внутреннее информационное чувство людей, закладывается в утробе матеры при развитии плода, как состав-ляющую основу разума. Все дети рождаются с чистой совестью, как принято говорить, которую потом разрушает сознание. Чтобы осознать это утверждение, необходимо наличие разума, а не только логического мышления. В операционных память «умных» компьютерных системах заложены элементы математической логики, но не разума.
Логическое мышление – это средство работы сознания, позволяющее достижению поставленной цели. Любой логический процесс имеет конечную цель. Чтобы логический процесс протекал в пределах разумных решений, для этого существует корректирующий элемент, который называют совесть. Чувство совести, является, условно говоря, фильтром для процесса логического мышления.
Только один пример, значение слова «Совесть» по Ефремовой:
«Совесть — Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом».
А известный автор Толкового словаря, Дали относит понятие «совесть» к «нравственному чутью или чувству в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка».
Совесть — это не понятие «морального сознания» (есть и такое научное выражение), а чувство, контролирующее сознание. Сознание должно быть моральным по своей природе, поскольку это функция разума.
Если совесть контролирует деятельность сознания, то почему в социаль-ной среде практически всё происходит вопреки этой самой «совести»?
В социальной среде или обществе, надежды на совесть отсутствуют, поэтому в обществах и государствах принимают различные правила, кодексы и законны, которые должны предупреждать сознание людей о противоправных действиях, которые не согласуются с совестью, как эталоном нравственного поведения.
Однако, даже эти законы, создаваемые людьми, нарушаются сознанием людей, что проявляется в их поведении. Так о какой совести можно говорить?
Ещё во времена написания Библии совесть называли естественным чувством убеждённости, разделив деятельность сознания людей между добром и злом. «Совесть человека, первоначально совершенная, изменилась к худшему; теперь с совестью соревнуется движущая сила греха» (Римлянам 7:18-20).
Люди не желают признавать свою вину, вину своего сознания, а всё перекладывают на совесть, как первопричину греха. И тому множество примеров, в повседневной жизни людей, отражаемых в произведениях различных видов искусств. Идёт неосознанное разрушение психики людей, затушёвывается чувство совести.
Каждый из нас считает, что он живёт по совести, только у каждой своей совести, свой потенциал сопротивления злому умыслу, это означает то, что каждый по-своему оценивает своё поведение по отношению к окружающим. Если ваш сосед, любитель определённого стиля музыки, любит слушать громкую мелодию, создавая проблему для соседей, согласитесь, что у него проблема не с совестью, а с интеллектом, который не способен воспринимать чувство совести, а осознанно её игнорирует.
Когда о чём-то много говорят, это означает одно, что с этим — дела обстоят плохо или не всё в порядке (о порядке было сказано в предыдущей главе).
О хорошем много не говорят, им только восхищаться (восхищение — это проявление одного из информационных чувств) потому, что хорошее или добро есть необходимое состояние процесса развития жизни.
Информационный параметр (алгоритм) составляющий понятие «совесть» является единственным и главным элементом в развитии социальной среды в достижении Человеческих качеств, потому, что Человек – это и есть совесть.
Сейчас нигде не услышишь призывов жить по – совести. Сейчас в оби-ходе много говорят о человеческом факторе в отрицательном значении. Случилась авария при не выясненных причинах ссылаются на человеческий фактор. И никто, абсолютно, никто из не сможет описать суть Человека. Сознание людей не способно к такому полному анализу.
Даже те характеристики, которые сознание относит к качествам Человека, они носят субъективный параметр. Ошибки совершаемые людьми или их сознанием, прежде всего связаны с активностью чувства совести в того или иного лица. Чувство совести всегда присутствует в процессе логического мышления, но присутствие не означает активного или про-сто участия в логическом процессе. Тому пример, понятие «Совесть».
Логический процесс сознания можно представить на примере любого собрания общественности. В решении поставленного вопроса всегда активно участвуют те, кто желает получит результат. Но присутствуют люди, которые сомневаются в результате или не согласны с решением, но не могут переубедить большинство. В итоге принимается решение, которое в последствии оказывается неверным.
Можно слышать о полном отсутствии совести и до полной свободы её, то есть до беспредельности. Но беспредел существует только в хаосе. Чувство совести само является пределом, ограничивающим процесс развития людей как вида от возможного хаоса, способного привести к исчезновению или катастрофы людей как вида, в результате непродуманных решений.
Что значит свобода совести? Если под этим понятием понимают свободу вероисповедания это означает свободный выбор религии. Чувство совести (совесть) как раз и гарантирует свободу вероисповедания. Свобода выбора во всём – это есть основополагающий принцип чувства совести.
Вопрос лишь в том, что выбирает сознание. Его выбор зависит от степе-ни влияния чувства совести на принятие решения. Зависимость сознания от чувства совести напоминает аналог зависимости ребёнка от матери. Ребёнок не всегда согласовывает свои действия с требованиями матери. Ни одна мать не позволяет своему ребёнку сделать что-либо неприличное, но не всегда это ей подвластно.
Так и чувство совести не всегда имеет влияние на принимаемые решения сознанием.
Чувству совести, к сожалению, общество мало уделяет внимания, или вообще не уделяет внимания. О его существовании вспоминают тогда, когда что – то произошло с конкретным лицом, а когда что – то происходит с обществом, о совести не говорят, потому, что она парализована.
О значимости чувства совести люди знали с момента их появления, при этом не всегда понимали это чувство, но стремились его поддерживать. Иначе оно (это чувство) не передалось бы нам. И десять заповедей из Библии, дошедших до нас, основаны на требованиях (ограничения) чувства совести.
Обратите внимание на то, что совести нигде, ни в одном государстве не учат, потому, что она заложена в алгоритме понятия «разум».
Для восприятия роли чувства совести, сознание далёких предков ввело два понятия «хорошо» и «плохо». Все действия, которые согласуются с чувством совести, относят к понятию «хорошо», в таких случаях говорят, что сделано по совести».
Все действия, что не соответствует параметрам чувства совести относят к понятию «плохо» и выну за содеянное, относят на отсутствие совести. Сознание само с себя снимает ответственность.
На чувстве совести вступают в противоречие сознание индивидуума и общества. Общественное сознание для руководства чувством совести создает различные законы, кодексы правила поведения отдельных индивидуумов этого общества (государства). Каждая прослойка общества (общественная формация) отображает свой уровень чувства совести, который характеризуют как уровень сознания.
Существуют писанные и не писанные законы социума. С писанными всё понятно, а не писанные удерживаются на уровне сознания. У каждой социальной общности свой уровень воплощения информационного чув-ства совести в не писанные законы. Не писанные законы это законы так называемой улицы. В каждой семье свои не писанные законы, опреде-ляющие интеллектуальный уровень относительно чувства совести.
Однозначно можно сказать, что людская толпа возникает в результате отсутствия чувства совести, поддаваясь эмоциональному порыву.
Притупление чувства совести происходит в результате потери связи с прошлым. В этом случае бытие определяет сознание (такова жизнь говорят). В этом и заключается медленность процесса роста сознательности или совершенствования сознания. Достичь райской жизни, о которой мечтали далёкие предки ещё до создании Библии и к которой постоянно стремится общественное сознание, возможно только тогда, когда информация, заложенная в чувство совести, будет основополагающим элементом логического мышления сознания.
В современной социальной среде понятие «совесть» уходит на второй план в принимаемых решениях. В подмену совести сознанием придуманы различные виды «целесообразности».
Чувство совести самое дорогое из всех чувств составляющих духовную жизнь людей. Люди ценят не совесть, а её отсутствие. Некоторые люди, заблокированную сознанием совесть, пытаются в судебном порядке до-казать её наличии и получить вознаграждение от тех, кто публично ука-зал на её отсутствие. Судебные иски о попранной чести и совести, могут возникать, только в той социальной среде, где эти два чувства отсутствуют. Когда они присутствуют, они не нуждаются в защите.
Чувство чести – это производная или функция информации от аргумента «совесть». Совесть активна — честь высокая. Чувство совести и чувство чести взаимосвязаны. Честь — это продукт совести, отображаемый сознание окружающей социальной среды. Чувства чести и совести – являются моральными критериями Человека, к образу которого стремится Цивилизация.
Можно ли представить социальную среду в которой полностью отсут-ствует чувство совести? Вероятно многие поклонники понятия «свободы», не задумываются над тем, что свобода ограничена не только чувством совести.
Даже в хаосе не может быть полной свободы из — за наличия различных структур.
Понятие «принцип демократии», основанный на обеспечении равноправного участия всех членов сообщества может быть реализованным в социальной среде только под контролем чувства совести. Иначе — это есть псевдодемократия.
Источник: proza.ru