На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.
Данное разумное соображение всем понятно, и подавляющее большинство современных психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится. Однако существуют различные точки зрения на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности.
Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. В теории социального научения процесс развития личности рассматривается как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая психология трактуют формирование и развитие личности как становление «Я» человека, утверждение его самости.
Верность себе — это основа личности
Существует ряд попыток придать развитию личности некоторый стандартный вид, рассматривая это развитие как череду этапов. Э. Эриксон провозгласил принцип генетической предопределенности стадий формирования и развития личности. Он же выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, случающихся якобы у каждого человека:
1. Кризис доверия-недоверия (первый год жизни).
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).
5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Новые личностные черты возникают лишь на основе предыдущего развития.
Становление человека как культурной личности. Татьяна Черниговская
В отечественной психологии, особенно в советский период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с первых дней окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.
Первый социальный опыт приобретается в собственной семье еще до того, как начинает говорить. В последующем человек постоянно приобретает новый опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс и называется социализацией. Он неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
В отечественной психологии, это надо заметить, социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, зависит во многом от целей и ценностей самого человека. Восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть совершенно различным.
Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разные выводы. Один, увидев как сильный обижает слабого, решит, что важно быть сильным, другой решит, что надо бороться с хулиганами.
Социализация осуществляется как при активном содействии специальных социальных институтов (школ, например). Большое значение в социализации имеют неформальные объединения, такие как группа близких друзей или разного рода клубы (точнее соответствует популярное слово — «тусовки»), сетевые сообщества.
Характер социализации может быть:
В первом случае кем-то (часто это государство в лице учителя) определяются цели социализации и основные средства ее. Часто это целенаправленное влияние колоссально, часто эффекты сводятся на нет неграмотным, непродуманным воздействием на подрастающее поколение, отсутствием системы в действиях. В случае стихийной социализации нет определенного, запланированного воздействия на молодого человека, который при этом может быть подвержен самым разным влияниям.
Интересно, что регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, что говорит учитель, но и то, как он это говорит. Если педагог не контролирует интонации своей речи, то эффект от слов может быть обратным. Может быть так, например, что учитель долгое время призывает учеников не использовать в речи нецензурные выражения, однако сам, попав в неловкое неожиданное положение, не удержался и выругался. В мгновение ока воспитательный эффект слов будет утерян или даже получит отрицательный знак.
Существует важная теоретическая проблема в социализации: соотношение социализации и индивидуализации человека. Одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, его индивидуальных качеств. Другие полагают, что индивидуализация личности — негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации.
А. А. Реан утверждает, что социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, размытию индивидуальности человека, как процесс-антагонист индивидуализации. Наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Эти процессы могут и должны обогащать друг друга новым опытом. Социум обогащает индивидуальность человека, но и индивидуальность обогащает социум.
Процесс социализации, и это важно понимать, осуществляется постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте. Таким образом, это — бесконечный процесс.
Смежный с социализацией процесс — инкультурация, процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Между социализацией и инкультурацией нет тождества, эти понятия пересекаются.
Еще один важный термин в современных теориях личности — самоактуализация, развитие потребности в саморазвитии. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом она обычно только усиливается. Самоактуализирующиеся люди — это люди с высокой потребностью в мотивации достижения. Они постоянно ставят перед собой новые цели, всеми силами стремятся к достижению этих целей, предпочитают личную ответственность и испытывают настоящее счастье, когда им удается достичь очередной цели.
Большое значение для развития личности имеет ядро характера человека — набор основополагающих жизненных суждений, которые на протяжении жизни меняются мало. Часто бывает так, что невозможно понять динамику развития конкретной личности, если не известны эти самые основополагающие суждения.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
Значение общения для формирования личности Значение общения для развития личности многогранно: эти и развитие характера, способностей, интересов и др.
См. также
- Активность личности
- Аналитическое и синтетическое понятие личности
- Асоциальная личность
- Ведущие стороны жизни
- Взаимосвязь социального и биологического в личности
- Воображение и личность
- Гармоническая личность
- Гармонично развитая личность
- Идеалы
- Идентификация личности
- . и другое
Источник: azps.ru
Как происходит развитие личности
Разберемся, что такое развитие личности и может ли сам человек влиять на этот процесс.
Развитие личности — это процесс, в ходе которого меняются системные качества личности человека, как результат его социализации и взаимодействия с окружающей социальной средой. Изменения в данном случае являются не количественными, а качественными.
У каждого человека есть предпосылки к развитию, изначально личность развивается через познание окружающей действительности, в детском возрасте. В первую очередь на это влияют взрослые. То есть воспитание — важная составляющая развития личности. В дальнейшем на процесс влияет деятельность человека и значимые для него люди.
Есть и другие факторы, которые могут выступать движущей силой для развития. Разберемся, что такое развитие личности и может ли сам человек влиять на этот процесс.
Этапы развития личности
По сути, развитие личности происходит, когда человек попадает в новую социальную среду и адаптируется к ней. При благоприятных обстоятельствах личность развивается в три этапа:
- Адаптация. Человек знакомится с действующими в среде ценностями и правилами, входит в социальную группу и уподобляется ее участникам.
- Индивидуализация. У человека возникают противоречия между установленными нормами и стремлением проявить собственную индивидуальность. То есть индивидуум не хочет «быть как все», он стремиться выделиться из массы. На данном этапе человек ищет способы проявить свою индивидуальность.
- Интеграция. Человек хочет проявить свои индивидуальные качества и при этом стремится, чтобы они были приняты и одобрены остальными членами социальной группы.
Развитие личности представляет собой прогрессирующий процесс и начинается с самого рождения.
Что влияет на формирование личности
Движущими силами развития личности могут выступать различные факторы, среди них самые основные:
- Генетика
- Окружающая среда
- Воспитание
У каждого человека от природы есть предрасположенность к определенным эмоциональным реакциям на успехи и неудачи, на поведение других людей. Это заложено генетически. Затем на человека влияет окружающая среда — условия, в которых он живет, национальные особенности страны, где он родился и т. д. С раннего детства на ребенка воздействуют взрослые, которые его обучают, прививают определенные нормы поведения и таким образом влияют на развитие его личности.
Что влияет на развитие личности, помимо наследственности, окружающей среды и воспитания? Большое влияние имеет общество — не только родители, но и школа, университет, различные общественные/государственные учреждения. Движущей силой для собственного развития может выступать и сам человек. Это может быть как его сознательный выбор, так и какие-либо внутренние силы человека (страхи, скука, естественное влечение, стремление компенсировать потерянное и т. д.)
Активное и пассивное развитие личности
Развитие личности может быть пассивным и активным. Пассивный рост предусматривает чередование нескольких этапов развития от рождения до старости в соответствии с нормами общества. То есть человек развивается настолько, насколько от него это ожидают окружающие. Он «правильно» проходит этапы детства, юношества, молодости, зрелости, подготовки к старости.
По сути, при пассивном развитии личности рост прекращается уже на этапе зрелости, поскольку качественные изменения личности, как правило, происходят в периоды юности и молодости (они способствуют успешному выполнению жизненных задач). Но есть люди, которые дополняют пассивное развитие личности активным ростом, причем на всех этапах жизни, включая зрелость, а иногда и старость.
Активное развитие личности происходит вследствие личной инициативы самого человека. Если при пассивном росте интеллект растет естественно, «сам по себе», то при активном у человека появляется желание, идея, которая трансформируется в намерение, после чего он ставит перед собой цели и занимается саморазвитием, совершенствованием собственной личности. Он делает это самостоятельно либо проходит соответствующие тренинги, получает образование, необходимое для приобретения определенных навыков.
Развитие личности — выход из зоны комфорта
Развитие личности всегда предусматривает выход за пределы зоны комфорта. Чтобы освоить новый навык, нужно пройти через определенные неудобства, даже первые шаги у малыша не получаются сразу. Личность, которая стремится к активному развитию, готова выйти из зоны своего комфорта ради самосовершенствования. У такой личности есть свои характерные черты:
- Большое количество разноплановых желаний.
- Интерес к множеству вещей.
- Интерес к собственному будущему.
- Стремление сделать свое будущее ярким.
- Видение реалистичных перспектив.
Люди, которые стремятся к развитию своей личности, считаются психологически здоровыми, они пребывают в гармонии со своим «я» и могут строить свою жизнь так, как они хотят. Качественные изменения личности не падают с неба и не самозарождаются внутри — они создаются учителями, тренерами или самим человеком, который решил поменять себя и достичь определенной цели. Коучинг обучение — отличный способ развивать личность, вырабатывать новые навыки для достижения поставленных целей и улучшать качество своей жизни.
Консалтинговая группа
Аллы Заднепровской
- Политика конфиденциальности
- Отказ от ответственности
Источник: zhyvoedelo.com