Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии относится к той не очень большой группе станций Московского метро, построенных и открытых в золотой век в самый расцвет большого имперского сталинского стиля. Более ранние станции испытывали на себе влияние функционального конструктивизма.
После развенчания культа личности из архитектуры тоже исчезли все декоративные элементы, и построенные в 60-е годы станции метро, да и все остальные здания проектировались без излишеств. А вот начало 50-х, тут есть на что посмотреть. Станция открыта в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская».
Как уже упоминалось в рассказе про соседнюю «Смоленскую», участок «Арбатская» — «Киевская» Арбатско-Покровской линии заменил собой закрытый в 1953 году кусок нынешней Филевской линии. Линии, если поглядеть на карту, идут параллельно. Только станции начала 50-х лежат на большей глубине, там им не страшны бомбежки, метро после войны стало еще и объектом гражданской обороны. Но, давайте уже ближе к делу. Посмотрим на станцию метро «Арбатская»
Между станцией метро Арбатская и улицей Старый Арбат. Москва. Январь. 2022 год.
Начнем, как всегда с исторических фото. Порой изучая исторические фото можно увидеть то, чего сейчас мы увидеть не можем. Например наземный вестибюль. Который сохранился, но. увидеть его не получится. Вокруг него построено здание Генштаба.
Здание поглотило павильон вестибюля и теперь оно находится в его внутреннем дворе. Вестибюль, как и положено помпезный. Поглядите какой богатый декор. То же украшение лепниной, что мы видим и внутри.
Кроме того, перед павильоном, на площади был фонтан. Было очень красиво.
Великолепно, что есть фото и интерьеров вестибюля. Вот входная группа. Сейчас эти проемы заложены.
Мне всегда было интересно, неужели вот эта вот огромная рамка перед эскалаторами так и была белой и пустой внутри. Конечно же нет. Еще одной особенностью сталинских послевоенных станций было обязательное изображение вождя. Рамка почти 4 метра в высоту. И портрет Сталина тут был выполнен в технике флорентийской мозаики. Портрет просуществовал до 1955 года (по некоторым данным до 1956).
После этого он. исчез. Говорят, что его разобрали за одну ночь. Некоторые думают, что панно просто заштукатурили. Но скорее всего там действительно Сталина уже нет. Автор Григорий Иванович Опрышко просил даже оставить ему часть мозаики — голову вождя, но ему отказали. Честно говоря. можно было избавиться от мозаики и менее варварским способом.
Все же это произведение искусства, безотносительно к личности изображенного на нем. Вполне уместно было бы не дестроить всех Сталиных, убранных со станций метро, а собрать их в каком-нибудь музее.
О, еще замечательные фото. Фот на «Арбатской» проводят какие то замеры воздуха. Это сейчас очень модно быть открытым к населению и даже Московский метрополитен приглашает блогеров и показывает им изнанку своей работы, а раньше такие вот жанровые сценки из работы метро было редки. Не часто это попадало на пленку.
Как пройти к Старому Арбату
Вот тоже отличный постановочный кадр. Слишком уж. осмысленные лица простых пассажиров.
Интересно, что в проемах между пилонами раньше висели бра. Теперь понятно зачем там лепнина, это рамки для светильников.
Еще прекрасный кадр. Уборка в самом разгаре.
Ну и еще вид центрального зала, тут уже нет бра. Когда их вообще убрали?
1. Вернемся в недалекое прошлое. Тут, на поверхности, около входа в наземный вестибюль в свое время тоже прошла «Ночь длинных ковшей», здесь нахер снесли целую линейку палаток. И теперь перед входом просторно.
2. Кроме самостроя есть еще кое-что, что скрывает от нас исторический павильон вестибюля. Это вот это вот массивное здание Генштаба (хотя, что тут сейчас непонятно, генштаб вроде переехал, хотя это все наверное военная тайна). Для входа в вестибюль сделали такой вот входной портал и проход через толщу здания до павильона, который теперь находится во внутреннем дворике здания министерства обороны. Вход теперь находится со стороны левой стенки исторического вестибюля.
3. А вот внутри все осталось почти таким же, как при открытии. Справа проемы заложены. Причем не только входных групп но светопрозрачных витражей сверху. Это можно понять. так как там, за этой стенкой уже секретный военный объект. Причем заложили верхние проемы похоже в результате последней реконструкции вестибюля.
Оформление кассового зала очень помпезное, и хотя в лепных рамках картушей явно планировалось разместить панно и они выглядят пустыми, все равно интерьер шикарен. Сводчатые потолки, отделка камнем, огромные позолоченные бронзовые люстры — типичный дворцовый интерьер.
4. Эскалаторный зал еще круче. Тут высоченный свод.
5. С 2006 по 2007 год вестибюль был закрыт на реконструкцию и теперь он выглядит довольно неплохо.
6. В эскалаторный зал из кассового ведут боковые проходы.
7. Тут висят памятные таблички. Люстры гораздо проще. Это те же самые люстры, но без нижнего ряда рожков и массивного декоративного шара внизу. Все из-за высоты потолков тут. Еще здесь красивая ажурная решетка за которой вход в служебные помещения.
Над проемом видны металлоконструкции, я так понимаю, это какие-то элементы для запирания гермодверей. А вот где сами двери мне непонятно. Могу лишь предположить, что дверь — это часть пола перед проемом. Кто знает точно, подскажите.
8. Декоративные решетки в эскалатороном зале. Видимо за ними радиаторы отопления.
9. Двери после реконструкции оставили деревянными — это круто.
10. Вид в сторону эскалаторов.
11. Вид в другую сторону. Тут был Сталин. Теперь тут пустота. Кстати мозаика с вождем, единственная, которая была реализована, еще более 20 мозаик не успели изготовить. П. Корин сделал зарисовки на патриотические темы, во многом перекликающиеся с еще одной его эпичной работой — панно для станции «Комсомольская» кольцевой линии. Но с мозаиками не сложилось.
А после того, как пропал и Сталин, станция приобрела белоснежный вид, без каких-либо декоративных элементов и сейчас это все выглядит вполне гармонично.
12. В архитектуре станции прослеживаются элементы так называемого московского барокко. Это дань уважения архитекторов этому стилю. Теперь и сама станция является объектом культурного наследия, как и образцы архитектуры прошлого к которым обращались создатели станции. Это замечательно.
13. Спускаемся по эскалатору вниз. Здесь еще один гермозатвор.
14. После него длинный проход до платформы. Освещается он двумя рядами свтетильников.
16. Внезапно еще вход в служебные помещения. Двери конечно огромные, зачем такие? Что там?
17. Вместе со станцией открылся и переход на станции «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина»
18. Очень крутые таблички, сейчас такие не делают. А какой шрифт. Какая «ножка» у буквы «Я», например.
19. Роскошные перила на спуске со ст.м. «Александровский сад». Очень круто!
20. Перед аванзалом стоят роскошные торшеры. Металлическое литье и хрусталь (стекло?). Снова какие то двутавры торчат над проемом, наверное действительно для гермозатворов.
21. Аванзальчик перед эскалаторным наклоном на «Арбатскую». Налево к ст.м. «Библиотека имени Ленина». Аванзал открыт вместе с «Арбатской» это видно по отделке. А какая тут роскошная люстра висит. 24 рожка — это круто.
22. В сторону перехода. Картуш над проходом похожий на такой же в вестибюле наверху.
23. Эскалаторный наклон также обрамляют светильники — торшеры. Проем также отделан лепниной. Красота.
24. Как по мне, так «Арбатская» не сильно уступает моей любимой станции нашего метро — «Комсомольской» Кольцевой линии. Собственно так и должно было бы. Однако отказ от мозаик сделано ее более скромной но и более лаконичной, что тоже неплохо.
25. Лаконичность конечно присутствует, однако все равно станция довольно богато декорирована.
26. Торец станции. Что за рамка над тоннелем, там что то раньше было? И еще меня всегда занимал такой вопрос. Почему на одних линиях одна нитка волновода, а на некоторых, как вот тут, их две? Это что резервирование?
27. На архивных фото мы увидели, что раньше тут были бра, но их убрали. Как жаль.
28. Некоторые элементы лепнины выкрашены под бронзу, это перекликается с бронзой на люстрах. Но к сожалению кое-где, когда подновляли и красили пилоны побелкой, закрасили и «бронзу». Поглядите на предыдущее фото.
29. Люстры тут такие же как и в вестибюле. Вообще отделка вестибюля и платформенной части очень хорошо перекликаются. Обычно все же мы видим два несколько по разному оформленных пространства. Это повелось еще с самых первых станций Московского метро, когда проекты выбирались на основании конкурсов и подземную часть мог проектировать один архитектор, а подземную — другой.
30. В центральном зале люстры висят не по центру, а обрамляют такие вот лепные рамки. В них должны были быть мозаики.
Вот как-то так могло быть, но не судьба. Кстати тема такая же, как и на «Комсомольской». Героическое военное прошлое и все те же персонажи. Представляете себе какая могла бы быть красота.
31. Путевые стены отделаны плиткой, из керамики выполнены и декоративные элементы, а также название станции — красота. Плитка тут держится хорошо и на падает, слава богу, значит не придет никому в голову ее менять.
32. На «Арбатской» всегда полно народу, тут есть пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию, вот она в центре зала, а также на Филевскую и Сокольническую — крупный пересадочный узел.
33. Постоянный большой пассажиропоток. Это несколько мешает восприятию красоты интерьеров. Остановишься посреди зала, задерешь голову вверх, и станешь препятствием для хаотичного неупорядоченного движения пассажиров, поэтому приходится не сопротивляться людскому потоку. На станциях — крупных пересадочных узлах всегда так.
34. Нашел такую вот цитату «конструкция сводов подземного распределительного зала станции выполнена по подобию Арбатского рынка, как выдающегося инженерного сооружения первой пятилетки. Декорация станции должна возрождать уважение советских граждан к образцам самобытной русской архитектуры первой трети XVIII столетия (в каковой были декорированы быв. Воздвиженская церковь». Вообще да, сталинские станции порой похожи даже не дворцы, а скорее на культовые сооружения, древние храмы. Ну чем не церковный интерьер?
35. Красивая станция с интересной историей.
P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью .
Смоленская Площадь Революции
Пересадка на ст.м. Боровицкая .
Пересадка на ст.м. Библиотека имени Ленина .
Пересадка на ст.м. Александровский сад .
Источник: bluesmaker.livejournal.com
Как попасть на улицу Арбат
Улица Арбат, одна из самых известных и красивых улиц Москвы, привлекает множество туристов и жителей столицы. Если вы хотите посетить эту знаменитую улицу, вам необходимо знать несколько способов, как туда попасть. В этой статье мы расскажем о различных путях достижения Арбата, используя метро и автобус, а также рассмотрим некоторые из достопримечательностей, которые можно посетить на улице Арбат.
- Как добраться до улицы Арбат на метро
- Как выйти на Арбат с Красной площади
- Как попасть на Новый Арбат на метро
- Где можно погулять на Арбате
- Полезные советы
- Выводы
Как добраться до улицы Арбат на метро
Самый простой и удобный способ добраться до улицы Арбат — это использовать московское метро. Есть две станции метро с названием «Арбатская», находящиеся рядом друг с другом: одна на Арбатско-Покровской линии, другая на Филёвской линии. Вы можете доехать до любой из этих станций и начать свое путешествие по Арбату.
Если вы хотите начать с самого начала улицы, то следует выбрать станцию «Арбатская» на Арбатско-Покровской линии. Если же вы предпочитаете прогуляться по Арбату с конца, то выберите станцию «Арбатская» на Филёвской линии. Путь от центра на метро обычно занимает около 5-7 минут.
Как выйти на Арбат с Красной площади
Если вы находитесь на Красной площади и хотите добраться до Арбата, вам потребуется совершить несколько простых шагов. Во-первых, пройдите пешком около 800 метров до автобусной остановки на Манежной площади. Затем садитесь на автобус М2 в направлении «Метро Парк Победы». Проехав три остановки, вы достигнете Кинотеатра Октябрь. Оттуда вам останется пройти примерно 500 метров пешком, чтобы оказаться на улице Арбат.
Как попасть на Новый Арбат на метро
Если ваша цель — Новый Арбат, то ближайшая станция метро находится на Арбатской площади и называется «Арбатская» Филёвской линии (голубая ветка). Еще одна станция находится недалеко от пересечения Арбата с Новинским бульваром и называется «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (темно-синяя ветка). Выберите одну из этих станций, чтобы добраться до Нового Арбата.
Где можно погулять на Арбате
Посещение улицы Арбат — это отличная возможность насладиться красотой и атмосферой старой Москвы. Во время прогулки по Арбату вы можете посетить несколько интересных мест. Вот некоторые из достопримечательностей, которые следует увидеть на Арбате:
- Кинотеатр «Художественный»
- Ресторан «Прага»
- Особняк Арсения Морозова
- Театр имени Ермоловой
- Фонтан «Принцесса Турандот»
- Центральный дом актера
- Мемориальная квартира Андрея Бондарева
- Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой
Полезные советы
- Если вы планируете посетить Арбат в выходные дни или в праздники, учитывайте возможные толпы и задержки на метро. Постарайтесь приехать пораньше, чтобы избежать скопления людей.
- Не забудьте надеть удобную обувь, так как на Арбате много камней и мощеных участков, которые могут быть неудобны для ходьбы в высоких каблуках.
- Изучите карту Арбата и составьте маршрут заранее, чтобы оптимизировать свое время и видеть все достопримечательности.
Выводы
Улица Арбат — это одна из самых популярных туристических достопримечательностей Москвы. Для достижения Арбата можно использовать метро или автобус. По пути вы сможете увидеть множество интересных мест, таких как кинотеатр «Художественный», ресторан «Прага» и другие. Будьте готовы к толпам в выходные дни, надевайте удобную обувь и составьте маршрут заранее, чтобы максимально насладиться прогулкой по Арбату.
Где можно хорошо и недорого отдохнуть в России на море
Если вы планируете отдохнуть на море в 2023 году в России, но хотите сэкономить деньги, то есть несколько мест на юге страны, где можно недорого побывать. Одно из популярных мест для отдыха — Сочи. Здесь можно насладиться морем, пляжами и прогуляться по Олимпийскому парку. Еще одним вариантом может быть Анапа, где вас ждут теплое море и живописные пляжи.
Также стоит обратить внимание на Туапсе и Геленджик, где есть все условия для отличного отдыха. Адлер и Хоста предлагают солнце, песок и возможность заняться активными видами спорта. Если вы предпочитаете более тихое место, то можно выбрать Джубгу или Новороссийск, где много уединенных пляжей. Вот несколько вариантов для отличного и доступного отдыха на море в России.
Где самое чистое место на Каспийском море
В Избербаше на Каспийском море можно найти самое чистое место для отдыха. Вода здесь кристально чистая и прозрачная, а пляжи ухоженные и чистые. Отдыхать на берегу Каспия в Избербаше просто приятно и комфортно. Здесь нет толп туристов, что позволяет наслаждаться уединением и спокойствием. Кроме того, в Избербаше есть много интересных достопримечательностей для посещения.
Неподалеку от города находится уникальное памятное место — Кумыкская вершина, с которой открывается великолепный вид на Каспийское море и окружающие горы. Избербаш также славится своими многочисленными курортами и базами отдыха, где гости могут насладиться разнообразными водными развлечениями. В общем, Избербаш — идеальное место, чтобы провести чистый и спокойный отдых на Каспийском море.
Что можно поделать на Красной площади
Если вы оказались на Красной площади, то у вас есть возможность посмотреть множество достопримечательностей и познакомиться с историей России. Во-первых, вы можете посетить Исторический музей, где вы узнаете много нового о стране и ее культуре. Воскресенские ворота — это исторический архитектурный памятник, который тоже стоит оглядеть.
Затем впереди вас будет Казанский собор и Мавзолей Владимира Ленина, где можно почтить память великого лидера страны. Лобное место — это площадь перед Государственным историческим музеем, где находится памятник славным русским героям. Неподалеку стоит также Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, великолепное архитектурное сооружение. Кроме того, вы можете прогуляться по территории Кремля и полюбоваться его башнями. Не забудьте также посетить памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который символизирует единение народа во время национальных кризисов.
Куда съездить погулять вечером
Если вечером вы находитесь в Москве и хотите съездить погулять, у вас есть много вариантов. Самое известное место — Красная площадь, на которой расположены множество исторических и культурных объектов. Рядом находятся улица Варварка, Манежная площадь и Территория Московского Кремля — все эти места прекрасно подойдут для вечерней прогулки.
Никольская улица, Театральная площадь и Тверская улица тоже славятся своей красотой и будут отличным выбором. Если вы интересуетесь религиозными сооружениями, обязательно посетите Храм Христа Спасителя — прекрасный храм с потрясающим видом на Москву. Рядом с ним находится Патриарший мост, с которого открывается великолепный вид на реку. В общем, ночная Москва впечатлит вас своей красотой и разнообразием!
Ходят маршрутные такси и автобусы, которые также доставят вас на улицу Арбат. Или же можно воспользоваться такси, заказав машину через приложение на смартфоне.
Если вы находитесь в центре города, можно прогуляться пешком по улочкам и улочкам до Арбата. При этом вы сможете насладиться красивыми видами и архитектурой Москвы. На Арбате есть множество кафе, ресторанов, магазинов и различных достопримечательностей, которые можно посетить.
В любом случае, попасть на Арбат не составляет большого труда. Главное запомнить, что на улице могут быть большие толпы людей, особенно в выходные и праздничные дни. Но это лишь дополнительная возможность почувствовать атмосферу Москвы и насладиться прогулкой по одной из самых известных улиц столицы.
Источник: deshmany.ru
moscow_walks
Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии. Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Фото с сайта oldmos.ru
В 1970-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее — Министерства обороны РФ). Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки. Старый вестибюль остался во дворе Министерства обороны, а фонтан, как видно на снимке, утерян.
Может когда нибудь Министерство обороны выведут из центра нашего города, снесут здание МО и мы увидим то, что сейчас можно увидеть только на старых фото.
Фото с сайта oldmos.ru
Вестибюль состоит из двух прямоугольных залов — кассового и эскалаторного.
В стене напротив эскалаторного зала находятся пост полиции и театральные кассы. Напротив них — кассы метрополитена.
Кассовый зал разделяется на два коридора, которые ведут в эскалаторный зал.
Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен ростовой портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики с использованием яшмы и порфира. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства.
Вообще по проекту на станции должно было быть 25 мозаик Павла Корина в потолочных виньетках, но они так и остались проектом.
Во время реконструкции вестибюля станции с 18 мая 2006 года по 2 сентября 2007 года произведён большой объём ремонтных и строительных работ. Был укреплен грунт и усилена конструкций станции. Полностью реконструирован эскалаторный наклон. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново. Плитка на полу вестибюля была заменена на более долговечный гранит.
Отдельные мраморные плиты на стенах вестибюля заменены с применением метода искусственного старения. Светильники и люстры были отреставрированы, на них восстановили утраченные детали. Лампы накаливания были заменены на современные энергосберегающие. Многие детали отделки после реконструкции выглядят как дешевый новодел.
Внимание, раскрою самую большую тайну ст. «Арбатская»! За этой дверью есть ТУАЛЕТ.
Причем, служебные туалеты есть на каждой станции. Не пора ли их все отремонтировать и открыть для пассажиров, все таки метро довольно таки публичное место.
Тайна поменьше, это то, что стены станции, в некоторых местах, просто побелены. Если к ним прислониться, то побелка остается на одежде.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор». Глубина залегания станции составляет 41 метр.
Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.
Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками.
Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу.
Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.
Раньше в виньетках на пилонах висели бра. В 70-х годах прошлого века их сняли и сейчас, увы, остались только виньетки.
«Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Площадь революции».
Источник: moscow-walks.livejournal.com