г) В русском языке существует один тип основы: производная.
д) Приставки могут быть синонимичными.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод
в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший
4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?
а) -ист- б) -ец- в) -ость- г) -ниц-
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
а [pic] [pic] [pic] ) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я
6. Какое слово образовано суффиксальным способом?
а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный
7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?
а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический
б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический
в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый
г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.
10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.
11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать , нагрудный , немосквич , тотчас , ход , травля , ученый (сущ.) , нефтепродукты
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Укажите верные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) Суффиксы могут быть синонимичными;
д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)
в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный
4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?
а) -ств- б) -изн- в) -ость- г)-тель-
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
а [pic] ) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь
6. Какое слово образовано приставочным способом?
а) направо б) направить в) направлять г) направиться
7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый
б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать
в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый
г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть
в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.
Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.
10. Выпишите два слова с окончанием -о.
11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.
12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон
Источник: vsesdali.com
Стоять на полу было нельзя потому что
Начинается повесть с небольшого вступления, из которого мы узнаём, от чьего лица будет идти повествование и с чего оно будет начато. Здесь мы наблюдаем, безусловно, детскую речь, но с отдельными фразами, которые явно заимствованы из лексикона бабушки: «Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой» [5].
Глава «Купание» начинается с повествования о процессе купания бабушкой Саши. По рассказу ребёнка мы замечаем, какое у него больное воображение:
«Я смутно понимал, что значит «отыграюсь», и почему-то решил, что бабушка утопит меня в ванне. С этой мыслью я побежал к дедушке. Услышав мое предположение, дедушка засмеялся, но я все-таки попросил его быть настороже. Сделав это, я успокоился и пошел в ванную, будучи уверенным, что если бабушка станет меня топить, то дедушка ворвется с топориком для мяса, я почему-то решил, что ворвется он именно с этим топориком и бабушкой займется» [7].
Я вздрогнул: если будет душить, дедушка, пожалуй, не услышит. Но нет, просто моет.» [7-8].
Затем идёт небольшое объяснение, почему Саша не мылся сам:
«Вам, наверное, покажется странным, почему сам не мылся. Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось. Вы, конечно, уже догадались, что объяснение это составлено со слов бабушки» [8].
Объяснение, конечно, составлено со слов бабушки, но всё-таки здесь говорит уже взрослый человек, то есть автор.
Дальше рассказ продолжает Саша, где снова в речи ребёнка мы замечаем отпечаток бабушкиной лексики:
«Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Ее она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала все остальное, и я одевался колготки — синие шерстяные, которые дорого стоят и нигде не достать…» [9].
И снова включается детское воображение:
«В ванной такая жара, что я стал красный, как индеец. Сходство дополняют полотенце на голове и пена на носу. Заглядевшись на индейца, оступаюсь на шатком стуле и лечу в ванну. ПШ-ШШ! БАХ!» [10].
В главе «Цемент» рассказ ведётся маленьким Сашей, но в нём нетрудно заметить небольшие вставки от автора-повествователя:
«Потеть мне не разрешалось. Это было еще более тяжким преступлением, чем опоздать на прием гомеопатии! Провинности хуже не было! Бабушка объясняла, что, потея, человек теряет сопротивляемость организма, а стафилококк, почуя это, размножается и вызывает гайморит.
Я помнил, что сгнить от гайморита не успею, потому что, если буду потный, бабушка убьет меня раньше, чем проснется стафилококк. Но, как я ни сдерживался, на бегу все равно вспотел, и спасти меня теперь ничто не могло» [23-24].
Здесь автор словно припоминает своё детство и делает это замечание. Подобных вставок в этой главе можно найти много. Вот несколько примеров:
«Почему я идиот, я знал уже тогда. У меня в мозгу сидел золотистый стафилококк. Он ел мой мозг и гадил туда» [30].
» — Полный! — с уверенностью восклицает бабушка, и чувство гордости за внука переполняет ее: второго такого нет ни у кого» [31].
«Так вот, когда савельевский идиот добрался наконец до дома и дрожащей рукой позвонил в дверь, оказалось, что бабушка куда-то ушла. Ключей у меня, конечно, не было — идиотам их доверять нельзя » [31].
В главе «Парк культуры» наиболее чётко можно разделить автора и главного героя и отметить очень яркое проявление детского восприятия мира. Начинается глава с замечания автора:
«Моя бабушка считала себя очень культурным человеком и часто мне об этом говорила. При этом, был ли я в обуви или нет, она называла меня босяком и делала величественное лицо. Я верил бабушке, но не мог понять, отчего, если она такой культурный человек, мы с ней ни разу не ходили в Парк культуры. Ведь там, думал я, наверняка куча культурных людей. Бабушка пообщается с ними, расскажет им про стафилококк, а я на аттракционах покатаюсь» [67].
Здесь очень ярко звучит явно не детская, а взрослая ирония.
Следующие два небольших абзаца — это детские мечты об аттракционах. В них переданы волнения души ребёнка: желание покатать, зависть пассажирам, восторг от «разноцветных сиденьиц», «огромной карусели», «маленьких электрических автомобильчиков»; размышления о том, «кто куда полетит, если оборвутся цепочки карусели, что будет, если вагончик американских горок сойдет с рельсов, как сильно может ударить током от искрящих автомобильчиков» [68].
Далее переданы впечатления Саши от того, что бабушка наконец-то согласилась пойти в парк:
«Как же я радовался, когда бабушка согласилась! Я уже видел себя за рулем автомобильчика, предвкушал, как под веселую музыку буду получать острые ощущения на какой-нибудь человекокрутящей машине и, только мы прошли ворота парка, потянул бабушку в сторону, где, по моим предположениям, должны были быть аттракционы» [68-69].
В парке ребёнка поразило колесо обозрения: «Я огляделся вокруг и увидел то, чего по непонятной причине не увидел сразу, — огромное колесо, похожее на велосипедное, высилось из-за деревьев. Оно медленно вращалось, и расположенные по его ободу кабинки совершали круг, поднимая желающих высоко вверх и опуская их вниз. Эта штука называлась «колесо обозрения»» [69]; американские горки: «…я же ничего не видел, кроме американских горок, показавшихся впереди. Веселое улюлюканье катающихся и грохот вагончиков на виражах оглушили нас, когда мы подошли ближе…» [70]; автомобильчики: «Следующим аттракционом, о котором я подумал: «Эх, прокачусь!», были автомобильчики. О них я мечтал больше всего» [71].
Саша думал: «Эх, прокачусь!», — но ему так и не удалось покататься. Он уже шёл печальный, но вдруг «зажглась искра надежды» — лодочная прогулка. Но вновь бабушка разбивает эту надежду: » — Потонем к черту, пошли отсюда» [72]. От этих слов в душе ребёнка всё рушится: «»Все! Вот я в парке, столько мечтал об этом, столько ждал этого и вот.» прокатился» и на том, и на этом», — отчаявшись, думал я» [72].
Но не долго разочарование Саши — бабушка предлагает ему мороженое. Это вызывает восторг у ребёнка:
«Я развеселился. Мороженое я никогда не ел. Бабушка часто покупала себе эскимо или «Лакомку», но запрещала мне даже лизнуть и позволяла только попробовать ломкую шоколадку глазури при условии, что я сразу запью ее горячим чаем. Неужели я сейчас, как все, сяду на скамейку, закину ногу на ногу и съем целое мороженое? Не может быть! Я съем его, вытру губы и брошу бумажку в урну.
Как здорово!» [72-73].
А следующий за этим поход в игровые автоматы, можно сказать, возвращает Сашу к жизни: «Ну тогда еще ничего.» — подумал я про свою жизнь, а когда увидел зал игровых автоматов, услышал оттуда «пики-пики-трах» и узнал, что бабушка согласна зайти и дать мне «пятнашек» поиграть, решил, что жизнь эта вновь прекрасна» [73].
Но, как мы видим дальше, и эта детская забава заканчивается для Саши неудачно — кончается время игры. Он начинает упрашивать бабушку:
» — Еще разочек, я ведь и не поиграл толком! Так никого и не спас! — стал я ее упрашивать.
Ну один раз еще — и все! Только спасу кого-нибудь!» [75].
Но она непреступна.
И опять следует замечание автора:
«С улыбками проходили мимо люди и, глядя на меня, недоумевали: второй такой унылой физиономии не нашлось бы во всем парке. Пока мы ехали домой, я был, как грустная сомнамбула» [75-76].
Глава «Железноводск» начинается с того, как Саша повествует о том, что пошёл в первый класс. Несмотря на то, что повествование ведётся от лица ребёнка, мы всё же замечаем, что в нём звучит взрослая оценка всей ситуации и снова отчасти ироническая:
» — На год позже пойдешь, — говорила она. — Куда тебя сейчас, падаль, в школу. Там на переменах бегают такие битюги, что пол ходуном ходит. Убьют и не заметят. Окрепнешь немного, тогда пойдешь.
Бабушка была права. Через год, когда я пошел в школу, мне пришлось подивиться ее проницательности. На перемене я столкнулся со средних размеров битюгом. Битюг ничего не заметил и побежал дальше, а я улетел под подоконник и затих. Спиной я ударился о батарею, и дыхание мое, казалось, прилипло к ее массивным чугунным ребрам.
Несколько секунд я не мог вдохнуть и сгустившуюся перед глазами красноватую серость с ужасом принял за смертную пелену. Пелена рассеялась, и вместо скелета с косой надо мной склонилась учительница. С того дня я каждую перемену сидел в запертом классе и вспоминал бабушку, которая хотела, чтобы я перед школой окреп. Наверное, если бы я пошел учиться с семи лет, неокрепшим, она по сей день привязывала бы к той батарее букетики цветов, как привязывают их к дорожным столбам родственники разбившихся шоферов. Но я пошел с восьми, успел окрепнуть, и все обошлось» [92].
Взрослое воспоминание звучит далее по тексту и в строках:
«Я очень боялся бабушкиных проклятий, когда был их причиной. Они обрушивались на меня, я чувствовал их всем телом — хотелось закрыть голову руками и бежать как от страшной стихии. Когда же причиной проклятий была оплошность самой бабушки, я взирал на них словно из укрытия. Они были для меня зверем в клетке, лавиной по телевизору. Я не боялся и только с трепетом любовался их бушующей мощью» [98].
Затем идёт повествование о поездке Саши с бабушкой в санаторий. Сначала мы читаем о детском впечатлении, полученном от первого «знакомства» с туалетом в поезде:
«Это было здорово! Блестящая крышка убиралась вниз, под круглым отверстием мелькали шпалы, туалет наполнялся звонким грохотом, который медленно нарастал, если нажимать на педаль плавно, а если стучать по ней, залетал отрывками, напоминавшими какие-то отчаянные выкрики. Шпалы сливались в сплошное мельтешение, но иногда удавалось зацепиться за одну из них взглядом, и тогда они словно на миг останавливались. Можно было даже рассмотреть между ними отдельные камни» [100].
Только ребёнок, увидевший обычный туалет в поезде, может восхищаться и поражаться им. Он так заинтересовал Сашу, что мальчик даже решил поиграть с ним:
«Я отрывал кусочки туалетной бумаги, мял их и бросал в отверстие, представляя, что это врачи, которых я казню за приписанные мне болезни.
Но послушай, послушай, у тебя же золотистый стафилококк! — жалобно кричал врач.
Ах, стафилококк! — зловеще отвечал я и, скомкав врача поплотнее, отправлял его в унитаз.
Оставь меня! У тебя пристеночный гайморит! Только я могу его вылечить!
Вылечить? Вылечить ты уже не сможешь.
А-а! — вопил врач, улетая под колеса поезда» [101].
Здесь, конечно, поражает больное воображение ребёнка. Даже игра у Саши не получается наивной и доброй.
Затем описывается перекличка в автобусе. Саша с детским любопытством рассматривал своих соседей и думал, что с кем-нибудь из них он будет дружить. Воспитательница в это время проводила перекличку. И вот очередь дошла да Саши. Он собрался отвечать, что здесь, но не успел даже открыть рот, как бабушка за него ответить. И здесь снова следует замечание автора:
«Никогда не мог я смириться с бабушкиной манерой отвечать за меня всегда и везде. Если бабушкины знакомые спрашивали во дворе, как у меня дела, бабушка, не глядя в мою сторону, отвечала что-нибудь вроде: «Как сажа бела». Если на приеме у врача спрашивали мой возраст, отвечала бабушка, и неважно, что врач обращался ко мне, а бабушка сидела в противоположном конце кабинета. Она не перебивала меня, не делала страшных глаз, чтобы я молчал, просто успевала ответить на секунду раньше, и я никогда не мог ее опередить» [104-105].
Таким образом, если проследить по всему тексту повести, то можно легко отметить моменты, где передано восприятие мира героем — маленьким Сашей, и отделить от них точки зрения, мысли, впечатления автора — взрослого человека.
санаев плинтус повесть герой
Источник: studbooks.net
Проверочная работа по русскому языку «Словообразование» 10 класс
г) В русском языке существует один тип основы: произ водная.
д) Приставки могут быть синонимичными .
2 . Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод
в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой
3 . В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший
4 . Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по професс ии?
а) — ист — б) — ец — в) — ость — г) — ниц —
5 . Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) с — прав — а б) стрел — к — ов — ый в) вежлив — ость — г) об — дум — ыва — я
6 . Какое слово образовано суффиксальным способом?
а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный
7 . Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением
а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность
8 . В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная,
проверяемая ударением?
а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический
б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический
в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый
г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый
9 . Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
а)доблЕстный –лЕстныйб)провозглАшать–единоглАсно
в)презИдент–презИдиумг)очерЕдь–очерЁдность
Прочитайте текст и выполните следующие задания .
Стоять на полу было нельзя, потому что из — под двери дуло, а все болезни начинаются,
если застудить ноги. Балансируя, я старался не упас ть, а бабушка меня вытирала.
Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился.
Потом она вытирала всё остальное.
10 . Выпишите два слова с нулевым окончанием.
11 . Выпишите слово, образованное приставочно — суффиксальным способом.
12. Определите способ словообразования: лесостепной , читка , собеседник , уехать ,
нагрудн ый , немосквич , тотчас , ход , травля , ученый (сущ.) , нефтепродукты
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Укажите верные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) Суффиксы могут быть синонимичными;
д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная .
2 . Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)
в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий
3 . В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный
4 . Какой суффикс отличается от остальных по значению?
а) — ств — б) — изн — в) — ос ть — г) — тель —
5 . Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) по — человеч — еск — и б) проч — н — ее в) до — вер — ие г) рас — тер — я — вши — сь
6 . Какое слово образовано приставочным способом?
а) направо б) направить в) направлять г) направиться
7 . Какое слово образовано приставочно — суффиксальным способом?
а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться
8 . В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная,
проверяемая ударением?
а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый
б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать
в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый
г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец
9 . Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть
в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я бросил
в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко
разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня,
пришпорил и замер, глядя вдаль.
Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста –
Капитан Клюквин.
10 . Выпишите два слова с окончанием — о.
11 . В тексте есть глаголы, образованные приставочно — суффиксальным способом.
Выпишите любые 2 .
12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье,
подстанция, по — осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), же лезобетон
10. старался, гайморит (любые 2 слова)
11. сначала
12. Суффиксальный, суффиксальный, приставочно — суффиксальный (преффиксально —
суффиксальный), приставочный (префиксальный), приставочно — суффиксальный
(преффиксально — суффиксальный), приставочный (префиксальный), сложение слов
(лексико — синтаксический), безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части
речи в другую (морфолого — синтаксический), сложение основ (лексико —
синтаксический).
10. семечко, было
11. соскочил, разлетелось, пришпорил (любые 2 слова)
12. Суффиксальный, суффиксальный, приставочно — суффиксальный (преффиксально —
суффиксальный),приставочный (префиксальный), приставочный
(префиксальный),приставочный (префиксальный),сложе ние слов (лек сико —
синтаксический),безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части речи в
другую (морфолого — синтаксический),сложение основ (лексико — синтаксический).
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Русский язык — еще материалы к урокам:
- Эссе 9 класс Экология. Природа и человек.
- Презентация «Профессиональный стандарт педагога»
- Активные методы работы на уроках русского языка и литературы
- Автоматизация звука С
- Контрольная работа по русскому языку 5 класс 1 полугодие УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова
- ПАМЯТКА (одночлены)
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 27-04-2020, 16:37 Проверочная работа по русскому языку «Задания 16-21»
- 7-03-2020, 12:10 Проверочная работа по английскому языку «Погода»
- 26-11-2019, 17:18 Проверочная работа по английскому языку «Colours»
- 12-04-2019, 08:49 Проверочная работа «Словообразование в английском языке» 11 класс
- 29-11-2018, 23:25 Проверочная работа «Словообразование. Орфография» 6 класс
- 27-04-2017, 17:57 Проверочная работа по русскому языку «Спряжение глагола» 4 класс
- 12-03-2017, 18:20 Проверочная работа «Словообразование и перевод слов» 6 класс
- 8-01-2017, 23:01 Подготовка учащихся к ОГЭ по английскому языку. Аудирование и
Источник: uchitelya.com