Светская жизнь что это

Прошлый раз не о всем я поговорил, чего касались вы в своем письме. Шлю дополнение. Вы говорите: «Еще вот что я вижу: что все впопыхах спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать. Случилось мне пройти людной улицей или местом – какая там суматоха и суета! Но смотрю потом: и в домах то же, то же, вероятно, и в душах у них. И ума не приложу: ужели так можно жить?

И вот что еще вижу: что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже – и ничего не смей как хочешь. Все у них подчинено какому-то закону, который не знают, кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет. Зато и сами делаются тиранами друг для друга.

Посмей не послушать кого – горе. Я, например, пою, когда хочется петь. Ведь это рай: и самой приятно, и слушающим. А тут хочешь не хочешь – пой. Предлагается это очень вежливо, но отказаться-то считается делом противозаконным. И поешь. Самой тягота невыносима – чуть грудь не треснет, а надуваешься – показать, что поешь от души. Я замечала это и у других. Вот вам и свобода!

[7 из 33] Юрий Лотман — Светская жизнь

А ведь снаружи посмотреть – все вольница. Вольница, спутанная по рукам и по ногам! По этому поводу стала я присматриваться: да от души ли они делают и все прочее. И что же? Может быть, я ошибаюсь, но не увидела ничего, что было бы от души.

Ласки напускные, готовность к услугам – тоже, взаимоуважение – тоже. Все напускное. За видимостью, гладкой и изящной, прячется совсем другая душа, которую, если б ее вытащить наружу, никто не нашел бы не только изящной, но и сносной. И выходит, что когда мы собираемся, то представляем собою сборище лицедеек и лицедеев. Комедия!

И еще что мне дивно – это то, что от всех веет холодом. Как же это так?! Ведь все дружка дружке, кажется, душу готовы отдать, а кругом ходит холод!»

Совершенно верно. К вашему описанию нечего и прибавлять. Все это давно уже замечено и указано в предосторожность.

Еще Макарий Великий вот как изображал увиденную вами сумятицу и гоньбу за чем-то: «Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий.

Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земли. Как пшеница в решете у просевающего бьется и, взбрасываемая непрестанно, в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя весь грешный род Адамов.

И Господь предсказал Апостолам будущее на них восстание лукавого: «сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу: Аз же молихся Отцу Моему, да не оскудеет вера ваша» ( Лк. 22, 31–32 ). Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: «стеня и трясыйся , в тревоге, будеши на земле» ( Быт. 4, 12 ), служит втайне образом и подобием для всех грешников, потому что род Адамов, преступив заповедь и сделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога, и, подобно пшенице, непрестанно вращающейся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями» (Беседа 5, § 1–2).

Читайте также:  Крем для эклеров как в детстве

Светская жизнь — обзор фильма и мнение зрителей

Вот вам в придаток к вашему наблюдению! Вы заметили, что есть и бывает. А святой Макарий указал и причину того, и первое исходище. Этот взгляд на дело в том круге, о коем речь, не принимается, и речи о том заводить нельзя. Вас же прошу усвоить этот взгляд и всегда держать его в мысли.

Он выражает суть дела и, будучи вами принят с убеждением, будет служить для вас ограждением от обаяний светской жизни. Чтоб больше об этом подумать и более сродниться с таким образом мыслей, потрудитесь прочитать всю эту пятую беседу святого Макария. Книгу эту я давал вашей матушке, и она хотела ее приобресть.

Со своей стороны прибавлю, что эта гоньба за чем-то и неудовлетворенность ничем зависят от того же, о чем я писал прошлый раз: именно от того, что таким образом жизни не все естество человеческое питается и не все потребности его удовлетворяются. Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи во утоление своей алчбы и жажды и гонит человека искать ее.

Человек и бежит искать, но как он вращается все в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения не бывает, голод и жажда не пресекаются, не прекращается и требование пищи, не прекращается и гоньба. И никогда она не прекратится в живущих по духу мира.

Враг же держит их в ослеплении, по коему они не замечают ошибки, что не той дорогой бегут и не туда стремятся, и в этом мраке томит и душит эти души – бедные. И так их отуманил враг, что и говорить им об их ошибочности не смей никто. Так и зарычат, как лютые звери. Не рыкание ли это того льва, который всюду рыщет, «иский кого поглотити» ( 1Пет. 5, 8 )!

Что касается до других замеченных вами сторон светской (мирской) жизни, скажу только, что иначе сему и быть нельзя. Ибо такая жизнь есть жизнь падшего человечества, которого исходная черта есть самолюбие, или эгоизм, себя ставящий целью, а все и всех – средством.

Тут причина того, что всякий хочет навязать свои желания другому или связать его ими, что назвали вы очень метко тиранством. Уж как не скрашивает кто своих желаний, позади всего стоит эгоизм, желающий повернуть вас по-своему или сделать вас средством. Тут причина и лицедейства, суть которого есть напряженное ухищрение всячески прятать свои дурные стороны, не исправляя их, иначе пресечется влияние на других и, следовательно, пользование ими как средствами. Тут причина и того, что от всех холодом веет – ибо всякий замкнут в себе и не разливает лучей теплой жизни вокруг себя.

Правда, вы, верно, встречаете несколько лиц с симпатичным строем сердца: так и льнут и берут прямо за сердце. Такое расположение есть остаток родственного чувства, с каким создан человек в отношении к другим, но оно тут состоит в услугах у эгоизма, который пользуется им как лучшим средством к устроению своих дел. Я знаю одно такое лицо. Лучше прямой эгоист или эгоистка, чем такие симпатисты или симпатистки. В тех хотя заметить можно, куда ведут дело, а здесь редко кому удается этого достигнуть.

Читайте также:  Приснилась дохлая собака что это значит

Правда, вы непрестанно почти встречаете услуги, но они делаются затем, чтоб потом за одну запрячь вас на десять дел в свою пользу. Скажете: «Да как же это? Тут все бьют на честность, и в чем-либо показать нечестность значит сгубить себя».

Правда, что так есть, но эта честность есть маска эгоизма; все дело тут – не ударить себя в грязь лицом, для чего нередко допускаются самые бесчестные поступки, коль скоро можно утаить их от других. Вы даже услышите или уже услышали приговоры: это эгоист, это эгоистка! Не подумайте, что говорящие это сами чужды эгоизма.

Нет, этот приговор относится к тем, которые не позволяют повертывать собою или употреблять себя в средство для эгоистических целей тех, которые так о них судят. И следовательно, прямо обличает в сих последних эгоистов и эгоисток. Я слышал, что такие особы даже монахов укоряют в эгоизме: что-де для себя одних живут. Бедные монахи!

Ни поесть, ни попить, ни поспать, день и ночь на ногах, в послушаниях, не имея своей воли и своих желаний, – и попали в эгоисты! По этому одному можете судить, какого достоинства суть и вообще обличения в эгоизме, какие встречаете или встретите среди светских. Они значат: нашла коса на камень.

Пересмотрев написанное, вижу, что это я очень грубый произнес суд над светской жизнью, но не беру слова назад. Может быть, я и не написал бы того, что написалось, но как вы сами заметили довольно темненькие пятна в свете, то я и разохотился запеть в ту же ноту, и не думаю, чтоб это сколько-нибудь вас покоробило после того, что сами вы сказали.

Но ожидаю от вас вопроса: «Как же быть-то?» Это и будем решать в продолжение всей нашей переписки. Теперь же скажу только: совсем вам отстать от всех, конечно, нельзя, но сколько можно отнекивайтесь входить в круг этой светской жизни, а когда втянут против воли, держите себя так, как бы вас там не было: видя не видьте и слыша не слышьте.

Видимое пусть проходит мимо глаз и слышимое – мимо ушей. Внешне действуйте как и все, будто нараспашку, но сердце свое берегите от сочувствий и увлечений. В этом главное: сердце берегите – и будете там только телом, а не душою, верно исполняя заповедь Апостола: да будут «требующии мира. яко не требующе» ( 1Кор. 7, 31 ). Мир здесь то же значит, что у нас свет и светская жизнь. Вы будете «требующая мира», то есть имеющая нужду соприкасаться со светской жизнью, но когда будете держать вдали от всего свое сердце, то будете «яко не требующая» такой жизни, то есть не по сочувствию и желанию в ней участвующая, а вынуждаема будучи настоящим своим положением.

Утомил я вас многописанием, но вы же меня понудили. Прошу не пропустить без внимания написанного, особенно последних строк.

Источник: azbyka.ru

Читайте также:  Друг познается в беде кто сказал

Рецензия на фильм «Светская жизнь»

Дмитрий Молчанов посмотрел очередное творение Вуди Аллена «Светская жизнь» и нашел, что это одна из лучших картин режиссера за последнее время.

Покинув тоскливый, погруженный в Великую депрессию Нью-Йорк, молодой еврей Бобби Дорфман (Джесси Айзенберг) приезжает в поисках лучшей жизни в залитый солнцем Голливуд, где тут же заявляется к своему дяде Филу Стерну (Стив Карелл) — знаменитому актерскому агенту. Промурыжив племянника несколько дней, вечно занятый Фил все же соглашается его пристроить: так Бобби получает работу мальчика на побегушках, а вместе с ней, в качестве гида по голливудским закоулкам, и хорошенькую дядюшкину помощницу Вонни (Кристен Стюарт). Само собой, молодой человек влюбляется в Вонни с первого взгляда, не подозревая, что та уже год встречается с женатым Филом. Впрочем, судьба все же подарит бедолаге шанс на взаимность — правда, весьма ненадежный.

80-летний Вуди Аллен давно уже сформировал вокруг себя маленькую кинематографическую вселенную: она десятилетиями живет по своим законам, лишь изредка подвергаясь косметическим изменениям. Не сыграл существенной роли даже тот факт, что в середине нулевых Аллен формально перестал быть «гением места», вдруг перебравшись из Нью-Йорка, который воспевал без малого 40 лет кряду, на европейские локации: в какой бы точке планеты Вуди ни организовал съемки очередного фильма и в какую бы эпоху режиссера ни занесло, его почерк останется абсолютно узнаваемым, и сериал о злоключениях невротика-интеллектуала (даже если иногда он не еврей и не очкарик), кажется, будет бесконечным. При этом Аллен может запросто жонглировать более или менее близкими ему жанрами (например, поиграть в детектив-перевертыш в духе раннего Хичкока, как в прошлогоднем «Иррациональном человеке») — результат, опять-таки, будет неизменно предсказуемым.

В этом смысле «Светская жизнь» легко вписывается в общую картину: здесь все порядке с еврейскими премудростями по поводу прекрасной бессмысленности жизни («живи каждый день, как последний, и однажды не ошибешься»; «жизнь — комедия, написанная писателем-садистом»), несчастной любовью, немного занудной, но трогательной рефлексией и прочими нервно-душевными трепыханиями. Из чего это кино складывается, тоже можно разглядеть без особого труда — где-то промелькнет «Манхэттен», где-то «Пули над Бродвеем» и «Полночь в Париже». Вместе с тем Аллен снял, пожалуй, самый пронзительный и живой фильм своего новейшего периода.

«Светская жизнь» с ее отчаянным шиком предвоенных 1930-х и как никогда уместным джазовым саундтреком — слегка расфокусированное матовое ретро, в котором возмутительно роскошный Голливуд времен Великой депрессии на равных уживается с пасмурным и тревожным Нью-Йорком, безнадежный шлимазл абсолютно по-киношному превращается в администратора популярного гангстерского ночного клуба, а юная идеалистка становится расфуфыренной женой большой голливудской шишки.

Все эти чудесные метаморфозы — разумеется, ловушка, хитро сконструированная не только самим Алленом, но и гениальным оператором Витторио Стораро (нью-йоркский рассвет не снял бы лучше просто никто), и, конечно же, Джесси Айзенбергом и Кристен Стюарт (это уже третий их совместный фильм, и более симпатичной пары в американском кино, пожалуй, не сыщешь). Ловушка — потому что, по сути, никто и ничто не меняется: жизнь все так же бессмысленна, комедия идет рука об руку с драмой, бойкий парень в шикарном костюме с иголочки — все тот же неудачник, неуклюже маскирующий робость наглостью, а дама в мехах и шелках так и осталась хорошенькой девочкой, предпочитающей уютный мексиканский кабачок пафосным ресторанам. Жизнь удалась, вот только грусти в глазах заметно прибавилось.

Источник: www.kinomania.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today