Иванушки International «Тополиный пух»
Группа «Иванушки International» появилась на свет в 1995 году, но действительно большой популярности коллективу удалось добиться несколько позже. Один из самых известных хитов трио, «Тополиный пух», и вовсе вышел в 1998-м. Кто написал музыку и текст к культовому синглу конца девяностых? Как одна-единственная песня стала переломным моментом в жизни коллектива?
Откуда всё-таки тополиный пух может взяться в июле? Мы нашли ответы на эти и многие другие вопросы.
Краткая история
Солнечный и мечтательный трек о жарком июле публика впервые услышала летом 98-го. Сингл моментально попал на верхушки чартов, а позже группа включила его в альбом «Об этом я буду кричать всю ночь», вышедший годом позже.
Музыку к песне написал продюсер «Иванушек», известный композитор и наставник многих звёзд российской эстрады Игорь Матвиенко. Автором текста же стал Михаил Андреев, которого смело можно назвать постоянным поэтом группы. Впрочем, перу Михаила Васильевича принадлежат строки многих российских хитов: именно он написал «Самоволочку» и «Отчего так в России берёзы шумят» для «Любэ», а также несколько текстов для группы «Корни», Софии Ротару и Димы Билана.
Расставим все точки над «i» в главном вопросе по тексту. Любой аллергик подтвердит, что тополиный пух чаще всего появляется в июне, или (если весна выдалась тёплой) в конце мая. За строчку про пух в июле Михаилу Андрееву крепко досталось в каждой второй рецензии на нашумевшую песню, но автор твёрдо стоял на своём, утверждая, что в его родном Томске тополиный пух очень часто можно увидеть и в июле.
Чтобы понять, как сильно песня повлияла на карьеру коллектива, вернёмся в март 1998 года. После выступления в Кирове один из участников группы, Игорь Сорин, заявил о своём уходе. Заменить ушедшего артиста был призван Олег Яковлев, который уже был знаком поклонникам «Иванушки International» по песне «Кукла» и некоторым трекам с альбома «Твои письма». К моменту ухода Сорина коллектив иногда уже выступал в составе из четырёх человек, но это не помешало фанаткам освистать Яковлева, исполнявшего партии ушедшего коллеги.
Покло нницы группы были уверены, что без Сорина коллектив долго не просуществует, но распада всё же не случилось. Через несколько месяцев после обновления состава «Тополиный пух» начинает звучать из каждых колонок, а популярность бой-бэнда вновь взлетает к небесам. Зрители признают Яковлева и у него появляется своя фан-аудитория.
Позже в одном из интервью Олег выразил благодарность Игорю Матвиенко, который написал для него «Тополиный пух». По словам музыканта, эта песня дала публике понять, что Яковлев не пытается подражать ушедшему Сорину ни тембрально, ни в плане образа. Композиция помогла артисту осознать своё место в коллективе, а аудитории – принять факт замены в группе как должное и перестать сравнивать двух солистов между собой.
Интересные факты
- Тёплый и солнечный клип на «Тополиный пух» снял санкт-петербургский режиссёр и клипмейкер Олег Гусев. На сегодня у ролика накопилось уже более 28 миллионов просмотров в YouTube.
- Песня заняла 33 место в годовом чарте радио «Европа плюс», а также получила премии «Золотой граммофон 1998» и «Песня года 1998».
- Олег Яковлев покинул группу «Иванушки International» в 2013 году, заранее подготовив для себя сольную программу. В 2017 году карьера музыканта трагически оборвалась – он попал в больницу с диагнозом «двусторонняя пневмония, вызванная циррозом печени». Врачи не смогли спасти Яковлева.
- В 2018 году в одном из своих интервью Игорь Матвиенко сказал, что, по его мнению, Олега сгубила алкогольная зависимость.
- Яковлев был кандидатом в мастера спорта по лёгкой атлетике.
- В 2020 году солисту группы Андрею Григорьеву-Аполлонову исполнилось 50 лет.
- Ещё один участник трио, Кирилл Андреев – кандидат в мастера спорта по плаванию и бывший кикбоксер.
- За несколько лет до создания коллектива Григорьев-Аполлонов и Андреев работали профессиональными моделями.
- Название группы родилось случайно, когда российский поэт Герман Витке, увидев трио на музыкальной студии, обронил фразу «Что это за Иванушки такие?» Ребята напомнили ему героев русского фольклора.
- «Тополиный пух», наряду с ещё одним мегахитом «Снегири» остаются одними из самых прослушиваемых треков группы в Apple Music и Spotify.
Содержание и текст песни Иванушки International «Тополиный пух»
Клавишное вступление намекает на грустную лирику, но после трек резко меняет вектор стиля на весёлый и танцевальный. На тему того, какие именно слова «Рыжий» шепчет в припеве, между меломанами в своё время разгорались жаркие споры, но сегодня узнать это нетрудно. Забавно, что «Иванушки International» использовали элементы фаст флоу задолго до того, как эту фишку взяли на вооружение отечественные рэперы.
«Тополиный пух» вошёл в дискографию группы как самый популярный её трек не просто так. Лёгкая, романтичная песня для многих стала саундтреком к первому поцелую, беспечным ночным прогулкам или встрече рассвета тёплым летним утром. Оглядываясь в прошлое, трудно поверить, что с момента выхода этого хита прошло уже больше двадцати лет. С тех времён многое поменялось, да и мы сами стали другими, но воспоминания внутри остались нетронутыми. Именно они пробуждают в нас то самое, горьковато-сладкое чувство ностальгии каждый раз, когда мы слышим любимые песни своей молодости.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Иванушки International «Тополиный пух»
Источник: soundtimes.ru
Поэт Михаил Андреев: «Меня поет даже Стас Михайлов»
О том, как появились всенародно любимые «Тополиный пух», «Трамвай-пятерочка», «Отчего так в России березы шумят», «Самоволочка», «Главное, что есть ты у меня» и другие песни, автор текстов томский поэт Михаил Андреев написал отдельную книгу, которая несколько раз переиздавалась. Каждое стихотворение имеет свою историю. Например, будущий хит группы «Белый орел» «Потому что нельзя быть на свете красивой такой» Михаил Андреев написал, будучи 18-летним юношей. Там есть строки «Твои волосы, руки и плечи твои — преступленье», это взгляд вчерашнего подростка на взрослый мир любви.
А в тексте «Трамвай-пятерочка» изначально транспортный маршрут носил другой номер — в стихах фигурировал томский трамвай-однерочка, который возит пассажиров на Черемошники. «Черемошники — это у вас в Томске, а Черемушки в каждом городе есть», — предложил поправить текст Игорь Матвиенко. Михаил Андреев согласился, но одной правкой не ограничился — он решил, что будет гораздо солиднее пустить в Черемушки трамвай-пятерочку. «А то вдруг люди подумают, что у нас один-единственный трамвай», — объяснил поэт. Когда томские власти узнали эту историю, в городе торжественно открыли пятый трамвайный маршрут. Наш разговор с известным поэтом-песенником состоялся в Томске.
КРАСОТА НЕ СПАСЕТ МИР
— Михаил Васильевич, песенный Олимп было трудно покорить, или у вас это как-то само произошло?
— В 1980-е годы у меня вышло три поэтических сборника в Москве суммарным тиражом 55 тысяч экземпляров, это даже по тем временам были хорошие тиражи. Я стал членом Союза писателей СССР в 27 лет. И дальше все как-то произошло само собой. Игорь Матвиенко увидел мои книжки, почитал, что-то ему понравилось. В частности, его внимание привлекло стихотворение «Тополиный пух. Жара. Июль.
Ночи такие длинные. Ты пойми, что первый поцелуй — это еще не любовь, это такой закон борьбы противоположностей». Я люблю в меру пофилософствовать, понимая, что поэзия должна быть немного лукавой, артистичной, с элементом иронии или самоиронии. Только такие стихи пробивают время и остаются надолго. А если писать на полном серьезе, пафосно — в это никто не поверит.
Хотя у меня и серьезные стихи есть. «Русские рубят русских» — тоже стихотворение, которое потом стало песней. Красные рубят белых, белые рубят красных. Но на самом деле — русские рубят русских. Песня так сделана, что спина выпрямляется, когда она звучит. Хотя я убежден, что нельзя к штыку приравнять перо, это иллюзия. И красота не может спасти мир, это тоже иллюзия.
Чем больше мы хороших стихов напишем, тем люди станут добрее — снова иллюзия. Не получится. Хороший человек прочитает хорошие стихи — сделается добрее. Злой человек прочитает хорошие стихи — сделается еще хуже. Он разовьет свой поганый внутренний мир с помощью искусства и начнет творить зло более изощренно.
— Интересная версия…
— Так оно и есть, это правда.
«МЕНЯ ПОЕТ ДАЖЕ СТАС МИХАЙЛОВ»
— Ваши стихи стали популярны, потому что они стали хорошими песнями. Но ведь изначально-то вы их писали как стихи, или вы пишете, уже зная, что это будут петь?
— Когда как. «Отчего так в России березы шумят» я писал как стихотворение. У меня там было: «И старик по привычке жердями за мной молчаливо дорогу закроет». В деревнях из огородов есть выход на колхозные поля, и чтобы скот не выходил на них, дорогу перекрывали жердями.
Стихотворение опубликовали в «Литературной России», Игорь Матвиенко предложил написать песню, пришлось жерди убрать и ввести образ матери. Получилось: «И старуха махнет на прощанье рукой и за мною калитку закроет». Я сначала написал «И за мною ворота закроет», но Игорь Матвиенко сказал: «Михаил, если ворота — это уже коттедж». Тогда я предложил калитку.
— И очень душевно получилось. А вообще вас часто просят переписать, чтобы стихотворение легло на музыку и стало песней?
— У каждой песни своя история, над каждой шла своя работа. Одно слово поется, другое не поется, когда музыка пишется, приходится общаться с композитором, что-то он подгоняет под музыку, просит что-то добавить. Если у тебя в стихах находка ударная, он свои квадраты и такты подстраивает. Иногда пишу на готовую музыку. Сейчас на одном из центральных телеканалов идет фильм «Последний янычар» — 255 серий, и вот там я написал на готовую музыку слова, песня называется «Любовь запретная», ее поет Стас Михайлов.
— Даже Cтас Михайлов вас поет?
— Да. Хотя обычно Стас Михайлов сам для себя музыку и слова пишет. А здесь музыку написал композитор Владимир Матецкий. И когда Михайлов увидел текст, он сказал: «Я счастлив петь такие слова». Потому что там такие слова были: «И травы клонятся, как будто молятся».
Такие фразы, что их сладко произносить.
— Как вы, живя в Томске, сотрудничаете со столичными композиторами?
— Они присылают музыку по интернету, предлагают — можешь, напиши. Я же крутой поэт-песенник (самоиронично улыбается).
— Какие свои песни вы считаете долгожителями?
— Думаю, что у «Любэ» надолго останется песня «Трамвай-пятерочка», она сама вошла в сознание народа, она не была шлягером, но ее все знают. В чем причина? Есть такой хитрый закон жанра, закон звучания, и она в него попала. Если бы мы все знали этот закон, мы все только такие песни и писали.
— Писать тексты для песен и писать стихи, которые идут от души — это разные вещи?
— Это одно и то же. Раньше мне было стыдно называться поэтом-песенником, ведь я писал серьезные стихи, глубокую поэзию, сам Иосиф Бродский написал предисловие к одной моей книжке, другие мэтры давали высокую оценку. А потом я понял, что поэтическая аудитория уменьшается, а через песни я продолжаю говорить со своим читателем. Кураж появился, а кураж я люблю.
И стал воспринимать это нормально. Писать тексты для песен — это не менее интересная работа, там надо пространство для музыки оставлять, и смотришь потом — долго песня живет или нет. И вдруг понимаешь, что твою песню уже 250 миллионов человек знают и любят. Это все очень привлекательно.
РАСТОРГУЕВА С СЫНОМ ВОЗИЛ В ТАЙГУ
— Какие отношения у вас складываются с исполнителями ваших песен?
— Коля Расторгуев в Томск ко мне приезжал дважды, просто так, без гастролей. Они приезжали с сыном, Колей-младшим. Мой сын старше на год, чем сын Расторгуева, и мы все вместе ездили к моему другу на заимку, на снегоходах катались, чай с чагой пили. Коле надо было своему сыну показать Сибирь.
— Расторгуев такой брутальный, поет проникновенно. А в жизни он какой?
— Не буду его образ развенчивать, в жизни он очень начитанный, очень грамотный. Если посмотреть в его глаза — они очень вдумчивые. И его внутренний мир такой же глубокий. Очень много исторических серьезных книг читает. Он глубже и честнее в жизни, чем его сценический образ.
— С «Иванушками» вы тоже дружите?
— Между прочим, «Иванушки» не столь просты, как кажутся, у них очень серьезные философские тексты. «Плотик из облаков», «А ты не сдерживай слез, реви, реви…» Или вот взять группу «Фабрика». Там такие слова: «А у неба нету дна, Как билетов нет в кино. И сегодня ты темна, Про одно все, про одно. Про любовь, про тебя, Про знакомые слова до боли, Те, что ты мне ночью говорил».
Эту песню вначале, на самой первой «Фабрике звезд», пела группа «Корни». Матвиенко мне звонит: «Михаил, переделай эту песню, чтобы был женский вариант». Я переделал, отправил, через некоторое время включаю телевизор — уже поют. Я плюхаюсь на пол, слушаю и балдею — ничего себе скорость.
— Есть такой исполнитель, для которого вы мечтаете написать песню?
— А о чем мне еще мечтать? Песню на мои стихи поет Александр Малинин — «Когда ты сбрасываешь платье, и космос падает с тобой». Мои песни поют Михаил Шуфутинский, Алика Смехова, Сергей Безруков, Влад Сташевский, Николай Басков, Валерий Леонтьев, София Ротару, Игорь Саруханов, даже шансонная певица Катя Огонек спела 15 песен на мои слова. Надежда Кадышева когда-то спела «Синеглазый в поле василек», «Знаю-знаю, ты влюбишься и в моих веснушках заблудишься». Но это было давно, сейчас Костюк ей сам каждый день пишет по песне.
СВИСТ РЯБЧИКА — ЛУЧШАЯ МУЗЫКА
— Где вы берете вдохновение для такого количества песен?
— В детстве я много травы косил. Я родился и вырос в Чаинском районе, в селе Подгорном, это 300 километров от Томска. Там я 10 классов в школе окончил. Мы жили простой деревенской жизнью: сажали картошку по 20 соток и все лето косили траву. Вначале траву косить научился, а потом уже стихи писать. Научился видеть, как «трава на цыпочки встает, чтобы раньше всех увидеть солнце».
Монотонный труд и окружающая природа выбивают из тебя такие чувства. Какие-то строчки записываешь, чтобы эти чувства сохранить. А можно так написать, чтобы другой прочитал и эти мои чувства воспринял. До сих пор люблю слушать свист рябчика. Много музыки существует, но мелодия рябчика — для меня лучшая в мире музыка.
После школы я окончил Томский институт радиоэлектроники, по профессии я радиоинженер. Но сердце мое так билось, что дорога сама привела меня туда, где поэзия.
— Вы состоявшийся поэт-песенник, вас принял шоу-бизнес, почему вы живете в Томске, а не в Москве, куда сегодня все стремятся?
— Родился здесь, здесь родители похоронены, вся родня здесь. Несколько лет мы жили в Москве, потому что сын захотел в Москве учиться. А сейчас он уже самостоятельный стал, и мы с женой вернулись в Томск. В Томске у меня барская жизнь, я пишу стихи, и меня все любят. Да и в Москве у меня была барская жизнь — меня там любят не меньше. Но сердце все равно привязано к Томску.
Здесь у меня творческий вечер прошел недавно, книжку издали, губернатор на вечере в театре читал мои стихи. Это же интересно! И вообще Сибирь — это круто. Сугробы, метели, зима красивая. Сейчас вот предстоит комаров и клещей переждать, и наступит осень — снова лучшее время года.
В Томске очень хорошо жить, это правда.
Источник: ampravda.ru
Николай Расторгуев ловит щуку на бензопилу!
Поэту из Томска Михаилу Андрееву в начале года исполнилось 66 лет. Он написал стихи к песням «Отчего так в России березы шумят?» для группы «Любэ», «Тополиный пух» для «Иванушек International», «Потому что нельзя быть на свете красивой такой» для группы «Белый орел» и еще десятки других хитов Софии Ротару, Надежды Кадышевой, Димы Билана. А накануне этой даты грянула грустная новость, что сын Михаила Васильевича Кирилл разводится со звездой «Дома-2» Нелли Ермолаевой. Поэтому откладывать наш звонок Андрееву в Сибирь дальше было некуда.
— Алло, Михаил Васильевич, с прошедшим днем рождения! Быть поэтом для вас это все- таки призвание или работа?
— Спасибо, Яночка! Для меня это с детства — потребность. Я всегда грезил о славе и был просто машиной для создания стихов. Так что с юности и до 36 лет меня увлекала лишь поэзия и еще разве что — охота и лыжи.
— А потом?
— А потом встретил жену Наташу, и многое поменялось. До этого был суперэгоистом, мечтал о признании, как у Пушкина или Лермонтова… Напишу очередной стих, его сразу печатают и хвалят. Конечно, я кайф испытывал.
Помню, рано утром выйду сено косить, а в голове крутится: «И трава на цыпочках встает, раньше всех увидеть солнце» или «Самая веселая пчела до самого нас провожала дома». Я радовался, что так могу переводить собственное вдохновение в строчки, и бежал их записывать. Раньше обижался, что называют всего лишь поэтом-песенником, а теперь понимаю, что мое творчество миллионы людей любят и знают. В молодости сам Иосиф Бродский написал мне письмо, после того как прочел в «Литературной газете» мои произведения. Я тогда прыгал до потолка, что такой великий поэт меня заметил и оценил!
— Супруге ваше творчество нравится?
— Мы с Натальей 30 лет женаты, ровесники, и она полностью мой человек. Познакомились, когда мое имя уже гремело на весь Томск. В 27 лет я стал членом Союза писателей, потом получил премию Ленинского комсомола. В общем, был завидным женихом, не мечтающим о свадьбе. Но однажды катался на лыжах и заметил, что какая-то девушка потеряла варежку.
Познакомились, и с тех пор вместе. До сих пор молоды душой. Резвимся, как дети, радуемся жизни, в этом и есть счастье семейной жизни.
Я Наташе посвятил песню «Потому что нельзя быть красивой такой». Она и постоянный первый слушатель моих стихов. Говорю: «Бросай мыть посуду, иди послушай, что я написал». Она слушает и улыбается: «Что-то мне не нравится». Но я ее целую, признаюсь в любви и говорю: «Наташа, послушай еще раз». И реакция со второй попытки абсолютно противоположная.
В определенный период жизни она говорила, что я стал более мрачно писать. Мол, из моей поэзии куда-то исчезло солнце. Но я-то знаю, что получились хорошие стихи! Плюс повезло, что в свое время повстречал таких отличных композиторов, как Игорь Матвиенко или Владимир Матецкий.
— Поэзией можно заработать на безбедную жизнь?
— Многие коллеги считают, что нет. Жалуются: мол, я хорошо пишу, а меня не ценят. Но, видно, их творчество не трогает слушателей. Там нет иронии, игры звуков, богатства русского языка. Лично мне и один миллион рублей за стихотворение для песни платили. Поэзия вообще самое элитарное искусство, завораживающее…
С композитором Матецким я работал над песней к фильму «Последний янычар». В результате ее отдали Стасу Михайлову. Я удивился: он же исполняет только свои произведения — и музыка, и стихи его. А тут взял и согласился. Оказывается, его зацепили мои слова: «И травы клонятся, будто молятся.
И я склоняюсь пред тобой».
У Стаса невероятная популярность, его часто ругают, но, как ни крути, он нравится женщинам. Они покупают дорогие билеты на его концерты и цветы. Просто своим мягким тембром Михайлов дотрагивается до эрогенных точек женской души и умело ласкает. Дамы понимают: жизнь состоит не только из семьи и работы, а есть еще солнце, море, свет, весна… Не буду оценивать его песни как искусство, но в них, как в зеркало, смотрится слабый пол.
Жизнь напоказ
— А за что люди любят Николая Расторгуева, который исполнил множество ваших шлягеров: «Трамвай «пятерочка», «Годы-гады», «Все опять начинается», «Москвички»?
— Просто Коля — умный человек. Игорь Матвиенко подобрал группе «Любэ» отличный репертуар, чистые стихи, написал замечательную музыку. Все это помножено на очень честное и искреннее исполнение Николая. Да и к Люберцам и тамошним бандитам — люберам, как раньше многие думали, название коллектива отношения не имеет. Любэ — это любовь.
Расторгуев с сыном — Колей-младшим — приезжали ко мне в гости, чтобы отдохнуть у нас в Сибири. Он с наследником и я со своим Кириллом на снегоходах гоняли, рыбачили. Ездили и на Хардикову заимку — охотничью базу в тайге, и ко мне на дачу. А когда пошли в баню, Коля захватил с собой бензопилу. Решил, что мы, распаренные, обязательно должны прыгнуть в озеро.
Для этого и нужно распилить лед. Нас отправил в парную, а сам взялся за дело. И вот возвращается через некоторое время с огромной щукой. Оказалось, когда выпилил прорубь, рыбина оттуда выпрыгнула, и он ее руками ловко схватил. Зимой щуку крайне сложно поймать, но Коля вот такую моду установил — ловить бензопилой!
— Забавно, что вашего с Натальей сына зовут Кирилл Андреев. Получается, что он тезка одно из солистов группы «Иванушки», для которых вы тоже пишете.
— Моего Кирилла, которому 26 лет, часто путают с однофамильцем. Он женат на блогере и участнице «Дома-2» Нелли Ермолаевой. На ее Instagram* два миллиона человек подписаны. Но зарабатывает, думаю, она не больше моего сына, окончившего Финансовую академию в Москве и владеющего собственным бизнесом. Их Мирону два годика.
Живут в столичной квартире у метро «Аэропорт», которую я приобрел десять лет назад за миллион долларов. У Кирилла отличная машина, хорошая работа.
— Я как раз и собиралась спросить про него. По Сети гуляют слухи, что Кирилл разводится с Ермолаевой. Она все-таки на семь лет старше, не стесняется фотографироваться голышом, вот, дескать, брак и рухнул.
— Это еще не факт, что они разводятся. Помирились вроде бы. На днях с отдыха в Израиле вернулись всей семьей. Дай бог, все будет хорошо. Они уже восемь лет вместе.
Сын, когда ему 18 лет было, с Нелли в кафе познакомился. Кира тогда ездил на черном крутом кабриолете. Подсел за столик к понравившейся девушке и предложил покатать. Потом она сама ему позвонила. Мирон родился спустя продолжительное время после свадьбы. Мы даже на Бали к монахам летали, чтобы получить рекомендации.
И они сказали, что нужно просить о наследнике у предыдущих поколений наших родственников. Попросили и все вышло… А «Дом-2» я не смотрю. Конечно, я против того, чтобы Нелли полностью обнажалась ради съемок, но ее не осуждаю. Понимаю, что это ее бизнес и это лишь пиар-ход или смелый эксперимент.
— Вы богатый человек?
— У меня в Москве и Томске есть квартиры, что еще надо к 66 годам? Я вполне прилично зарабатываю. В столицу переезжать не собирался, потому что люблю родной город. Правда, когда сын пошел в девятый класс, мы с ним какое-то время пожили в Москву. Он остался, а мы с женой вернулись.
Мне не всегда и не все легко далось. Когда 30 лет назад начинал сотрудничать с композиторами, то ночевал в стогу сена или у знакомых, Денег не хватало даже на отель, когда приезжал в Первопрестольную получать первый диплом «Песни года». А теперь в поселке Кисловка Томской области моим именем названа улица. Когда узнал об этом, просто обалдел, очень неудобно стало.
Я легко со всеми могу найти общий язык, но иногда становлюсь эгоистом. Хочется все выставить напоказ — славу, деньги, но понимаю, что это очень плохо.
Источник: www.eg.ru