Этот фильм родился из песни, поразившей режиссёра Татьяну Лиознову. В ней не было ничего о случайной встрече деревенской женщины и московского таксиста. Но была такая нежность, от которой сердце сжимается и сейчас, пятьдесят лет спустя.
Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так, что ее ставили в один ряд с «Журавлями» Бернеса и «Тремя вальсами» Клавдии Шульженко.
Тополя на Шаболовке
Лиознова долго жила под влиянием этой песни, старалась придумать историю, в контексте которой эта песня прозвучала бы. Что-то набрасывала, записывала – все было не то. А потом прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке»:
«— Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».
Татьяна прочла этот рассказ и поняла: все, поиск истории завершен. Она будет снимать про то, как простоватая сельская женщина встретила интеллигентного московского таксиста.
Три тополя на Плющихе: психологический разбор фильма
Они провели вместе всего два часа, и Нюра вернулась к своему подловатому грубому мужу, в хорошую сытую семейную жизнь… Но как раньше уже не будет.
Актёры и роли
Сейчас начинаешь читать этот рассказ, и книжные диалоги звучат в голове голосами актеров с первой же страницы.
— Меня слушай, — ворчит Гриша, и мы слышим Вячеслава Шалевича. — Нинке отдашь ветчину, которая в тряпке, и не больше, а то станет нашей ветчиной кобелей приваживать! Остальную продать. Ехай на Даниловский: туда ближе, и цена там хорошая.
— А если не дадут цены? — тревожится Нюра мягким голосом Татьяны Дорониной.
Никого больше и представить себе в этих ролях нельзя. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов: конечно, никто другой не мог сыграть таксиста Сашу!
Татьяна Лиознова не устраивала кастинга, только фотопробы, но актеры, которых она пригласила в фильм, сомневались и артачились.
Шалевичу страшно не нравился Гриша, и его можно понять. Актер говорил, что он и так достаточно сыграл отрицательных ролей, с него хватит. Татьяна говорила, что видела все его роли: «Поверь, что такой у тебя не было». И Шалевич согласился.
Доронина играть Нюру не хотела вообще. Ну, как не хотела. Ей не нравились кинематографические колхозницы: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами.
И без этого нельзя: как говорила актриса в одном интервью, такая она, особая страна с названием «Русская женщина». И тут ей показали фотографии, результаты фотопроб.
На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.
Авоська, полная коробков
«Три тополя на Плющихе» снимали целый год. Татьяна придавала значение каждой детали, мелочей не было.
Шалевич потом вспоминал, что если в сценарии было написано «на стене висит авоська, полная спичечных коробков», то съемки не начинались, пока на стене не появлялась эта треклятая авоська со спичками.
Между дублями Лиознова все время слушала «Нежность», она знала, что песня должна быть в фильме, но придумать, где, долго не могла.
Песня была еще одной главной героиней фильма, уже даже трудно было не напевать постоянно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все напевали… Лиознова попросила Пахмутову написать всю музыку к фильму.
Александра Николаевна надменно сказала, что нет, песню берите, конечно, а специально писать она ничего не будет.
Сейчас это странно, но и песня «Нежность» в первые годы своей жизни не была никаким шлягером. Пожалуй, Лиознова первая смогла почувствовать ее, понять.
А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук своих каблуков.
На авторов обрушились критики: зачем вы написали про какого-то французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж…
Безумно популярной «Нежность» стала только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, когда погиб Гагарин, люди стали считать ее реквиемом по первому космонавту и полюбили еще сильнее…
Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла из вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала, что да, напишет.
Две королевы
Съемки иногда бывали напряженными: на одну съемочную площадку двух королев было, пожалуй, многовато.
Очевидцы рассказывали, что у обеих Татьян был сложный характер, обе были лидерами. Но каждая уважала в другой профессионализм…
Когда Нюра приехала в Москву, она, по сценарию, должна была съесть мороженое. Доронина сказала, что мороженое терпеть не может, и есть его не будет ни за что.
Все удивились, когда режиссерка согласилась. Но в следующий раз на уступки пошла актриса…
«Перепишите финал»
Когда фильм «Три тополя на Плющихе» вышел на экраны, зрительницы ходили на него по нескольку раз, в тайной надежде, что в следующий раз все кончится хорошо, что Нюра выйдет к Саше.
Лиознова получала мешки писем с просьбой переделать финал. Но жизнь такова, какова она есть и больше никакова, конечно, Нюра не могла не вернуться к мужу. Она с блеском справилась с его заданием, выгодно продала мясо, привезла всем подарочки.
Она вернулась в жизнь, в которой все как у людей и даже гораздо лучше, в которой, как ей кажется, она вполне счастлива, и вдруг слышит по радио песню «Нежность».
На глаза Нюры набегают слезы, она все понимает, а вместе с ней все понимают и зрители. Господи, да какое там счастье, это же ад! Холодная, ледяная пустыня! Просто раньше она этого не видела.
А теперь не может развидеть. Нюра, не плачь. Твоему сердцу больно, зато теперь оно живо.
Источник: cpleten.net
Где снимался фильм Три тополя на Плющихе?
Натурные съемки картины «Три тополя на Плющихе» проходили на столичных улицах и в деревне Смедово Озерского района Московской области. Сцены в квартире Нины снимали неподалеку от Плющихи, в квартире, расположенной по адресу: Ростовская набережная, дом № 5.
Где Три тополя на Плющихе?
Создание Фильм снимался недалеко от Плющихи, в доме № 5 на Ростовской набережной в настоящей квартире, хозяева которой уступили её съёмочной группе, съехав на дачу. Герой Олега Ефремова ожидает Нюру в 6-м Ростовском переулке, этот переулок выходит на Плющиху.
Что означает фраза Три тополя на Плющихе?
Фраза из советского художественного фильма «Джентльмены удачи» (снят в 1971 году режиссёром Александром Серым на киностудии «Мосфильм»), авторы сценария Георгий Данелия, Виктория Токарева). Фразу произносит Хмырь, когда трое беглых арестантов сидели на пустом спортивном стадионе.
Кто снял фильм Три тополя на Плющихе?
В каком фильме звучит песня опустела без тебя земля?
Три тополя на Плющихе (1967)
Что значит Плющиха?
Плющиха — улица в Москве. Плющиха — река в Новосибирской и Томской областях. Плющиха — будущая станция Калининско-Солнцевской линии, планируемая к расположению частично под Смоленской-Сенной площадью.
Источник: chelc.ru
«Три тополя на Плющихе»: очередная раскраска или новая жизнь киношедевра?
Нужно ли раскрашивать старые черно-белые фильмы? Пока получается так, что не нужно. Ни один из раскрашенных шедевров не смог добавить популярности своим черно-белым аналогам, а всплеск интереса проявлялся только перед премьерой показа цветной версией и сразу после этого резко сходил на нет, в ожидании нового фильма-«раскраски».
«Три тополя на Плющихе» не менее знаковый фильм чем «Семнадцать мгновений весны». И, наверно не случайно режиссером обеих лент является Татьяна Лиознова, а оператором Петр Катаев. «Три тополя» вышел в 67-м году, а «Семнадцать мгновений» в 73-м. А это уже разгар эры цветного кино!
Тем не менее, и режиссер, и оператор остановили свой выбор на черно-белой пленке. Может быть дело в ее дешевизне перед цветной? Но это в нынешнее время коммерческих отношений может иметь значение, а тогда на рубеже 60-70-х годов, когда съемки любого фильма оплачивало государство, а и режиссер, и оператор к моменту съемки этих фильмов уже имели успешные, состоявшиеся работы. И уж наверняка под съемки таких фильмов имели все возможности получить необходимые километры цветной пленки. Но остановили свой выбор на черно-белой!
Петра Катаева уже четверть века нет в живых, а Татьяна Лиознова сама уже фильмы не снимает. Не знаю, что бы сказал оператор на раскраску своего творения, но Татьяна Моисеевна вроде бы даже осталась довольна раскрашенными «Мгновениями». Или же у нее не было особого выбора и это была просто хорошая мина?
Мой друг, фотограф с большим стажем еще аналоговой, пленочной фотографии, говорил что черно-белый снимок сделать гораздо сложнее, чем цветной. Ведь действительно, там где «цветной» фотограф имеет огромное многообразие палитры, может какие-то огрехи композиции и светотени, контраста сгладить при помощи цвета, в монохромном режиме приходится лавировать только в промежутке между черным и белым.
А попробуйте представить себе «Список Шиндлера» раскрашенным? А ведь этот фильм снят уже в 90-е, когда зарождалась эра цифрового кино, когда монтаж стал компьютеризированным, а качество пленки доведено до совершенства. И уж у Спилберга дефицита цветной пленки точно не было. И тем не менее он снял черно-белый фильм, который становился цветным только в финальных кадрах, чтобы подчеркнуть переход из истории в современность. И по духу, настроению, свету этот фильм очень сильно напоминает катаевско-лиозновский «Семнадцать мгновений весны».
Но начал то я речь о «Три тополя на Плющихе»… 12 июня телевидение покажет этот фильм. Буду ли я смотреть его? Да пожалуй буду. Достану DVD с полки и посмотрю. Ту, старую, черно-белую версию.
Источник: lostlegends.ru