С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту — установление стабильных дружеских привязанностей, позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от себе подобных. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и понимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя не принятыми в коллективе, и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников.
Иногда дети скрывают от взрослых свои трудности, поскольку рассказывать о них им стыдно и слишком неприятно, либо они не верят в то, что могут получить помощь. Родителям необходимо обратить внимание на отношения ребенка с детьми в классе, если:
Трудный ребенок в классе: что делать? (часть 1) Книга Нины Джексон «Классный учитель»
- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Как же помочь ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками? Что отвечать, если ребенок жалуется на то, что его обижают в классе или у него нет друзей?
Три основных шага:
- Оказать ребенку эмоциональную поддержку.
Наиболее распространенный ответ, которые взрослые дают детям в таких случаях: «Не обращай внимание». Иногда это действительно полезная способность: не придавать слишком большого значения чему-то. Но в большинстве случаев эта рекомендация трудновыполнима: ребенок просто не может не обращать внимания на то, что его обижает или печалит.
Даже небольшие эпизоды такого рода обычно ярко запоминаются. А если он и научится «не придавать значения», игнорируя свои реальные переживания, то это помешает ему найти способы изменить ситуацию. Поэтому первое и главное — не стоит недооценивать важность происходящего для ребенка.
Гораздо лучше оказать ему эмоциональную поддержку: позволить ему высказаться, не давая оценок и не спеша с советами. Ребенок почувствует, что он не одинок в своей проблеме, если вы покажете, что хорошо понимаете и принимаете его чувства. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно — когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».
- Разобраться в причинах происходящего.
Почему ребенок оказался «белой вороной»? Что мешает социальной адаптации? Иногда причины лежат на поверхности: национальность, отставание в психофизическом развитии, длительная изоляция от сверстников, например, по причине болезни.
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕБЕНОК. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ИСПРАВИТЬ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА.
Иногда истоки трудностей лежат в особенностях личности и поведения ребенка, который также вносит свой вклад в то, чтобы оказываться отвергаемым или одиноким. Ниже мы рассмотрим некоторые из них. Разобраться в том, где искать причины трудностей, может помочь консультация психолога.
- Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией.
При этом взрослый человек, не решая проблему за ребенка, может:
- помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции. Что сейчас он делает для того, чтобы ситуация складывалась таким образом? Что он может сделать для того, чтобы изменить ее. Выражение негативного отношения к другим, агрессия, нарушение границ в общении, провокации агрессии в свой адрес, неумение постоять за себя приводят к ответному отвержению.
- помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей. Возможно, это их внутренние трудности: неуверенность, тревога перед новичком, зависть и другие, а возможно и — закономерная реакция на поведение со стороны самого ребенка.
- обсудить, какие действия можно предпринять, чтобы наладить отношения в классе, какие отношения уже являются для него поддерживающими и позитивными, что еще может поддерживать его.
- поделиться своим успешным опытом совладания с подобными трудностями
помочь ребенку увидеть его сильные качества, которые могут быть оценены другими; через похвалу, поощрение, близкий контакт укреплять в нем веру в себя и свои силы
Иными словами, целительным будет «послание» со стороны взрослых: «Я вижу, что тебе сейчас непросто. Я принимаю твои чувства такими, какие они есть. Я рядом, я люблю и уважаю тебя. Мы можем вместе подумать о том, как быть». Такая позиция родителей поможет ребенку ощутить принятие взамен отвержения, безопасность взамен страха, возможность помощи взамен бессилия.
Также очень полезно обсуждать ситуацию с педагогом для того, чтобы услышать его видение ситуации (оно бывает достаточно полным, ведь учитель видит детей и их отношения в течение дня) и прийти к общим решениям. Почти в каждой школе сейчас работает психолог, владеющий информацией о взаимоотношениях и ролях детей в коллективе, и способный проконсультировать родителей и ребенка.
Полноценную психотерапевтическую помощь ребенку лучше искать у внешнего специалиста
Надо ли переводить ребенка в другой класс или лучше помочь ему научиться новым навыкам?
Конечно, одним из выходов является переход в другой коллектив. Это бывает целесообразно и необходимо тогда, когда вы уверены, что проблема во многом связана с особенностями данного коллектива, и все ресурсы к изменениям со стороны самого ребенка исчерпаны.
Во многих других случаях перевод в другой класс лишь приведет к воссозданию той же модели отношений в новых декорациях.
И разрешение проблемы должно лежать не в области внешних действий, а в области внутренних изменений самого ребенка
5 вещей, которые должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:
- Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,
- Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу
- Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации. Например, ребенка обидели словом. Соразмерная реакция — подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция — ударить в ответ. Недостаточная реакция — «проглотить обиду», поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти.
- Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.
- Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.
Психолог. Управляющая медицинским центром «Здоровый ребенок»
- Медицинские центры
- Центр здоровья женщины NK-клиника
- Клиника Доктор ЛОР
- Центр нейрофизиологии и реабилитации
- Служба вызова врача на дом
- Инновационная частная школа «Здоровый ребенок»
- Ассоциация психологов
- Франшизы
- «Мама знает»
Источник: zr-vrn.ru
Что делать, если ребенка обижают в школе — 10 Советов родителям
Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе
Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?
- Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
- Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
- Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
- Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.
5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.
Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе
В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.
- Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
- Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
- Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.
В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.
- Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
- Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
- Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.
Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.
Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе
1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.
2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.
3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.
4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.
5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.
6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.
7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое.
Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.
8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.
9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.
10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.
Заключение
В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.
Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.
Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.
Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях
Источник: algebrazhizni.ru
Укрощение строптивого: приемы работы с трудным ребенком
«Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место» (А.С. Макаренко).
Знаменитый педагог и публицист XX века Антон Макаренко разработал уникальную систему воспитания «трудных» детей, которая получила широкую известность во всем мире. Ему подражали, его осуждали, но приемы, которые легли в основу его подхода до сих пор работают и применяются педагогами и коучами. В этой статье разберем практические методы в общении со «сложными» детьми, основываясь как на работы признанных педагогов, так и на современные реалии.
В самом деле «трудный»?
Для начала выясним, какого ребенка можно назвать «трудным» и правильно ли его так называть. «Проблемный» школьник проявляет девиантное поведение и открыто нарушает общепринятые нормы, то есть грубит учителю, отказывается выполнять задания или поручения и идет на открытый конфликт с преподавателем. Своими действиями, как правило, такие дети пытаются вызвать реакцию сверстников, зарекомендовать себя как личность и завоевать лидерство в классе. Педагогу важно понимать причины такого поведения ребенка, ведь это напрямую влияет на приемы воздействия на него.
Существует множество работ, в которых приведена классификация «трудных» детей. В свое время над этим работали Блонский, Выготский, Кащенко и другие. Однако несмотря на стремление педагогов и ученых систематизировать знания о таких детях и вариантах их «неправильного» поведения, в современных реалиях эти материалы уже нельзя считать инструкциями к применению.
В советское время существовала четкая система регламентированных норм поведения в обществе, поощрений и наказаний за хороший и плохой поступок. С этой целью применялись такие знаки отличия, как красная звездочка, пионерский галстук и т.д. Сейчас в образовательных учреждениях делается упор на индивидуальный подход к каждому ученику и выявление его способностей и талантов.
Таким образом, гиперактивность ребенка может быть обратной стороной его незаурядных способностей, а девиантное поведение может указывать, что обычная школьная программа ему не подходит и он нуждается в дополнительных занятиях. Поэтому сейчас будет неправильно апеллировать такими определениями как «трудный ребенок». Однако, несмотря на разворот педагогики в сторону развития личности, на практике учителю бывает очень непросто работать со «сложными» школьниками. В этом случае поможет определенный алгоритм действий и некоторые психологические приемы.
Алгоритм действий по выявлению «сложных» детей
- Определить, какие дети из класса относятся к этой группе
- Выяснить, как реализуются взаимоотношения у школьника в семье, кто для него является авторитетом или примером для подражания (взрослые, одноклассники, друзья)
- Проконсультироваться со школьным психологом
- Выработать вместе с психологом индивидуальный подход в общении с учеником
Проделав подготовительную работу, можно переходить к формированию подхода к ученику, чтобы наладить с ним контакт и атмосферу в школьном коллективе. Стоит отметить, что лучше стараться выстроить с учеником доброжелательные отношения, основанные на уважении и взаимопонимании, чем пытаться повлиять на него силой или давлением. В этом случае педагогу могут пригодиться некоторые из следующих приемов.
Приемы воздействия на «непростых» детей
Прием № 1. Просьба
Этот метод переключает внимание ученика с конфронтации на сотрудничество. В просьбе следует объяснить, почему вы обращаетесь именно к нему. Если ученик при сверстниках демонстрирует явное противостояние, то стоит обратиться к школьнику лично.
Прием № 2. Поощрение или авансирование
Поощрение – это, другими словами, «пряник», который дается ученику в знак одобрения его конкретного поступка, в то время как авансирование – положительная оценка или поощрение, которое школьник пока не заслужил в полной мере. Данный прием схож с тактикой манипулирования под названием «Правило взаимного обмена». Она описывается в книге Роберта Чалдини «Психология влияния» и заключается в том, что все мы ощущаем необходимость платить людям «той же монетой». Поэтому в случае отсроченной похвалы у ребенка создается ощущение долга, и он чувствует обязанность не подвести и не разочаровать.
Прием № 3. Обходное движение
Эту методику описывал в своей книге Антон Макаренко. В случае, когда против «сложного» ученика ополчился весь коллектив, учитель выражает ему поддержку или в некоторых случаях встает на его сторону. В такие минуты ребенок меняет свое отношение к преподавателю, он для него становится другом и помощником. Влияние авторитета мгновенно решает конфликтную ситуацию в классе и гасит конфронтацию.
Прием 4. Вовлечение в коллективную деятельность
Макаренко считал, что человек воспитывается через коллектив. Именно чувство ответственности, общности интересов и целей в сочетании с дисциплиной превращают «сложного» ребенка во взрослую, сформировавшуюся личность. Педагог работал с «трудными» детьми в колониях, где смог создать из малолетних преступников сплоченные трудовые коллективы. На базе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского воспитанники имели в своем распоряжении целое производство по изготовлению электродрелей и фотоаппаратов ФЭД.
Прекрасным воспитательным подходом педагог считал предоставление автономии коллективу. Подопечные получали возможность самоуправления и ни один педагог не имел права повлиять на решение общего собрания. Каждый в коллективе мог попробовать себя в роли командира, что воспитывало в них ответственность и чувство долга. Свой опыт он отразил в книге «Педагогическая поэма».
Как применить метод Макаренко сейчас? Хороший вариант – проведение различных конкурсов и игр, когда коллектив делится на группы и они соревнуются за приятные бонусы или титулы. В такой игре каждому члену группы отводится своя роль и своя зона ответственности. Таким образом, противостояние «сложного» ученика с преподавателем превращается в здоровое соревнование со сверстниками, что только развивает его как личность. Этот метод позволяет «трудным» подросткам включиться в игру, проявить свои лидерские качества.
Прием № 5. Авторитет и личный пример
Очевидно, что мы, как и животные признаем авторитет «вожака». Если учитель не вызывает желание следовать и подражать, то любые воспитательные методики потеряют свою эффективность и не подействуют на «трудных» ребят. Эти слова подтверждает цитата «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (А. С. Макаренко).
То же самое касается и родителей. Именно они закладывают основу личности ребенка, учат уважать старших, быть дисциплинированным и самостоятельным.
Вопросы общения с «трудными» детьми в своих книгах освещает и семейный психолог Людмила Петрановская. На протяжении многих лет она занималась психологическими проблемами сиротства и усыновления, помогая приемным родителям найти подход к таким малышам. В 2014 году вышли ее книги «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно».
В книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» психолог пишет, что каждый ребенок проходит через период негативизма и неприятия правил и норм, что является частью его психологического развития. Первый раз с таким феноменом родители сталкиваются, когда малышу исполняется 3 года. Неожиданно их чадо начинает отказываться выполнять просьбы взрослых и делает первые шаги в сторону автономии, кидая в родителей ложку с супом или переворачивая тарелку с малоприятными овощами. Второй раз это случается в подростковом возрасте, когда он нащупывает свои личностные границы и теряет привязанность к своим взрослым.
Таким образом, любой ребенок бывает «трудным» в том или ином возрасте, это естественный процесс его взросления и становления психики. Поэтому необходимо не «лечить» это состояние, а помогать ученику найти правильную дорогу и выбраться из мира внутренних противоречий. Педагогу важно понимать психологические аспекты и социальные мотивы детей, чтобы, во-первых, вовремя отследить проявление такого поведения, а во-вторых, вместе с психологом или тьютором найти правильный подход к ребенку.
Источник: xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai