Сегодня предлагаем вспомнить необычную историю, связанную с женским гардеробом, а именно с турнюром — элементом одежды, подчеркивающим прекрасные формы. Женщины 19 века мало чем отличались от наших современниц. Если одни стараются придать пышность фигуре благодаря пластическим операциям, то другие делали это с помощью подушечек, подкладывавшихся под платье, для придания нужных форм ниже талии.
Особенно популярен турнюр был в 1870-1880 годах. Идея этого элемента гардероба пришла в голову мужчине — французу английского происхождения Чарльзу Фредерику Уорту. Причем произошло это при необычных обстоятельствах. Чарльз наблюдал за служанкой, подметавшей пол и заправившей для удобства юбку назад. Судя по всему, этот вид ему понравился.
Уорт был одним из первых модельеров и основал свой собственный дом моды. Однако некоторые историки полагают, что идея такого аксессуара появилась не вовремя наблюдения за прекрасной служанкой, а из эпохи рококо, когда в моде были платья «полонез». Они отличались пышной драпировкой в задней части.
K 1880 году юбки стали пышнее. К концу десятилетия и в 1890-е турнюры были более легкими, в виде валиков, переплетенные тонкой стальной проволокой.
К началу XX века они стали еще меньше, их заменили стегаными подушечками, набитыми конским волосом, ватой или соломой. Такая мода сохранялась до 1910-х годов и постепенно сошла на нет.
Модная тенденция в виде турнюра была не столь долгой, но яркой. Ее быстрое исчезновение связано с развитием железных дорог и транспорта.
Как пишет историк моды Александр Васильев, попробуйте сесть в кринолине в купе. Обручи будут на уровне лица. Та же история с турнюром.
Оскар Уайльд вел борьбу с турнюрами. Они казались ему эстетически неприемлемыми. В бытовой речи турнюр именовали «фру-фру». Этот термин упоминается у Достоевского в «Подростке». «Фру-фру» — так мужчинам слышался шелест шелковых тканей.
Турнюры породили огромное количество карикатур и насмешек. С кем только не сравнивали дам! То с кентаврами, то с улитками. Но самый курьезный случай был описан в одном из модных журналов XIX века. Дело происходило в оперном театре. Шла премьера оперы «Аида». Вдруг во время спектакля с одной из дам случился истерический припадок.
Зрители забыли о сцене и смотрели в ложу. Даму вывели в уборную, где ее пожелал осмотреть доктор. Вскоре обнаружили причину беспокойства. Когда расстегивали платье с турнюром, оттуда неожиданно выскочила мышка. Видимо, турнюр она приняла за удобную норку и своими движениями причиняла беспокойство. Как она туда попала, неизвестно.
Мышка постаралась скрыться как можно быстрее. Автор журнала удовлетворенно заметил, что хорошо, что это была всего лишь мышка. В турнюре вполне мог спрятаться тигр.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Платья 1870 годов – турнюрная мода
К концу 1860-х место кринолина у платьев занимает турнюр, который переходит в следующее десятилетие. Первая половина 70-х возвращается к пышным и тяжелым формам костюма. Казалось бы, облегчение наступило – кринолин исчезает, даже появляются нижние юбки, которые не столь тяжеловесны и неудобны, как кринолин, однако все не так просто. Мода иногда непредсказуема.
На европейском рынке становится популярным викторианский стиль. Уорт, который в конце предыдущего десятилетия постепенно изменяет силуэт и вводит турнюр, сначала придает ему пышные формы, сопровождающиеся роскошным декором. В то время это изобретение стали называть «задом Парижа», а распространяется оно с неимоверной быстротой и доходит до Америки. В Филадельфии в середине 1870-х впервые была показана коллекция французских платьев и костюмов.
Талант первого кутюрье создал композиционное равновесие в столь необыкновенном силуэте, все пропорции костюма сбалансированы. Маленький облегающий лиф платья спереди находится на одной прямой с отвесно падающей юбкой, которая тесно прилегает к бедрам. Эта главная вертикаль костюма является стержнем, удерживающим сложную конструкцию костюма с каркасным турнюром.
Получалось нечто необыкновенное – лиф с чуть завышенной талией, юбка со шлейфом и тюник, который своими драпировками вздымается вверх и назад. В моде 1870-х были роскошные декоративные наслоения разных по цвету и фактуре драпировок, складок, оборок, воланов, бахромы, кружев и других элементов, которые в обилии украшали весь костюм дамы, и особенное внимание уделялось турнюру.
Все это богатство декора с роскошью дорогих тканей создавало несколько перегруженный, но в то же время женственный образ.
Прически в эпоху турнюра
Прически в это время также требовали роскошные волосы. Пышные завитые волосы, уложенные в высокую прическу и с выпущенными на шею длинными локонами, украшались искусственными цветами, страусовыми перьями. На головке дамы красовалась маленькая шляпка, которую носили прямо надо лбом.
В моде 1870-х были заметны элементы, напоминающие эпоху ренессанса, а также увлечения восточным искусством. Модницы полюбили японские кимоно, которые носили в качестве домашней одежды, ткани с восточными рисунками.
А что же следует надеть в качестве верхней одежды, когда сооружен такой необъятный турнюрный комплекс? Оптимальным вариантом были широкие африканские бурнусы, различные накидки, мантильи и многие другие подобные вещи. Чтобы дама смогла держать всю эту конструкцию на своих плечах и бедрах и при этом ощущать себя комфортно, мастера костюмов постоянно вели поиски внутренних опор, а проще каркасов.
Закат кринолина наступил уже в 1867 г. На смену ему Уорт предложил женщинам турнюр. В то время часто рассказывали, что на эту идею модельера натолкнул вид женщины, которая во время уборки комнаты для удобства подтянула юбку чуть выше колен и собрала её сзади.
Турнюр, как и многие новшества, вводимые великим модельером, имел оглушительный успех. Он представлял собой юбку до колен, надетую поверх основной юбки и присборенную сзади в склады или оборки. Поддержкой для юбки была подушечка, набитая соломой или конским волосом, ватный валик или каркас из изогнутых на бедрах обручей. У менее состоятельных дам мягкий турнюр создавался подушечкой со смятыми газетами. А вообще-то турнюры имели разную конструкцию.
Для более скромной и повседневной одежды надевали короткий турнюр на поясе с валиком и оборками, выполненными из ткани с конским волосом и укрепленными по краю пластинами из китового уса. Иногда использовали нижнюю юбку, на которой над ягодицами была укреплена жесткая часть.
Использовалась и мягкая нижняя юбка с обручами на ее задней половине. Обручи были из стальной проволоки. Опорой женского костюма был корсет, конструкция которого была достаточно жесткая. Особенность этого корсета состояла в том, что в нем предусматривалась резкое расширение баски в боковых частях. Это создавало почти горизонтальную площадку над бедрами, позволяющую размещение на поясе объемных турнюров и многослойных верхних юбок.
К 1870-ым мода стала более утонченной, в одежде преобладали пастельные оттенки. Вырез лифа чаще выполнялся квадратным, для вечернего платья полагалось глубокое декольте. Рукава были длиной три четверти или длинные, оканчивались кружевными манжетами, а вечерние могли быть и без рукавов. Драпировки, складки, кружева, ленты, банты и бантики, вышивка были основными элементами декора.
К 1875 году цвета стали более насыщенными, а силуэт более вытянутым. Турнюр идет на спад. При этом лиф был гладкий и облегающий, а линии талии и бедер подчеркнуты.
К 1876 году особенно популярным стал покрой «принцесса» с удлиненным облегающим лифом «панцирь». Платья становятся уже, пышные складки сзади опускаются все ниже, образуя трен «рыбий хвост». Кстати этот шлейф в виде рыбьего хвоста при ходьбе мотался из стороны в сторону, и для того чтобы было удобнее даме, на конце трена полагалась специальная петля, которую можно было набросить на руку и двигаться свободнее. В некоторых платьях трен можно было отстегнуть и постирать.
Обувь к платьям с турнюром
Каблуки на обуви изменили положение тела, чуть наклонив его вперед, они в то время были около 4 см и широкими. Самым распространенным цветом обуви был черный цвет, но для свадебных и бальных нарядов использовался цвет слоновой кости или лайковая кожа. Популярными стали сапожки с эластичными боковыми вставками. Обувь украшалась кисточками и бантами.
Из украшений, кроме драгоценных колье, стала популярна бархотка на шее с подвеской в виде сердца. В моде этой эпохи отражены вкусы крупной буржуазии, пышность буржуазных салонов.
Часто в истории моды этот период называют «позитивизм», от слова positive – положительный. Направление проявляется в перегруженности и эклектичности декора платьев с турнюром, костюмов и интерьера. Изобилие деталей, украшений, чрезмерная роскошь, демонстрация стоимости вещей и богатства одежды, одним словом – шик. Такое определение можно дать моде 1870-х.
Источник: mylitta.ru
Что такое турнюр: фото, история создания
В 1880-х годах во Франции была распространена мода на идеально ровную осанку и пышные формы. Учитывая национальные особенности француженок, для многих соответствие моде казалось невозможным: от природы узкие бедра, плоские ягодицы, грудь среднего или маленького размера.
Тогда, один из первых дизайнеров высокой моды нашел решение проблемы и создал турнюр – небольшое приспособление в виде подушки, которое крепилось к корсету платья изнутри или вшивалось в подол снаружи. На фоне турнюра, фигура визуально выглядела стройнее, бедра – крупнее, а осанка – прямее.
Сам модельер Чарльз Ворт признавался, что идея о создании зародилась в момент, когда он наблюдал за женщиной, подметающей пол. В какой-то момент, она собрала подол платья назад, и модельера осенила идея сделать такое приспособление, которое бы поднимало платье сзади.
Появление в современной моде турнюра
Турнюр изжил себя уже в начале 1900-х годов и про него уже успели забыть. Речь о возрождении этого элемента одежды зашла в 50-60-е годы, когда известный французский иллюстратор Рене Грюо начал создавать иллюстрации с ретро-нарядами, где и был изображен турнюр.
Так как иллюстратор работал с модным домом Dior и Valentino, его работы быстро получили резонанс и в обществе начали ходить домыслы о возрождении ретро-наряда. Однако, дальше иллюстраций дело не зашло – его работы быстро разлетелись по модным журналам Vogue и L’Officiel, но практического применения не нашли.
Иллюстрации Рене Грюо до сих пор появляются в модных изданиях, но только в качестве приятного напоминания об определенной модной эпохе. Если показать, что такое турнюр современным модницам, то они вряд ли попробуют перенять данный вид одежды, так как сейчас существуют джинсы с push-up, корректирующее белье и множество других более удобных и практичных альтернатив.
Сейчас можно с точностью сказать, что мода на турнюр изжила себя, но мы можем до сих пор лицезреть воспоминания о модной эпохе конца 19-го века в изображениях модных иллюстраторов.
Турнюр: что это такое в русской моде
Из модных энциклопедий мы можем узнать, что такое турнюр в одежде в модной России по ретро-фото, так как русская интерпретация нового веяния потерпела некоторые различия. Конструкция сильно отличалась своими габаритами. Так как в России женщины могут похвастаться крупными формами, турнюр делали менее габаритным. Основной упор российские дизайнеры делали на корсете.
Также в России больше предпочитали турнюр в виде тканевой сборки на копчике, в то время как во Франции больше предпочитали мягкую подкладку, встраиваемую под подол.
Многие путают турнюр с пышными платьями, под которые устанавливали каркас, чтобы подол платья выглядел пышнее. Помните, что турнюр – это такая конструкция, которая увеличивала лишь ягодицы. В этом принципиальное различие этих двух приспособлений. Турнюр окончательно вышел из моды в 1910 году, а на его смену пришел длинный подол со сборками по длине.
Авторские права на статью принадлежат интернет-сайту 101da.ru. Копирование материала запрещено!
Источник: 101da.ru