Логопедическая работа по дифференциации на слух и в произношении осуществляется по следующему плану.
а) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.
Цель: научить детей различать на слух и в произношении звуки мкм’, выделять из слогов и слов твердые и мягкие звуки м — м’.
1. Рассматривание картинок на слова-квазиомонимы
мыло — мила.
2. Беседа по картинкам.
— Что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)
—Что нарисовано на второй картинке? (Девочка.)
—Эту девочку зовут Мила.
—Итак, что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)
Как зовут девочку на картинке? (Мила.) Повторите эти
слова.
3. Выделение первых звуков в словах.
Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове мыло первый звук м, а в слове Мила — м’.
4. Сравнение звуков м т м’.
Логопед произносит эту пару звуков (м — м’), затем просит детей повторить их.
—Одинаково ли произносятся звуки м и м’! (Неоди
Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?
наково.)
—При каком звуке губы больше растянуты? (При зву
ке м’.)
—Какой звук произносится с бблыпим усилием, на
пряжением? (Звук м’.)
Далее логопед делает вывод: звук м’ произносится с 66-льшим напряжением губ, чем м.
Сравнивается звучание м и м’. Логопед произносит оба звука и задает вопрос:
— Какая разница в звучании этих звуков?
Если дети затрудняются в ответе, то следует поставить дополнительные вопросы:
—Какой звук звучит более твердо — м или м’1 (м.)
—Какой звук звучит более мягко — м или м’? (м)
—Значит, как звучит м’? (Мягко.) А как звучит л*?
(Твердо.)
Делается вывод: м звучит твердо, он твердый; звук м’ звучит мягко, он мягкий.
5. Соотнесение звуков мкм* с буквой.
—Какой буквой обозначаются звуки м и м’1 (Буквой м.)
—Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий
звук м. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем
букву м зеленого и синего цвета. Синяя буква будет
обозначать твердый звуклс, а зеленая буква — мягкий звукл*’
6. Составление графической схемы слов мыло, Мила.
— В слове мыло какой первый звук? (м.) Это звук
твердый или мягкий? (Твердый.) Какой буквой мы обо
значим его — зеленой или синей? (Синей.)
В схеме под картинкой ставится синяя буква м.
— В слове Мила какой первый звук? (м’.) Это звук
твердый или мягкий? (Мягкий.) Какой буквой обозна
чим этот звук — зеленой или синей? (Зеленой.)
В схеме под картинкой ставится зеленая буква м.
—В каком же слове звук м твердый? (В слове мыло.)
—В каком слове звук м мягкий — м’? (В слове Мила.)
Дифференциация звуков м — м’ в слогах
Рекомендуются следующие задания:
1. Поднять зеленую букву м, если в слове мягкий звук м’
поднять синюю букву м, если в слове мягкий звук м. (Пред
лагаются слоги с твердыми и мягкими звуками м и м’.)
2. Прочитать слоги со звуками мим’, подчеркнуть буквы
м мелом зеленого или синего цвета в зависимости от того,
какой звук (твердый или мягкий) они обозначают.
3. Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (м и
м’). Подчеркнуть буквы м зеленым или синим карандашом.
Дифференциация звуков м — м’ в словах
1. Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от
того, твердый или мягкий звук м в слове.
а) Со звуками м — м’ в начале слова:
малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, машина, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, мо роз, мама, молоток, мухомор, матрешка.
б) Со звуками м — м’ в середине слова:
камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната.
2. Распределить картинки на две группы. Если в назва
нии картинки твердый звук м, то картинка кладется под
синей буквой м, если мягкий — под зеленой м,
3. Подобрать слова на твердый звук м.
4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука м’.
5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый со
гласный м на мягкий согласный м’. Назвать слово, которое
получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов:
мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, мыш
ка — мишка.
6. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Опре
делить, какой звук — твердый или мягкий?
До. ха. локо. чик. шина. тя. ша. газин. нута.
7. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зе
леного или синего цвета.
8. Разделить страницу тетради на две части. Слева запи
сать букву м синим карандашом, справа букву м — зеленым
карандашом. Логопед читает слова. Дети рисуют кружочки
под синей буквой, если звук в слове твердый, и под зеленой
буквой — если звук в слове мягкий. Каждый кружок запи
сывается с новой строчки. Во втором классе дети записыва
ют слова.
9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове.
Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.) Красна девица в темнице, коса на улице. (Морковь.) Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.) Бьют его рукой и палкой, Зверь забавный сшит из плюша. Никому его не жалко. Есть и лапы, есть и уши. Почему беднягу бьют? Меду зверю дай немного Потому что он надут.
И устрой его в берлогу!
То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь.) Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.) 10. Игра в лото.
На карточках картинки, в названии которых имеется твердый м или мягкий м’. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и зеленой буквой — если звук м’ (мягкий).
Дифференциация звуков м — м’ в предложениях
Рекомендуются следующие упражнения:
1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами:
мыла — Мила, мал — мял, мыл — мил, мышка — мишка.
2. Придумать по картинкам предложения, включающие
слова со звуками мкм’.
3. Найти в предложениях слова со звуками м и м’, опре
делить их место. Примерные предложения:
Мама положила в сумку помидоры. Тамара споткнулась о камень. Митя сорвал с клумбы ромашки. Маша построила до-
мик из кубиков. Медвежонок съел много меду. Малыш громко смеется.
4. Вставить пропущенные буквы карандашом синего или
зеленого цвета, в зависимости от того, какой звук в слове —
твердый или мягкий:
. альчики пой. али. ышку. В лесу растет. ягкий. ох. ы рисуе. до. ик. Этой зи. ой были сильные. орозы. итя напи сал пись. о. ы посеяли в зе. лю се. ена.
5. Диктант предложений, включающих слова со звуками
л* и л*’:
Мама купила лимоны. Сима пила морс. Миша кормит уток. Митя ест помидор. Маше семь лет. Мы моем пол.
У меня бумажный змей.
Дифференциация звуков м — м’ в текстах
С целью развития навыков дифференциации звуков м — м’ в текстах детям даются аналогичные задания. Тексты должны включать слова со звуками м — м’.
Маша посадила семена в землю. Из семян выросли малень кие ростки. А летом на клумбе зацвели маки и ромашки.
Аналогичная работа проводится по дифференциации других пар твердых и мягких согласных.
Как только дети научатся различать твердые и мягкие согласные на слух, можно перейти к следующей теме — «Обозначение мягких согласных на письме», т.е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и, ь обозначают мягкость предыдущего согласного.
Источник: infopedia.su
Парные согласные буквы и непарные, мягкие и твёрдые, звонкие, глухие, таблицы звуков
Согласные звуки — это звуки, при произношении которых на пути потока воздуха возникают препятствия. Согласных звуков в русском языке 36. Согласные буквы — это буквы, обозначающие согласные звуки на письме. Их в русском языке 21. Все согласные буквы русского алфавита: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими. Согласные буквы могут быть глухими или звонкими, признака твёрдость/мягкость не имеют.
Твёрдые и мягкие согласные
Большинство согласных звуков являются парными по признаку твёрдости/мягкости. Одна и та же буква может представлять соответствующий твёрдый или мягкий звук в разных словах. Например, буква Б обозначает мягкий звук в слове бинт и твёрдый – в слове бык. Мягкость согласного при транскрибировании обозначается запятой (апостроʹфом) справа над значком согласного звука: бʼ.
Мягкими согласные звуки в русском языке становятся, если после них следуют гласные второго ряда (Е, Ё, Ю, Я, И) и Ь. Сравните: спят [спʼат] и спать [спатʼ].
Парные согласные звуки по признаку твёрдость/мягкость
Твёрдые | б | в | г | д | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х |
Мягкие | бʼ | вʼ | гʼ | дʼ | зʼ | кʼ | лʼ | мʼ | нʼ | пʼ | рʼ | сʼ | тʼ | фʼ | хʼ |
Иногда ученики забывают, Й,Щи Ч – мягкие или твердые согласные. Определение мягкости/твёрдости непарных согласных часто вызывает трудности, так как их не с чем сравнить.
Классификация парных и непарных согласных, мягких и твердых согласных, звонких и глухих согласных в таблице представлена ниже:
Й, Щ и Ч – всегда мягкие согласные буквы.
Щ и Ч всегда произносятся мягко, независимо от того, какая буква стоит после. Это мягкие непарные шипящие согласные звуки. Они становятся причиной орфографических ошибок в написании слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА (чудо [чʼу], щука [щʼу], чаща [чʼащʼа]).
Й — особая буква. Она представляет согласный звонкий мягкий звук, в транскрипции обозначаемый значком [j] (йот).
[Ж] и [ш] – непарные твердые шипящие согласные звуки. Ц – тоже непарный твёрдый звук. Из-за их твёрдости у школьников возникает распространённая ошибка в сочетаниях ЖИ, ШИ (широкий [шы], жизнь [жы]), ЦЫ- ЦИ (цыплёнок – цирк).
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.
Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [л] – [лʼ], [р] – [рʼ] и [jʼ]. Они не имеют пары по глухости/звонкости.
Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].
Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.
Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – во[гз]ал, сбить – [збʼ]ить, косьба – ко[зʼб]а. Этот процесс называется озвончением.
Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу[п], подпрыгнуть – по[тп]рыгнуть, глаз – гла[с]. Этот процесс называется оглушением.
Часто у детей возникает вопрос: ц – звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] – аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] – тоже глухой.
Таблица глухих и звонких согласных парных:
Звонкие | б | бʼ | д | дʼ | з | зʼ | в | вʼ | ж |
Глухие | п | пʼ | т | тʼ | с | сʼ | ф | фʼ | ш |
Непарные по глухости звонкости согласные звуки:
Звонкие | йʼ | л | лʼ | м | мʼ | н | нʼ | р | рʼ |
Глухие | х | хʼ | ц | чʼ | щʼ |
Запомнить глухие буквы поможет мнемотехника. В фразе «Стёпка, хочешь щец? Фи!» содержатся все глухие согласные буквы и ни одной звонкой.
Источник: zvukibukvy.ru
Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУК «М» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «МЬ» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова на твердый звук «М», заучить их:
Мама, Малыш, море, матрешка, моряк, матрос, мак, мука, муха, Маша, мороз, молоко, масло, маргарин, макароны, мандарины, мартышка, морковь, мороженое, магазин, магнит, мост, малина, мальчик, маляр, мармелад, машина, мозаика, молния, молоток, монета, мотор, мотоцикл, муравей, мышка, массаж, маска, музыка, мыло.
2) Назвать слова на мягкий звук «МЬ», заучить их:
Мебель, медведь, миска, мишка, медаль, милиция, мед, место, месяц, металл, микрофон, метр, мешок, мизинец, мимоза, мяч, мир, минута.
3) Внимательно послушай слово и скажи, какой звук: твердый «М» или мягкий «МЬ» в этом слове?