«Не так страшен черт, как его малюют», — успокаивают учителя ребят и их родителей. Под «чертом» подразумеваются, конечно, ЕГЭ и ОГЭ. Но родителей не успокоить: особо ответственные уже за год-два до экзаменов лихорадочно ищут опытных педагогов-репетиторов, чтобы подтянуть знания своих детей. В результате вся учеба, начиная с 8 и по 11 класс, превращается не в увлекательный процесс (что само по себе сомнительно), а в подготовку к экзаменам в режиме нон-стоп.
Единый государственный экзамен в Якутии проводится 16 лет. Якутия находилась в авангарде нововведения – она стала одним из первых регионов, решившихся на эксперимент. В этом году в ЕГЭ внесен ряд изменений.
Почему отличники не могут сдать ЕГЭ
«А ведь можно обойтись и без изматывающей нервотрепки в период подготовки», — считает кандидат педагогических наук, доцент Яков ТИТОВ, педагог детского образовательного центра «Ласточка».
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ ВРУТ ЧТО ТЫ НЕ СДАШЬ ЕГЭ/ОГЭ [ШКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ]
— У меня большой опыт работы, и репетиторства в том числе. Самое главное – не нужно обманывать своего ребенка и обманываться самим. «В принципе, у нас все неплохо», — часто говорят мне родители. «В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ случайно написал на два. Волновался, наверное».
Знаете, если ребенок действительно знает предмет на «четверку», он не сможет сдать экзамен на «два». Не обольщайтесь! Случайность — это не двойка на пробном экзамене. Это результат не подтвержденных знаниями положительных отметок. К сожалению, практика показывает, что большая часть школьных оценок – липа.
К примеру, оценки завышают одному ребенку за аккуратность и послушание, за «старательность», а другому могут занизить их за опоздания, непосещение уроков, ставят двойки в журнал за невыполненную «домашку». Непоседливость, слишком активное поведение или высказывание собственного мнения тоже могут стать причиной негативного отношения у излишне ретроградного учителя.
В результате заядлый троечник успешно сдает ЕГЭ – потому что двойки за поведение никак не умаляют его знаний, а твердый «хорошист» едва набирает минимальный балл. А иногда и не набирает. Родители сетуют: переволновался, стресс, как так, он же хорошо учился… А истина совсем в другом. К сожалению, такое часто встречается даже в самой продвинутой престижной школе.
Помогут ли репетиторы?
— До ОГЭ или ЕГЭ, допустим, осталось совсем немного. Тут родители спохватываются…
— Допустим, до ЕГЭ осталось месяца четыре. Ребенок, мягко скажем, звезд с неба не хватает, а родители «замахиваются» на 90 баллов. Боюсь, что их ждет разочарование. Для выхода на уровень 80 баллов, допустим, по математике даже весьма способному школьнику потребуется полтора-два года интенсивной работы.
— Нужно ставить реалистичные цели, иными словами…
— Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель. Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного-двух занятий понимает, на что может рассчитывать его ученик.
🔥 ЕСЛИ НЕ СДАЛ ЭКЗАМЕН?
Непрофессионал очень часто может преувеличивать возможности ребенка – тут свою роль играет финансовая составляющая. Так что если вам обещают в короткий срок из троечника сделать гения – это обман.
— Скептики говорят, что институт репетиторства нужно искоренять, что они нацелены только на зарабатывание денег и получение прибыли. Что подготовить ЕГЭ должны учителя, а в Интернете есть он-лайн обучение…
— Отчасти я с ними соглашусь. Репетитор репетитору рознь. Многие так и поступают. А другие репетиторы или репетиторские центры дорожат своей репутацией, для них важнее качество и имя, живое общение ребенка с преподавателем, опытным, надежным, ответственным. А это невозможно заменить никакими онлайн-услугами.
Увы, но современная школа при всем желании не может гарантировать хорошие результаты всем своим ученикам по той простой причине, что они перегружены. А индивидуальный подход имеет очень большое значение. Ну и современные реалии таковы, что инвестиции в образование своего ребенка, в его будущее – необходимость. Это дополнительная возможность поступления в хороший вуз и получения востребованной специальности.
Можно ли подготовиться к экзаменам самостоятельно?
— Может ли ребенок сам или с помощью родителей самостоятельно подготовиться?
— Может. При условии, если времени достаточно. Как минимум год-полтора. За несколько месяцев подтянуть знания у неуспевающего ученика до среднего уровня просто нереально.
1. Составьте программу занятий
Набросайте с ребенком примерный план работы – понедельно, помесячно. Если вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, то ситуация упрощается: именно он составит план и будет следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю, он поможет подкорректировать.
2. Планируйте время с запасом
Ребенок может заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что «легкая» тема потребует больше времени… Да мало ли что может случится! Поэтому должен быть резерв, запас времени.
Планируйте время так, чтобы ребенок (по графику) был готов к экзаменам как минимум за месяц до их начала. Тогда, если возникнут какие-то проблемы, то он сможет решить их за оставшееся время. Если нет – еще лучше: будет время повторить пройденный материал или дополнительно поработать над особо сложными заданиями.
3. Тотальный контроль
Периодически контролируйте ребенка. После каждого занятия организуйте для него небольшую проверочную работу. Периодически устраивайте пробный ЕГЭ: можно воспользоваться сборниками прошлогодних экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса нет, нужно менять систему подготовки: поменять учебники, увеличить время подготовки или все-таки обратиться к помощи репетитора.
4. Ни дня без строчки!
Готовьтесь к ЕГЭ каждый день! Я понимаю, что сегодня у друга ребенка день рождения, завтра — важная контрольная в школе, а послезавтра – семейное торжество. Но если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность будет нулевая.
Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, чем одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы — основа успеха.
5. Не только тесты
Подготовка к ЕГЭ — это не просто решение тестов, как думают многие. Хотелось бы еще раз предостеречь будущих выпускников от бездумного использования многочисленных «Сборников тестов для подготовки к ЕГЭ».
Во-первых, в большинстве из них масса фактических ошибок, некорректные задания и т. д.
Во-вторых, даже качественные сборники подобного типа не заменяют собой учебники, справочники. Они хороши исключительно в качестве вспомогательного элемента. То есть их можно использовать для оценки начального уровня ребенка и впоследствии для периодического самоконтроля. Подготовка к ЕГЭ, как, впрочем, и к любому другому экзамену – это работа над определенными темами.
Переходить к следующей теме нужно лишь после полного усвоения предыдущей. Поэтому сборники тестов в подобной работе ребенку не помогут. Лучше использовать обычные школьные учебники или специализированную литературу для готовящихся в вузы.
Родители: спокойствие и только спокойствие!
Яков ТИТОВ советует родителям:
Не читайте ребенку нотаций на тему: «Завтра самый ответственный день в твоей жизни!» Не надо пить литрами валерьянку, тем более поить ею ребенка. Не надо говорить: «Если ты не сдашь экзамен, у меня случится инфаркт, а ты не поступишь в вуз и будешь работать дворником».
Оставьте ребенка в покое. Во-первых, он и сам чувствует, насколько все важно. Во-вторых, если в свои 17 лет он все-таки этого не чувствует, то ситуация безнадежна – вы уже ничего ему не объясните.
ЕГЭ можно сдать лучше или хуже, но жизнь на этом не заканчивается. ЕГЭ всегда можно пересдать. Через год. Усиленно подготовившись и, возможно, с неплохими результатами.
Ни в коем случае не заставляйте школьника в последние дни перед экзаменами заниматься с утра до вечера. Как говорится, перед смертью не надышишься — новых знаний не добавится, а вот дополнительная порция негатива и усталости обеспечена.
Будете спокойны вы — комфортнее будет и ему.
ЕГЭ-2017: что изменилось
Предметами, по которым экзамен в этом году был заметно изменен, являются биология, химия и физика.
Время, отведенное на выполнение заданий увеличено со 180 минут до 210
Максимальный первичный балл уменьшен с 61 до 59.
Исключены задания с выбором одного ответа
Число заданий сокращено с 40 до 28
Преобразована первая часть экзамена – теперь она включает новые типы заданий, которые различаются по видам учебных действий. Школьникам предстоит заполнить пустующие окна таблиц, вставить пропущенные элементы в схемы и показать умение анализировать информацию.
Максимальный первичный балл снижен с 64 до 60
Изменена шкала оценивания выполнения заданий базового уровня сложности, которые направлены на проверку знаний о генетической связи неорганических и органических веществ (2 вместо 1 балла)
В работе 34 вопроса (в прошлом году их было 40)
В первой части все задания сгруппированы по отдельным тематическим блокам (перемежаются пункты как базового, так и повышенного уровней сложностей).
Исключены задания с выбором одного ответа.
В первой части работы убрали задания с выбором одного верного ответа
Добавлены пункты, где нужно привести краткий ответ.
Вторая часть работы осталась без изменений.
Источник: exo-ykt.ru
«Это было худшее лучшее время моей жизни»: исповедь уфимки, которая окончила школу экстерном и сдала ЕГЭ
За один год я окончила 10 и 11 класс, сдала ЕГЭ и поступила в Башкирский государственный университет (ныне УУНиТ) на факультет башкирской филологии, востоковедения и журналистики. Сказать, что это было тяжело, ничего не сказать.
«Вам бетонная плита упала на голову»
Я была из небогатой семьи. Наша семья жила в коммуналке, на кухне и в общем коридоре не было окон. Поэтому внутри образовывались сугробы. Мой отец работал в МВД, но он погиб от болезни, полученной в период службы. Денег на университет у нас не было.
Все началось с 8 класса. Именно тогда я приняла решение уйти после 9-го. Атмосфера в коллективе у нас была плохая. Все общались группами. Были и те, кто буллил меня. Были ситуации, когда учителя срывались на школьников ни за что. В 8-9 классе у нас была замечательная преподавательница математики.
Однажды с ней у нас проходил зачет по билетам на тему векторов. Когда моя сестра-двойняшка Карина отвечала, неожиданно ворвалась учительница физики. Она стала задавать ей вопросы о физических векторах, которые мы не проходили. Не услышав желаемого ответа, педагог сказала: «Вам бетонная плита на голову упала. Я вас всех отсюда со справками выпущу».
Учительница математики разозлилась, что ее зачет был сорван, и пошла к директору. Как этот конфликт уладили, я не знаю. Именно после этого случая я приняла решение уйти после 9 класса. Также были моменты, когда нам повторяли, что мы не сдадим ОГЭ и ЕГЭ, поэтому у меня все чаще начали возникать мысли о суициде. Учителя будто специально начали ставить плохие оценки.
Педагог по информатике зачем-то заставляла нас решать тесты ОГЭ по ее предмету. А затем ставила «2» в журнал. Также она ставила «2», когда забывала проверить домашнее задание. Было действительно трудно получить «4» за год. В аттестате об основном общем образовании у меня стоят четверки за химию, физику и информатику.
Я так спешила уйти из школы, что попросила дать мне заверенную копию аттестата, чтобы подать заявление в колледжи. Естественно, учителя говорили, что после колледжа тоже надо сдавать ЕГЭ, что зарплата будет низкая, но я уже твердо решила. Поступила я в Башкирский кооперативный техникум на специальность «Право и организация социального обеспечения». Я влюбилась в это место.
У нас были педагоги, которые приходили из университетов. Отмечу, что в течение всего семестра у меня были одни пятерки. Однажды учительница по истории сказала мне: «Ты хорошо учишься, скорее всего, ты будешь педагогом. Не всем же быть юристами». После этих слов я поняла, что не хочу быть юристом.
Но возвращаться в школу я не собиралась. Поэтому я отправилась в РОНО.
«Меня пугали, что я не сдам ЕГЭ»
Все было проще, чем я ожидала. Мне сказали отправиться в школу по прописке. Там меня встретила директриса и завуч по учебной части. Мы долго с ними говорили. Они меня предостерегали.
Я понимаю их, потому что мой план пройти 10-11 классы за один год был действительно труднодостижимым. Завуч оформила документы, и я стала экстерном. Каждый день я вставала в пять утра и до 12 часов дня обучалась в техникуме. Затем шла в школу, сдавала рефераты, домашние задания, самостоятельные и контрольные работы – делала все то, что и обычные школьники.
Проблемы возникли только с учительницей по английскому языку. У нее ранее не было опыта с экстернами, но мы быстро поладили. К 24 декабря я окончила программу 10 класса. На это у меня ушло больше месяца. В январе я стала делать задания для 11 класса. А 13 февраля у меня было итоговое сочинение.
Это был резервный день, поэтому в кабинете нас было немного. Все было организовано по правилам: камера, учителя в кабинете, инструктаж. Сочинение я любила писать, поэтому справилась с этим легко. Труднее всего давалась физика и английский язык. Материала для изучения было действительно много. Я взяла книги из библиотеки и очень много читала. В марте наступил коронавирус.
Задания я отправляла дистанционно. А в конце мая я начала готовиться к экзаменам. У меня было всего две книжки для подготовки и сайт «Решу ЕГЭ». Никаких репетиторов и онлайн-школ у меня не было. Для поступления мне нужно было два предмета.
Поэтому я выбрала базовую математику, русский язык и обществознание. Также я заняла первое место в олимпиаде по обществознанию, которая проходила в БашГУ. ЕГЭ с июня перенесли на июль. Экзамен по русскому я сдавала 6 июля. Мы все были в масках и перчатках. Окна в аудитории были закрыты.
По этой причине я волновалась еще больше. Под конец экзамена у меня закружилась голова, поэтому я вышла за 40 минут до окончания. Когда пришли результаты, у меня тряслись руки, кружилась голова. Я набрала больше 75 баллов. Однако результаты по обществознанию меня разочаровали.
Я планировала набрать больше. Красный аттестат с золотой медалью мне вручила директриса и сотрудница РАНО. В этот же день я подала заявление только в БашГУ. Мне оставалось пройти собеседование по журналистике, которое назначили на 13 августа.
«Я рыдала в ночь своего дня рождения»
На протяжении нескольких недель я монитора рейтинг. Все это время я была на 12 месте из 15 бюджетных. К сожалению, мне сказали, что не могут включить дополнительные баллы за красный аттестат и олимпиаду, потому что с этим были какие-то проблемы. Мне было всего 16 лет. Я верила всему, что говорят, поэтому я искренне верила, что попаду на бюджет.
В день собеседования я ждала четыре часа, чтобы меня подключили к ZOOM. Спустя 6 часов очередь дошла до меня. Я запомнила задания из второго билета. Было обидно, что за это поставили условные 65 баллов. В любом случае, я продолжала оставаться на 12 месте.
В ночь с 19 на 20 августа я готовилась ко дню рождения. Также 20 числа заканчивалась приемная кампания, после которой должен был выйти приказ о зачислении. На моих глазах с 12 места я упала на 22. День рождения был испорчен. Я плакала всю ночь и утро.
К обеду мама повезла меня в приемную комиссию. Нам сказали, что возьмут меня только на коммерцию, а половину мест занимают целевики – те люди, которые взяли направление с районов. Мне казалось, что я подставила маму, что это будет нам не по карману. В приемной комиссии мне сказали: «Если станешь старостой, тебе будет легче перейти на бюджет». Мы оформили договор, а затем поехали к гостям, которые уже собрались дома.
«Не стоит убиваться ради ЕГЭ»
- «Тратят все детство ради средних баллов». Наблюдатель на экзамене честно рассказала о ЕГЭ изнутри.
- «Это доходит до суицида»: уфимский выпускник – о давлении на учеников и главной сложности ЕГЭ.
- «Ужаснулись количеству стобалльников». Экономист оценил результаты ЕГЭ в Башкирии и пришел к плачевным выводам.
Источник: prufy.ru