Столкнуться с ситуацией, когда после ремонта в мастерской на «теле» любимой машины обнаруживаются новые сколы, царапины, вмятины и другие повреждения, может любой автолюбитель. Как быть в этом случае, какие права имеет гражданин и какую ответственность несет автосервис, попытаемся разобраться в этой статье.
Конечно, идеальный вариант в этом случае, это когда сотрудники СТО целиком и полностью признают свою вину и все дальнейшие проблемы с поврежденным автомобилем решаются мирным путем. Но, увы, такое бывает не всегда.
Чтобы обезопасить себя от длительных и часто бесперспективных споров с руководством СТО (а, как правило, рядовые сотрудники ответственность за содеянное на себя не берут) в случае повреждения автомобиля необходимо уяснить для себя алгоритм сдачи автомобиля в ремонт.
Некачественный ремонт СТО автомобиля
В первую очередь, «особенности» внешнего вида автомобиля, все имеющееся на нем повреждения (сколы, царапины, вмятины и т. п.) необходимо зафиксировать в акте приема-передачи, который в обязательном порядке составляется перед сдачей автомобиля на СТО. Не стоит пренебрегать данной процедурой и тщательным осмотром авто вместе с мастером приемки — в противном случае при появлении новых повреждений после ремонта сотрудники автомастерской вполне могут заявить, что «так оно и было». И еще один важный момент: на руки автовладельцу должен выдаваться дубликат именно акта приема-передачи, на котором крестиками или галочками зафиксированы на рисунке авто все имеющиеся проблемы по кузову. Но зачастую автосервис выдает бланк предварительного заказ-наряда, где есть все данные автовладельца или его представителя, данные ТС, перечень планируемых работ и их стоимость, а вот описания дефектов — нет.
Для клиента, который сдал своего «железного коня» в чуткие руки автомастеров, совершенно не важно, по какой причине его автомобиль впоследствии обрел новые увечья. Важно, что ответственность за это несет автосервис, и именно он должен устранить все «огрехи» ремонта. Как правило, официальные дилеры и крупные техцентры не опускаются до споров с клиентом, а в случаи возникновения такой ситуации связываются с автовладельцем, каются в содеянном и за свой счет устраняют нанесенные «травмы». Это идеальный вариант развития событий, хотя и не самый приятный для хозяина автомобиля.
Но гораздо хуже, когда на СТО пытаются скрыть то, что натворили. Если повреждения не очень серьезные, то устранить их автомастерская попытается без уведомления клиента, и, вполне возможно, он даже не заметит, что в каком-то месте, к примеру, после ремонта краска «посвежела» и чуть отличается от цвета ЛКП всего автомобиля. Не честно, конечно, но таким образом СТО хотя бы косвенно признается в своих деяниях.
Автосервис накосячил. Плати, клиент!
А вот если работники автомастерской ведут себя с владельцем авто как ни в чем не бывало, не признаются в понесенном ущербе, врут, что так оно и было еще до сдачи автомобиля — вот тут уже сложнее. Вот здесь на помощь автовладельцу как раз и придет тот самый подписанный обеими сторонами акт приема-передачи со схематичным изображением машины и крестиками в местах повреждений.
Отпираться здесь автосервису очень глупо и затратно, авто, скорее всего, отремонтируют. Хотя иногда случается и такое, что даже при наличии составленного по всем правилам акта, в ремонте могут отказать.
Тогда поврежденное авто следует оставить на СТО, не подписывать никаких бумаг, составить претензию на имя руководства и потребовать безвозмездного устранения появившихся дефектов. В помощь автовладельцу — ст. 29 закона «О защите прав потребителей». И пока претензия будет рассматриваться, можно на всякий случай хорошего адвоката: не исключено, что спор может дойти до суда.
Фото с интернет-ресурсов
Источник: www.drivenn.ru
Официальные разъяснения по вопросу некачественного ремонта автомобиля
Обратились в плохой автосервис? Вам сделали некачественный ремонт? Вы можете взыскать со станции технического обслуживания компенсацию в размере нанесенного ущерба. Для этого необходимо знать, куда обращаться и в каком порядке.
Общество защиты прав потребителей «Правовой надзор» оказывает бесплатную опмощь по всем вопросам некачественного ремонта автомобиля. Горчая линия +7 (499) 938-61-59
Что делать, если обратился в некачественный автосервис
В случае некачественного ремонта автомобилясотрудниками СТО, заказчик имеет право потребовать возмещение полученного ущерба, в виде безвозмездного ремонта или возврата денежных средств. Получить компенсацию можно тремя способами:
- Подать претензию руководству автомастерской.
- Подать жалобу в Роспотребнадзор.
- Подать исковое заявление в суд.
Зачастую достаточно просто обратится к руководству автосервиса, чтобы решить возникшие проблемы, но в некоторых случаях, начальство отказывается возмещать ущерб и тогда приходиться принимать более серьезные меры.
Что необходимо для подачи жалобы, претензии или иска
Любое заявление необходимо подкреплять доказательствами, указывающими, что именно этот автосервис выполнял ремонт и по его вине образовалась поломка. В качестве основных доказательств выступают:
- Гарантийный талон на обслуживание.
- Чек оказания услуг.
- Заказ-наряд, включающий все условия выполнения работы.
Помимо перечисленных доказательств, при составлении жалобы или иска к заявлению обязательно должно прилагаться акт независимой экспертизы.
Независимая экспертиза
Без предоставления заключения от независимого эксперта сложно доказать свою позицию в суде, поэтому перед составлением иска или жалобы необходимо поручить провести осмотр вашего транспортного средства независимому эксперту. Экспертиза позволит выявить:
- Нарушения.
- Причины поломки (вина автослесаря, некачественные запчасти и т.д.)
- Стоимость проведения ремонта.
- Затраты на устранение последствий некачественного оказания услуги.
На основе перечисленных выше данных, заказчик сможет потребовать от автосервиса компенсацию в размере суммы поломки.
Важно! Претензию можно писать без прикрепления акта независимой экспертизы, но при обращении в суд или Роспотребнадзор его наличие значительно повысить шансы на успех.
Независимая экспертиза должна проходить за счет СТО, но если автомастерская отказывается возмещать убытки, стоимость процедуры оплачивает заказчик. Потраченные средства будут компенсированы за счет ответчика, если заказчик выиграет дело в суде.
Претензия к руководству автосервиса
Если автосервис плохо отремонтировал автомобиль, первым действием заказчика должно стать составление претензии на имя руководства СТО. Этот вид заявления позволяет урегулировать конфликт без судебных разбирательств.
Для составления претензии имеются стандартные шаблоны, но при этом форма написания может быть абсолютно свободной. Претензия на имя руководства автомастерской составляется следующим образом:
- Шапка. Указываем полное название предприятия, в котором выполнялся ремонт и его адрес, а также Ф.И.О заявителя и адрес его фактического проживания.
- Первая часть. В начале претензии необходимо написать: дату заключения договора, марку и гос. номер автомобиля, а также номера кузова, двигателя и шасси. Следом необходимо указать оплаченную сумму и виды работ, которые обязывались выполнить сотрудники автосервиса.
- Подробнее о нарушениях. В этой части необходимо указать, какие повреждения были выявлены в ходе работы автомобиля, после его починки на данном СТО.
- Требования. Согласно статье 29 закона РФ о «Защите прав потребителей» заявитель может потребовать у станции тех. обслуживания: повторного ремонта, устранения повреждений или компенсацию за потраченные средства на ремонт своими силами.
- Предупреждение. В завершении претензии можно указать, что если требования будут не удовлетворены, следующим шагом будет подача искового заявления в суд.
- Приложения. К претензии можно прикрепить копии чека, заказ-наряда и заключения независимой экспертизы.
Полезно знать! Для написания более грамотной претензии, со ссылками на нормы законодательства и более убедительным языком, можно обратиться за помощью к юристу. Квалифицированный специалист поможет составить претензионное письмо так, чтобы убедить руководство не доходить до суда.
Ответ на отправленную претензию стоит подождать до 5 дней. Если по окончанию этого срока руководитель автосервиса не соизволит объявить о своем решении, это можно расценивать, как отрицательный ответ и обращаться в следующую инстанцию.
Жалоба в Роспотребнадзор
После отказа или игнорирования претензии отправленной в автосервис, следует обратиться в государственный орган по защите прав потребителей – Роспотребнадзор.
Важно! Официальная организация по защите прав потребителей не сможет взыскать с автосервиса должную компенсацию, но зачастую возможные штрафные санкции от Роспотребнадзора настолько пугают руководство СТО, что они без проблем соглашаются на оплату любого ремонта.
Заявление составляется в виде жалобы, подать которую можно в Федеральном участке в часы приема или в электронном формате на Едином портале для подачи обращений граждан, по ссылке: http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.
Жалоба составляется следующим образом:
- В правом верхнем углу указывается полное название отделения Роспотребнадзора города, которое можно найти на официальном сайте организации, и И.Ф.О с точным адресом проживания.
- По центру пишется название заявления: Жалоба.
- В первой части необходимо указать точную дату сдачи транспортного средства на ремонт и изложить подробную информацию про автомобиль: его марка, гос номер, цвет, ИНН, местонахождение и регистрации, и т.д.
- В следующей части жалобы, необходимо точно изложить суть проблемы: дату получения ТС с автосервиса, полное название организации, осуществлявшей ремонт и допущенные нарушения.
- В конце прикрепляем все имеющиеся письменные доказательства в виде чеков, ответа на претензию от руководства, договора, заключения экспертизы и другие.
Для получения положительного ответа от Роспотребнадзора, жалоба должна быть составлена точно по всем правилам, с указанием законов и норм права. Такое заявление достаточно сложно подготовить самостоятельно, поэтому лучше обратится к квалифицированному юристу.
Акт о проведенной проверке и наличии нарушений предоставленный Роспотребнадзором можно приложить к доказательствам при подаче иска в суд.
Исковое заявление в суд
Суд является финальной инстанцией, в которую подается исковое заявление. Оформлением иска должен заниматься юрист или человек хорошо знакомый с юриспруденцией и способный юридически грамотно составить документ. Основными пунктами искового заявления, предусмотренными процессуальным законодательством, являются:
- Полное название суда.
- Ф.И.О и адрес проживания истца.
- Полное название автосервиса.
- Суть нарушения прав заявителя и его требования.
- Размер компенсации потраченных средств на ремонт автомобиля.
- Обстоятельства, побудившие подать исковое заявление.
- Доказательства, подтверждающие вину автосервиса.
- Требования истца.
- Список приложенных доказательств.
- Дата.
- Подпись истца или его представителя, действующего по доверенности.
Исходя из судебной практики, суд с автосервисом за некачественный ремонтпри наличии достаточной доказательной базы заканчивается в пользу истца.
Что можно получить, выиграв дело
Выиграв дело в суде, заявитель может взыскать с руководства автосервиса:
- Полную стоимость ремонта.
- Штраф в размере 50% от стоимости ремонта.
- Неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки, но не более стоимости ремонта.
- Затраты на оплату услуг юристов.
- Судебные издержки.
В итоге, истец может добиться компенсации, превышающей стоимость ремонта на 50-150%.
Для получения бесплатной юридической консультации, помощи в составлении заявлений и представительства в суде, вы можете обратиться в общество по защите прав потребителей «Правовой надзор». Специалисты помогут вам получить законную компенсацию за некачественный ремонт автомобиля.
Как обратится за помощью в общество защиты прав потребителей “Правовой надзор”
- Позвоните по номеру телефона +7 (499) 938-61-59
- Заполните форму ниже
Общество защиты прав потребителей
Источник: pnadzor.ru
Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
Очень часто владельцы поврежденных в ДТП автомобилей задаются вопросом, почему им выплатили так мало денег на ремонт по ОСАГО или почему СТО требует доплатить за восстановление машины. Чтобы ответить на данные вопросы, нужно понимать, правильно ли страховая компания считала стоимость ремонта, какие ремонтные воздействия: замена или ремонт назначались по конкретной детали. О том, когда должны менять деталь, а когда ремонтировать, и пойдет речь в данной статье по данным, актуальным на 2021 год.
Как по закону?
Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.
В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:
- вид повреждения детали,
- характер повреждения,
- его объем,
- место расположения.
Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.
Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.
При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.
В каких случаях можно ремонтировать?
При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
- результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
- должна быть техническая возможность ремонта,
- и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.
Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.
Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.
Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.
Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.
При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.
Когда обязаны поменять на новую?
Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).
В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.
Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.
Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:
- разрыв,
- складки металла,
- залом металла,
- глубокая деформация с вытягиванием металла,
- сложное повреждение ребер жесткости.
Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.
Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.
Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.
- Скачать стандартный бланк заявления о разногласиях.
- Посмотреть образец его заполнения.
Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.
Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.
На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.
Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.
При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.
Таким образом, общий порядок действий такой:
- при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
- при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
- и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.
Окрасят ли деталь?
Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.
Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:
- если была сквозная коррозия,
- когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
- если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).
Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.
Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:
- шагрень,
- перепыл,
- потеки,
- пыль под краской,
- разнотон.
Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.
Источник: proverkato.ru