В каких годах были стиляги

В 1950-е годы, когда СССР был отделён практически от всего мира «железным занавесом».
В стране было запрещено практически всё, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен, — молодёжная субкультура, получившая название «стиляги».

Стиляги — антисоветчики на агитках советского времени.

Твист на картоне: бережем шузы.

Стиляги в отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в сужениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Трибуна танцам не помеха.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.

Как стать «стилягой» в Москве 1950-х? — Москва Раевского

Стильный вид — наше всё.

Девушки носили сильно приталеные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Почти американские модницы.

Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу «кок», взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательным в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Сознательная советская молодёжь на параде.

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергали насмешкам и открытому негативу с стороны обычных людей.

. А не сознательная — на танцах.

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, чем группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима с множеством ограничений.

Эти молодые люди не имели ничего общего со стилягами.

Поведение стиляг было не столько протесом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодёжи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы.

География кино: «Стиляги»

Пионерия в строю. Они пока ещё не стиляги.

Строй и общество при этом диктовали свои правила – «будь, как все», «делай, как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов — предмета вожделения всех стиляг.

Поскольку стиляги были, как правило, представителями «золотой» молодёжи, о они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.

Самые стильные парни Москвы.

Молодёжь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещённые» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всём. Например, многие парни-стиляги делали себе причёски в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот это брюки!

Ещё одна шишка стиляг – демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было достаточно проблематично, её заменяли куском парафина.

Вот к чему стремились стиляги.

Многие из стиляг были были довольно творческими личностями, и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами — на старых рентгеновских снимках.

Пластинки-малышки из рентген-снимков.

Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Карикатуры из советских журналов: Асоциальный элемент.

Несмотря на то, что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодёжь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

Карикатуры из советских журналов: стиляги — западные агенты.

Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь». Выпускались и различные «разоблачительные» статьи и плакаты.

Разоблачительная статья в советской газете.

В шестидесятые годы (во времена «оттепели»), когда в Советском Союзе стала более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

Читайте также:  Что интересного посмотреть в Тульской области

Танцы-мансы победили!

Источник: yarcenter.ru

Стиляги

Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали.

Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Причины возникновения субкультуры стиляг Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.

При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, вынужденные копировать зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали пиетета перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодёжи.

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта.

Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы.

Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию: На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин. Появление термина «стиляга» Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев.

И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его. Мода стиляг Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца.

В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева: В дверях зала показался юноша.

Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую.

Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки… Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты».

Читайте также:  Чтобы стать массажистом что нужно закончить

В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле». Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.

Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ. Музыка и танцы В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг: Pardon me, boy
Is that the Chattanooga Choo-Choo
Track twenty nine,
Boy, you can give me a shine С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку. Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера.

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца.

Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс. С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец.

Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли. Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью.

В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию: Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой.

Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого.

При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили. Взаимоотношения с обществом Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти:
• «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
• «Стиляга — в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!»

Читайте также:  Как сделать прямую челку

Случайные и не очень рекомендации:

Опубликовано в Культура

Источник: vsssr.com

О стилягах, советских и не только

Вернувшись с войны, советские солдаты привезли с собой не только победу над фашизмом, но и атрибуты тогдашнего капиталистического мира: трофейную одежду, обувь, джазовые пластинки и память об увиденных европейских странах. Высоцкий в «Балладе о детстве» вспоминал то время:
У тёти Зины кофточка с драконами да змеями —
То у Попова Вовчика отец пришёл с трофеями.
Трофейная Япония, Трофейная Германия.
Пришла страна Лимония, сплошная Чемодания!

А дома их ждала разруха, нищета, и дети, выросшие на лишениях войны и так называемых «трофейных» фильмах, популярных тогда в СССР: «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Тарзан». Посмотрев эти фильмы, дети возвращались в свои коммуналки, в которых:
Все жили вровень, скромно так — система коридорная:
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.
Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал, почём она, копеечка.

Вот это явное несоответствие убогой советской действительности с красотой киношного вымысла западных фильмов, рассказами видевших Европу отцов и остатками трофейных шмоток, вызвало у некоторых из столичных детей солдат-победителей состояние внутренней дисгармонии. Что и породило советскую молодёжную субкультуру под названием «стиляги»:
Но у отцов свои умы, а что до нас касательно —
На жизнь засматривались мы уже самостоятельно.

Стиляги — это дети «оттепели», и появились они во всей красе не во второй половине 40-х, как утверждают многие, а после смерти Сталина, при жизни которого ничего подобного и быть не могло. И не надо постоянно путать «стиляг» со «штатниками», у которых не было ни утрированных «коков», ни «кричащей» одежды.

Стиляги были из «среднего класса SU», перешивающие советский ширпортреб так, чтоб больший на два размера пиджак был до колен, а его плечи свисали. Брюки ушивающие так, чтоб «без мыла не влезть». Отрывающие подошву у ботинок «Скороход», и в сапожной мастерской насаживающие на них «манку» — высокую белую микропорку под каучук. А штатники покупали у фарцы классные фирменные шмотки, и выглядели они как «средний класс USA».
Само слово «стиляги» изначально не было их самоназванием, поскольку когда-то оно означало не «стиль», а «подражание стилю». Этот термин (я считаю) зародился в кругу музыкантов, «стилять» у которых означало играть в чужом стиле, в чужой манере, кому-то подражать, «обезьянничать». Отсюда и презрительное выражение «стиляга» — «подражатель».

Настоящий стиляга должен был быть циником, и презрительно относиться к нормам советской морали, к советским жизненным стереотипам поведения. И при этом избегать политики — у стиляг считалось хорошим тоном нарочито демонстрировать свою полную аполитичность. Ну и, конечно, стиляги демонстративно выступали против советского единообразия в музыке и одежде.

Основой для создания гардероба первых стиляг стали трофейные шмотки. А из них зародился их особый шик, далекий от моды Запада — там нигде в то время не носили таких пиджаков, галстуков и ботинок.
Кстати, наш любимый герой Носова тоже был стилягой: «Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал».

Течения, подобные советским стилягам, существовали и в фашисткой Германии, после аншлюза в Австрии, и в оккупированной Франции. Немецкие и австрийские стиляги 30-40-х годов любили всё американское и назывались «свингующая молодежь», от танцев в стиле свинга — «дегенеративной музыки которую играют евреи, а танцуют негры». Французские стиляги назывались «зазу», и выражали свой протест нося всё слишком длинное: одежду, галстук, волосы, и зонтик, который никогда не открывали. Когда евреев обязали носить жёлтую звезду, многие зазу тоже стали нашивать её на свою одежду, только вместо «Еврей» писали на ней «Свинг» или «Гой».

Многих немецких, австрийских и французских стиляг нацисты отправили в лагеря или депортировали наравне с евреями, но с исчезновением нацизма исчезла и эта субкультура.

Ведь основой для существования стиляг, была сшитая из разных кусков (в основном, киношных) детская мечта об Америке, где вечный праздник красивой жизни. И как всякая мечта, она была далека от реальности — недаром, в самой Америке подобия стиляг никогда не возникало. И это понятно: какой кайф обожать всё американское, когда кругом и так всё американское, и оно далеко от совершенства?

Источник: oadam.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today