В каких ситуациях оправдана ложь

Врать плохо — это известно каждому, и мы без устали повторяем это своим детям. И все же чуть ли не ежедневно идем на мелкие и крупные «сделки» с реальностью. Почему? Исследование феномена.

Основные идеи

  • Переменная величина. Правда часто зависит от собеседника, ситуации и даже нашего настроения.
  • Социальная игра. Ложь позволяет нам проявить уважение к другим. и защитить себя от них.
  • Вопрос приоритетов. Обман может скрывать в себе более глубокую правду.

Никогда еще говорить правду не было так модно, как сейчас. Политики, олигархи, люди искусства публично исповедуются в автобиографиях и телеинтервью. Стильно в компании друзей сообщить во весь голос то, о чем другие лишь осмеливаются подумать. Но вот парадокс: чем больше мы слышим откровений, тем сильнее сомневаемся в достоверности этих слов. И в самом деле: что может быть сомнительнее фразы, которая начинается со слов «откровенно говоря…».

У каждого своя правда

«Вряд ли можно быть абсолютно правдивым, — говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — Ведь ложь заложена в самой природе речи человека. С той поры как мы стали пользоваться словами, мы обречены о чем-то умалчивать, что-то недоговаривать, так как слова не могут точно передать всей реальности».

В каких ситуациях ложь бывает оправдана. Утро Губернии от 30.01.2018

«Говорить правду, всю правду, означает точно отражать мир, в котором мы живем, — соглашается французский психоаналитик Жан-Давид Назьо. — Мы же всего лишь его по-своему истолковываем».

Следовательно, лжем? «Скорее это означает, что истина вообще субъективна и зависит от наших взглядов, убеждений, эмоций и представлений, — считает психолог Алексей Ситников. — То, что одному кажется обманом, для другого может быть частью его картины мира».

И действительно, что мы скажем лучшей подруге, которая попросит оценить ее новую стрижку? Не желая обманывать, признаемся: «Она не удалась»? Но кому-то другому она понравится, и он будет так же абсолютно искренен. Впрочем, и мы сами, будучи в ином настроении, могли бы решить, что новая прическа ей к лицу.

Или же признать: было бы честнее сказать, что волосы окрашены удачно или же что стрижка придает ей более серьезный вид. Похоже, у каждого в разные моменты своя правда.

10 причин для обмана

Психолог Алексей Ситников составил список из десяти основных причин, которые побуждают нас ко лжи. Мы обманываем, чтобы:

1. Не причинить зла другому.
2. Защитить тех, кого любим.
3. Оградить свой внутренний мир.
4. Избежать наказания.
5. Получить выгоду.
6. Казаться лучше.
7. Получить удовольствие.
8. Защитить свои интересы.
9. Добиться правды.
10. Из робости.

Рефлекторное действие

Но если всегда следовать своей правде, может быть, мы перестанем обманывать(ся)? «Увы, это не так, — говорит Жан-Давид Назьо, — мы не способны не лгать. Конечно, иногда ложь бывает осознанной, и мы добровольно искажаем истину, надеясь обмануть другого. Но таких случаев все же меньшинство. Большей частью обман — акт рефлекторный, инстинктивный, призванный нас защищать».

Может ли быть оправдана ложь?

От чего? От насилия — физического, морального, материального или психического (чувства стыда, утраты веры в свои силы…). Одним словом, мы часто спонтанно обманываем для того, чтобы защитить свои отношения с другими. В широком смысле мы лжем, потому что боимся потерять любовь другого человека.

«Те же, кто предпочитает говорить все, что думает, настолько уверены в себе, что их не сдерживает страх лишиться любви другого», — утверждает психоаналитик.

Для психоанализа намеренная ложь ничем не хуже, чем правдивые слова: ложь выражает правду нашего желания

Источник: www.psychologies.ru

Может ли быть оправдана ложь во спасение?

В жизни часто приходится сталкиваться с неприятной ситуацией, когда ложь может помочь спасти кого-то от больших проблем, даже от смерти. Однако, использование лжи настолько противоречит нашим моральным принципам, что может вызвать дискуссию о том, должна ли она быть оправдана в сложных ситуациях.

Читайте также:  Как забрать карточку из детской поликлиники

Аргументы «за»

Один из наиболее распространенных аргументов «за» использование лжи во спасение — это альтруистический мотив. Если мы скрываем правду ради того, чтобы спасти другого человека от больших проблем, то наша ложь имеет благородную цель. Кроме того, использование правды может привести к большим проблемам — например, если мы сообщим, что подходящего лекарства для смертельного заболевания не существует, мы можем лишить другого человека надежды на выздоровление.

Аргументы «против»

Однако, некоторые люди являются противниками использования лжи в любых обстоятельствах. Они утверждают, что правда — это основное моральное качество, и что использование лжи только портит нашу систему ценностей. Более того, они говорят о том, что использование лжи может привести к дополнительным проблемам в будущем — например, если вы дадите ложную информацию, это может вызвать дополнительные проблемы для других людей.

Вывод

В целом, мы можем сделать вывод, что ложь может быть оправдана во спасение, но только в самых крайних случаях. Если наша ложь имеет благородную цель, и если нет других способов достижения этой цели, то использование лжи может быть оправдано. Однако, мы должны помнить о том, что использование лжи может вызвать дополнительные проблемы, и что честность является одним из самых ценных моральных качеств.

  • ГДЕ ЖИВЁТ СТРАХ
  • Какой лучший музыкальный сайт для загрузки песен?
  • Сломалась клавиша механической клавиатуры
  • Из какой ткани сделано платье Алёши в клипе «ти найкраща»?? мы будем в таких платьях танцевать вальс
  • Чем прославлен Дагестан кроме коньяка, Приор обрезанных, разбоев, и грабежей? Зачем он нужен?
  • Почему, интересно, большинство думают, что магией или какой-то еще силой можно вернуть любимого человека?
  • КАКОЙ ЧЕЛОВЕК ПОСТАВИТ СЕБЕ ЭТО НА АВАТАР
  • В какой стране названия 2 клубов идентичны фамилиям футболистов? Назовите их?

Источник: robo-hamster.ru

Оправдана ли когда-нибудь ложь?

Slider Image

В католическом моральном учении ложь — это преднамеренная попытка ввести в заблуждение кого-либо, говоря неправду. Некоторые из самых сильных отрывков Катехизиса Католической Церкви касаются лжи и ущерба, который наносится путем обмана.

Тем не менее, большинство католиков, как и все остальные, регулярно участвуют в «белой лжи» («Эта еда очень вкусная!»), И в последние годы подстрекаемые к жестким операциям против «Запланированного родительства», проводимым В таких группах, как «Живые действия» и Центр медицинского прогресса, среди верных католиков разгорелись споры о том, оправдана ли когда-либо ложь добрым делом.

Так что же говорит католическая церковь о лжи и почему?

Лежа в катехизисе католической церкви

Когда дело доходит до лжи, катехизис католической церкви не смягчает слова — и, как показывает катехизис, Христос не делал:

«Ложь состоит в том, чтобы говорить ложь с намерением обмануть». Господь осуждает ложь как дело дьявола: «Ты от отца твоего, дьявол», в нем нет истины, Когда он лжет, он говорит по своей природе, потому что он лжец и отец лжи »[пункт 2482].

Почему ложь — дело дьявола? Потому что, по сути, это первое действие, которое дьявол предпринял против Адама и Евы в Эдемском саду, — действие, которое убедило их съесть плод Древа познания добра и зла, тем самым уведя их от истины и от Господа

Ложь — самое прямое преступление против правды. Лгать — значит говорить или действовать против истины, чтобы ввести кого-то в заблуждение. Нарушая отношение человека к истине и к своему соседу, ложь оскорбляет фундаментальное отношение человека и его слова к Господу [пункт 2483].

Ложь, говорит Катехизис, всегда неправильна. Нет «доброй лжи», которая принципиально отличается от «плохой лжи»; вся ложь имеет одну и ту же природу — вести человека, которому ложь говорят от правды.

По самой своей природе ложь подлежит осуждению. Это профанация речи, тогда как цель речи — донести известную правду до других. Намеренное намерение ввести соседа в заблуждение, говоря вещи, противоречащие истине, представляет собой несправедливость и благотворительность [пункт 2485].

Как насчет лжи в хорошем деле?

Что если, однако, человек, с которым вы взаимодействуете, уже ошибся, и вы пытаетесь выявить эту ошибку? С моральной точки зрения оправдано «играть вместе», лгать, чтобы заставить другого человека обвинить себя? Другими словами, можете ли вы когда-нибудь солгать в хорошем деле?

Читайте также:  Как выглядит балерина перчатка

Это те моральные вопросы, с которыми мы сталкиваемся, когда мы рассматриваем такие вещи, как жестокие операции, в которых представители Live Action и Центра медицинского прогресса выдавали себя за нечто иное, чем они были на самом деле. Моральные вопросы затенены тем фактом, что «Планируемое родительство», цель операций по скупке, является крупнейшим в США поставщиком абортов, и поэтому естественно сформулировать моральную дилемму следующим образом: хуже, аборт или ложь? Если ложь может помочь выявить, каким образом плановое родительство нарушает закон, и это помогает прекратить федеральное финансирование планового родительства и сократить количество абортов, разве это не означает, что обман полезен, по крайней мере, в этих случаях?

Одним словом: Нет. Греховные поступки со стороны других никогда не оправдывают наше участие в грехе. Мы можем понять это легче, когда говорим об одном и том же грехе; Каждый родитель должен был объяснить своему ребенку, почему «Но Джонни сделал это первым!» — это не оправдание плохого поведения. Беда в том, что греховное поведение, похоже, имеет разный вес: в этом случае преднамеренное взятие нерожденной жизни против лжи в надежде спасти нерожденную жизнь.

Но если, как говорит нам Христос, дьявол является «отцом лжи», кто является отцом аборта? Это все тот же дьявол. И дьяволу все равно, грешишь ли ты с лучшими намерениями; все, о чем он заботится, — это попытаться заставить тебя согрешить.

Вот почему, как однажды написал Блаженный Джон Генри Ньюман (на английском языке «Трудности» ), Церковь

считает, что было бы лучше, если бы солнце и луна упали с небес, чтобы земля рухнула, и для всех многих миллионов, которые на ней должны умереть от голода в крайней агонии, насколько это касается временного страдания, чем эта единственная душа, Я не скажу, должен быть потерян, но должен совершить один простительный грех, должен сказать одну преднамеренную неправду , хотя это никому не вредило [выделено мной]

Есть ли такая вещь, как оправданный обман?

Но что, если «неискренняя неправда» не только никому не навредит, но может спасти жизни? Во-первых, мы должны помнить слова катехизиса: «Из-за того, что мы наносим ущерб отношению человека к истине и своему ближнему, ложь оскорбляет фундаментальное отношение человека и его слова к Господу». Другими словами, каждая «неискренняя неправда» причиняет кому-то вред, она вредит как вам, так и человеку, которому вы лжете.

Давайте отложим это на мгновение и рассмотрим, может ли существовать разница между ложью как таковой, которая осуждается катехизисом, и чем-то, что мы могли бы назвать «оправданным обманом». . В конце параграфа 2489 Катехизиса Католической Церкви есть принцип католической моральной теологии, на который неоднократно ссылались те, кто хочет обосновать «оправданный обман». :

Никто не обязан раскрывать правду тому, кто не имеет права ее знать.

Есть две проблемы с использованием этого принципа для обоснования «оправданного обмана». Первая очевидна: как мы можем получить от «Никто не обязан раскрывать правду» (то есть Вы можете скрыть правду от кого-то, если он не имеет права это знать, до утверждения, что вы можете открыто обмануть (то есть сделать заведомо ложные заявления) такого человека?

Простой ответ: мы не можем. Существует фундаментальная разница между молчанием о чем-то, что, как мы знаем, является правдой, и тем, чтобы говорить кому-то, что на самом деле все наоборот.

Но еще раз, как насчет ситуаций, в которых мы имеем дело с кем-то, кто уже ошибся? Если наш обман просто побуждает этого человека сказать то, что он сказал бы в любом случае, как это может быть неправильно? Например, необъявленное (а иногда даже заявленное) предположение относительно укусов против планового родительства заключается в том, что сотрудники «Планового родительства», снятые на видео, поддерживали незаконные действия до того, как им была предоставлена ​​возможность сделать это.

И это, вероятно, правда. Но, в конце концов, это не имеет значения с точки зрения католической морали.

Читайте также:  Как рассчитать петли на носки спицами

Тот факт, что мужчина постоянно изменяет своей жене, не устранит мою вину, если я представлю его женщине, которая, как я думал, потворствует его страстям. Другими словами, я могу привести кого-то к ошибке в конкретном случае, даже если этот человек обычно совершает ту же ошибку без моего запроса. Зачем? Потому что каждое моральное решение — это новый моральный акт. Вот что значит иметь свободную волю как с его стороны, так и с моей.

Что на самом деле означает «Право знать истину»

Вторая проблема, связанная с обоснованием аргумента в пользу оправданного обмана по принципу «никто не обязан раскрывать правду тому, кто не имеет права ее знать», заключается в том, что этот принцип относится к очень конкретной ситуации ». А именно, грех пристрастия и причина скандала. Недостаток, как отмечается в параграфе 2477 Катехизиса, — это когда кто-то, без объективно обоснованной причины, раскрывает чужие ошибки и недостатки людям, которые их не знали ».

Параграфы 2488 и 2489, кульминацией которых является принцип: «Никто не обязан раскрывать истину тому, кто не имеет права ее знать», — это очень ясно обсуждение отвлечения внимания. Они используют традиционный язык, встречающийся в таких дискуссиях, и предлагают единственную цитату — отрывки в Сирахе и Притчах, которые относятся к раскрытию «секретов» для других — это классические отрывки, используемые в обсуждениях обмана,

Вот два абзаца в полном объеме:

Право на сообщение истины не является безусловным. Каждый должен привести свою жизнь в соответствие с евангельской заповедью братской любви. Это требует от нас в конкретных ситуациях судить, уместно ли раскрывать правду тому, кто ее просит. [пункт 2488]

Благотворительность и уважение к истине должны диктовать ответ на каждый запрос информации или общения. Благо и безопасность других, уважение к частной жизни и общее благо являются достаточными причинами для молчания о том, что не следует знать, или для использования сдержанного языка. Обязанность избегать скандала часто требует строгого усмотрения. Никто не обязан раскрывать правду тому, кто не имеет права ее знать. [пункт 2489]

Если смотреть в контексте, а не вырвать его, «никто не обязан раскрывать правду тому, кто не имеет права знать это», явно не может поддержать идею «оправданного обмана». В параграфах 2488 и 2489 обсуждается, имею ли я право раскрывать грехи другого человека третьему лицу, которое не имеет права на эту конкретную истину.

В качестве конкретного примера, если у меня есть коллега, который, как я знаю, является прелюбодеем, и ко мне ко мне приходит некто, не затронутый его прелюбодеянием, и спрашивает: «Правда ли, что Джон прелюбодей?» не обязан раскрывать правду этому человеку. Действительно, во избежание отвлечения внимания, которое, помните, «раскрывает» чужие недостатки и недостатки тех, кто их не знает, я не могу раскрыть правду третья вечеринка.

Так что я могу сделать? Согласно католической моральной теологии об отвлечении, у меня есть несколько вариантов: я могу молчать, когда мне задают вопрос; Я могу сменить тему; Я могу извиниться от разговора. Однако я не могу ни при каких обстоятельствах лгать и говорить: «Джон, конечно, не прелюбодей».

Если нам не разрешают утверждать неправду, чтобы избежать отвлечения внимания, — единственное обстоятельство, на которое действительно распространяется принцип: «Никто не обязан раскрывать правду тому, кто не имеет права ее знать» Как может быть подтверждено неправда в других обстоятельствах этим принципом?

Концы не оправдывают средства

В конце концов, моральное богословие католической церкви в отношении лжи сводится к первому из моральных правил, которые, согласно катехизису католической церкви, «применяются в каждом случае» (пункт 1789): «Никто не может делать зла, чтобы из него получилось добро» ( ср. Римлянам 3: 8).

Проблема в современном мире заключается в том, что мы думаем с точки зрения хороших целей («результатов») и игнорируем мораль средств, с помощью которых мы пытаемся достичь этих целей. Как говорит св. Фома Аквинский, человек всегда ищет добра, даже когда грешит; но тот факт, что мы ищем добра, не оправдывает грех.

Источник: ru.religiousopinions.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today