В каком году было крушение титаника

110 лет назад – в ночь на 15 апреля 1912 года – трансатлантический колосс «Титаник», вышедший в первый рейс, потерпел крушение на подходе к США. Столетие спустя документы, которые после трагедии были засекречены, начали обнародовать.

Появляются новые детали, которые меняют представление о случившемся. Обыватели знают о крушении корабля благодаря фильму Джеймса Кэмерона, но в картине больше внимания уделяется судьбе персонажей, а не самому происшествию. Подробнее о катастрофе, которая унесла жизни 1,5 тыс. человек, – в материале 24СМИ.

Серия «Олимпик»

История «Титаника» началась 115 лет назад, в 1907 году, когда британская компания «Уайт Стар Лайн» вложила деньги в строительство трех однотипных трансатлантических лайнеров. Работа кипела на верфи в Северной Ирландии, где инженеры и рядовые трудяги корпели над океанскими колоссами.

Начало XX века связано с подъемом пассажирского морского транспорта. На рынке появлялись компании, которые боролись за клиентов, предлагая быстрые корабли с высоким сервисом. Трансатлантические путешествия набирали популярность, поэтому предприимчивые бизнесмены спешили удовлетворить спрос и заработать.

У «Титаника» были два «брата», которые получили меньшую известность, – «Олимпик» и «Британник». Сначала построили «Титаник» и «Олимпик», а затем на воду спустили «Британник». Лайнеры обладали однотипными характеристиками, но судьба у всех разная.

«Олимпик» четыре раза выходил в рейсы, которые заканчивались благополучно. Не повезло в пятом плавании, когда корабль столкнулся с крейсером «Хоук». Судно получило 12-метровую пробоину и закончило рейс, не успев его толком начать.

Лайнер отремонтировали и вернули на трансатлантическую линию. Бороздил Атлантический океан «Олимпик» как гражданское судно до начала Первой мировой войны. В годы общеевропейского конфликта корабль приспособили под нужды армии: перекрасили в маскировочные цвета, оснастили шестидюймовыми орудиями и присвоили имя «Т-2810».

За время войны «Олимпик» перевез через океан 119 тыс. бойцов, четыре раза подвергался нападению подводных лодок, но дожил до окончания конфликта. После войны лайнер продолжил обслуживать гражданский рынок. Корабль ставили на реконструкцию, в ходе которой переоборудовали двигатель: вместо угля начали использовать мазут в качестве топлива.

Судно курсировало по Атлантике до 1924 года, когда произошла авария: корабль врезался в лайнер «Святой Георгий». После ремонта «Олимпик» продолжили эксплуатировать, но с годами появлялись проблемы технического плана. В 1934-м корабль налетел на плавучий маяк у побережья Канады, что привело к гибели семи членов экипажа последнего.

В 1935 году «Олимпик» сняли с трансатлантической линии и отправили в Шотландию, где его разобрали на запчасти и металлом. Лайнер более 500 раз пересек Атлантику и запомнился пассажирам как быстрое и комфортабельное судно. Некоторые детали корабля продали с молотка: части судна пополнили частные коллекции или стали декором для ресторанов.

Судьба «Британника» сложилась так же трагически, как и у «Титаника». Корабль строили для гражданских нужд, но на воду спустили в разгар войны. Поэтому судно переоборудовали для медицинских целей. В 1916 году корабль подорвался на мине в проливе Кеа, вблизи Греции. На дно лайнер ушел за 55 минут, но этого времени хватило, чтобы спасти экипаж.

«Титаник» – трансатлантический колосс

Говоря о трех кораблях «Уайт Стар Лайн», вспоминают прежде всего «Титаник», судьба которого стала основой для голливудских кинокартин. Британские мастера построили однотипные лайнеры, которые обладали аналогичными характеристиками. С годами в процессе реконструкций океанские колоссы получали особенности, отличавшие их друг от друга.

«Титаник», высота которого сопоставима с 11-этажным домом, восхищал и вызывал трепет в сердцах обывателей. На момент спуска на воду корабль, длина которого равнялась четырем городским кварталам, считался самым большим в мире на тот момент.

Основные характеристики парохода:

  • длина – 268,98 м;
  • ширина – 28,2 м;
  • водоизмещение – 66 тыс. т (при полной загрузке);
  • 29 котлов, 159 угольных топок;
  • мощность двигателя – 55 тыс. л. с.;
  • 3 винта по 75 оборотов;
  • скорость – 23 узла (42 км/ч);
  • топливо – 825 т угля в сутки.

Корпус корабля сделали из стали. В прессе продвигали сведения, что судно невозможно потопить: трюм и нижние палубы, поделенные на 16 отсеков с герметичными дверями, а также двойное дно, делали лайнер безопасным для дальних путешествий. Фото корабля публиковались на первых полосах газет.

«Титаник»

Пресса формировала мнение общественности, люди жаждали стать пассажирами первого рейса. Вместимость корабля составляла 2556 человек.

Команда и пассажиры – погибшие и выжившие

Путешественников размещали в каютах, которые делились на три класса. Первый отвели для элиты – бизнесмены, аристократы, миллионеры. Билет стоил $3,3 тыс. ($98 тыс. в 2022-м с учетом инфляции). Второй класс предназначался для представителей средних слоев. В третьем классе размещали нищих эмигрантов, которые едва добыли $35 ($1 тыс.), чтобы купить билет на «Титаник», добраться до США и начать новую жизнь за океаном.

Руководил экипажем Эдвард Смит, за плечами которого числилось 25 лет капитанского стажа. Смит считал, что плавание на «Титанике» станет жемчужиной его карьеры, которую планировал завершить после рейса. Капитан руководил эвакуацией и оставался на корабле до погружения под воду. Тело моряка спасатели не нашли.

Среди пассажиров, которым не суждено было добраться до США, числятся не только простолюдины, но и представители элиты.

Джон Джейкоб Астор IV считался самым богатым человеком планеты с состоянием $80 млн ($2,3 млрд). 47-летний бизнесмен путешествовал по Европе и Египту с 19-летней женой Мадлен после свадьбы. Во время вояжа девушка забеременела: было решено: ребенок должен родиться в США. Во время крушения Джон утонул, а Мадлен спасли. Через четыре месяца юная вдова родила сына, которого назвали в честь покойного отца.

Судостроитель Томас Эндрюс по итогам плавания должен был сказать, что нужно улучшить в «Титанике». Но бизнесмен погиб, тело не нашли. Свидетели рассказывали, что Эндрюс помогал эвакуировать людей.

Совладелец сети магазинов Macy’s Исидор Штраус с женой Идой плыли из Германии в Нью-Йорк. Бизнесмен отказался садиться в шлюпку до тех пор, пока матросы не спасут всех женщин и детей на борту. Жена миллионера не согласилась покидать лайнер без мужа. Чета усадила в шлюпку свою горничную, но сами супруги не спаслись.

Журналист и писатель Уильям Стед увлекался спиритизмом и прослыл предсказателем после крушения «Титаника». В 1886-м, за 26 лет до трагедии, британец написал произведение, в котором описал похожую историю, приключившуюся с почтовым судном. В рассказе на корабле также не хватало шлюпок, поэтому спаслись не все. Свидетели рассказывали, что Стед помогал женщинам и детям покинуть тонущий корабль, а затем ушел читать.

Всего в результате аварии погибло 1496 человек. Среди выживших значится 712 имен, в числе которых актриса Маргарет Браун, которая после пережитого не потеряла интерес к путешествиям и приключениям: в годы Первой мировой войны женщина помогала раненым солдатам и прожила 20 лет после крушения «Титаника».

Чарльз Лайтоллер служил на лайнере вторым помощником капитана. Моряк сдал пост и собирался отдохнуть, когда почувствовал удар. Офицеров экстренно вызвали на капитанский мостик, где Лайтоллер узнал о судьбе «непотопляемого». Чарльз спасал в первую очередь женщин и детей. Шлюпки уходили в океан полупустые, многие отказывались садиться в лодку, считая «Титаник» более безопасным местом.

Читайте также:  Как стать более раскрепощенной в постели

Лайтоллер спасся, участвовал в расследовании крушения корабля, воевал в Первую мировую и вызывался добровольцем во Вторую. На своем корабле, рассчитанном на 21 пассажира, эвакуировал 130 солдат из блокированного немцами Дюнкерка.

Под воду корабль ушел 15 апреля 1912 года в 2:20 в северной части Атлантического океана, в 600 км от Северной Америки. «Карпатия» прибыла на помощь к 4 часам утра, когда часть пассажиров умерли от переохлаждения.

Причины трагедии

Общественность первые дни не хотела верить, что корабль, прозванный непотопляемым, сгинул в пучине океана. Миф о неуязвимости судна развеяла «Карпатия», которая доставил 712 выживших из более чем 2 тыс. пассажиров «Титаника».

Участок, где затонул лайнер, некоторое время именовали «плавучим кладбищем». С середины апреля по июнь экипажи спасательных кораблей доставали из воды тела погибших пассажиров.

Когда шок отступил, выжившие и их родственники пришли в себя, появились вопросы: почему лайнер, который называли непотопляемым, ржавеет на дне Атлантики? Чтобы получить ответ, организовали два расследования. Первое велось в Британии, второе – в Соединенных Штатах.

Первой причиной крушения назвали погодные условия. Весной 1912-го ледяные глыбы добрались до широт, где обычно не встречались. Капитан не получил сообщений об айсбергах по курсу из-за радистов, которые занимались отправкой сообщений пассажиров I класса.

Безлунная ночь и стремительная скорость (22 узла из 23 возможных) также сыграли трагическую роль. Времени на принятие решения было мало. Некоторые исследователи считали, что «Титанику» было предпочтительнее носом протаранить лед. В таком случае судно осталось бы на плаву и дождалось помощи.

Крушение «Титаника»

Фатальных ошибок в конструкции корабля не нашли, погибший Эндрюс был оправдан. Капитан Смит, по оценке современников, действовал грамотно в экстренной ситуации и разделил судьбу лайнера. Подозреваемыми стали два человека: директор компании, которая построила корабль, Джозеф Исмей, и капитан «Калифорниэн» Стэнли Лорд.

Исмея обвиняли в давлении на Смита: якобы требовал в рекордные сроки прибыть в Нью-Йорк, пренебрегая безопасностью рейса. Доказательств не нашли, поэтому оправдали. Но карьера Исмея была разрушена.

Лорда винили в бездействии: выяснилось, что «Калифорниэн» был всего в 32 км от терпящего крушения «Титаника». Радист Лорда ушел спать, когда подопечные Смита передавали SOS, а сигнальные ракеты капитан «Калифорниэна» принял за корабль, который просто встал среди льдов, обозначив свое местоположение.

Лорду официальные обвинения не предъявлялись, дополнительная проверка не назначалась. Виновного так и не нашли, спихнув все на глыбу льда, темную ночь и трагическое стечение обстоятельств.

Альтернативные версии

Без преувеличения сказано, что крушение «Титаника» – одна из самых ужасающих и масштабных трагедий XX века. Такие события привлекают внимание обывателей, которые опираются не только на общепринятые теории, но и рассматривают альтернативные гипотезы.

За столетие сложилось несколько неофициальных версий того, что же на самом деле произошло в ночь на 15 апреля 1912 года.

Первая теория гласит, что в угольном отсеке произошел пожар во время отплытия. Экипаж рассчитывал справиться с огнем, но произошел взрыв. Капитан набрал предельную скорость, боясь, что «Титаник» взорвется, поэтому не сбавлял темп, даже когда его предупреждали об айсбергах.

По другой теории, владельцы компании, которой принадлежал корабль, якобы вошли в сговор с немцами для получения страховых выплат.

Днище корабля пробила торпеда подводной лодки, считают сторонники еще одной альтернативной теории. Сюда же относят домысел, что на борту «Титаника» и «Британника» был один и тот же человек, целью которого было подорвать авторитет компании «Уайт Стар Лайн» и обрушить акции на бирже.

Популярные мифы и легенды

Трагедию с «Титаником» не обошли и мифические домыслы. По одной из теорий, некий лорд, увлекавшийся историей Древнего Египта, вез мумию жрицы-прорицательницы. В трюм реликвию не посмели ставить, поэтому поместили на капитанский мостик. Миф гласит, что дух жрицы повлиял на рассудок капитана, который не сбавлял скорость корабля даже тогда, когда понимал, что впереди айсберги.

Нашлось место для версий религиозного толка. Якобы причиной крушения стал антихристианский номер корпуса лайнера – 3909 04. Если написать шестизначный номер на бумаге и отзеркалить, то получится надпись No Pope – «нет папы». Католики так расшифровали послание и не удивились, что «Титаник» потерпел крушение в первом плавании.

Муссируется миф о том, что сигнал SOS «Титаником», отправленный 110 лет назад, получают некоторые современные корабли, которые проходят недалеко от места крушения.

Удивляет и вызывает скепсис история Винни Коутс. Родственники смирились с гибелью девушки, оплакали, прожили долгую жизнь и скончались. В 1990 году, когда Винни должно было исполниться около 110 лет, рыбацкий корабль в 300 км от Исландии поднял на борт женщину на вид чуть старше 30 лет. Она рассказывала, что пережила крушение «Титаника», показала билет на рейс и была одета по моде 1910-х годов. Психиатры осматривали Коутс, но признали ее вменяемой, отметив, что та пережила сильный стресс.

Нос «Титаника»

В оправдание впередсмотрящему исследователи указывают, что айсберг, который стал причиной аварии, был «черным», то есть перевернулся, и в безлунную ночь шанс увидеть его издалека равнялся 1 к 10 тыс.

3. Круизный корабль «Симфония морей» класса Oasis построили в 2018 году во Франции. В сравнении размеров лайнеров уверенную победу одерживает современное судно:

  • длина – 361 м;
  • ширина – 66 м;
  • водоизмещение – 225 тыс. т;
  • скорость – 22,6 узла (42 км/ч).

4. «Титаник» не был поднят на поверхность после трагедии. Обломки судна 110 лет лежат на глубине 3750 м. В Северной Ирландии к 100-й годовщине кораблекрушения открыли музей, который призван рассказать историю затонувшего в Атлантике судна и его «братьев» – «Олимпика» и «Британника».

Источник: 24smi.org

Крушение «Титаника»: хронология самой громкой катастрофы XX века

Лайнер «Титаник», на борту которого находились более 2200 человек, затонул в водах Атлантического океана, столкнувшись с айсбергом, в ночь на 15 апреля 1912 года. С момента этой трагедии прошло 110 лет. Что погубило самый непотопляемый корабль в мире? Какие пассажиры были на судне? О чем говорят его обломки?

История создания «Титаника»

Пароход «Титаник», имевший восемь палуб, возводился в течение трех лет на верфи «Харленд энд Вулф» в Белфасте. Впервые он спустился на воду 31 мая 1911 года. «Титаник» являлся вторым лайнером класса «Олимпик», но в его конструкции устранили несколько недостатков, поэтому он отличался от своего брата-близнеца.

Руководитель проекта — ирландский судостроитель Томас Эндрюс. Строительство «Титаника» обошлось в 3 миллиона фунтов стерлингов или 7,5 миллиона долларов США по тем временам. Судно являлось собственностью британской судоходной компании «Уайт Стар Лайн». В момент, когда «Титаник» спустили на воду, он был самым большим судном в мире.

Размер «Титаника»

Лайнер был 260 метров в длину, 28 метров — в ширину, 19 метров от ватерлинии до палубы. Он имел 52 тысячи тонн водоизмещения, 16 водонепроницаемых отсеков и двойное дно. При этом предельная скорость составляла 23 узла.

Пресса сравнивала судно с тремя городскими кварталами, а высоту оценивала с 11‑этажный дом. Корабль мог вместить около трех тысяч пассажиров, включая экипаж из 885 человек.

Устройство «Титаника»

На лайнере было разделение на три класса. Пассажиры первого класса могли пользоваться бассейном, залом для занятий физической культурой, баней, кортом для сквоша, электрованной (предок солярия) и отделением для домашних животных. В их распоряжении также был ресторан, дорого и изящно обставленные залы для обеда, а также комнаты для курения.

Читайте также:  Что можно хранить в подземном паркинге

Сервис у третьего класса тоже был достаточно хорошим по сравнению с другими трансатлантическими пароходами того времени. Светлые и уютные каюты, в которых было чисто и тепло. В обеденном зале подавали вкусные блюда, но их выбор был небольшой, предусматривались палубы для прогулок. Пассажиры третьего класса не могли заходить в зону, где жили пассажиры первого класса.

Маршрут «Титаника»

Маршрут «Титаника» был достаточно сложным. Корабль отправлялся из Саутгемптона (Великобритания) и следовал в Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия). В свое первое и последнее путешествие «Титаник» отправился 10 апреля 1912 года в полдень. Крушение лайнера произошло в более чем 600 километрах к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд.

Пассажиры и груз корабля

На корабле была достаточна разношерстная публика — от нищенствующих эмигрантов из Италии, Швеции, Ирландии, которые плыли за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм, которые погибли во время крушения.

Всего на лайнере находились около 10 богатейших людей Европы и США, в их сейфах хранилось золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. Экипаж корабля под руководством капитана Эдварда Джона Смита состоял из 885 человек. Среди них 66 членов палубной команды, 300 человек машинной команды и около 500 человек обслуживающего персонала.

На судне присутствовала гарантийная группа верфи «Харланд энд Вольф», состоящая из девяти человек. Ее возглавлял Томас Эндрюс. Она должна была устранять все возникающие неполадки, а также являлась доказательством того, что находиться на лайнере безопасно.

Хронология событий

Столкновение с айсбергом

На пятый день пути 14 апреля 1912 года ряд судов послали сообщения об айсбергах в районе маршрута следования лайнера. Однако из-за того, что большую часть дня рация не работала, радисты не заметили их. Вечером температура резко понизилась, достигнув в 22:00 ноль градусов.

В 23:00 судно «Калифорниан» отправило сообщение об айсбергах, но телеграфист рано прервал связь и не получил их, он был занят отправкой личных сообщений пассажиров.

В 23:39 двое впередсмотрящих увидели айсберг перед судном и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок дал команду: «Лево руля». Но было уже поздно.

В 23:40 произошло столкновение «Титаника» с айсбергом в подводной части судна. Шесть из 16 водонепроницаемых отсеков были прорезаны.

Крушение Титаника

00:00. 15 апреля. После полного осмотра корабля конструктор Томас Эндрюс поднялся на мостик и сообщил, что судно ждет крушение. Корабль уже дал существенный крен на нос. Капитан приказал собирать пассажиров и готовить шлюпки к эвакуации.

Был подан сигнал бедствия.

00:25. Сигнал получило британское судно «Карпатия». Оно было на расстоянии в 58 морских миль или 93 километрах. Корабль сменил курс и отправился на помощь «Титанику». Чтобы выжать из «Карпатии» максимальную скорость, Ронстон приказал отключить все приборы вместе с бортовым отоплением.

01:30. Капитан «Титаника» распорядился, чтобы в первую очередь эвакуировались женщины с детьми, а в последнюю – мужчины, однако с правого борта старп Мердок пускал и мужчин, если перед ними не стояли пассажиры с детьми.

02:15. Судно резко дало сильный носовой крен и подалось вперед, палубу захлестнула мощная волна, которая смыла в море часть пассажиров.

02:20. В течение пяти минут корабль погрузился под воду и пошел ко дну.

04:00. К месту крушения прибыла «Карпатия». На борт судна приняли 712 пассажиров и членов экипажа. Им удалось спастись.

Погибшие и выжившие на «Титанике»

В результате этой катастрофы, по разным данным, погибло от 1400 до 1517 человек. По официальным данным, спаслись 60% пассажиров кают первого класса, 44% — второго класса, 25% — третьего класса.

До сегодняшнего дня не дожил ни один свидетель катастрофы. Последняя выжившая, Миллвина Дин, которой в то время было всего девять недель, умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. Ее прах развеяли над морем с причала в порту Саутгемптона. Именно оттуда отправлялся в свое единственное путешествие «Титаник» в 1912 году.

Изучение обломков лайнера

«Титаник» перед тем, чем его нашли, пролежал на дне Атлантического океана целых 73 года. Группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда обнаружила его в 1985 году. Под сильнейшим давлением воды корабль развалился на три части. Обломки судна раскидало по площади радиусом 1,6 километра.

В 2004 году к лайнеру была совершена одна из самых известных экспедиций. Можно сказать, что те данные, которые собрали в то время, о состоянии «Титаника» по сей день являются наиболее актуальными.

Обломки судна располагаются на глубине 3 750 метров. Около крупных обломков находятся десятки тысяч более мелких фрагментов, вроде других частей корпуса, остатки мебели и прочее. Когда корабль падал на дно океана, корпус лайнера сильно деформировался, а его обшивка просто отлетела.

С виду кажется, что останки судна находятся под толстым слоем грязи. Однако это не так. Корпус постоянно очищают сильные подводные течения. Обломки покрыты ржавчиной, бактериями и отходами их жизнедеятельности. Место крушения «Титаника» уже давно облюбовали организмы, поедающие металл и древесину. Из-за этого уже исчезли некоторые части судна.

Ученые считают, что к 2032 году корабль-легенда полностью канет в небытие.

Что погубило «Титаник» и большую часть его пассажиров?

С крушением лайнера и огромным количеством жертв связано множество мелких деталей, которые повлияли на масштаб трагедии, а, возможно, и на ее возникновение. Вот некоторые из них:

  • Не было биноклей, они хранились в сейфе, второй помощник капитана Дэвид Блэр, которого в последнюю минуту сняли с судна, забыл передать ключ сменщику в спешке;
  • «Титаник» не был оснащен прожекторами;
  • На «Титаник» весь день приходили телеграммы, предупреждавшие о курсирующих в районе айсбергах, но телеграфист их не видел, так как отправлял личные сообщения пассажиров лайнера;
  • На Нью-Йоркской конференции американских специалистов в области судостроения огласили данные, что для корпуса судна была использована сталь низкого качества;
  • Персонал не получил специальной подготовки для плавания на таком большом корабле и на внушительные расстояния;
  • Экипаж состоял из 39 моряков, которые недостаточно подробно познакомились с устройством «Титаника», так как их взяли на работу прямо перед отплытием;
  • Корабль двигался на максимальной скорости на опасном участке пути;
  • Было всего 20 шлюпок, и их общая вместимость составляла 1178 человек, использовали только 18 шлюпок;
  • В первую 65-местную шлюпку было посажено всего 12 человек;
  • Только шлюпки №4 и №14 вернулись для спасения выживших, другие боялись быть затопленными в панике;
  • На «Титанике» запускали белые сигнальные ракеты — на «Калифорниэне» думали, что это праздничный салют.

В 2012 году останки «Титаника» объявили объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник: ren.tv

Почему ушел под воду Титаник: Преступная халатность, человеческая гордыня или провидение

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

В 1907 году судостроительная компания «Уайт Стар Лайн» начала разработку трех лайнеров, которые должны были задать новый стандарт комфорта, роскоши и безопасности. Первые два носили названия «Олимпик» и «Титаник». Название последнего было призвано подчеркнуть масштабы и мощь судна.

Королевский почтовый корабль «Титаник» был спроектирован как одно из величайших достижений эпохи процветания и стабильности, известной как «позолоченный век». Этот корабль должен был войти в историю. И вошел, но, к сожалению, из-за трагедии, которая унесла десятки сотен невинных судеб.

Самое большое и богатое судно XX века

Интерьер «Титаника» / Фото: journal.homemania.ru

Интерьер «Титаника» / Фото: journal.homemania.ru

В начале 1900-х годов трансатлантическая пассажирская торговля была крайне прибыльной и конкурентоспособной отраслью.Двумя главными линиями были «Уайт Стар» и «Кьюнард Лайн».

Читайте также:  Как смягчить говядину при тушении в кастрюле

В условиях растущей конкуренции директор «Уайт Стар» Дж. Брюс Исмей вместе с Уильямом Пирри, председателем белфастской судостроительной верфи «Харленд энд Вулф», разработали план создания класса лайнеров, главным преимуществом которых был бы комфорт, а не скорость. В итоге, было решено сконструировать три лайнера: «Олимпик», «Титаник» и «Британник».

31 марта 1909 года был заложен киль для «Титаника». Помимо богатой отделки первого класса, на корабле были установлены четыре лифта и бассейн. Инженеры утверждали, что четыре отсека можно было наполнить водой без угрозы для плавучести лайнера. Эта система и корпус из стали позволили многим утверждать, что «Титаник» непотопляем.

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия / Фото: bigpicture.ru

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия / Фото: bigpicture.ru

«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года. Затем началась фаза оснащения, когда на пароход загрузили оборудование и начали внутренние работы. В начале апреля 1912 года «Титаник» прошел ходовые испытания, а затем был признан годным к плаванию.

На момент первого плавания, «Титаник» был одним из самых больших и роскошных кораблей в мире. Его грузоподъемность составляла 46 328 тонн, а при полной загрузке судно водоизмещало более 52000 тонн. Параметры «Титаника» действительно поражают: 269 м в длину и около 28,2 м в ширину в самой широкой точке.

Трагедия, которая унесла сотни жизней

Интерьер каюты первого класса / Фото: journal.homemania.ru

Интерьер каюты первого класса / Фото: journal.homemania.ru

10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Путешествие едва не началось со столкновения «Титаника» с пришвартованным «Нью-Йорком» прямо в порте.
Утром 11 апреля лайнер сделал последнюю запланированную остановку в Европе в Квинстауне, Ирландия. Примерно в 13:30 корабль взял курс на Нью-Йорк. На борту находилось около 2200 человек, примерно 1300 из которых были пассажирами.

На протяжении всего плавания радиооператоры «Титаника» Джек Филлипс и Гарольд Брайд принимали на «мостик» предупреждения об айсбергах. Вечером 14 апреля «Титаник» начал приближаться к зоне, известной своими айсбергами. Капитан Смит немного изменил курс корабля на юг, однако скорость корабля так и составляла около 22 узла. Примерно в 9:40 вечера «Месаба» передала предупреждение о ледяном поле. Это сообщение экипаж «Титаника» не получил.

Айсберг, который потопил «Титаник» / Фото: ru.m.wikipedia.org

Айсберг, который потопил «Титаник» / Фото: ru.m.wikipedia.org

Примерно в 23:40, приблизительно в 400 морских милях (740 км) к югу от Ньюфаундленда прямо по курсу был замечен айсберг, о чем было сообщено на мостик. Задача двух дозорных, Фредерика Флита и Реджинальда Ли, осложнялась необычайным штилем, что затрудняло возможность определить айсберг заранее.

Уильям Мердок приказал «резко сдать на правый борт» и дать задний ход. «Титаник» начал разворачиваться, но находился слишком близко, чтобы избежать столкновения. Смит приказал Филлипсу послать сигналы бедствия, один из таких достиг «Карпатии» примерно в 00:20 ночи 15 апреля. На момент получения сигнала «Карпатия» находилась на расстоянии около 58 морских миль (107 км), и чтобы добраться до «Титаника», потребовалось бы более трех часов.

По мере того, как предпринимались попытки связаться с близлежащими судами, на воду начали спускать спасательные шлюпки.

Крушение «Титаник» / Фото: bigpicture.ru

Крушение «Титаник» / Фото: bigpicture.ru

К часу ночи уровень воды достиг основания (палуба E). Носовая часть Титаника продолжала тонуть, корма начала подниматься, создавая невероятную нагрузку на среднюю часть судна. Примерно в 2:18 ночи «Титаник» погрузился в кромешную темноту. Затем корабль раскололся надвое, и его нос ушел под воду.

Корма опустилась обратно на воду, а затем снова поднялась, приняв вертикальное положение, прежде чем окончательно погрузиться под воду. В 2:20 ночи судно полностью скрылось в глубине Атлантики.

Кто виноват в гибели «Титаника»?

Владельцы пароходной компании «Уайт Стар Лайн» / Фото: http://wsl.su/

Владельцы пароходной компании «Уайт Стар Лайн» / Фото: http://wsl.su/

В мае 1912 года началось британское расследование. Оно проводилось под надзором Британского торгового совета.

Председательствующим судьей был сэр Джон Чарльз Бигхэм, лорд Мерси. В окончательном отчете говорилось, что «потеря указанного корабля произошла из-за столкновения с айсбергом, вызванного чрезмерной скоростью, с которой судно двигалось».

«Титаник» ушел на дно Атлантики ночью / Фото: malamant.livejournal.com

«Титаник» ушел на дно Атлантики ночью / Фото: malamant.livejournal.com

В 1913 году в Лондоне была созвана первая Международная конференция по охране человеческой жизни на море. На ней были разработаны правила, согласно которым на каждом судне должно быть предусмотрено место для спасательной шлюпки на каждого человека, находящегося на борту.Также был создан Международный ледовый патруль для предупреждения судов об айсбергах в судоходных путях Северной Атлантики.

Запросы США и Великобритании мало что сделали для прекращения спекуляций и споров по поводу затопления Титаника. Через несколько дней после трагедии начались разговоры о поиске затонувшего судна. Однако, учитывая ограниченность технологий, серьезные попытки были предприняты лишь во второй половине 20 века.

Винтовая лестница после сотни лет под водой / Фото: jets.ru

Винтовая лестница после сотни лет под водой / Фото: jets.ru

В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию с борта научно-исследовательского судна ВМС США «Кнорр». Подводный аппарат был отправлен на глубину около 13 000 футов (4 000 метров) на дно Атлантического океана, передавая видеоизображение наверх. 1 сентября 1985 года были сделаны первые подводные снимки «Титаника».

Вместо этого ученые обнаружили, что в результате столкновения образовалась череда мелких пробоин, а также хрупкое разрушение и разделение швов в соседних плитах корпуса, что позволило воде затопить шлюзы.
Бесчисленные версии, интерпретации и анализы катастрофы «Титаника» превратили корабль в культурную икону.

Какие грубые ошибки были допущены экипажем

Экипаж «Титаника», 1912 г. / Фото: pikabu.ru

Экипаж «Титаника», 1912 г. / Фото: pikabu.ru

Согласно некоторым гипотезам, «Титаник» был обречен с самого начала из-за конструкции, которую многие хвалили как передовую.

Суда класса «Олимпик» имели двойное дно и 15 переборочных отсеков, оборудованных электрическими водонепроницаемыми дверями, которые могли управляться по отдельности или одновременно с помощью переключателя на мостике.

Однако конструкция водонепроницаемых отсеков имела недостаток, который стал решающим фактором в гибели «Титаника»: хотя отдельные переборки действительно были водонепроницаемыми, стенки, разделяющие их, возвышались над ватерлинией всего на несколько футов, поэтому вода могла попасть из одного отсека в другой.

Казначей «Титаника» Хью Уолтер Мак-Элрой (справа) и капитан Эдвард Джон Смит (слева) / Фото: http://izobata.ru/

Казначей «Титаника» Хью Уолтер Мак-Элрой (справа) и капитан Эдвард Джон Смит (слева) / Фото: http://izobata.ru/

Вторым критическим упущением, которое привело к гибели стольких людей, было недостаточное количество спасательных шлюпок. Всего 16 шлюпок, плюс четыре «разборных» Энгельгардта, могли вместить всего 1 178 человек из 2200 на борту. В результате, даже если бы спасательные шлюпки были загружены полностью, свободных мест хватило бы только для трети пассажиров, включая обслуживающий персонал.

Спустя чуть более часа после столкновения с айсбергом со спуском первой шлюпки началась неорганизованная и бессистемная эвакуация. В то время как шлюпка была рассчитана на 65 человек, ее заполняли только на половину, в лучшем случае.

В драгоценные часы перед тем, как «Титаник» ушел под воду, почти все спасательные шлюпки были спущены на воду недоукомплектованными, некоторые из них имели всего несколько пассажиров.

В соответствии с морским правом, первыми в шлюпки садились женщины и дети; только когда поблизости не оставалось ни женщин, ни детей, мужчинам разрешалось подняться на борт. В итоге, сумели спастись всего 706 человек.

Кадр из фильма «Титаник» Джеймса Кемерона, 1997 г. / Фото: www.pinterest.com

Кадр из фильма «Титаник» Джеймса Кемерона, 1997 г. / Фото: www.pinterest.com

Если отбросить технологические аспекты катастрофы, гибель «Титаника» приобрела в массовой культуре более глубокое, почти мифическое значение. Многие рассматривают эту трагедию как моральную пьесу об опасности человеческой гордыни: создатели «Титаника» верили, что построили непотопляемый корабль, который не может быть побежден законами природы. Как бы то ни было, «Титаник» занял свое почетное место на страницах истории, по карайней мере, именно из этой трагедии создавался самый кассовый фильм XX века .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today