Предложение депутатов Госдумы вернуть в школьную программу черчение не способно вызвать никакой другой реакции, кроме оторопи.
«Суверенизация» России идет бурными темпами: в школьную программу намереваются вернуть давно забытый за ненадобностью предмет – черчение. С этой просьбой обратились члены профильного комитета Госдумы к министру просвещения Сергею Кравцову. Депутаты аргументировали свое пожелание тем, что якобы этот предмет должен заложить у молодежи навыки пространственного и творческого мышления и помочь воспитать свои инженерные кадры, сообщили «Известия».
Кажется, что более странного объяснения трудно себе и представить, однако смысл в нем все-таки есть. Он в том, что западные санкции уже лишают, а в скором времени и вовсе лишат российскую молодежь доступа к самым современным технологиям, так что действительно ей придется обзаводится чертежными досками, готовальнями, карандашами и ластиками – и создавать проекты телег, изб, топоров и прочих предметов, уже давно ушедшей, зато суверенной эпохи. Точно по модели столь горячо любимой Северной Кореи с ее ориентацией только на свои собственные силы, которая и составляет основу идеи Чучхе. Без компьютеров, но свое!
Социальные сети бурно отреагировали на эту новость.
Все это — очередной шаг к образовательному коллапсу
Преподаватель словесности Михаил Павловец вспоминает, в этой связи, свою школьную юность:
«У меня и впрямь с этими типами мышления в средней школе было швах, так как я, кажется, не начертил ни одного чертежа. Зато у меня активно развивалось предпринимательское мышление: я писал на заказ сочинения — и одно сочинение стоило у меня 2 чертежа по черчению. поэтому по черчению у меня было что-то весьма положительное (не помню что), да и успеваемость по литературе у товарищей по классу держалась на высоком уровне.
Если же серьезно, то возвращение сегодня черчения (как и, скажем, каллиграфии) — совершенно бессмысленное начинание, не обеспеченное ни часами, ни кадрами, ни здравым пониманием, зачем в сетку предметов следует пихать еще один предмет.
В словесности как предмете, изучающим язык в различных его модусах, в том числе и эстетическом — немало смысла (в отличие от литературы как предмета в его нынешнем виде, откуда и берется к нему отвращение). И вообще это странная логика — вводить дополнительные предметы, обнаруживая какие-то дефициты у детей, вместо того чтобы использовать потенциал существующих учебных дисциплин: право — потому что дети безграмотны в правовом отношении; финансовая грамотность — потому что они финансово безграмотны; жонглирование — потому что все предметники жалуются, что у детей нарушенная координация; шахматы — потому что у детей абстрактное мышление не развивается… Все это — очередной шаг к образовательному коллапсу, как мне кажется.»
Источник: newizv.ru
6 школьных предметов из СССР, которые оказались бесполезны и исчезли из общей программы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
Те, кто застал советские школьные годы, прекрасно помнят предметы, которые у современных детей в школьной программе уже не встретишь. После распада СССР они стали казаться ненужными, бесполезными. Предлагаем поностальгировать об этих предметах и поразмышлять о том, вернутся ли они снова «в моду». Ну а тем, кто об их существовании не подозревал, будет интересно узнать, как учились их мамы, папы, бабушки, дедушки.
1. Этика и психология семейной жизни
Этот предмет ввели в школьную программу уже на закате СССР – в середине 1980-х. Говорить про «это» с детьми уже перестало считаться чем-то запретным, правда о сексуальном воспитании тогда речь не шла. Детям рассказывали о взаимоотношениях в семье, о рождении и воспитании ребенка, стараясь избегать излишнего углубления в интимную сторону вопроса.
Взаимоотношения полов и планирование бюджета.
На этих же уроках подростков учили и тому, что в наше время называется основами финансовой грамотности – например, как планировать семейный бюджет.
2. Черчение
После начальной школы у советских детей появлялся такой предмет как черчение. Как-никак СССР считался страной строителей – не только коммунизма, но и домов, фабрик, заводов. В общем, был курс на индустриализацию.
Каждый школьник был потенциальным архитектором и строителем.
Этот предмет требовал от родителя дополнительных хлопот, ведь на урок требовалось брать тубус, специальную бумагу или листы для черчения, циркуль, угольник, линейку, транспортир, а также набор мягких и твердых карандашей. Впрочем, и после советского периода этот предмет еще какое-то время оставался в программе старшеклассников. Сейчас же в обычных школах его нет.
Правда, в некоторых классах с азами черчения детей все-таки немного знакомят – в рамках уроков труда. Вообще же черчение в его классическом «советском» виде уходит в прошлое потому, что в современном мире смоделировать любой объект можно с помощью специальных компьютерных программ.
Некоторые предметы постепенно ушли из школьной программы.
3. Арифметика
Этот раздел математики у советских младшеклассников (в школах он существовал не в весь советский период) был выделен как отдельный предмет. По сути то же самое, что математика у современных школьников – на арифметике детей учили сложению, вычитанию, умножению, делению чисел.
Математика, но для маленьких.
Со временем требования к знаниям младшеклассников усложнились, поэтому предмет «арифметика» и сменил свое название.
4. Чистописание
По интернету часто гуляют фотографии школьных тетрадок из 1940-50-х годов. На них каллиграфическим почерком, о котором современный ребенок может только мечтать, выведены ряды букв и чисел. Почерку советского школьника предавалось большое значение – он должен был быть разборчив и аккуратен, ведь многие документы в советское время писались от руки и они должны были быть предельно понятны.
Муторно, но красиво.
Сейчас этот навык уже не так актуален, ведь наступил век компьютеров и гаджетов. Так что вместо чистописания, судя по всему, скоро введут урок печатания на клавиатуре. Впрочем, польза от этого, на первый взгляд, нудного предмета все-таки есть: младшеклассник приучается к аккуратности, ну и мелкую моторику, к тому же, разрабатывает.
5. Начальная военная подготовка
В стране, которая вела затяжную холодную войну, этот предмет, коротко называемый «НВП» или «военное дело», был очень актуален. Отставные военные или запасники учили детей маршировать, надевать противогазы, пользоваться гранатой, собирать и разбирать автомат и даже стрелять. Также им показывали, как оказывать первую помощь раненым и пострадавшим.
Готовили к будущей защите Родины.
В наше время в обычных (не профильных военных) классах азы НВП часто преподают в рамках уроков ОБЖ. Поэтому многие учителя и родители не поддерживают инициативу некоторых депутатов ввести НВП снова. Зачем детям излишяя милитаризация?
6. Конституция СССР
Конституцию нужно было знать назубок.
Забытые школьные предметы переносят в детство и вызывают чувство ностальгии по тем беспечным временам. Точно так же, как и школьные атрибуты времен СССР . Эти в чем-то уже старомодные вещи помнит каждый советский ученик из 1980-х.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Черчение предложили вернуть в школьную программу
Члены профильного комитета Госдумы обратились в Минпросвещения с просьбой вернуть предмет «Черчение» в школьную программу. Согласно тексту обращения, это необходимо, чтобы у молодёжи появились навыки пространственного и творческого мышления, а также для воспитания в стране новых инженерных кадров.
«Черчение изучалось в советской школе с 1930-х годов, хотя преподавание предмета по часам и возрасту учащихся постоянно корректировалось. В 2000-х годах его в последний раз перенесли с 7-го в 9-й класс, а время изучения было сокращено до одного часа в неделю. Затем предмет стал факультативным и его по желанию могли выбрать для изучения сами учащиеся. Официально черчение было исключено из школьной программы в 2019 году», — пояснили СМИ.
Ранее ряд профильных экспертов и специалистов в вузах также поднимали вопрос о возвращении черчения в школьную программу. По их мнению, изучение черчения помогает заложить в знаниях «фундамент для дальнейшего инженерного образования в период профессиональной ориентации у школьников».
По утверждению преподавателей вузов, сейчас многие выпускники школ выбирают технические специальности, но часть из них после первого года обучения переводится на другие направления, так как программы по черчению в вузе для них сложны без подготовительных знаний, которые можно было получить в школе по этому направлению.
Представители отрасли рассказали СМИ, что это происходит потому, что «графические дисциплины, закладывающие основу профессиональной деятельности инженера, архитектора, дизайнера, не входят в обязательную школьную программу, несмотря на то что в настоящее время РФ взяла курс на развитие технической науки».
«Сейчас многие школьники, попадая в вузы, испытывают большие трудности из-за отсутствия представления о пространственном мышлении. Они не могут отобразить в проекциях даже спичечный коробок, а мы в университете уже начинаем преподавать им сразу более серьёзные знания. Без черчения нельзя воспитать инженера, это его язык», — подытожил СМИ профильный эксперт вуза.
Источник: habr.com