В 50-е годы стиляги создали целую подпольную организацию с собственным правительством, в которое входили представители тогдашней «золотой молодежи».
Государство стиляг
Движение стиляг в пятидесятые годы было достаточно заметным явлением в Советском союзе. Но особенно мощно это направление развивалось в Харькове, где в 1957 году была сформирована своя собственная подпольная организация.
Полсотни молодых людей, вошедших в закрытую структуру, даже выбрали свое правительство во главе со студентом Политеха Евгением Гребенюком. Кстати, большинство из собравшихся были комсомольцами, активистами и детьми чиновников высокого ранга.
Весть о новой организации, которую сами стиляги назвали «Голубая лошадь», быстро распространялась среди местной молодежи, привлекая в ее ряды все новых и новых участников.
Любопытно, но шумные и веселые собрания «Голубой лошади» проходили буквально через дорогу от здания харьковского КГБ.
Правда, помня о том, чьи это дети, стиляг до поры до времени никто не трогал, позволяя спокойно слушать джаз и рок-н-ролл, а самому Гребенюку писать смелые статьи об этих музыкальных направлениях.
Тем не менее, смелость и активность руководителя «Голубой лошади», которого стиляги окрестили Гетманом, не оставалась незамеченной. Тем более, что уже сустя год организация насчитывала без малого тысячу человек. И это была вполне себе ощутимая сила.
Веселые выходки «чуваков»
Со временем вполне безобидная «Голубая лошадь» превратилась в организацию с лозунгом «За победу буржуазной революции!». Ее участники уже были не просто праздными молодыми людьми, обожающими шумные веселья.
Теперь они открыто поклонялись западным ценностям и моралям, и именно в то время в обиход вошло в оборот слово-аббревиатура, которое обозначало человека, усвоившего высшую американскую культуру. Если коротко – «чувак».
Харьковские чуваки совсем распоясались, потеряли рамки дозволенного от безнаказанности. Они все чаще устраивали провокационные мероприятия. Или, говоря современным языком, пранки.
Однажды летним днем 1958 года в Харькове внезапно появился кортеж из нескольких «Побед» и «ЗИМов» в сопровождении милицейских машин.
У многих местных чиновников тут же затряслись поджилки. Все знали о любви тогдашнего советского руководителя Никиты Хрущева к внезапным проверкам на высшем уровне.
Никита Сергеевич мог внезапно появиться в любом городе в сопровождении своей свиты, чтобы посмотреть, как реально обстоят в нем дела, пока местные бонзы не успели навести необходимый лоск.
Вот и здесь харьковские чинуши предположили, что к ним с ревизией нагрянул Хрущев. Когда кортеж появился у горкома, все они взволнованные выбежали на улицу встречать важных гостей.
И только когда из окон пронесшегося мимо кортежа им со смехом и свистом начали махать руками веселые волосатые парни, чиновники поняли, что их жестоко разыграли.
Оказалось, это так развлекались стиляги под предводительством своего Гетмана. Катание веселой компании на шикарных машинах организовал другой заядлый стиляга — сын министра транспорта СССР.
Докладная Хрущеву
Харьковская «золотая молодежь» тогда многое могла себе позволить. Однако, последняя шутка с кортежем переполнила чашу терпения городских правителей.
Если раньше местные бонзы предпочитали помалкивать, то теперь Виталий Титов, секретарь Харьковского обкома, не выдержал и написал докладную в Москву о сложившейся ситуации.
История дошла до самого Хрущева, который по обыкновению стукнул кулаком по столу и приказал разобраться с врагами советского общества. Репрессивная государственная машина тут же пришла в ход.
«Голубую лошадь», которой еще недавно позволялось практически все, назвали опасной подпольной организацией. Харьковские чиновники в ожидании столичных комиссий и представителей силовых ведомства бросились спасать своих детей.
Одних в срочном порядке отправили в армию, другие перекинули в ВУЗы в другие регионы поменьше и победней. Главное, с глаз долой.
Разгром инакомыслия
Кого из города убрать не успели, пришлось под ручку вести в КГБ с повинной. Но чекисты порой действовали быстрей. Зимой 1958 года у многих местных лидеров стиляг прошли обыски, в ходе которой было обнаружено много компромата, включая антисоветскую литературу.
На заметку к КГБ попало более пяти тысяч студентов, связанных с «Голубой лошадью». А само их движение было признано антигосударственной подпольной структурой, созданной с целью последующего свержения существующего строя. В воздухе явно запахло расстрельными статьями.
И быть бы суровым приговорам и огромным срокам, но тут в ситуацию вновь вмешался Хрущев. Но теперь в обратном порядее.
Осознав, что такой объем следствия и обвиняемых могут показаться всему миру, что в СССР есть тысячи несогласных с линией партии, генсек публично заявил, что в Советском союзе нет инакомыслия.
Диссидентов сделали мелкими хлиганами
Это направило расследовании по другому пути – более мягкому и с гораздо меньшим количеством подозреваемых.
В январе 1959 года в «Комсомольской правде» была опубликована статья «Куда прискакали голубые лошади» с довольно оскорбительными характеристиками стиляг:
«За спиной у Комсомола бьют стиляги в медный таз. Слышны звуки рок-н-ролла и надрывно воет джаз. Слышен запах заграницы, и девицы и юнцы — Голубые кобылицы, голубые жеребцы».
В общем, политику быстренько превратили в хулиганство «золотых мальчиков и девочек», которые просто бесятся с жизни. Правда, Запад и особенно Соединенные штаты считали харьковских стиляг диссидентами, и даже пытались выделить под их «Голубую лошадь» огромные деньги.
Чекисты об этом узнали, поставив Гребенюка перед выбором. Или он публично отказаться от помощи США, и тогда идет под суд по мелким статьям, или его судят как иностранного агента.
Гетман пошел на сделку с властями, получив в итоге меньше двух с половиной лет колонии. Такие же смехотворные сроки получили его главные приспешники.
Многие отделались условным наказанием, а большинство бывших участников «Голубой лошади» вообще ообошлись легким испугом в виде допросов со следователями. Тем не менее, точка в истории с почти настоящим государством стиляг была поставлена.
Читайте нас в Дзене
Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно
Источник: www.infox.ru
Как появились стиляги, и почему им больше не захотелось «на хилл»
Правда ли что в СССР не существовало субкультур? Нет, как минимум одна все же была: стиляги. Самые раскованные и красочно одетые представители молодежи на всем советском пространстве. Мы предлагаем вам узнать, почему джаз, который так любили стиляги, считали антисоветским. Выяснить, что такое «мерзавчики» и как можно «совершать хилл».
А еще — разобраться, почему фильм «Тарзан» вдохновлял стиляг, а также как советская власть пыталась бороться с этой субкультурой.
Крайняя антисоветчина
Движение стиляг появилось в конце далеких 40-х годов прошлого века. Не неся в себе какой-то политической составляющей, данная субкультура тем не менее активно осуждалась советским обществом. Но по сути, стиляги появились как ответ ему же, его жестким требованиям, регламентирующим всю жизнь человека.
Те же пионеры обычно массово подчинялись общему уставу и боялись его нарушить, чтобы не навлечь на себя недовольство товарищей и партии. Но подрастая, вчерашние ленинцы порой начинали жаждать свободы, яркой одежды, а главное — яркой жизни. Как на Западе, ну или почти такой.
Кто придумал сам термин
Изначально термин «стиляга», который мы сегодня употребляем с совершенно нейтральным смысловым оттенком, был впервые опубликован в 1949 году. Дмитрий Беляев в одноименном фельетоне описал нелепо выглядящего напыщенного юношу, не менее невежественную его подругу. На протяжении чтения очерка читателю становится неловко за их излишнюю нарядность и попытки танцевать по-западному. Такое ощущение, что именно это произведение стало спусковым крючком для борьбы с модниками Советского Союза. Журнал «Крокодил», в котором как раз и был опубликован фельетон, регулярно публиковал на редкость саркастичные карикатуры, касающиеся антисоветского поведения стиляг.
Любопытна еще и другая версия происхождения названия этой субкультуры. Якобы стиляги, любители джаза, использовали специальный жаргонный глагол «стилять», дав тем самым сами себе название. Глагол можно трактовать как «копировать чужой стиль игры». Кстати, джаз был чуть ли не более осуждаем, чем сами стиляги. Однажды даже вышла статья с громким и непонятным нам сегодня лозунгом «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь».
Штаны — ушить, юбку — расклешить
Всех стиляг условно можно было разделить на представителей золотой молодежи и молодежь из обычных советских семей. Первые могли себе позволить покупать вещи у фарцовщиков, заказывать родителям желанные обновки из-за рубежа, а также рассматривать привезенные оттуда же модные журналы. Вторым оставалось самостоятельно шить себе плащи, зауживать советские фабричные брюки на 10 см. А девушки копировали модели американских платьев, просиживая за швейными машинками порой ночи напролет.
Источники вдохновения
Что касается фильмов, то стиляги черпали вдохновение в таких картинах как «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза» и других. Они любили все западное: фильмы, музыку, танцы. Да и поведение стиляг отличалось от поведения обычного советского гражданина.
Мало того, что модника издалека было видно благодаря яркой нестандартной одежде и прическе, в этой субкультуре была принята совершенно другая манера ходить и двигаться. Полагалось гордо нести себя вперед, словно какую-то диковинку, высоко подняв голову и придав своим движениям некую развязность. Возможно, она-то как раз и раздражала окружающих так сильно.
Что раздражало больше всего
Особое недовольство вызывало и то, насколько сильно представители этой молодежи выделялись из общей массы. Причем нисколько не стесняясь этого, наоборот. Девушки красили губы ярко-красным цветом и подводили глаза, юноши щеголяли в ярких кричащих галстуках и носили прическу кок, предельно антисоветскую. А еще у стиляг даже был свой особый язык.
Так например, «мерзавчиками» назывались усики особо тонкой формы, модные среди стиляг. А «ходить на хилл» и вовсе означало максимально нарядиться и пройтись вечером по главной улице города, чтобы «на людей посмотреть и себя показать».
Бесполезная борьба и конец стиляг
Советские власти не ограничивались одной устной и письменной пропагандой. Обычной практикой было патрулирование дружинниками улиц и «отлов» стиляг. Далее возможны были варианты. Порой стилягам портили одежду и обрезали волосы. А иногда даже приводили, несмотря на сопротивление, в милицию и фотографировали их.
Естественно, для последующих «антистилягских» публикаций.
Справедливости ради отметим, что и в жизни этой субкультуры бывали дни, в которых свободы было чуть больше обычного. Так, на время выставки работ Пикассо в 1956 году и на время приезда Диора в 1959-м в Москву, а потом и на период фестиваля молодежи в 1957-м нападки на стиляг минимизировались. А потом произошло то, что рано или поздно должно было произойти.
Наступившая в период оттепели передышка сделала субкультуру уже чем-то вроде красивой ширмы, за которой реально уже ничего не стояло. Когда нет жестких запретов, нет особого удовольствия в том, чтобы протестовать и бунтовать. Стиляжничество формально оставалось таковым, но потеряло свое бунтарство и актуальность.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Стиляги. Как это было
Стиляги — это молодёжная субкультура СССР конца 1940-начала 1960-х. Для них были характерны нонконформизм, специфические сленг и следование западным стилям одежды, танцам, музыке и прочим.
Самые первые стиляги стали появляться в конце 40-х прошлого века. Они являли собой протест советскому обществу. Стиляги были подчёркнуто аполитичны, отрицали некоторые нормы общественной морали, циничны. Те, кто вернулись из Западной Европы, привезли с собой множество украшений, одежды, обуви, журналов. Вот как раз эти вещи стали началом протестного гардероба для стиляг «из народа».
Впервые термин «стиляга» был упомянут в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст вышел в журнале «Крокодил», где описывался вечер, на который явился «разодетый на иностранный манер» молодой человек, гордившийся своим пёстрым нарядом и умением танцевать зарубежные танцы.
Ну конечно же он вызвал смех у других, «нормальных» студентов. В фельетоне была представлена и подруга стиляги Мумочка «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод».
Эта статья стала началом кампании против тлетворного влияния Запада. Также есть мнение, что термин пришёл из музыкальной среды, где у джазовых исполнителей был термин «стилять» — то есть копировать чужой стиль игры. «Дуть стилягу» — играть в подражательной манере.
Уже начиная с 50-х годов стиляги постоянно подвергались остракизму. Представителей этой субкультуры постоянно высмеивали в прессе, пропесочивали на комсомольских собраниях, а дружинники преследовали их на улицах, портя им одежду и отрезая волосы. Насильно отводили в милицию, где фотографировали для всяких обличительных статей.
Небольшие послабления были во время выставки Пабло Пикассо в 1956 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор с моделями (1959 год) и фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году. Тогда были небольшие послабления в преследованиях (чтобы гости столицы не увидели избиений и арестов на улицах), но потом возобновлялись с большей силой.
В середине 60-х движение стало угасать. Часть исследователей считают, что представителей субкультуры начала 60-х к стилягам уже относить нельзя. Но несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами ещё лет десять называли модников.
У стиляг был уникальный специфический внешний вид, своя манера поведения, сленг и музыкальные предпочтения. Вкусы во многом сформировали «трофейные» фильмы — «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан», картины с Диной Дурбин.
Самые первые стиляги носили мешковатые двубортные разноцветные пиджаки, яркие носки, шляпы с широкими полями, цветные шёлковые или гавайские рубашки, остроносые ботинки на высокой подошве, пёстрые галстуки.
Позже наряды стали элегантнее: брюки-дудочки шириной в обязательные 22 см, зонты-трости, джинсы, узкие галстуки-селёдки.
К началу 60-х стиляги стали называть себя «штатниками», в честь следования американской моде. К тому времени уже были в моде строгие плащи с верхней пуговицей, костюмы из чистой шерсти, ратиновые пальто в английском стиле, сшитые у портного шляпы, туфли с перфорированными носами или американские солдатские ботинки, широкие серые пиджаки с платочком, выглядывающим из кармана.
У девушек-стиляг такого строгого собственного стиля не было — они просто копировали фасоны из прибалтийских модных журналов: пышные или узкие юбки, яркие блузки с цветочным принтом, туфли с удлинённым носком, элегантные брючки.
Стиляги побогаче отоваривались у фарцовщиков или приезжих иностранцев и заказывали пошив вещей из западных тканей, покупаемых в комиссионных магазинах. Стиляги из семей победнее шили плащи и брюки из брезента, а на ботинки наклеивали «манную кашу» — подошвы из каучука, или же микропоры, которые потом сбоку гофрировали.
Ну и конечно же, особым шиком считалось иметь заграничные портсигары, зажигалки, авторучки и игральные карты с девушками в стиле рin-up.
Причёски были особым шиком: начёсанные и набриолиненные «коки» на лбу. И усики-«мерзавчики».
Девушки красились ярче чем обычные советские девушки. Яркая помада, густая подводка, а волосы завивали и укладывали вокруг головы. К 60-м годам из-за фильма «Бабетта идёт на войну» стала невероятно популярной начёсанная бабетта, которую носила главная героиня фильма в исполнении Бриджит Бардо.
Манеры поведения стиляг называли «на редкость развязные». Высоко поднятая голова, свободная походка «от бедра». По вечерам стиляги прогуливались по «Бродвею» — центральной улице города.
Особый сленг складывался из английских заимствований, которые переиначили на русский лад и добавили элементы музыкального жаргона.
Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве;
Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины;
Таек (англ. tie) — галстук;
Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная;
Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки;
Хэток (англ. hat) — шляпа;
Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ.
Стиляги очень любили саксофон — он олицетворял музыку свободных людей. И конечно же, зарубежные танцы и музыка — чаще всего джаз.
Источник: back-in-ussr.com