В каком классе изучают корень слова

Цель: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.

Образовательная: освоение понятия «корень слова» ( выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение, однокоренные слова.

Развивающая: развивать умения различать однокоренные слова, образовывать и правильно писать слова с общим корнем; обогащать письменную и устную речь учащихся, развивать навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем;

познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному образцу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Что такое корень в русском языке? как найти корень слова? как отличить корень от суффикса?

коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;

личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Тип урока : открытие новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Айгуль Асхатовна, сегодня урок русского языка у вас проведу я, садитесь. Ребята, давайте с помощью своих ладошек передадим друг другу тепло наших сердец и свое хорошее настроение. Дайте «пять» своему соседу по парте и пожелайте ему удачи на сегодняшнем уроке.

— А кто мне скажет, как мы сидим за партой? Как отвечаем на вопросы учителя?

2. Актуализация знаний.

— Дети, посмотрите на слайд, кого вы видите? Да, верно, это герой из сказки «Малыш и Карлсон». А вы знаете, кто написал эту сказку? Эту сказку написал Астрид Линдгрен.

— Ребята, у Малыша возникла проблема, на доске даны три группы слов, с первыми двумя группами слов наш герой знаком и он знает, что это за слова, а вот третью группу слов он не знает. Первая группа слов – это у нас (синонимы, вторая – (антонимы, а кто-нибудь знает, как называются слова третьей группы? А вы хотите узнать? Так давайте же узнаем, что это за слова и заодно поможем Малышу. Согласны?

Работа в группах.

— Ребята, чтобы узнать, как называются эти слова, давайте поработаем в группах. Решите ребусы. У кого какое слово получилось? Верно, однокоренные слова. Итак, слова третьей группы называются однокоренными словами.

3. Открытие новых знаний.

— Ребята, какая тема нашего урока? А какую цель поставим перед собой? (узнаем, что такое однокоренные слова и научимся их находить).

— Давайте мы с вами узнаем, что же такое однокоренные слова. Прочитайте правило на странице … учебника.

— Ребята, где вы еще в жизни встречались с корнем? (корень дерева, корень зуба, корень растений). Все верно, корень для растений является источником жизни, без корня растение не может существовать, поэтому, ребята, нужно относиться к растениям бережно, не вырывать их, не рубить, растения дают нам кислород.

Что такое корень слова. Как найти корень слова?

Индвид. работа+работа с учебником

— А теперь давайте поработаем с учебником, откройте страницу 63, упр. 90.

-Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного поиграем.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах+ленинг апс

— А сейчас мы с вами поработаем в парах. Возьмите в руки планшеты, отсканируйте код и перейдите к заданию. Приступайте к выполнению задания.

6. Итог урока.

— Итак, ребята, что мы сегодня узнали нового? Какая тема была нашего урока? Какая цель? Мы ее достигли? С какими словами познакомились? Какая проблема была у Малыша?

Вы теперь знаете, что такое однокоренные слова?

— А теперь каждый посмотрите на доску и продолжите высказывания.

— У вас на партах лежат бумажки с лесенкой успеха. Оцените свою работу и поставьте себя на эту лесенку успеха.

— Вот и подошел к концу наш урок. Спасибо, до свидания!

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку » Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Цель занятия: закрепить.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Читайте также:  Как правильно постирать джинсы в стиральной машине

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 2 класс
  • Русский язык, 2 класс
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Чуковский, К.И. Любимый писатель
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Конспект урока по русскому языку« Что такое корень слова. Однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть , т.е. корень слова, подбирать однокоренные слова.

  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

1. Организационный момент.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

3. Создание проблемной ситуации.

а) — Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

— На какую тему все эти слова?

— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

— А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме — родственные слова)

— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

— Назовите эту общую часть.

— Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

— Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

— С родственными словами мы разобрались.

— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

Понятие об однокоренных словах .

— Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

— Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

— А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

Читайте также:  Как попасть на прием к патриарху кириллу

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа — ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

— Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной-…..(медведь).

Медведь, медленно, медвежата, медвежий . онок.

На овчарку он похож,

Что ни зуб- то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.( волк)

Волк, волчий, волокно, волчица, . онок.

Задания для самопроверки

Корень слова. Однокоренные слова.

1.Прочитай слова. Спиши их, поставь в них ударение. Выдели в них дугой общую часть (корень).

2.Запиши 3-4 родственных слова к слову лес . Выдели корень.

Корень слова. Однокоренные слова.

1.Какие слова называются однокоренными?

2.Придумай и запиши к словам дом, море 2-3 однокоренных слова. Выдели корень, поставь ударение.

3.Прочитай.Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень.

Берёза, моя берёзонька,

Берёзка, моя кудрявая!

Люблю тебя, моя берёзонька, незабываемая!

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

 А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

 Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

— Наш урок закончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс.

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Целью урока является создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование.

Конспект урока по русскому языку (2 класс) «Корень слова»

Познакомить с понятием корень слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Конспект урока по русскому языку по теме «Корень слова»

Конспект урока по русскому языку по теме «Корень слова» для учащихся 3 класса.

Конспект урока по русскому языку на тему «Корень слова» 2 класс по учебнику Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 — Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др.

Сценарий урока разработан для сайта Учи.ру.

Источник: nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку 2 класс «Что такое корень слова?»

Цель: формирование представления о корне слова в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

  • формировать знания о корне слова, умения выделять корень слова, подбирать однокоренные слова в процессе выполнения учебных упражнений;
  • развивать восприятие, словесно-логическое мышление в процессе беседы и решения проблемной ситуации;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка в процессе беседы.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

— Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть!
— Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе у вас должны лежать: пенал, дневник, тетрадь по русскому языку, учебник.
— Кто считает, что готов к уроку, может сесть на свое место.

— Проверьте, чтобы спинка у вас была прямая, ножки стояли ровно, ручки кладем так, как полагается настоящим ученикам.
— Пожалуйста, настройтесь позитивно на урок, сегодня у нас с вами все обязательно получится и нам удастся преодолеть трудности.
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, вы согласны со мной?

— Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Родственные слова)
— Что же такое родственные слова? (Слова близкие по смыслу, имеют общую часть, в которой заключено общее значение всех родственных слов)
— Молодцы, эти знания пригодятся нам на уроке!

Актуализация знаний и целеполагание

— Открываем тетради и записываем число, классная работа. Пропуская 2 строки от предыдущей работы.

Минутка чистописания

— Возьмите конверт номер 1 и возьмите карточку.
— Зеленой ручкой подчеркните самое красивое соединение, которое у вас получилось. (На экране слова: сахар, сахарница, сахарный, сахарок)

— Что это за слова? (Родственные слова)
— Выделите общую часть. (Выделяют общую часть –САХАР-)
— Как называется общая часть родственных слов? (Затрудняются ответить)

— Эта Общая часть называется корнем.
— Как вы считаете какая тема сегодня у нас на уроке? (такое корень слова)
— Какова цель урока? (Узнать, что такое корень слова)

— Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих слова)
— Верно. Мы сегодня узнаем, что такое корень слова и однокоренные слова.

Читайте также:  Как придумать подпись на паспорт для девочки

Открытие нового знания

— Ребята, а мы знаем, как правильно пишется слово САХАР. (словарная работа)
— Посмотрите внимательно на стр. 63 и прочитаем его вместе.
— А мы можем подобрать проверочное слово? (нет)

— Почему? (это словарное слово)
— Давайте в тетрадке запишем новое слово. Поставим в нем ударение. Возьмите зеленую ручку и обозначьте опасное место в этом слове.
— Придумайте и запишите предложение со словарным словом.

— Ребята, давайте проведем с вами эксперимент. На экране у вас слова, уже знакомые нам. (Сахар, сахарница, сахарный, сахарок)
— Какую общую часть мы в них выделили? (-сахар-)
— Закроем в слове сахар общую часть, что у нас останется? (ничего)

— А в слове сахарница? (-ница-, незнакомая нам часть слова)
— А в слове сахарный? (-ный-)
— В слове сахарок? (-ок-)

— Какой вывод мы можем сделать? (Как только мы закроем общую часть слов, у нас пропадает значение слова)
— Кто-нибудь догадался что же такое корень слова? (Главная часть слова)
— Молодцы, давайте проверим наши предположения в учебнике на стр. 61 и прочитаем правило.

— Что еще важно из этого правила знать, чего мы еще не вспомнили? (В корне слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
— А кто знает, что еще может означать слово КОРЕНЬ? (Подземная часть растения, часть волоса, зуба, начало, источник чего-либо)
— Наше слово имеет несколько значений. Как называются такие слова? (Многозначные слова)
— Молодцы!

Первичное закрепление

— Мы с вами узнали, что такое корень слова. Теперь давайте выполним задания.
— Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Засели домики»

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники». (у нас — это родственные слова, как вы понимаете)
— Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

  • 1 ряд -лис-
    Лиса, лист, лисонька, лисий.
  • 2 ряд -мор-
    Морской, моряк, море, мороз.
  • 3 ряд -вод–
    Вода, водичка, водный, водитель.

— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? (лист)

— Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. (Слова: лиса, лисонька и лисий – имеют общее лексическое значение)
— Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. (-ЛИС-)

(проверяем работу 2 и 3 рядов)
— 2 ряд, кто лишний в домике, почему? (Мороз. У остальных слов общее лексическое значение)
— Какой корень у ваших слов? (-МОР-)

— 3 ряд, кто лишний в домике, почему? (Водитель. У других слов общее лексическое значение)
— Какой корень у этих слов? (–ВОД-)
— Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

— Какой вывод, мы можем сделать, выполнив это задание. (У родственных слов, есть общая часть, которая называется – корнем. Обозначается дугой)
Собери слова с одинаковым корнем. (После перемещения на карточке должна появиться скрепочка. Учитель фронтально вызывает учеников к доске, а все остальные записывают пары однокоренных слов к себе в тетради, выделяя корень)

Работа с учебником

— Откроем учебник на стр. 63 упр. 90. Прочитайте задание.
— Запишите однокоренные слова в тетрадь, запишите их группами и обозначьте корень слова.
— Посмотрите на доску и проверьте выполненное задание с эталоном.

— Давайте выполним следующее задание. На экране у вас будут появляться утверждения. Вам нужно определить ложное это высказывание или истинное.

  1. Слова лиса — леса однокоренные. (ложь)
  2. Корень слова выделяется знаком. (ложь)
  3. Корень — это главная часть в слове. (истина)
  4. Слова лес — лесок однокоренные. (истина)

Физминутка

— Давайте немножко отдохнем.
— Я вам буду называть пары слов, если они окажутся однокоренными, то вы хлопаете в ладошки, а если нет – топаете ножками.
Ветер — ветерок, шляпа — шапка, снег — мороз, снег — снегопад, январь — февраль, сентябрь — сентябрьский.

Организация обобщения изученного материала

— А теперь давайте поработаем самостоятельно.
— Возьмите конверт № 2 и достаньте карточки со стихотворением. Вам нужно найти в строках однокоренные слова и выделить в них корень.

— Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте выполнение задания. Поставьте + или -.
— Проверьте выполнение задания с эталоном на доске и поставьте. (Самостоятельное выполнение упражнений)

Рефлексия

— Итак, что мы изучили сегодня на уроке? (ответы детей)
— Что у вас получилось? А что не получилось?
— Давайте вспомним цель нашего урока, получилось ли ее достичь?

— Что же такое корень слова?
— Каким знаком выделяется корень в слове.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Источник: koncpekt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today