Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Формирование понятия положительного и отрицательного чисел с навыком работы на координатной прямой.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, доска.
Задачи:
- познакомится с множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой;
- ввести обозначение отрицательных чисел, научить применять их при решении задач;
- анализировать и систематизировать знания об изученных числах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 6 КЛАСС
Тема: «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
Тип урока: У рок изучения нового материала.
Цель урока: Формирование понятия положительного и отрицательного чисел с навыком работы на координатной прямой.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, доска.
- познакомится с множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой;
- ввести обозначение отрицательных чисел, научить применять их при решении задач;
- анализировать и систематизировать знания об изученных числах.
- Организационный момент
Китайская мудрость гласит:
Если не видишь, взойди на гору;
если не понимаешь, спроси у старшего.
Давайте сегодня, ребята, не будем стесняться
спрашивать то, что мы не понимаем.
- Актуализация опорных знаний
1. Древнегреческий ученый Пифагор говорил: «Числа правят миром». Мы с вами живем в этом мире чисел, а в школьные годы учимся работать с разными числами
— Какие числа нам уже известны к сегодняшнему уроку (натуральные обыкновенные дроби, десятичные дроби)?
— Распределите следующие числа по группам (натуральные числа — это числа возникающие при счёте)
— Ребята, какие числа, мы оставили? (0, и числа со знаком «-») Об этих числах мы и будем говорить сегодня на уроке.
2. Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Где будет находиться белка, если она удалится от дупла на 3 метра
— Сколько ответов можно дать на этот вопрос?
Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? Достаточно ли знать лишь расстояние от дупла?
(надо знать еще и направление)
3. Какую температуру показывает термометр?
Т.е. снова появились числа со знаком «+» и «- Когда у нас температура выше нуля мы обозначили знаком «+», а ниже нуля знаком «-«
4. Используя знаки «+» и «–», запишите:
а) 5° мороза; в) доход 132 руб.; д) проигрыш 5 очков;
б) 15° тепла; г) расход 2351 руб.; е) выигрыш 10 очков.
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
3. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд
IV. Изучение нового материала
1. Практическая работа
А) Начертите горизонтальную прямую
Б) Отметьте на ней точку О (примерно посередине)
Будем называть эту точку начало отсчёта
В) Выберите единичный отрезок и отложите его вправо и влево от начала отсчета (одну или две клетки)
Г) Под каждой точкой подпишите соответствующее число.
Чем неудобна эта шкала? (Одно и то же число стоит под двумя разными точками)
Как выйти из этого затруднения?
В математике принято числа, которые идут влево от начала отсчета, записывать со знаком минус “-”.
Чем неудобна эта шкала? (Одно и то же число стоит под двумя разными точками).
Как выйти из этого затруднения?
2. Координатная прямая. Что же такое координатная прямая?
Определение: прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой.
3.Задание : назвать среди этих прямых прямую, которая является координатной.
V. Первичное закрепление знаний
— Определите координаты точек работа по учебнику
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельная работа по теме «Положительные и отрицательные числа»
- Отрицательные числа:
- Положительные числа:
- Натуральные числа:
- Дробные числа:
- Целые числа:
- Отметьте на координатной прямой точки В(4); С(-3,5); К(-1,5); М(2); D(3,5). За единичный отрезок примите длину двух клеток тетради.
- Выбери правильные ответы:
- Термометр А показывает отрицательную температуру;
- Термометр Б показывает отрицательную температуру;
- Термометр А показывает ни положительную, ни отрицательную температуру;
- Термометр Б показывает ни положительную, ни отрицательную температуру;
- Термометр А показывает положительную температуру.
- Термометр Б показывает положительную температуру.
- Запишите показания термометра
- Запишите показание термометра, изображенного на рисунке А .
- Запишите показание термометра, изображенного на рисунке Б.
- Какую температуру будет показывать термометр, изображенный на рисунке А, если температура повысится на 30 °С.
- Какую температуру будет показывать термометр, изображенный на рисунке Б, если температура понизится на 10 °С.
Ребята, выбирая начало фразы из экрана на доске:
сегодня я узнал…
я выполнял задания…
я почувствовал, что…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…
VIII. Домашнее задание
Из истории отрицательных чисел, № 837, термометр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План — конспект урока «Положительные и отрицательные числа» 6 класс.
План — конспект урока «Положительные и отрицательные числа» с использованием проблемно — диалогической технологии.
Урок по теме «Положительные и отрицательные числа. Умножение положительных и отрицательных чисел» в 6 классе
Урок «Умножение положительных и отрицательных чисел» в 6 классе.
Открытый урок «Положительные и отрицательные числа»
Открытый урок «Положительные и отрицательные числа» 6 класс. Учебник: Зубарева. Мордкович.
Конспект урока математики для 6 класса по теме «Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел».
Конспект урока по математике для 6 класса по теме «Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел».Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о.
Презентация к уроку «Положительные и отрицательные числа»
Тема урока: Положительные и отрицательные числа.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:приобретение учебной информации,контроль усвоения теор.
Технологическая карта урока «Положительные и отрицательные числа»
Учебник Математика.6 кл., автор Мерзляк А.Г.Тема урока: Положительные и отрицательные числаТип урока: Урок новых знаний.
Технологическая карта урока «Положительные и отрицательные числа» 6 класс Мерзляк
Технологическая карта урока математики в 6 классе автор учебника Мерзляк. Тема урока «Положительные и отрицательные числа".
Источник: nsportal.ru
Советская и нынешняя программы по математике. Чему больше не учат в школе?
Чтобы подготовиться к промежуточной аттестации по современным учебно-методическим комплексам, я обычно просматриваю темы, необходимые для промежуточной аттестации, и контрольные, тесты, как показатель уровня сложности.
В средней школе разница всё более заметна. Давайте сравним и попробуем определить, почему
Для простоты возьмём изучаемые темы и контрольные за 5-6 класс. Темы в разных программах даются в разное время, но 6 класс — это своеобразный итог изучения арифметики и начало изучения алгебры и геометрии, поэтому на него и будем ориентироваться.
Советские контрольные будем смотреть в книге «Методика арифметики для учителей средней школы» Березанской Е.С. 1955 года выпуска издательство Учпедгиз, а современные — в ВПР на сайте sdamgia.ru.
Сначала выясним, есть ли разница в темах
Сравните темы и станет ясно, что отрицательные числа и модуль по алгебре и часть тем по геометрии дети проходят сейчас раньше и повторяют ещё раз в 7-9 классах, а вот оценка размеров и диаграммы вообще не были представлены в советской школе, как отдельные.
При знакомстве с современными учебно-методическими комплексами я не смогла также найти пропорциональное деление и задачи по этой теме, которые были в советской школе. Скорее всего, этому больше не учат.
Также я обратила внимание на небольшое количество задач в современных учебниках.
Теперь сравним глубину изучения, то есть контрольные
Начнём с темы «Обыкновенные дроби»
В советской школе дроби и действия с дробями проходят в 5 классе, сразу, без перерывов.
В современной школе в ВПР тема дробей представлена в 5 классе, а арифметические действия с ними в 6, но сразу и с отрицательными числами.
Источник: dzen.ru
О пропедевтике действий с отрицательными числами
Статью с таким названием я написал почти 30 лет назад. Она опубликована в журнале «Математика в школе», 1991. № 3, с. 17-21.
Здесь привожу только начало статьи и ссылку на неё.
Изучение отрицательных чисел остаётся одним из самых сложных вопросов программы V – VI классов. Тому есть несколько причин.
Во-первых, традиционно отрицательные числа изучаются после обыкновенных и десятичных дробей — к этой схеме с 1990 г.
возвращается и учебник Н. Я. Виленкина и др. При таком порядке изучения усвоение правил нахождения знака результата осложняется наличием различных алгоритмов выполнения действий с модулями.
Во-вторых, в отличие от натуральных чисел и дробей изучение отрицательных чисел не опирается на предшествующий опыт предметной деятельности, подводящий учащихся к пониманию правил действий с этими числами.
В-третьих, изучение действий с отрицательными числами обычно совмещается с приобретением учащимися недостающего опыта, т. е. собственно изучение действий с числами и их пропедевтика неразличимы в общей канве изложения. В результате оно носит рецептурный характер, что мало способствует общему развитию учащихся. Кроме того, при изучении сложения и вычитания преобладает опора на порядковый аспект числа (шкала термометра, координатная ось), что затрудняет переход к действиям.
На это обстоятельство обратил внимание И. В. Арнольд в книге «Отрицательные числа в курсе алгебры» (1947). Он писал, что числовые отметки на шкале температуры, так же как и номера домов на улице, имеют порядковый смысл: «…если речь идет о температуре в 3°, то неуместно было бы сказать, что она «состоит из температуры в 2° и температуры 1°».
Аналогично обстоит дело и при нумерации точек числовой прямой с помощью отрицательных и положительных чисел: этим устанавливается лишь положение каждой точки относительно выбранного начала, но сложение таких порядковых отметок не отвечает никакой допускающей прямое истолкование операции над соответствующими точками. В отличие от этого имущество «+3 р.» можно считать «состоящим» из +2 р. и +1 р. и, в более общем случае, из наличности 5 р. и 2 р. долгу и т. д.».
Далее И. В. Арнольд пишет: «Для того, чтобы иметь возможность конкретно истолковать сложение, нам приходится от показания термометра переходить к разностям температур, т. е. к характеристикам повышений и понижений температуры с помощью поло-жительных и отрицательных чисел».
Отвлеченный от оси разговор о повышениях и понижениях температуры проходит обычно нормально: учащиеся могут сложить два последовательные изменения температуры и определить, что получилось в результате — повышение или понижение и на сколько градусов. Но как только мы даем иллюстрацию сложения на оси, то неизбежно переходим к сложению «разнородных» слагаемых — «отметки» и «изменения», т. е. смешиваем порядковый и количественный аспекты понимания числа. Рассмотрение же примеров с изменениями на +2 и –3 требует постоянного внутреннего перевода: повышение на 2 и понижение на 3. Стоит ли удивляться, что этот материал вызывает затруднения у многих учащихся.
Каким же образом можно упростить для учащихся изучение отрицательных чисел. Прежде всего, было бы желательно выделить изучение целых чисел отдельным вопросом, что позволило бы учащимся усваивать новые правила действий в более простой ситуации с целыми модулями.
Изучению действий с отрицательными числами должна предшествовать пропедевтическая работа, которая может дать учащимся необходимый опыт, подводящий их к пониманию соответствующих правил. Эту работу следовало бы строить с опорой на количественный аспект числа, ведя рассуждения о наличии и долге или выигрыше и проигрыше. Рассмотрим возможный порядок пропедевтики действий с отрицательными числами, основанный на изучении действий с количествами выигрышных и проигрышных очков. Для работы нам потребуются игральные кости — кубики с нанесенными на их гранях обозначениями чисел от 1 до 6 (рис. 1). Кубики лучше взять красного и синего цвета (ассоциация по цвету — тепло и холодно). (В данной публикации мы будем использовать белый и чёрный цвета из-за ограниченных полиграфических возможностей журнала.)
Меню
- Решайте с нами!
- Полезные советы
- Учителю на заметку
- Книги для учителя
- ОГЭ-ЕГЭ-2023
- Олимпиады
- Рецензии
- Презентации, ссылки, видео-радио-телевидение
- О проекте
- Фотоархив
- Юмор
- Личный архив
- Архив сайта
- Пентамино
Источник: www.shevkin.ru