В каком классе проходят систему уравнений

При помощи уравнений можно описать любые процессы — даже те, что происходят в природе. Метод не самый легкий, но зато универсальный: щелкать с ними задачки можно на раз, два.

· Обновлено 13 июля 2022

Основные понятия

Алгебра в 8 и 9 классе становится сложнее. Но если изучать темы последовательно и регулярно практиковаться в тетрадке и онлайн — ходить на уроки математики будет не так страшно.

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в исходное уравнение получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем 3 + 4 = 7. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 7 = 7.

Уравнением можно назвать, например, равенство 3 + x = 7 с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Система уравнений — это несколько уравнений, для которых надо найти значения неизвестных, каждое из которых соответствует данным уравнениям.

Так как существует множество уравнений, составленных с их использованием систем уравнений также много. Поэтому для удобства изучения существуют отдельные группы по схожим характеристикам. Рассмотрим способы решения систем уравнений.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Реши домашку по математике на 5.
Подробные решения помогут разобраться в самой сложной теме.

Реши домашку по математике на 5.

Линейное уравнение с двумя переменными

Уравнение вида ax + by + c = 0 называется линейным уравнением с двумя переменными x и y, где a, b, c — числа.

Решением этого уравнения называют любую пару чисел (x; y), которая соответствует этому уравнению и обращает его в верное числовое равенство.

Теорема, которую нужно запомнить: если в линейном уравнение есть хотя бы один не нулевой коэффициент при переменной — его графиком будет прямая линия.

Вот алгоритм построения графика ax + by + c = 0, где a ≠ 0, b ≠ 0:

  1. Дать переменной конкретное значение x = x₁, и найти значение y = y₁ при ax₁ + by + c = 0.
  2. Дать x другое значение x = x₂, и найти соответствующее значение y = y₂ при ax₂ + by + c = 0.
  3. Построить на координатной плоскости xy точки: (x₁; y₁); (x₂; y₂).
  4. Провести прямую через эти две точки и вуаля — график готов.

Нужно быстро привести знания в порядок перед экзаменом? Записывайтесь на курсы ЕГЭ по математике в Skysmart!

Система двух линейных уравнений с двумя переменными

Для ax + by + c = 0 можно сколько угодно раз брать произвольные значение для x и находить значения для y. Решений в таком случае может быть бесчисленное множество.

Читайте также:  Как наносить блестящие тени на веки

Система линейных уравнений (ЛУ) с двумя переменными образуется в случае, когда x и y связаны не одним, а двумя уравнениями. Такая система может иметь одно решение или не иметь решений совсем. Выглядит это вот так:

Из первого линейного уравнения a₁x + b₁y + c₁ = 0 можно получить линейную функцию, при условии если b₁ ≠ 0: y = k₁x + m₁. График — прямая линия.

Из второго ЛУ a₂x + b₂y + c₂ = 0 можно получить линейную функцию, если b₂ ≠ 0: y = k₂x + m₂. Графиком снова будет прямая линия.

Можно записать систему иначе:

Множеством решений первого ЛУ является множество точек, лежащих на определенной прямой, аналогично и для второго ЛУ. Если эти прямые пересекаются — у системы есть единственное решение. Это возможно при условии, если k₁ ≠ k₂.

Две прямые могут быть параллельны, а значит, они никогда не пересекутся и система не будет иметь решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ ≠ m₂.

Две прямые могут совпасть, и тогда каждая точка будет решением, а у системы будет бесчисленное множество решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ = m₂.

Метод подстановки

Разберем решение систем уравнений методом подстановки. Вот алгоритм при переменных x и y:

  1. Выразить одну переменную через другую из более простого уравнения системы.
  2. Подставить то, что получилось на место этой переменной в другое уравнение системы.
  3. Решить полученное уравнение, найти одну из переменных.
  4. Подставить поочередно каждый из найденных корней в уравнение, которое получили на первом шаге, и найти второе неизвестное значение.
  5. Записать ответ. Ответ принято записывать в виде пар значений (x; y).

Решим систему уравнений методом подстановки

Потренируемся решать системы линейных уравнений методом подстановки.

Пример 1

  1. Решите систему уравнений: x − y = 4
    x + 2y = 10
  2. Выразим x из первого уравнения: x − y = 4
    x = 4 + y
  3. Подставим получившееся выражение во второе уравнение вместо x: x + 2y = 10
    4 + y + 2y = 10
  4. Решим второе уравнение относительно переменной y: 4 + y + 2y = 10
    4 + 3y = 10
    3y = 10 − 4
    3y = 6
    y = 6 : 3
    y = 2
  5. Полученное значение подставим в первое уравнение вместо y и решим уравнение: x − y = 4
    x − 2 = 4
    x = 4 + 2
    x = 6

Ответ: (6; 2).

Пример 2

  1. Решите систему линейных уравнений: x + 5y = 7
    3x = 4 + 2y
  2. Сначала выразим переменную x из первого уравнения: x + 5y = 7
    x = 7 − 5y
  3. Выражение 7 − 5y подставим вместо переменной x во второе уравнение: 3x = 4 + 2y
    3 (7 − 5y) = 4 + 2y
  4. Решим второе линейное уравнение в системе: 3 (7 − 5y) = 4 + 2y
    21 − 15y = 4 + 2y
    21 − 15y − 2y = 4
    21 − 17y = 4
    17y = 21 − 4
    17y = 17
    y = 17 : 17
    y = 1
  5. Подставим значение y в первое уравнение и найдем значение x: x + 5y = 7
    x + 5 = 7
    x = 7 − 5
    x = 2

Ответ: (2; 1).

Пример 3

  1. Решите систему линейных уравнений: x − 2y = 3
    5x + y = 4
  2. Из первого уравнения выразим x: x − 2y = 3
    x = 3 + 2y
  3. Подставим 3 + 2y во второе уравнение системы и решим его: 5x + y = 4
    5 (3 + 2y) + y = 4
    15 + 10y + y = 4
    15 + 11y = 4
    11y = 4 − 15
    11y = −11
    y = −11 : 11
    y = −1
  4. Подставим получившееся значение в первое уравнение и решим его: x − 2y = 3
    x − 2 (−1) = 3
    x + 2 = 3
    x = 3 − 2
    x = 1
Читайте также:  Почему в аквариуме желтеет вода что делать

Ответ: (1; −1).

Метод сложения

Теперь решим систему уравнений способом сложения. Алгоритм с переменными x и y:

  1. При необходимости умножаем почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами.
  2. Складываем почленно левые и правые части уравнений системы.
  3. Решаем получившееся уравнение с одной переменной.
  4. Находим соответствующие значения второй переменной.
  5. Запишем ответ в в виде пар значений (x; y).

Пример.

Домножим первое уравнение системы на -2, второе оставим без изменений. Система примет вид:

Сложим уравнения, получим

Отсюда y = -3, а, значит, x = 2

Ответ: (2; -3).

Система линейных уравнений с тремя переменными

Системы ЛУ с тремя переменными решают так же, как и с двумя. В них присутствуют три неизвестных с коэффициентами и свободный член. Выглядит так:

  • ax + by + cz = d

Решений в таком случае может быть бесчисленное множество. Придавая двум переменным различные значения, можно найти третье значение. Ответ принято записывать в виде тройки значений (x; y; z).

Если x, y, z связаны между собой тремя уравнениями, то образуется система трех ЛУ с тремя переменными. Для решения такой системы можно применять метод подстановки и метод сложения.

Решение задач

Разберем примеры решения систем уравнений.

Задание 1. Как привести уравнение к стандартному виду ах + by + c = 0?

5x − 8y = 4x − 9y + 3

  1. 5x − 8y = 4x − 9y + 3
  2. 5x − 8y − 4x + 9y = 3
  3. x + y = 3

Задание 2. Как решать систему уравнений способом подстановки

  1. Выразить у из первого уравнения:
  2. Подставить полученное выражение во второе уравнение:
  3. Найти соответствующие значения у:

Задание 3. Как решать систему уравнений методом сложения

  1. Решение систем линейных уравнений начинается с внимательного просмотра задачи. Заметим, что можно исключить у. Для этого умножим первое уравнение на минус два и сложим со вторым:
  1. Решаем полученное квадратное уравнение любым способом. Находим его корни:
  1. Найти у, подставив найденное значение в любое уравнение:
  1. Ответ: (1; 1), (1; -1).

Задание 4. Решить систему уравнений

Решим второе уравнение и найдем х = 2, х = 5. Подставим значение переменной х в первое уравнение и найдем соответствующее значение у.

Задание 5. Как решить систему уравнений с двумя неизвестными

При у = -2 первое уравнение не имеет решений, при у = 2 получается:

Источник: skysmart.ru

«Системы уравнений. Решение системы уравнений.»

Тема: «Системы уравнений. Решение системы уравнений.» Тип урока: ознакомление с новым материалом Цель урока: формирование представлений об уравнениях первой степени с одним неизвестным. Задачи урока: Обучающая: сформировать навык решения системы уравнений.

Зубкова Надежда Анатольевна

Содержимое разработки

Урок № 39 по алгебре в 7

Тема: «Системы уравнений. Решение системы уравнений.»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: формирование представлений об уравнениях первой степени с одним неизвестным.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать навык решения системы уравнений .

Воспитательная: умение анализировать собственные знания, причины затруднений при выполнении задания, находить новые способы решения (выдвигать “гипотезы”), развивать способности к оценке продуктивности собственной.

Читайте также:  Какие крупы можно запаривать кипятком

Развивающая: развивать творческую активность учащихся, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: находят корни линейных уравнений или доказывают, что их нет.

Личностные: Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам алгебры, дают оценку результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные:

Р – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления.

П – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

К – умеют отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, дифференцированные карточки (приложение).

Структура урока:

Организационный момент 2 мин
Проверка д/з 3 мин
Воспроизведение и коррекция опорных знаний через устный счет 5 мин
Сообщение темы и цели урока 1 мин
Ознакомление с новым материалом 10мин
Физкультминутка 1 мин
Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых условиях с целью формирования умений 15мин
Рефлексия 2 мин
Постановка Д/З 2 мин

Ход урока

Учитель Ученики УУД
1.Организационный момент
Приветствую учащихся. Сажаю их на места. Приветствуют учителя. К: Умение слушать и вступать в диалог.
2. Проверка Д/З
Какие вопросы по контрольной работе? Задают вопросы К: Умение слушать и вступать в диалог.
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний через устный счет
— Что является решением линейного уравнения с двумя переменными? Подумайте, а если у нас два таких уравнения, что будет решением этих уравнений? — Итак, используя метод аналогии, вы сами сформулировали определение решения системы линейных уравнений с двумя переменными.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях

Источник: videouroki.net

кто знает, для какого класса.

решали с племяшкой задачу повышенной сложности… Стоимость 5 буйволов и 2 баранов 10 ланов золота. Стоимость 2 буйволов и 5 баранов 8 лонов золота. Сколько лонов золота стоит 1 буйвол и 1 баран по отдельности? я то ее конечно решила, но что-то не уверена, что она что-то поняла… кто такую решал… в каком классе .

Комментарии

Дочка в шестом классе, с математикой конечно не очень, решить не смогла.

24 ноября 2014 07:50

если вдруг кому надо будет — вот решения двумя способами

2х+5((10-5х)/2)=8 либо 2х+(5(10-5х))/2=8, умножаем на 2 всё уравнение
получаем 4х+5(10-5х)=16, раскрываем скобки
получаем 4х+50-25х=16 и решаем далее
4х-25х=16-50
-21х=-34, умножаем на (-1)
21х=34, х=34/21=1 целая 13/21

отсюда у=(10-5(34/21))/2, умножаем на 2 и получаем
2у=10-5(34/21) или 2у=10-(5*34)/21, умножаем на 21
получаем 42у=21*10-5*34
42у=210-170
42у=40, у=40/42=20/21

пусть буйвол х, баран у
тогда получаем систему уравнений
5х+2у=10
2х+5у=8
Сложим оба уравнения, получим 5х + 2х + 2у + 5у =18, в итоге 7х + 7у = 18. Отсюда х + у = 18/7,
тогда х= 18/7 — у. Подсталяем выражение для х в любое из первоначальных уравнений (я выбрала 1-е), получаем
5*(18/7-у) + 2у = 10
90/7 -5у + 2у = 10
-3у = 10 — 90/7
у = (-20/7)/(-3)
у= 20/21

Посдтавляем найденное у в х= 18/7 — у, получаем
х= 18/7 — 20/21
х= 34/21

Источник: www.baby.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today