В каком классе проходят состав слова

УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова, развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства:

  • учебник для 4 класса , автор Т.Г. Рамзаева;
  • девиз урока:«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
  • схема слова: корень, суффикс, окончание
  • рисунок ствола дерева, листочки деревьев;
  • тесты по теме «Повторение. Состав слова» – по вариантам;

Ход урока

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?
  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
  • Надо просто улыбнуться.
  • Дети повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.

– Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

2. Минутка чистописания

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Улыбка никому не вредит.(японская пословица)

– Как вы понимаете данную пословицу?

3. Сообщение темы и целей урока

– Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

– Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

– Как называется общая часть родственных слов?

– А какие части слова вы знаете ещё?

– Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

– Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

– Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

– Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова.)

– Поэтому и девиз нашего урока звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока

а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с упражнения «Найди «лишнее» слово».

Поле, полька, полюшко, полевод.

(Полька – не однокоренное слово.)

– Что такое корень?

Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.

(Смотреть – в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

– Что такое приставка?

Носик, машинист, берёза, колечко.

(Берёза – в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

– Что такое суффикс?

– А какой части слова мы ещё не сказали?

– Что такое окончание?

– Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

– А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

б) Работа по учебнику.

– Образуйте однокоренные слова и запишите их.

(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки; Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой; устно составляется предложение с одним из слов.)

в) Упр. 525

– Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие части разные.

– Спишите, обозначьте части слова.

Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник.

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

2. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

3. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

6. Повторение пройденного материала

– Скажите, что вам кажется особенно интересным в описании берёзы после дождя? Как поэту удалось это передать?

– Объясните написание выделенных букв.

Учитель: повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе!

– Напишите текст по памяти. (Заучивание и проверка – в парах.)

– Выполните разбор под цифрой 3.(Выполняется коллективно.)

  1. Прошёл -гл, (что сделал?)
  2. Н.ф. – пройти, 1 спр.
  3. В пр.вр, 3 л., ед.ч.
  4. Сказуемое.

7. Самостоятельная работа

Тест по теме «Состав слова» – по вариантам.

Вариант 1

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

Читайте также:  Как узнать время рождения человека по фио

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) Повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) Стол, дерево, книга

6. В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (по)горели
б) (по)горе
в) (за)болели

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка

Вариант 2

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) стол, дерево, книга

6. В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (от)боли
б) (за)грустил
в) (у)лететь

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) жалость
б) жалоба
в) жалкий
г) жалить

8. Подведение итогов

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?
  2. Какие части слова служат для образования новых слов?
  3. Какие слова называются однокоренными?

– Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

(У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске).

Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)

9. Рефлексия

  1. Урок был – полезный, познавательный…
  2. На уроке чувствовал себя….
  3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
  4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу.

10. Выставление оценок

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

11. Домашнее задание

Учитель: Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

– Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

– Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

Источник: rosuchebnik.ru

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Состав слова»

Конспект урока по русскому языку по теме :

«Состав слова»

Тема урока : Состав слова

— развивать умения выделять значимые части слова;

— разбирать слова по составу.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

Умение слушать и слышать собеседника.

Умение формулировать свою позицию.

Слушать и понимать речь других.

Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

Умение редактировать (совершенствовать) текст.

Умение выражать свои мысли.

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Осознавать познавательную задачу.

Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Делать обобщения, выводы

Тип урока : изучение нового

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: словесно-наглядный, иллюстративный

Ход урока

I. Психологический настрой.

— Всем, всем добрый день. Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Не будем терять время зря, нам урок начать пора. Определите тему урока по следующему стихотворению:

Читайте также:  Что означает татуировка сова на руке

Уголок, квадратик, скобки, вот и радуга-дуга.

Разберёмся в знаках этих, и получатся слова.

II. Работа по теме урока

Из чего строятся слова?

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Всё на свете состоит из чего-то : лес – из деревьев

Растения – из частей

Облака — из множества водяных капелек

Дом — фундамент, стены, крыша, окна, дверь, труба

А слова сделаны из своего «строительного материала», который называется морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.

ІІІ. Основная часть

1) Самый главный «строительный блок»-КОРЕНЬ, который несёт основной смысл, значение слова. Если слова похожи по значению и по внешнему виду, тогда они называются родственными.

Корень условно обозначается знаком

Родственных слов

Ответ наш готов.

а) Работа в тетради: Записи. Укажите корень.

Пригласим в гости всех родственников корня- цветок.

Запишем корень цвет — цветик, цветение, расцветка, цветник, цветочница, цветоводство, цветущий, зацветает, цветной, многоцветный.

вод-а — водяной, водный, водник, подводник, водопад, водица, водолаз, водоросль, водопровод.

б) Игра на внимание «третий лишний».

В каждой тройке слов одно не родственное :

Подчеркните в каждой строчке только однокоренные слова.

Почему одно слово лишнее?

2) Второй «строительный блок»-ОКОНЧАНИЕ.

Окончание условно обозначается.

— Оно сообщает нам, сколько предметов один или много: кошка-кошки

— В каком роде стоит слово-в мужском, женском, среднем: синий, синяя, синее

Вывод: изменяемая часть слова.

Этап закрепления. На конце любого слова

Окончанье ищем снова.

С другим словом держит связь

а) — Из данных слов составьте предложение, изменяя, если необходимо, окончание.

под, шуршат, ноги, листья, сухой

(Под ногами шуршат сухие листья. Сухие листья шуршат под ногами. Шуршат под ногами сухие листья.)

— Запишем предложение: Шуршат под ногами сухие листья.

— Почему нам пришлось изменить окончания некоторых слов? (Для связи слов в предложении)

б) — У вас на столе лежат карточки. Возьмите их и выполните следующие задания

Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.

Пушистый хвост у …. дупло ….

Долго выслеживал … увидел….

Любовался… грустил о ….

— Какое окончание вы выделили? Что вы делали, чтобы найти окончание?

-Давайте проверим все ли выполнили правильно задание

3) Третий «строительный блок»-ПРИСТАВКИ-труженицы, которые приставляются к корню.

Каждая приставка несёт смысл, образует новое значение слова. Условно она обозначается.

Перед корнем я стою

Слово новое создаю

Если только захочу –

Значение слова изменю.

а) Образуйте от слов :

Полз, свистел, мыл, нёс, вёз, лез.

Слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-, в-, вы-Физминутка

С при – приставкой присесть,

С по – приставкой подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и все настало время

С за – зарядку завершать.

б) Работа по учебнику.

в) -Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом.

Попасть внутрь комнаты. (Войти, зайти)

Сделать работу заново (Переделать)

Сделать пол чистым (Помыть)

Сделать рисунок цветным (Раскрасить)

— Я буду показывать только приставки, а вы догадайтесь, что надо делать?

— Представим, что мы сидим перед телевизором. Я называю приставку – в.

— Что нужно сделать с телевизором? (Включить).

— А если я скажу пере? (Переключить на другую программу).

— Вы-. (Выключить телевизор).

Вывод: приставка служит для образования новых слов

4) Четвёртый «строительный блок»-СУФФИКС.

Условно обозначается

После корня он стоит,

Слово новое звучит.

а) — Какие звери живут в лесу? (показываю картинку)

— Давайте запишем на доске эти пары слов.

— Какой суффикс помог образовать эти слова? (енок, онок)

— Выделим его в словах (я выделяю сама).

б) — Суффикс из большого делает маленькое:

в) — Выражает отношение к предмету, признак предмета:

морковь-морковный, кошка-кошечка, сад-садик, садовый

Вывод: Суффиксы образуют новые смысловые значения слов.

— Ребята, мы сегодня проделали большую работу.

— Выполнили цель урока? — Какой вывод мы сделаем?

ВЫВОД: Мы познакомились со структурой слова-составом слова. В русском языке принято называть каждую часть слова-морфема. Они взаимосвязаны между собой, служат для образования новых слов, изменяют значение слова.

— Назовите морфемы. Как они называются?

— Как условно принято обозначать каждую часть слова?

— Что понравилось на уроке?

— О чём заставил задуматься?

— Чему ты научился на уроке?

— Доволен ли ты своей работой на уроке?

— Покажите свое настроение с помощью листочков.

VI. Домашнее задание

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 3 класс
  • Начальная школа. 3 класс
  • Начальная школа. 3 класс
  • Начальная школа. 3 класс
  • Начальная школа. 3 класс
  • Начальная школа. 3 класс
  • Русский язык, 3 класс
  • Русский язык, 3 класс
  • Русский язык, 3 класс
  • Русский язык, 3 класс
  • Русский язык, 3 класс
  • Русский язык, 3 класс
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки
Читайте также:  Как сделать длинные ногти без гель лака

Источник: www.maam.ru

Урок по русскому языку «Состав слова.» 2класс. УМК «Школа России».

Данный урок знакомит учащихся с понятием приставка и суффикс Учит их различать.

Кузовкина Марина Николаевна

Содержимое разработки

Тема: «Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе.»

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс».

2. развивать умение работать в группах, разбирать предложения по членам предложения, умение работать со словарными словами.

3. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: Картинки сказочных героев( царь Ход и Пар), деревья для самостоятельной работы.

— Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесёт радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ:

— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству и узнаем из каких частей состоит слово, познакомимся с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс». Будем учиться находить приставку и суффикс в словах.

— Я думаю, нам придётся многому удивиться!

— А какой звук произносят, когда удивляются?

3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Вот поэтому мы вспомним , как пишется строчная буква о и нарисуем волшебные очки.

— Какой звук обозначает буква о?

— Волшебные очки мы нарисовали, но попасть в грамматическое царство они помогут тогда, когда мы выполним словарную работу. Оденьте очки!

При помощи карточек вставим пропущенные буквы.

Ко..екция, п.мидор, ур.жай, м.лина, ж.лтый, д.рога, п.года.

-Запишите слова, в которые вставили букву О.

— Молодцы! Словарную работу мы выполнили, можно войти в орфографическое царство.

-Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами жил-был царь, по- имени Пар (картинка). И было у него много волшебных шляп. Надевал он шляпу –ок- и превращался в ласковый парок.

-А если надевал шляпу –ищ-, становился злющим парищем. Отчего врагам нечем было дышать и они убирались восвояси. Запишите слова в тетрадь.

ПАР ПАРОК ПАРИЩЕ

-Какие слова записали?

-Докажите, что это слова однокоренные.

— Выделим корень –пар-

ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКСОМ.

При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение. Выделяется так:

— Назовите суффиксы в словах пар, парок, парище.

Прочитаем правило о суффиксе в учебнике.

ИТОГ: — Итак, что такое суффикс?

Был у царя Пара младший брат ХОД, молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать(картина).

И было у этого царя много слуг, да не прислужников, а разных мастеров. Особенно ХОД

Ценил сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всём свете не сыскать, на все случаи жизни. Вот решил царь в лес сходить, надел сапоги –С- и быстро в лесу оказался. Долго бродил по лесу и заблудился. Вдруг из чащи разбойники. Что делать? Переодел сапоги –С- на сапоги – У- и быстро убежал, на пути река. И опять сапоги выручили.

На дел ХОД сапоги –пере- и преодолел препятствие.

Запишите в тетрадь:

Ход, сход, уход, переход.

Части слова : -с, вы, пере, за, при- приставки. Они стоят перед корнем и служат для образования новых слов. Выделяются так:

— Назовите приставки в этих словах .

А теперь прочитаем правило о приставке.

ИТОГ: — Что такое приставка? Суффикс?

Ветер дует нам в лицо,

Деревцо всё выше-выше!

И вот раз налетел на орфографическое царство, грамматическое государство ураган.

С двух деревьев он сорвал листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева листья. Я немного подскажу: На первом дереве листья, на которых слова с приставками. На втором , слова с суффиксами.

Отлёт грибок ( запись сразу)

— Почему это слово нужно записать в первый столбик?

— Что такое приставка?

— Почему это слово нужно записать во второй столбик?

— Что такое суффикс?

ИТОГ:- Какие слова записывали в первый столбик?

— Что такое приставка?

— Какие слова записывали во второй столбик?

— Что такое суффикс?

Чтобы правильно составлять и записывать слова с приставками и суффиксами, поиграем в игру « Составь слово». По вариантам.

ХОД(при,у, по, пере вы,за, при)

Рыба, дуб, ключ( ушк,ок, ышк, ик,ек,к)

Проверка: 1 вариант: -Какие слова составили? –Что использовали? Что такое приставка?

2 вариант: -Какие слова использовали? – Что использовали при образовании новых слов? –Что такое приставка?

Д/з: Чтобы вы не забыли, по каким законам живут жители грамматического царства, орфографического государства, вам надо эти законы выучить.

-80%

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today