Цели: познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).
III. Введение в тему урока
— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.
— Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей.)
— Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся?
— Чему мы будем учиться?
— Разгадайте шифровку-анаграмму. (Ответ записать на доске.)
(Александр Сергеевич Пушкин.)
— Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (Дети перечисляют.)
Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А. С. Пушкина.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение статьи
(Учащиеся читают авторский текст на с. 84.)
2. Выборочное чтение
— В каких строчках говорится о предметах из произведений А.С. Пушкина? Прочитайте их.
— Какие чувства испытывает человек, читающий произведения этого поэта? Запишите эти строчки.
3. Чтение отрывков
(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)
— Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.
(Ответ. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
V. Физкультминутка
Кузнец
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два — и готово.
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. «У лукоморья дуб зеленый. »
Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление.
Сегодня мы будем его читать.
(Учитель читает на с. 86 — 87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Если есть возможность, то воспроизвести аудио- или видеозапись.)
— Требуется провести небольшую словарную работу.
У лукоморья — у морского залива.
Дол — то же, что и долина.
Пленяет — берет в плен.
Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
— Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.
(Дети читают, делая пометки карандашом. Затем идет проверка самостоятельной работы.)
2. Кроссворд «Любимые сказки»
1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.)
2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)
3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)
4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)
5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)
6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел начали изучать на уроке?
— Что нового узнали, чему научились на уроке?
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом. », или с этих слов и до конца).
Источник: vashechudo.ru
Урок литературного чтения во 2 классе «У лукоморья дуб зелёный»
Представленный урок соответствует требованиям, предъявляемым современному уроку. Урок носит продуктивный характер, создаёт благоприятные возможности для усвоения изучаемого материала всеми учащимися.
Скачать:
Литературное чтение во 2 классе «У лукоморья дуб зелёный» | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения «А.С. Пушкин.У лукоморья дуб зелёный»
Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
- Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
- Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
- А) анализ сюжета
Б) выборочное чтение
В)чтение про себя
- Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
- Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
- Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.
Психологический настрой на работу.
— Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
— Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
2. Проверка домашнего задания.
— Рассказать наизусть отрывок из стихотворения «Федорино горе».
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.
— А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.
И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
— Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.
«Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)
— Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.
И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.
Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.
4. Повторение изученного.
Подготовительная беседа учителя о поэте.
— Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.
У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.
— Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.
— Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?
— на самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.
3. Работа над новым материалом.
У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.
— Герои какого произведения находятся в сундуке?
-«У лукоморья дуб зеленый…»
— Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
— Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…
— Что такое «Лукоморье»? Кто знает?
— Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.
— Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
— Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
— Что означает « дол »? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? ( пространство без деревьев –долина).
— Как вы понимаете слова « видений полны »? (Много выдуманных героев).
— о заре – на заре.
— Почему воды названы ясными? ( прозрачные).
— Пленяет – берет в плен.
— Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
— Чахнет – сохнет, худеет.
У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.
— А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.
Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:
У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
А) Работа над произведением.
У . Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.
— Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? ( Чтение учителем отрывка наизусть)
Первичное восприятие текста.
— Беседа по первичному восприятию:
- Понравилась ли сказка?
- Что понравилось ?
Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:
-Каким же поэт изобразил лукоморье?( сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
— Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
-Что особенно понравилось и почему?
-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? ( Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)
— что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?( Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)
-нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).
— Что вы можете сказать о второй части?( более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).
— Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).
— Какие сказочные герои повстречались?
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
-Как нужно читать это стихотворение?
Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.
Самостоятельная работа детей.
- Чтение про себя
- Работа над выразительным чтением.
Самостоятельное чтение последних шести строк.
— Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
-Кто какие строчки запомнил?
-Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.
— Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.
— В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.
Учитель читает стихотворение наизусть:
Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном.
И море синее и пену…
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.
— Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?
Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
— Всем спасибо за урок!
Источник: nsportal.ru
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (1820). 5 класс
«У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на зубе том. » Несмотря на зачин, «Руслан и Людмила» — не просто детская сказка, а ироничное послание пушкинским друзьям-поэтам. В помощь школьнику. Первая неделя ноября
Текст: Ольга Лапенкова
Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Сказку эту поведаю теперь я свету
Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:
- У лукоморья дуб зелёный;
- Златая цепь на дубе том:
- И днём и ночью кот учёный
- Всё ходит по цепи кругом;
- Там чудеса: там леший бродит,
- Русалка на ветвях сидит;
- Избушка там на курьих ножках
- Стоит без окон, без дверей;
- И тридцать витязей прекрасных
- Чредой из вод выходят ясных,
- И с ними дядька их морской;
- В темнице там царевна тужит,
- А бурый волк ей верно служит;
- Там ступа с Бабою Ягой
- Идёт, бредет сама собой;
- Там царь Кащей над златом чахнет;
- Там русской дух. там Русью пахнет!
Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.
«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.
Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.
Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.
Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.
Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.
Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».
Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?
Нет повести печальнее на свете
Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:
- За шумным, свадебным столом
- Сидят три витязя младые;
- Безмолвны, за ковшом пустым,
- Забыты кубки круговые,
- И брашна [напитки] неприятны им;
- То три соперника Руслана;
- В душе несчастные таят
- Любви и ненависти яд.
- Один — Рогдай, воитель смелый,
- Мечом раздвинувший пределы
- Богатых киевских полей;
- Другой — Фарлаф, крикун надменный,
- В пирах никем не побежденный,
- Но воин скромный средь мечей;
- Последний, полный страстной думы,
- Младой хазарский хан Ратмир:
- Все трое бледны и угрюмы.
В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:
- . Дети, други!
- Я помню прежние заслуги:
- О, сжальтесь вы над стариком!
- Скажите, кто из вас согласен
- Скакать за дочерью моей?
- Чей подвиг будет не напрасен,
- Тому — терзайся, плачь, злодей!
- Не мог сберечь жены своей! —
- Тому я дам её в супруги
- С полцарством прадедов моих.
- Кто ж вызовется, дети, други.
Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?
Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?
Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.
Побеждённый учитель
Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.
В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:
К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…
В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:
- Ложится в поле мрак ночной;
- От волн поднялся ветер хладный.
- Уж поздно, путник молодой!
- Укройся в терем наш отрадный.
- Здесь ночью нега и покой,
- А днём и шум и пированье.
- Приди на дружное призванье,
- Приди, о путник молодой!
Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.
Использованные материалы
- К. Сушичев.«У Лукоморья дуб зелёный. Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
- Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».
Источник: godliteratury.ru