Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Такова официальная версия смерти поэта. Однако существует и неофициальная — Есенин был убит сотрудниками ГПУ, а самоубийство инсценировали. Трагическая гибель великого поэта и спустя столько лет волнует его почитателей, литературоведов, исследователей творчества и экспертов-криминалистов. С одним из них — одесским судмедэкспертом Леонидом Чекановым — побеседовал корреспондент «ФАКТОВ».
— Поначалу все сходились во мнении, что смерть Есенина не насильственная, однако со временем стали всплывать факты, которые привлекли внимание исследователей, — говорит кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины и медицинского законодательства Одесского национального медуниверситета Леонид Чеканов (на фото автора). — Лично я впервые услышал о Есенине еще школьником от отца, который несколько раз видел поэта при жизни. Именно папа рассказал мне, что не верит в версию самоубийства.
Надо сказать, что в то время ни в одной библиотеке я не сумел найти стихов Есенина или что-нибудь о нем самом. При хрущевской оттепели появились первые сборники есенинских стихов. Со временем стали публиковать воспоминания его друзей и коллег. В них утверждалось, что Есенин был алкоголиком, завсегдатаем кабаков, хулиганом, скандалистом. Против него, как оказалось, было возбуждено множество уголовных дел. По моим подсчетам, тринадцать…
— Так много?
— Да! От обычных драк до обвинений в антисоветчине. Могу сказать однозначно: несмотря на множество различных публикаций, мы знаем о жизни Есенина крайне мало. Так, в Америке, куда поэт отправился со своей женой Айседорой Дункан, произошел интересный случай. Однажды Есенин вступил там в спор: кто быстрее проплывет короткую дистанцию в бассейне при одном из отелей.
Причем Есенин не знал, с кем спорит. Как оказалось, его оппонентом был Джон Вайсмюллер — американский пловец, пятикратный олимпийский чемпион, также известный тем, что исполнил главную роль в американском фильме «Тарзан». На удивление, Есенин, которого уже тогда причисляли к алкоголикам, победил чемпиона.
О физической силе поэта мне рассказывала Лидия Сотниченко — ленинградский патологоанатом, у которой я постигал азы профессии. Она говорила мне, что, работая в Обуховской больнице в Ленинграде, была свидетельницей исследования тела Есенина, которое делал судмедэксперт Александр Гиляревский.
Есенина уложили на белый мраморный стол — и все увидели человека божественного телосложения, настоящего Аполлона. Было удивительно, что хронический алкоголик так выглядел в день своей смерти. Эти и другие факты заставили меня усомниться в навязанном образе Есенина — пропойцы и деграданта. Я заинтересовался моментами его биографии, уголовными делами.
Так, за несколько месяцев до гибели, в сентябре 1925 года, возвращаясь из Баку, поэт ехал в поезде вместе со своей последней женой Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого). По пути случился скандал, который, скорее всего, был спровоцирован. Участниками конфликта были ехавшие в поезде эстонский дипломат Альфред Рога и врач-психиатр Юрий Левит.
Известно, что Есенин вышел из своего купе и направился в ресторан, однако на его пути стоял сотрудник ГПУ (Государственное политическое управление, спецслужба в СССР. — Авт.), который не пропустил поэта. Возник скандал, в который почему-то вмешался иностранный подданный Рога, обратившийся к слышавшему перепалку врачу-психиатру с предложением констатировать психическое состояние Есенина. Когда медик вошел в купе, где находились поэт с супругой, и предложил обследоваться, это вызвало гнев у Есенина… Оба его «попутчика» буквально летели через весь вагон. Как результат, было заведено тринадцатое уголовное дело.
Правоохранители вызывали поэта на допросы, приходили по месту жительства, чтобы арестовать… Друзья и родные, пытаясь спасти Есенина, решили упрятать его в московскую психиатрическую лечебницу. Проведя там некоторое время, поэт покинул лечебницу и уехал в Ленинград.
Приехав в Ленинград 24 декабря 1925 года, Есенин встретился со своими друзьями: поэтом Анатолием Мариенгофом и эсером Яковом Блюмкиным. Последний — чекист, разведчик, друг литературной богемы. Так вот, Блюмкин стал последним, кто заходил в гостиничный номер Есенина в «Англетере». После этого живым поэта никто уже не видел. Но пока неопровержимых доказательств вины этого человека в смерти Есенина нет…
В основу же официальной смерти поэта легли показания другого приятеля Есенина — поэта Вольфа Эрлиха. Якобы именно Эрлих последним видел Есенина живым. По словам Эрлиха, когда он со своей дамой Елизаветой Устиновой вошел в гостиничный номер, Есенин был подшофе. Выпив по бокалу шампанского, друзья обнялись и распрощались. Правда, вскоре Эрлих вернулся, поскольку что-то забыл.
Затем они вновь распрощались.
Здесь возникает любопытный эпизод, связанный с известным, написанным кровью стихотворением «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Эрлих утверждал, что Есенин вручил ему это стихотворение тут же, в гостиничном номере. При этом не дал возможности прочитать, сославшись на то, что в присутствии дамы этого делать не следует.
Есенин заставил Эрлиха написанный текст положить в карман и прочитать дома. Выходит, Эрлих прочитал стихотворение уже после смерти поэта. Он же позже заявил, что поэт посвятил стих именно ему. Хотя в настоящее время есть немало сомнений по этому поводу. Оригинал этого произведения хранится в музее Есенина, но исследованию почему-то не подвергался.
Какой ручкой, чем именно оно написано? Если действительно кровью, то кому она принадлежит.
А утром 28 декабря Есенина обнаружили в петле. Интересно, что «Англетер» — непростая гостиница, она находилась «под колпаком» ГПУ. Порядок регистрации пребывающих там был строжайший. Однако Есенин не был даже зарегистрирован!
При элементарном ознакомлении с описанием осмотра номера, где жил Есенин, не может не броситься в глаза, что место фиксации узла веревки, снятой с чемодана и использованной при повешении, нереально. Ни разу в своей практике я подобного не встречал. Даже на уровне инстинкта узел делается таким, чтобы выдержать вес…
На одном из документальных фотоснимков крестиком помечена вертикальная труба — стояк, по которому подавалась горячая вода. Именно к нему привязана петля-удавка. К тому же высота злосчастного гостиничного номера — от четырех до пяти метров. Абсолютно ясно, что при росте 1,68 метра Есенин сам никак не мог дотянуться до той трубы, даже якобы подставив полутораметровую тумбу. Однако никакой предмет, с помощью которого он мог бы, даже поставив стул на тумбу, достать до точки и завязать петлю, в описании номера не значится.
Интересно также, что в «Англетер» был вызван кремлевский фотограф Наппельбаум. В то время в Москве шел очередной партийный съезд, и тут вдруг он приехал зафиксировать смерть поэта. Кстати, среди многочисленных фотографий, сделанных тогда в номере, отсутствует та, где тело Есенина висит на трубе…
На снимке, запечатлевшем тело поэта лежащим на кушетке, его рука согнута и поднята перед грудью. Вроде бы этой рукой он ухватился за ту самую трубу, на которой повесился. Это никак не укладывается в представляемую версию самоубийства. После смерти, в том числе после механической асфиксии, все мышцы размягчаются, тело успокаивается.
Даже выражение ужаса на лице, которое было в момент наступления смерти, исчезает. В случае с Есениным можно говорить о том, что рука его выдвинута вперед, поскольку его подвесили в таком состоянии, когда трупное окоченение уже наступило.
— Тогда эксперты не обратили внимания на это: случайно или нарочно?
— Акт экспертизы трупа составлен опытным судмедэкспертом профессором Александром Гиляревским. Я изучал этот документ. Все, что указано в акте, находилось в пределах компетенции эксперта. Он не делает вывод, убийство это либо несчастный случай, поскольку это не является сферой деятельности судмедэксперта. Это дело следствия.
Эксперт решает вопрос, имеется ли механическая асфиксия и так далее… Тем не менее имеется одно «но».
В случаях смерти, наступившей в результате механической асфиксии, экспертиза достаточно простая. В частности, при повешении. Если злоумышленники подвешивают труп умершего человека, картина возникает точно такая же, как и при прижизненной асфиксии! Отличить на глаз посмертную и прижизненную асфиксию невозможно. Гиляревский, естественно, это хорошо знал.
Более того, на шее поэта образовалась двойная странгуляционная борозда (след от сдавления шеи петлей. — Авт.), между ними имелся валик ущемления. В любом учебнике можно прочесть, что при повешении в странгуляционной борозде должно быть кровоизлияние. Но за более чем полувековую практику я ни разу не встречал такого кровоизлияния, если нет валика ущемления.
Иными словами, должны быть в наличии две борозды, то есть двойная веревка, между которыми кожа ущемляется. Вот там бывают кровоизлияния, которые видны невооруженным глазом. Гиляревский не описывает кровоизлияния в валике, что для такого опытнейшего эксперта не характерно.
— В чем же, по-вашему, причина?
— Вероятный ответ на этот вопрос можно отыскать в исследованиях Эдуарда Хлысталова, старшего следователя московского уголовного розыска. Он тоже занимался смертью Есенина и сделал вывод, что акт экспертизы Гиляревского резко отличается от других, составленных им же по аналогичным случаям.
Следователь поднял архивные дела, в которых имелись заключения Гиляревского, и пришел к выводу, что акт и подпись под экспертизой тела Есенина поддельные. Есть также текст допроса сотрудника комендатуры «Англетера», который показал, что Есенина принесли полуживого в номер и приковали к батарее. Возможно, его пытались повесить на брючном ремне. Оказалось, ремень очень короткий — у Есенина была достаточно узкая талия. Тогда нашли веревку от чемодана.
На одном из посмертных снимков поэта четко видно, что были две борозды — справа, располагавшиеся параллельно. При повешении борозда всегда имеет косо восходящее направление из-за силы тяжести. Сугубо горизонтальные борозды — признак убийства, удушения ремнем.
— Значит, все же убийство?
— Здесь уместно привести признание Николая Леонтьева, выпускника Кадетского корпуса, служившего в охране Троцкого под началом Блюмкина. Много лет спустя после смерти поэта Леонтьев, отбывая наказание в лагерях, признался, что входил в группу, которой поручили нейтрализацию Есенина. Так, при задержании поэта на вокзале в Ленинграде предполагалось разъяснить Есенину пагубность его конфликта с советской властью и предложить работать осведомителем. Поэт бурно отреагировал на это предложение, кинулся на участников группы, встречавшей его. Леонтьев выстрелил — пуля прошла под правым глазом поэта, а Блюмкин ударил поэта рукояткой пистолета по голове.
К слову, посмертные фотографии, которые делал Наппельбаум, внезапно исчезли. Спустя время Эдуард Хлысталов получил по почте два посмертных фото Есенина. На одном из них четко виден поврежденный, раскроенный череп с вмятиной, а также деформированная лобная часть головы. Маловероятно, что при таких обстоятельствах уцелела кость. Между тем в акте о смерти мы читаем, что кости черепа целы.
Леонтьев упоминает, что столь неожиданная развязка (драка на вокзале со всеми вытекающими последствиями) привела к тому, что сотрудникам ГПУ пришлось инсценировать самоубийство Есенина. Его труп сначала пытались повесить на трубе при помощи брючного ремня, но он оказался короток. Тогда тот же ремень затянули на шее поэта и прислонили его голову к батарее отопления. Вполне возможно, что один из следов на шее мертвого поэта — след от ремня…
— Остается вопрос, зачем Есенину нужна была поездка в Ленинград, где у него не было ни родственников, ни близких друзей.
— В то время бакинскую партийную организацию возглавлял Сергей Киров, который души не чаял в Есенине. А секретарем у Кирова был личный друг Есенина. Поэтому вполне вероятно, что поэт поехал туда, чтобы найти защиту от преследований.
Источник: mettiss.livejournal.com
Номер Есенина в «Анлетере»
Что известно о последнем месте жительства Поэта в Питере сегодня…
В основу главы предлагается положить два исследовательских блока.
Непосредственно астрологический (как и было заявлено в предисловии к работе).
И т.н. «сталкерский» (от англ. #stalking – преследование, выслеживание), характеризуемый выстраиванием причинно-следственных связей, соотносимых с определённым результатом.
В целях этого самого #сталкинг обозначим подготовительный этап.
Вопросы… вопросы…
Первое. В ходе ознакомления с множеством статей и #эссе по вопросу есенинской кончины отметим крайне слабую «привязку» всем известных событий к месту происшествия.
Фасад «Англетера»
О номере Есенина в «#Англетер » , где нашли повешенным Есенина, до капитальной реконструкции в 1987 году необходимую информацию приходится собирать по крупицам .
Вместе с тем вопросы о последнем питерском пристанище Поэта плодятся в геометрической прогрессии.
На каком этаже располагался гостиничный #номер Есенина в «Англетере»?
Какова была система расположения номеров в «Англетере»; коридорная или блочная (судя по внешнему фасаду здания – всё же коридорная)?
Где располагался вход в номер Есенина, слева или справа по коридору?
С какими номерами «Англетера» номер Есенина был смежным?
Каков порядковый номер Есенина в «Англетере»?
Общая площадь? Сколько в нём комнат?
Имелась ли в номере Есенина #ванная комната ? #Балкон / #лоджия ?
На какую сторону выходили окна есенинского номера: на Вознесенский проспект и Исаакиевскую площадь или во внутренний двор?
#Высота потолка ? Меблировка? И т.д.
Источник: dzen.ru
Номер 5 Англетера. Стена не правая. Труба входящая.
«Войдя в комнату, я увидел граж. Есенина, висевшего в переднем правом углу на веревке, привязанной к входящей (написано поверх слова ВЫХОДЯЩЕЙ, неразборчиво) трубе центрального отопления. »
Из протокола управл. гостиницей АНГЛЕТЕР В. Назарова
Правда или нет? В правом или левом? Висел или не висел? Могло или не могло быть такое. Результаты анализа читайте далее.
В Константиново, в Есенинском музее в Москве и в общем в любом музее, где есть уголок С.А. Есенина можно увидеть фотографию номера 5 гостиницы «Интернационал» (бывш. АНГЛЕТЕР), изображающую место происшествия, зафиксированное фотохудожником М. Наппельбаумом 28 декабря 1925 года.
Вот эта фотография:
Не обсуждая характер «беспорядка» и предметы, которые перед нами, сосредоточимся на самом факте того, что на фото изображен явно правый угол номера. Мы видим трубы парового отопления в правом углу и окно слева, задернутое тяжелыми шторами.
ТАким образом, нам показывается, что поэт повесился именно в этом правом углу комнаты.
Повесился и получил рану от вдаления о горячую трубу следующего направления:
Как мы видим, след от трубы идет справа налево вверх.
Причем след одинарный, несмотря на то, что труб было две, и находились они на расстоянии считанных сантиметров друг от друга. Значит, труп висел таким образом, что лицо задевало только ОДНУ трубу. Возможно ли такое. Предполагаем, что возможно, но только если тело висит ближе к окну. Только там есть место для подобного расположения. Смоделируем эту ситуацию:
При подобном расположении тела между окном и батареей с правой стороны номера вдавленная борозда идет, что называется, «правильным образом». Именно так, как это видно на посмертных снимках поэта — справа налево вверх.
И все бы хорошо, но при детальном изучении фотографии Номера 5 от 28 декабря 1925 года (М. Наппельбаум), при увеличении некоторых объектов обстановки, находим следующую вещь:
Зимнее пальто С.А. Есенина, в котором он не раз фотографировался и которое фигурирует в воспоминаиях современников, имеет пуговицы, пришитые на «женскую сторону»!
На увеличенном фрагменте мы явственно видим, что на левом «женском» борту нашиты не только пуговицы «по туловищу», но и пуговица под воротником — самая верхняя — которая фиксировала воротник в глухо-застегнутом состоянии.
Что это означает. Только то, что ВСЕ пуговицы на пальто «функционирующие», а не декоративные. А также то, что пальто не двубортное, а самое обычное.
Благодаря воспоминаниям Александры Есениной, опубликованными в книге «Родное и близкое», мы знаем, что ОСЕННИЕ двубортные пальто появились в Москве к осени 1925 года. Есенин приобрел себе такую новомодную обнову ,чего, собственно не оценила сестра — «В нем ты похож на милиционера!» В этом двубортном осеннем пальто поэт сфотографировался последний раз в своей жизни:
Зимнее пальто с богатым воротником шалью, которое зачем-то кинули на передний план англетерской фотографии, оставалось у поэта с предыдущих сезонов.
ВЫВОД! На есенинском классическом мужском пальто пуговицы вряд ли были пришиты на женскую сторону. Мы имеем основания предполагать, что растиражированная, «официально принятая» фотография номера 5 является зеркальным отображением реального положения предметов и вещей !
Переворачиваем фотографию и видим, что трубы были в левом углу номера. Это косвенно подтерждает еще одна фотография №5, сделанная по просьбе Софьи Андреевны Толстой-Есениной в 1926 году фотографом Журавлевым. На ней тоже ЛЕВЫЙ УГОЛ! Можно предположить, что более всего жену поэта интересовал «тот самый угол», а не противоположный.
И именно в левом углу мы видим те же трубы парового отопления.
Софья Андреевна, активно начавшая собирать материал и документы для музея Есенина в Москве, заказала несколько снимков из Англетера. БЛагодаря ей мы знаем хотя бы примерно, как выглядел номер. Пусть с уже переставленной мебелью и измененными декорациями.
Это вид на входную дверь. Фото того же Журавлева
Это вид на дверь номера со стороны коридора
И опять вроде бы все ясно. Ну, взяли негатив Наппельбаума, не стали переворачивать. Просто кто-то первый выпустил фотографию с правым углом, да так и повелось. А фотографию Журавлева стали по умолчанию считать «вторым» углом номера. «Это, товарищи, вид правого гла.
Это вид левого».
Желание определить правильность угла привело нас в Московскую юридическую академию, к уважаемому профессору, специалисту по судебной фотографии. Поколдоав на снимком с лупой, он назвал случай с пальто хрестоматийным и уверенно подтвердил правильность снимка в зеркальном отражении с трубами в ЛЕВОМ углу. Вроде всё ясно. И никакого криминала и злого умысла в фотографии-перевертыше нет.
Но только как тогда быть с раной на лбу поэта, с этим «следом ожога», с этой «бороздой, образовавшейся от давления «? Получается, что она могла иметь подобное направление только если поэт умудрился повеситься между батареями и стеной.
Примерно вот так:
Судебные медики и криминалисты говорят, что в практике бывает всякое. Наверное, бывает и такое. Почему бы не поместиться в щелочке между стеной и трубой. Как говорилось в известном советском фильме, нет ничего невозможного для человека с интеллектом.
Жалко только, что Наппельбаум это не сфотографировал. И еще жальче, что никто из понятых этого не видел.
P.S. По объективной просьбе одного из участников сообщества добавляю сюда фрагмент протокола опроса 29-летнего управляющего гостиницей тов. Назарова, в котором есть пара занимательных моментов.
Можно обратить внимание на две вещи:
1. Исправление в направлении трубы — «выходящей» исправлено на «входящей».
2. В первом предложении этого фрагмента «не прошло у двух минут, как гражданка Устинова и пришедший с ней гражданин. догнали меня» фамилия ЭРЛИХ явно дописана после написания основного текста.
Назаров и места не оставил под дописанную фамилию. Видимо, не собирался ничего уточнять. То ли с гражданином надо было определиться позже, то ли Эрлиха он в глаза ни разу не видел и не знал кто это. Но по этой логике можно было бы предположить, что и Устинову он не должен знать. ИЛи я ошибаюсь.
Источник: esenin-1925.livejournal.com