Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же это такое — балет? Французское слово «ballet» произошло от итальянского baletto — танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.
Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Балет «ШАХЕРЕЗАДА» — Русские сезоны ХХI век
Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет — пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами!
Во второй половине XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов — «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и др., — музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда, профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были вполне профессиональными.
В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся мастера, создали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор.
В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна не может сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные труппы. В ней возникли балеты Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, А. Хачатуряна.
Балет — это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части — классический танец, характерный танец и пантомима.
Классический танец — тот, что в основных чертах сложился еще во Франции XVII века, — очень красив, грациозен. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де.
Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из «Лебединого озера» Чайковского, Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон-Кихота» Минкуса. Это популярные балетные номера, которые часто исполняются в концертах.
Николай Цискаридзе. Людовик XIV или как появился балет.
Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.
Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической основе.
Вспомните то же «Лебединое озеро»: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются характерными.
В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами, широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное искусство, омолаживают его, делают современным.
Балет — это когда так танцуют, ответит вам любая девчушка-дошкольница, сделав при этом томные глаза и грациозное движение. Вот именно, что так танцуют. Не просто. Хотя в балете танцуют, балет и танец совсем не одно и то же. Всякий балет — это танец.
Но не всякий танец — балет. (Как и всякая опера — пение, но не всякое пение — опера.) В чем же дело?
Танцует человечество столько времени, сколько оно существует. А вот искусство балета появилось сравнительно недавно, ему всего-то около 700 лет. В балете танцуют не так, как в народных танцах, с помощью танца показывают целый сюжет, и танец служит средством выражения весьма тонких, личных чувств героев. Чем талантливее подберутся артисты балета, балетмейстер и композитор — тем большей силы, красоты и правды достигает это искусство.
Надо сказать, что на протяжении сравнительно небольшой своей истории балет очень стремительно развивался. И если бы встретились две балерины разных эпох, они бы вряд ли поверили, что у них одна специальность. Ну наша-то современница, конечно, узнала бы свою предшественницу, потому что она читала историю балета и видела старинные гравюры с изображением балетных артистов.
А вот заглянуть в будущее трудно. Каким будет балет через сто лет? Попробуй, пофантазируй!
Впрочем, так во всем. Представьте себе людей других профессий: землепашца, врача — хотя бы 300 лет назад и сейчас. Узнал ли бы предшественник своего потомка?
Балетное искусство возникло в эпоху Возрождения в Италии. Небольшие мимические и танцевальные сцены включались в праздники, маскарады, шествия, торжественные трапезы, конные турниры. Вскоре центром балетного искусства стала Франция. А наиболее благоприятное время для развития балета наступило с возникновением оперы.
Балетные представления поначалу были короткими, несамостоятельными и составляли только отдельные эпизоды оперного спектакля. Танцоры под оркестровую музыку как бы иллюстрировали с помощью особых выразительных движений какие-либо небольшие сценки.
По мере того, как жесты и движения балетного танца становились все менее условными и все более конкретными, в балете стали возможны более интересные и пространные сюжеты.
Балет привился в придворных оперных театрах всех европейских королей и императоров. Чем парадней и пышней был оперный спектакль, тем больше места в нем отводилось балету. Особенно радовали зрителя балетные интермедии (небольшие представления), которые ставили между вторым и третьим актами оперы.
Лишь к концу XVIII века стали появляться самостоятельные балетные спектакли. Несколько балетов было у К. В. Глюка, Л. Бетховен написал героический балет Прометей. Но большинство балетмейстеров и композиторов тогда, да и позже, почти в течение всего XIX века, считали, что поскольку балет — искусство танца, то музыка в нем имеет второстепенное значение.
И относились к ней примерно так, как сейчас относятся к музыке в фигурном катании, цирке или аэробике. Есть живая, ритмичная музыка — и ладно. А ее выразительность, художественные достоинства — не очень-то их интересовали. Оттого-то в XVIII веке балет как искусство хоть и развивался, но почти ни одного памятного, по-настоящему ценного произведения не оставил.
Кто был революционером в балете, сделавшим его настоящим, великим искусством? Наверное, не знаете. Хотя имя этого композитора почти каждый ребенок и взрослый произнесет первым среди композиторов-классиков. Это Петр Ильич Чайковский. Он написал три гениальных балета: Лебединое озеро, Спящая красавииа и Щелкунчик.
Музыка их настолько красива, выразительна и полнокровна, что прекрасно живет и сама по себе, недаром вы ее часто слышите по радио.
После Чайковского и другие композиторы стали относиться к балету как к высокому искусству. Конечно, превзойти Чайковского еще никому не удалось, но благодаря ему в XX веке появились десятки выдающихся произведений этого жанра у М. Равеля и И. Ф. Стравинского, Б. Бартока и С. С. Прокофьева. Я думаю, что балетом Ромео и Джульетта Прокофьева гордился бы сам Чайковский.
Революция коснулась не только музыки. Потому что великая музыка вдохновила балетмейстеров и артистов балета на создание новых образов и приемов балетного танца — хореографии. А потом и хореография развилась настолько, что балетмейстеры стали иногда ставить балеты на музыку симфоний, опер и других сочинений. Сейчас в балете все время появляется что-нибудь новое. Балет на льду, балет- оратория, фильм-балет, опера- балет, рок-балет.
Режиссер балетного спектакля называется балетмейстером. Но поскольку балет — искусство синтетическое, то и функции балетмейстера весьма разнообразны. Он не только разрабатывает общую драматургию спектакля, но ставит каждый жест артистов. В нем как бы совмещаются драматург, музыкант, художник и скульптор. Каждый миг действия должен представлять собой выразительную картину.
И одновременно все моменты действия должны выстраиваться в динамичное целое, составлять художественный аналог музыкальной партитуры.
Поэтому балетмейстеры в том случае, когда находят подходящий сюжет, сами создают на его основе либретто. Но поскольку в балете все виды искусства тесно связаны, работа балетмейстера и композитора обычно идет совместно.
Балетмейстеров было и есть немало. Их искусство стремительно развивается. Более других в истории запоминаются имена талантливых новаторов, среди которых Ф. Хильфердинк, Жан Жорж Новер (XVIII век); Шарль Дидло, Мариус Петипа (XIX век); Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Леонид Лавровский (первая половина XX века); Морис Бежар, Леонид Якобсон, Борис Эйфман, Олег Виноградов, Юрий Григорович, Владимир Васильев (наши современники).
Однако славу балета более всего создают его артисты. Именно на них обычно ходит публика, вокруг них кипят балетные страсти. Новые имена танцовщиков могут появиться и в традиционных балетных спектаклях, но чаще их открывают вместе с новым направлением в балете. Так, о Галине Улановой заговорили в связи с новаторским балетом С. С. Прокофьева Ромео и Джульетта, талант Майи Плисецкой более всего раскрылся в балетах Р. К. Щедрина, Вацлав Нижинский получил известность, танцуя в балетах И. Ф. Стравинского, Аскольд Макаров — исполнив роль Спартака в одноименном балете А. И. Хачатуряна.
С именами Авдотьи Истоминой (начало XIX века), Анны Павловой, Тамары Карсавиной (начало XX века) связаны целые эпохи в истории балета. Они были в центре внимания, им подражали, для них создавались роли. Все названные здесь русские имена известны всему миру. Русская императорская сцена прошлого века взрастила великолепную балетную традицию, сочетавшую истоки французского мастерства и вкуса с русскими поэтичностью и трудолюбием. И по сей день работающие во всем мире крупнейшие мастера балетного танца — наследники этой школы.
Главы из книг
Источник: www.classic-music.ru
История русского балета
Несмотря на то, что танцевать человечество научилось практически тогда же, когда и ходить, понадобилось несколько долгих тысячелетий, чтобы балет превратился в то сложное и изысканное искусство, которым мы восхищаемся сегодня.
Модное увлечение европейских королевских дворов, балет попал в Россию только в XVII веке, а еще через сто лет оформился в собственную школу и императорскую труппу. С тех пор слава русского балета неуклонно растет: сегодня, пожалуй, не существует ни одной сцены мира, где бы ни блистали его представители.
Гала «История русского балета», который был представлен в программе XII сезона Dance Open, стал попыткой воссоздать живую ткань времени и отдать дань памяти великим соотечественникам и иностранцам, создававшим удивительное искусство — хореографию. Конечно, совершенно невозможно вспомнить в рамках концерта каждого, но мы постарались упомянуть многих из тех, без кого звезда русского балета не сияла бы столь долго и ярко.
НАЧАЛО
1738 год. Наконец-то сбылась мечта танцмейстера Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жана-Батиста Ланде. Поддавшись на его челобитные и уговоры, императрица Анна Иоанновна издаёт указ о создании «собственной Ея Императорского Величества танцевальной школы». >>>
6 мальчиков и 6 девочек из семей дворцовых служащих приступают к занятиям прямо в залах Зимнего дворца. Так родилась первая официальная школа балета в России — и всего лишь вторая в мире, после французской. Еще через 4 года уже другая императрица, блистательная Елизавета Петровна, учреждает русскую императорскую труппу. Так в России появляется профессиональный балет.
«БАЛЕТЫ ПРЕЛЕСТИ НЕОБЫКНОВЕННОЙ»: ШАРЛЬ ДИДЛО
Первым задумал сделать императорский балет «лучшим в мире» француз Шарль (Карл) Дидло. Ему удалось не только поднять русскую труппу на уровень, равный европейскому, но и придать мощный импульс ее дальнейшему развитию. >>>
Было это весьма непросто, француз прослыл чрезвычайно суровым педагогом. «Часто Дидло за кулисами гонялся за танцовщицей, которая из предосторожности убегала со сцены в противоположную сторону и пряталась от него. Взбешенного Дидло отливали водой», — вспоминал выдающийся актер той эпохи Павел Каратыгин. Тем не менее, руководя с 1801 года русской труппой, а с 1804 года – Петербургской театральной школой, Дидло сумел заложить основы русской балетной стилистики и педагогической традиции. «В балетах Дидло гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе», — уверял его современник Александр Пушкин.
РОМАНТИК ЭПОХИ РОМАНТИЗМА: ЖЮЛЬ ПЕРРО
Жюль Перро, очередной «балетный француз», прибыл в Петербург уже обласканным всеевропейской славой, которая не померкла и сегодня. Партнер легендарной Марии Тальони и невенчанный супруг не менее легендарной Карлотты Гризи, он был одаренным танцовщиком и оказался гениальным хореографом. Его «Жизель» была —и навсегда останется — признана вершиной романтизма в танцевальном искусстве. >>>
Посвятив десять лет своей карьеры Императорской сцене, Перро поставил для русской труппы 18 балетов, в том числе «Эсмеральду», «Ундину» и «Корсара». Страну он покинул в 1858 году. Некоторые его сочинения в разных редакциях идут на сценах России и мира по сей день.
Разработав основы композиции танцевальных ансамблей, Перро отточил и канонизировал важнейшие хореографические формы: pas de deux, pas d’action, grand pas и другие. В период его руководства уровень хореографической подготовки русских танцовщиц и танцовщиков поднялся настолько, что постепенно они начали завоевывать европейскую публику.
ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ: АРТЮР СЕН-ЛЕОН
С 1859 года петербургскую публику удивлял великий маг и волшебник мирового балета — Артюр Сен-Леон. Он был талантлив буквально во всем: танцовщик-виртуоз, гениальный скрипач, изобретательный хореограф и выдающийся педагог. Сен-Леон знал десять европейских языков, изучал фольклорные танцы, изобрел систему записи движений и сам сочинял музыку. >>>
К его творчеству современники и историки относились по-разному: переполненные трюками, техническими «фокусами» и впечатляющими сценическими эффектами, эти постановки носили сугубо развлекательный характер и отчасти тяготели даже к цирку. В его спектаклях раскачивались над танцовщиками висячие сады, он впервые в мировой практике использовал на сцене настоящую воду, широко применял световые эффекты с газовыми горелками и дуговые электрические фонари-спектры…
Однако и в области танцевальной науки, умении сочинять сложные ансамбли, дуэты и соло Сен-Леон был, без сомнения, большим мастером. Его эксперименты существенно обогатили лексику танца. Самым же значительным его произведением стал «Конек-горбунок» — первый отечественный балет национальной тематики, принесший на императорскую сцену русские народные мелодии и характерный танец с элементами крестьянских плясок. Постановка имела исключительный успех и породила повальную моду на стиль «russe».
ЭПОХА ПЕТИПА: МАРИУС ИВАНОВИЧ
«29 мая 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург. Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое, выпадает на долю немногих смертных. », — так начинаются мемуары Мариуса Петипа, чье имя зачастую едва ли не отождествляется с понятием «классический балет». >>>
Противник избыточной техничности, Петипа утверждал, что «балет — это серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы». Он проявлял неиссякаемую фантазию в сочетании танцевальных па, добиваясь стройности и логичности сольного и ансамблевого танца. Его отличало умение ладить с самыми капризными примами Императорской сцены: «Если вам не нравится, я менять», — приговаривал маэстро, адаптируя хореографический текст к особенностям таланта Вирджинии Цукки, Пьерины Леньяни, Матильды Кшесинской…
Именно Петипа упорядочил и закрепил формы и структуры классического танца. Его балеты отличались гармоничной композицией, но еще боле важно, что именно «при Петипа» музыка в балете превратилась из служанки в главную действующую силу. Конечно, не последнюю роль в этом сыграло сотрудничество с Чайковским и, позднее, Глазуновым. «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда», «Пахита»… Этот «золотой базис» русского классического балета по сей день гарантирует аншлаги в любой точке планеты.
МАСТЕР ДЕТАЛЕЙ: ЛЕВ ИВАНОВ
Занимавший должность второго балетмейстера Мариинского театра, Иванов всю жизнь оставался в тени Мариуса Петипа. Он вошел в историю как автор считанных сохранившихся работ, но зато — безусловных шедевров. Непревзойденный «белый акт» из «Лебединого озера» знаменит настолько, что даже самые далекие от танцевального искусства люди с первых па узнают «Танец маленьких лебедей». >>>
Не менее совершенным оказался «Танец снежных хлопьев» в балете «Щелкунчик». Незаурядный талант Иванова раскрылся только при встрече с музыкой Чайковского: выстраивая на сцене музыкально-симфоническое действо, хореограф сумел достичь удивительной поэтической высоты.
Несмотря на приверженность к классической школе, Иванов оказался настоящим «тихим революционером». В частности, до него любой крылатый персонаж балета непременно носил на сцене крылья, и именно Иванов заменил громоздкую бутафорию «крылатыми» руками девушек-лебедей, которые вот уже более столетия являются символом русского балета. Исключительная музыкальность позволила ему заложить основы той реформы балетного танца, которая обретет свое развитие и признание в творчестве Фокина. К сожалению, судьба и публика были совершенно несправедливы ко Льву Иванову: он умер непризнанным и несчастным, и только спустя несколько десятилетий потомки оценили его выдающийся вклад в мировую культуру.
БАЛЕТНЫЙ РЕАЛИСТ: АЛЕКСАНДР ГОРСКИЙ
В императорской России Москва носила титул «второй столицы», однако на рубеже ХIХ–ХХ веков сценическое искусство мощно расцвело именно здесь. МХТ Станиславского и Немировича-Данченко, Театр Корша, частные оперы Мамонтова и Зимина… Не остался в стороне и балет. >>>
Александр Горский был прислан в труппу Большого театра из Петербурга с совершенно прагматичной задачей: поднять сборы. Надо признать, что в этом деле он весьма преуспел. Пресса так рьяно спорила и скандалила по поводу его постановок, что в театр буквально повалила даже та публика, которая прежде балет отродясь не посещала.
Для своего дебюта горский выбрал балет «Дон Кихот»; формально речь шла об «освежающей редакции» постановки Петипа, но фактически это был новый спектакль. Оставаясь в рамках классического танца, Горский буквально ломал его общепринятые каноны. В частности, он менял логику построения пар в массовых сценах, задавая каждой группе отдельные задачи. В дальнейших своих работах, будь то сказочное Средневековье или Древний Египет, он тоже добивался ощущения полной достоверности сценического действа. Этот сугубо режиссерский подход вносил логику и ясность в течение спектакля и делал его увлекательным даже для тех, кто слабо ориентировался в тонкостях балетных па.
Именно Горский первым стал привлекать к Императорской сцене крупных художников: с ним работали Константин Коровин, Александр Головин и другие выдающиеся мастера. Благодаря энергии и таланту Александра Горского, в период, когда столичный «придворный» балет переживал пору застоя, московский оказался на небывалом подъеме.
Источник: www.danceopen.com
Начало балетной эпохи во Франции и во всём мире
При французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы», поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.
В конце Средневековья появился интерес к классическому прошлому, который привёл к Ренессансу. Во время ренессанса внимание сместилось с общества в целом на отдельную личность. В результате, в этот период на танцоров стали смотреть как на идеальных людей.
Наиболее выдающиеся усовершенствования в хореографии во время Ренессанса были произведены в городах-государствах на территории современной Италии. Балет возник при дворах как развитие торжественных спектаклей, которые ставились во время праздников для аристократов. Придворные музыканты и танцоры вместе участвовали в развлечении знати.
Балет Ренессанса был гораздо беднее современного. Пачки и пуанты ещё не были в использовании. Хореография была создана на основе шагов придворных танцев. Актёры одевались в костюмы по тогдашней придворной моде. В ранних балетах зрители также могли принимать участие в танцах в последних действиях.
В 15-м веке людей, которых можно было бы назвать хореографами, было совсем немного. Сейчас известно лишь про тех из них, которые писали про танцы, работы остальных утеряны. Доменико из Пьяченцы, или Доменико Феррарский был одним из таких хореографов. Вместе со своими учениками Antonio Cornazzano и Guglielmo Ebreo он преподавал танцы дворянам.
Доменико написал одну работу De arte saltandi et choreus ducendi, которая была сделана вместе с его учениками. Доменико, вероятно, наиболее известный хореограф эпохи, так как после него осталось много описаний его работ.
В своей книге Доменико использовал слово ballo вместо слова danza, хотя они оба означают танец по итальянски. Поэтому его танцы стали известны как baletti или balli, balletto. Вероятно от этого слова и произошло современное слово «балет». В 1489 году в Тортоне на пирах у Бергонцио ди Битта, танец, называвшийся entrée, начинал каждую часть пира. Некоторые рассматривают это как первый балет.
В 16-м веке появились так называемые spectaculi — грандиозные представления- в северной Италии. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Отсюда возникло слово spectacle, используемое во французском языке при разговорах о балете.
Когда Екатерина Медичи, итальянская аристократка, имевшая интерес к искусствам, вышла замуж за наследника французского престола Генриха II, она принесла свой интерес к танцам во Францию. Она же была первым спонсором балетов. Тогдашние балеты сочинялись на мифологические темы.
Екатерина Медичи как «Королева Мать» Франции устраивала грандиозные spectaculi. Одним из заметных был «Польский балет», который был поставлен к визиту польских послов в 1573 году.
Возможно одним из первых традиционных балетов был Комедийный балет королевы поставленный Бальдасаром Бальтазарини да Бельджозо, который представлял собой балетную драму. Его смотрели десять тысяч зрителей и он длился с 22:00 до 3:00. Тогда балет включал не только танцы, но и разговоры и элементы драмы, и потому длился так долго. Он был назван baleto-comique.
В том же году трактат Il Ballarino авторства Фабрицио Карозо[en], представлявший из себя руководство по изучению придворных танцев, как социальных так и для спектаклей, утвердило Италию как центр развития танцевальной техники.
В течение следующих 50 лет танец постепенно вытеснил из балета элементы драмы. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах за деньги.
В это время дворяне, включая Людовика XIV, исполняли в балете роли разной важности. Это делало фоновые роли и роли отрицательных героев более престижными.
В 1584 году появился театр Teatro d’Olympico с просцениумом в Вероне, Италия.
В 1588 году появился первая французская книга про танцы Orchésographie авторства Туано Арбо. В ней было описание выворотности.
Источник: www.denvistorii.ru