Личностью мы становимся, когда появились на свет, и в течение жизни начинается развитие, складывается характер человека и появляется множество качеств. Развития индивидуальности начинается с самого рождения. На этот этап влияют немало жизненных процессов, окружающая среда, воспитание, общение, учеба.
Начинается восприятие жизни, появляется интерес, а что же происходит вокруг. Первое у кого учится ребенок, это родители. Как вы общаетесь со своим ребенком закладывается в сознании и дети начинают копировать своих родителей в разговоре, играя игрушками, можно заметить, как ребенок проявляет эмоций. С возрастом ребенок становится более капризным.
Он не умеет выражать словами свои эмоции. Дети доносят до родителей всё эмоционально, плачем, криком, поведение может быть разным. Необходимо уделять воспитанию время, показывать заботу, проявлять терпение. Ребенок не знает как правильно нужно себя вести, задача родителей положительно воздействовать на развития психики.
Процесс развития личности. Какие возрастные этапы бывают.
Главная процедура личности наступает с детского сада. Начинается адаптация к абсолютно другой среде жизни. Ребенок начинает проявлять себя, показывать свою индивидуальность. В детском саду ребенок может стать замкнутым. Он не хочет принимать новые условия жизни.
Некоторые дети достаточно быстро привыкают к обществу и более активны, в этом случае ребенок сам приспосабливается к новым условиям. Основная задача воспитателей заигрывать детей. Учить общаться с другими детками, создать благоприятную атмосферу. Желание ходить в детский сад, зависит напрямую от воспитателя.
Общайтесь с ребенком, семья главное, дома ребенок чувствует себя в безопасности. Нужно помочь ребенку преодолеть этот этап в жизни. Если вы будете проявлять негативные эмоции, соответственно ребенок будет агрессивным. Научитесь спокойно с ребенка договариваться и учите детей дисциплине. Не позволять делать детям, что им хочется.
Помните! Поведение родителей отражается на детях.
- Дошкольный возраст ребенок до 6 лет. Воспитание и развитие дети получают от своих родителей. Этот процесс основной, в нем закладывается фундамент развития личности;
- С 6 до 15 лет. Начинается новый этап. Появляются убеждения, взгляды на жизнь и появляется свое мнение, цели;
- С 16 лет воспринимается более серьезно. Способность делать выводы, анализировать. В этом возрасте человек получает образование, которое ему интересно и поможет реализоваться в дальнейшем.
- Процесс замедления наступает в возрасте 26 лет. Снижается восприятие памяти и внимания.
- К 30 годам происходит скачек в развитие. Человек осваивает свою профессию и начинает применять ее на практике. Мозг начинает активно работать.
- В 35 лет развития уже немного в замедленном темпе.
- К 40 годам снижается уровень мышления и памяти.
Стоит заметить в течение всей жизни можно расти и развиваться, и возраст этому не помеха. Успешность не передается по наследству, на развитие человека влияют воспитание и среда обитания.
Взгляды психологов на развитие личности
Стадии развития личности.
Точка зрения А.Н. Леонтьева, личность человека в процессе своего формирования испытывает два рождения:
- Первое рождение личности в возрасте до 6 лет. В этом возрасте человек осознает свои мотивы, становится личностным и качественным, развивается мышление;
- Второе рождение в подростковом возрасте. Происходит повышенная активность в обществе, попытки самореализоваться.
Л.И. Божович выделил:
- Рожденный не может считаться личностью, так как он не имеет такой возможности;
- Ближе к 2 года происходит новообразования. В поведении замечается ребенок, хочет делать, так как ему нравится, а не как ему говорят родители;
- Кризис трехлетнего возраста. Ребенок пытается совершить действия самостоятельно и стремится повлиять на окружающую среду и удовлетворить свои желания любым способом.
- Кризис 7 лет. В этом возрасте ребенок осознает себя как часть общества. Формируются внутренние позиции. Начинаются споры и протесты, если ребенок не получает того чего хочет.
- Самый насыщенный, это подростковый возраст. Развивается личность человека, происходит самосознания и появляется стремление самореализоваться в обществе, проявлять себя.
Как родители могут повлиять на развития своего ребенка?
Большую роль играет в формировании ребенка семья, где он воспитывается.
Закладывается база поведения, представления о мире и поступках.
Положительный образ жизни, влияет на здоровую психику ребенка. В такой среде происходит адекватное восприятия жизненных трудностей. И есть отрицательный образ, это когда ребенка строго воспитывают и наказывают, такой образ воспитания может негативно сказаться на качестве жизни в дальнейшем.
Дети любят своих родителей, какими бы они строгими или добрые не были по отношению к ним. Нужно принимать своего ребенка таким какой он есть и не сравнивать его с другими детьми. Дать возможность право выбора. Заниматься совместно каким либо делом или игрой, быть другом для своего ребенка. Семья для него это его мир и задача родителей состоит в том, что нужно как можно больше заложить в ребенка положительных качеств.
Особенности характеризующие личность человека:
- Характер, сформированный на протяжении жизни, зависит от различных ситуации в жизни, как человек умеет преодолевать трудности, можно определить какой характер у человека. Сильными личностями не рождаются, ими становятся;
- Сила воли, это управление своими поступками. Способность заставить человека двигаться вперед и не замечать препятствий в жизни, Помогает достигать успехи в любом деле, боротся с ленью.
- Эмоции, чувства переживания, радости, страха в зависимости от ситуации, нужно уметь управлять и сдерживать негативные эмоции, чтобы избежать в дальнейшем сожаления.
- Мотивация, помогает двигаться вперед, не замечая никаких преград. Необходимо с детства ребенка мотивировать. Придумывать ход действий для выполнения определенных задач.
Влияние социальной среды на формирование личности
Социальная среда, понятие широкое. Это общество, где ребенок растет и развивается. Как может влиять окружающая среда на личность. С одной стороны человек уже рождается с заложенной программой, которая развивает его способности и характер. С другой, окружение формирует человека как личность.
Человеческое развитие зависит от наследственности, среды и воспитания.
Самое большое влияния оказывает, где ребенок воспитывается и живет. Семья, основное звено, цель родителей помочь создать своему ребёнку круг друзей и знакомых, а также показывать на собственном примере, отношения к окружающим. Взрослый человек может расставить приоритеты в жизни, научите своего ребенка, помогите реализоваться в жизни.
Воспитывайте детей в любви и заботе и тогда ребенок ответит вам тем же и вырастет хорошим человеком.
Источник: psihter.ru
Человек — личность
Каждого человека отличают неповторимые качества, физиологические особенности, черты характера. Но человек не рождается личностью, он ей становится в процессе взросления и интеллектуального развития. Появляясь на свет, он представляет собой чистую книгу, в которой еще только предстоит написать жизненный сценарий. Личность формируется на протяжении всей жизни человека, ее становление возможно только в социуме.
План урока:
Без человеческого общества у ребенка нет шансов на раскрытие всех его способностей, возможностей, талантов. При отсутствии общения в детстве человек останавливается в развитии, сильно отстает от своих сверстников. Поэтому, общество — необходимое условие для формирования личности.
Что такое личность
Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.
Одинаковых личностей не бывает, так как у каждого человека свой жизненный опыт, особенности психики, врожденные и приобретенные качества. Можно подумать, что животные так же отличаются друг от друга, но от этого они не становятся личностями. Ведь личность — это часть человеческого общества, выполняющая в нем определенные функции, играющая свои роли.
Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.
Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением.
Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.
Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.
Качества присущие личности
Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.
Отличительными признаками личности являются:
- Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.
Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.
Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.
- Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
- Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
- Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.
От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.
- Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.
Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.
При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.
Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.
Индивид и индивидуальность
Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.
Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.
Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.
Как и в какой среде формируется личность
Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.
Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.
Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.
Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.
Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.
Влияние социума на личность
Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.
Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.
Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.
Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.
- Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
- Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
- За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
- Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).
Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.
Воздействие личности на общества
Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:
- А. В. Суворов — известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
- Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
- Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.
Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.
Источник: 100urokov.ru
Когда человек становится личностью: в каком возрасте?
Личность формируется под действием среды, в процессе воспитания и прохождения различных жизненных ситуаций. Когда человек становится личностью?
Формирование полноценной личности продолжается и изменяется на протяжении всей жизни. Разнообразие жизненного опыта слишком велико и варианты слишком индивидуальны и многообразны.
Поэтому, и возраст, в котором сформируется целостная личность – индивидуален. Но, тем не менее, психологи и ученые выделили основные, обобщенные, возрастные рамки, которые отражают основные этапы формирования личности. Давайте их рассмотрим.
Новорождённые (от рождения до года)
В этом возрасте ребенок учится всем физическим навыкам, необходимым человеку для нормального функционирования и жизни (сидеть, стоять, передвигаться и т. п.).
Младенцы(1-3 года)
Самый бурный период развития, дети в этом возрасте:
- впитывают все, как «губка»;
- наблюдают за взрослыми;
- повторяют их повадки и т. д.
Один из самых важных этапов, поскольку закладывает фундамент, и во многом определяет, каким будет индивид в дальнейшем. Родителям важно проявлять заботу и понимание, демонстрировать терпение и ответственность. Ребенок становится более «понимающим», но большую часть времени, все же продолжает руководствоваться основными инстинктами.
Детство, первый этап (3-6 лет)
В этот период основную роль играет детский садик, а именно воспитатель, который должен показать детям прелесть игр и коммуникации со сверстниками. Ребенок наблюдает за первой «демоверсией» социума, учиться воспринимать себя и окружающих.
Детство, второй этап (6-12 лет)
Ребенок идет в школу. Получает опыт исполнения обязанностей, вступает в новый социум. Важно научить ребенка ответственности, но также позволять заниматься тем, что его интересует.
Подростковый возраст (12-16 лет)
Подросток сталкивается с чувством одиночества и непонимания со стороны взрослых. Один из самых трудных периодов. Здесь важно, чтобы у него были друзья, которым можно рассказать то, о чем нельзя поговорить с взрослыми. Также, дети в этом возрасте начинают более или менее определяться с тем, чем хотят заниматься в жизни.
В этот период важно поддерживать инициативность и позволять подростку раскрываться, если его интересует какое-то (допустимое) занятие (творчество, техника и т.д.).
Юность (16-23 года)
Индивид выбирает профессию, учиться, начинает окончательно определяться со своим местом в социуме. Основная задача:
- выбор и освоение любимого дела;
- поиск работы;
- зарабатывание денег;
- обучение самостоятельности;
- отделение от родителей (полезным бывает переезд в другую страну/город на учебу/работу и т. д.).
Важно закрыть эти аспекты жизни, чтобы в следующих этапах человек мог заняться решением других. Постепенно заканчивается формирование тела, и одновременно происходит совершенствование уже в направлении когнитивных способностей.
Молодость (23-30 лет)
Самый лучший период для поиска любимого человека, создания семьи и рождения детей. Если не произошел этап отделения от родителей, то это может быть последняя возможность.
Либо человек находит вторую половинку и начинает жить уже с ней, либо начинает зарабатывать достаточно, чтобы жить отдельно. Это важный аспект, поскольку чувство самостоятельности и ответственности в этом возрасте, благоприятно повлияет на формирование самооценки и личности в целом.
Зрелый возраст (от 30-35 до 60-70 лет)
Человек уже сформирован, в большинстве случаев у него есть работа, семья, хобби. Но, на начальных порах этого этапа часто наступает кризис и полное неудовлетворение своим занятием, работой, отношениями и т. д. Начинаются трудности, возможно, происходят изменения, но после все восстанавливается (улучшается) и продолжается развитие.
Индивид становится более чувственным, обычно продолжает совершенствоваться в своей профессии и, в общем, в жизни.
Выводы и советы
Как и говорилось с самого начала, в этом процессе, нет конца, поскольку нам постоянно приходиться сталкиваться с трудностями, изменениями взглядов и т.д. Процесс слишком индивидуален, но в большинстве случаев, основной «скелет» личности сформируется до возраста 23-25 лет. Помочь сформироваться, как личность помогут два основных аспекта:
- Принятие всех своих достоинств и недостатков, а также отодвигание в сторону мнения окружающих и перенаправление фокуса на свои собственные желания и потребности;
- Желание развиваться и пробовать новые для себя вещи. Избавление от страха познания чего-то нового для себя (даже если это «новое» немного дискомфортно).
Вот, пожалуй, и все, надеемся, что информация была для вас полезной. Пишите в комментариях, на каком этапе находитесь сейчас, и с какими проблемами столкнулись.
Источник: mypsichology.ru