Внештатный
Сертифицированный тренер по фитнесу. Опыт тренерской деятельности — более 5 лет. Имеет подтверждённую международными сертификатами квалификацию.
Узнайте про наш экспертный совет
, фитнес-тренер
Одни малыши самостоятельно начинают прыгать в два-три года, а у других этот навык не развит и в более старшем возрасте. Педиатры настаивают на том, что важно научиться выполнять прыжки вовремя и правильно, чтобы избежать проблем с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому начинать подготовку к развитию этого навыка следует уже с первых месяцев жизни малыша.
Однако и перегружать малыша занятиями не стоит, поскольку его организм еще не готов к чрезмерным нагрузкам, а суставы и связки легко повредить.
Чтобы избежать трудностей и проблем со здоровьем, важно знать подходящий возраст для обучения прыжкам и правильные техники.
В каком возрасте дети начинают прыгать
Каждый малыш развивается в своем ритме, но примерный возраст начала самостоятельных прыжков – два-три года. Подготовку следует начинать с первых месяцев жизни ребенка, постепенно приучая его к физической активности. Сначала это будет массаж, а также простые упражнения, которые необходимо усложнять по мере роста крохи.
Годовалый малыш уже может начинать пробовать подпрыгивать на месте, держась за родителей или другую опору. Специалисты не рекомендуют стимулировать прыжки ребенка без поддержки, а также на твердой поверхности до 3 лет. В этот период связки и суставы крохи еще очень уязвимы, поэтому прыжки могут спровоцировать вывихи, растяжения и другие травмы. Если малышу очень уж хочется попрыгать, используйте батут (но не дольше 10 минут!).
Начинать готовиться к полноценному прыганию можно уже с 14 месяцев. Самый подходящий тренажер для этого – фитбол. Его упругая поверхность снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и позволяет защитить ребенка от травм. Важно помнить, что такие упражнения следует выполнять с поддержкой взрослых за обе ручки малыша.
Перед началом любых физических упражнений не забудьте проконсультироваться с педиатром и ортопедом!
Польза прыжков
В процессе прыжков в организме малыша задействуется большое количество мышечных групп. Это оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка и правильную работу многих систем его организма, а именно:
- увеличивается прочность костей нижних конечностей;
- совершенствуются формы поверхностей суставов;
- улучшается координация движений;
- тренируется ловкость, глазомер и ориентирование в пространстве;
- улучшается мышление, память, воображение и восприятие.
Перед обучением нужно обязательно позаботиться о том, чтобы организм малыша был готов к таким нагрузкам.
Подготовительный этап
Для того чтобы научиться прыгать, ребенок должен иметь развитые мышцы ног и уметь держать равновесие. Не менее важна и правильная осанка. Обеспечить все эти условия поможет регулярное выполнение таких простых упражнений, как:
- «велосипед» (малыш лежит на спине, а мама по очереди подгибает его ножки к животику, имитируя езду на велосипеде);
- ходьба по бревну или по веревочке, разложенной на полу;
- удержание равновесия, стоя на одной ноге;
- ходьба на пятках и внешней стороне стопы;
- приседания;
- ходьба босиком по рельефной поверхности (песку, камушкам, специальным коврикам);
- катание ногой мяча или палочки;
- удержание мелких предметов пальцами ног.
Этот этап может занять несколько месяцев. Главное – не торопить малыша и обязательно хвалить его за успехи. Чем больше у ребенка будет «двигательного» опыта, тем быстрее он сможет освоить разнообразные прыжковые навыки. Основной из них – прыжки на двух ногах.
Как научить ребенка прыгать на двух ногах
Шаг 1. Показываем пример
Чтобы кроха лучше понял механику прыжков, покажите ему, как правильно выполнять это действие со стороны: сгибайте ноги в коленях, невысоко отрываясь от земли.
Шаг 2. Помогаем малышу
Чтобы ребенок лучше запомнил правильные движения, начинайте обучение прыжкам, используя фитбол.
- Зафиксируйте мяч между своими ногами или мебелью.
- Поставьте на него ребенка, аккуратно поддерживая его чуть выше локтей.
- Помогите малышу делать пружинящие движения ногами, пока он не начнет сам отталкиваться от поверхности мяча.
- Делайте упражнение каждый день (несколько минут).
Основное условие – ребенок должен получать удовольствие от занятий. Если у крохи нет настроения или процесс доставляет ему дискомфорт, отложите выполнение упражнения.
Шаг 3. Прыгаем на месте
Сначала расскажите и покажите ребенку, как правильно приземляться после прыжка: сначала на носочки, а потом на всю стопу. Затем приступайте к обучению.
Начинать обучение лучше на мягкой поверхности: кровати или ковре. Сначала малышу будет тяжело скоординировать руки и ноги, поэтому он, скорее всего, будет падать.
- Малыш стоит на ровной поверхности с прямой спиной и опущенными вдоль тела ручками. Одна нога расположена параллельно другой.
- Затем он слегка приседает и отталкивается от пола, при этом выпрямляя ноги и помогая себе руками.
- После этого кроха приземляется на полусогнутые ноги.
Во время прыжка ножки нужно держать ровно.
Обычно полноценным прыжкам дети обучаются примерно к 4 годам. Когда малыш хорошо освоит этот навык, можно переходить к более сложным упражнениям.
Учим новые техники
Спрыгивания
Если раньше ребенок просто делал шаг с возвышений, то теперь он может попробовать спрыгнуть с них. Для этого подойдет лестничная ступенька или бордюр.
Продемонстрируйте малышу, что для этого не нужно сильно отталкиваться вверх. Достаточно просто спрыгнуть с предмета двумя ногами.
Прыжки вперед
Это упражнение осложняется тем, что ребенку нужно оттолкнуться не просто вверх, а вверх и вперед одновременно. Опять же, показывать технику выполнения нужно на собственном примере.
Прыжки на одной ноге
К ним можно приступать только тогда, когда малыш научится хорошо удерживать равновесие.
Сначала пусть ребенок просто попробует стоять на каждой ноге по очереди, помогая себе руками. Затем покажите ребенку, как отталкиваться от земли одной ногой и правильно приземляться на другую – сначала на носок, затем на всю поверхность стопы.
Лучше всего добавить в каждый этап обучения элемент игры. Так малышу будет гораздо интересней заниматься, и он быстрее усвоит новые навыки.
Игра
Есть множество способов совместить физическую активность с веселыми играми.
Подражание животным
Попросите малыша показать, как прыгает зайчик, кенгуру, лягушка или воробей. Не забудьте и сами включиться в этот увлекательный процесс!
Использование игрушек
Поместите над головой малыша игрушку и попросите схватить ее в прыжке. Или разложите какие-либо предметы на небольшом расстоянии друг от друга и дайте ребенку задание: собрать их в корзинку. Главное условие – допрыгать до каждого из них.
Еще один метод – научить ребенка прыгать в цель. Для этого можно обозначить на полу «мишень» и попросить малыша приземлиться в нее с небольшого возвышения.
«Лягушата»
Для игр можно использовать обруч. Он будет играть роль «болота», а один или несколько ребятишек будут «лягушатами». Правила игры: «лягушата» по очереди запрыгивают в болото, а потом выпрыгивают из него.
«Полоса препятствий»
Из предметов разной высоты можно сделать в комнате настоящую «полосу препятствий». Пусть малыш пройдет по маршруту с преградами и перепрыгнет каждую из них.
Усложнение игр
Примерно с 5-6 лет игры нужно усложнять. Например:
- скрещивать ноги в прыжке;
- перепрыгивать через препятствия;
- подпрыгивать, одновременно поворачиваясь вокруг себя;
- двигаться вперед на одной ноге;
- одновременно с прыжками делать хлопки или скрещивать руки.
Если к игре добавить подходящие стишки, потешки или песенки, это не только поднимет настроение малыша, но и поможет ему развить чувство ритма и память. Использовать можно стихи, в которых есть такие подходящие слова, как:
- «прыг-скок»;
- «скок-поскок»;
- «с ножки на ножку» и др.
«Поскакали по тропинке,
У ребят прямые спинки,
Прыгаем, как мячики,
Девочки и мальчики!».
Когда малыш освоит все виды прыжков, можно усложнять занятия, используя скакалку.
Прыжки на скакалке
Такой вид физической активности очень полезен для малышей, а именно:
- укрепляются мышцы всего тела;
- тренируется ловкость и выносливость;
- развивается позвоночник;
- снижается риск развития сколиоза;
- укрепляется сердечная система.
Чтобы ребенку было легче усвоить новый навык, важно правильно подобрать скакалку. Оптимальная длина – когда малыш стоит на середине прыгалки, ее ручки с каждой стороны должны доходить до его подмышек. Если не получается найти подходящую скакалку в магазине, можно укоротить ее самостоятельно.
Подготовительные упражнения
- Малыш учится обращаться со скакалкой, используя только кисти рук. Для этого он берет ее за ручки и вращает, держа локти максимально ровно.
- Затем используя кисти рук, ребенок должен перебросить прыгалку вперед и назад.
- Перекаты стоп: с пятки на носок и с носка на пятку.
- Чтобы научиться попадать в ритм, кроха учится хлопать в такт определенной мелодии или постукиванию.
Чтобы к моменту основного обучения (примерно в 5-6 лет) у ребенка не возникло трудностей, начинать выполнять такие упражнения можно уже в 3 года.
После того как подготовительный этап освоен, можно приступать к самому простому упражнению: двое малышей медленно вращают скакалку, а третий перепрыгивает через нее.
Обучение
1. Простая разминка. Она необходима для того, чтобы подготовить мышцы и связки ребенка к нагрузке. Для этого нужно:
- размять суставы рук и ног круговыми движениями;
- походить поочередно на пятках и носках;
- сделать несколько выпадов.
2. Начало обучения. Следует просто перекидывать скакалку вперед и назад, при этом перешагивая через нее.
3. Ускорение. Темп ускоряется, постепенно приближаясь к бегу.
4. Добавление прыжков. Как только малыш научится перескакивать в движении через скакалку, к упражнению добавляются прыжки.
Нужно помнить, что не у всех ребят прыжки на скакалке получаются с первого раза. Важно поддерживать и хвалить малыша даже за самые незначительные успехи.
Нейроскакалка
Помочь ребенку быстрее освоить навык прыжков на скакалке поможет развивающий тренажер, представляющий собой пластиковое кольцо, к которому крепится трубка с колесиком.
Кольцо надевается на одну ногу, и малыш подскакивает, одновременно перепрыгивая через трубочку. Благодаря этому полезному устройству кроха лучше понимает механику движений и учится реагировать на препятствие в виде скакалки.
Противопоказания
Перед началом занятий со скакалкой, нужно обязательно убедиться в отсутствии у ребенка:
- болезней суставов;
- лишнего веса;
- нарушений в работе сердечно-сосудистой системы.
Правила безопасности
При обучении прыжкам важно выбрать правильное и безопасное место. Убедитесь, что вокруг малыша нет предметов, о которые он может стукнуться при падении. Лучше проводить занятия вдали от углов кровати или стола.
Нельзя проводить «тренировку», если кроха болен, устал или только что перенес болезнь. Проконсультироваться с врачом по поводу безопасности любой физической активности нужно и в том случае, если крохе недавно сделали прививку.
Обучение прыжкам важно начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их. При правильном подходе малыш со временем научится выполнять даже самые сложные движения. А такой вид активности поможет ему лучше справляться с физическими нагрузками не только в садике, но и в школе.
Источник: www.baby.ru
С какого возраста ребенок умеет прыгать и бегать?
В возрасте 18 месяцев малыш может немного прибавить в скорости, когда он ходит. Но бег отнимет у него всю концентрацию. Он сможет бежать только по прямой и не сможет оббегать препятствия, которые встанут у него на пути.
К двум годам малыш, возможно, научится обходить предметы на своем пути. А к двум с половиной годам малыш может уже хорошо бегать, так что вам нужно будет присматривать за ним. Он может продемонстрировать свое новообретенное мастерство, убегая от вас.
Прыжки могут показаться более сложной задачей для ребенка, чем бег. Бег — это случай ускорения. Однако прыжки требуют немного большей координации.
Это придет со временем и его растущей физической формой. Когда вы малыш, заставить обе ноги оторваться от земли одновременно сложнее, чем вы думаете.
Как можно помочь малышу научиться бегать и прыгать?
Посетите местный парк и предложите ребенку побегать вокруг. Помогите ему, придумав игры, в которые вы могли бы играть вместе. Например, может ли ваш малыш бегать, как собака, прыгать, как кошка, и скользить как змея.
Если не слишком ветрено, выберите участок, где есть трава, и пускайте мыльные пузыри, чтобы малыш мог гоняться за ними и лопать.
Чтобы побудить малыша прыгать, дайте ему попрыгать на кровати, или держа его за обе руки, на низком батуте. Можно положить несколько подушек на пол и позволить ему запрыгнуть на них с чего-нибудь низкого (дивана или детского стульчика).
Для малышей постарше большой, прочный мяч с ручками, на котором можно сидеть, позволит ему ощутить это прекрасное ощущение полета. Он также сможет попрактиковаться в отталкивании от земли обеими ногами.
Малыши любят быть активными. Чем больше возможностей вы дадите ему побегать, тем счастливее он будет. Бег и прыжки — отличные способы улучшить движения и координацию ребенка, а также сохранить его сердце и кости здоровыми.
Источник: www.vikids.ru
Как научить своего ребенка прыгать?
Время освоения прыжков для каждого ребенка индивидуально: одни справляются с этим к 2 годам, другие не могут прыгнуть даже в 5 лет. В среднем считается, что навык прыгания приходит к детям примерно в 2,5–3 года. Помочь малышу в этом вопросе могут родители. Ведь активное движение – залог полноценного физического развития и хорошего здоровья.
Но как можно научить своего ребенка прыгать? С чего начать?
Предварительный этап
Перед тем как научить ребенка прыгать, нужно подготовить малыша физически. Ведь для овладения прыжками важно, чтобы у него были сильные мышцы ног, крепкие кости и связки, хорошая осанка, развитый вестибулярный аппарат (умение держать равновесие).
Без этого кроха будет падать. Наработать всю эту базу можно с помощью специального комплекса, в который входят такие упражнения:
- «велосипед»;
- ходьба на носках;
- ходьба на внешней стороне стопы;
- ходьба на пятках;
- приседания;
- упражнения на укрепление пресса и мышц спины;
- ходьба с притягиванием ног поочередно к животу («цапля»);
- удержание равновесия на одной ноге с раскинутыми в стороны руками («цапля в болоте»);
- использование качелей;
- ходьба по бревну.
Выполнять все эти упражнения ребенок будет охотнее, если подавать их в игровом ключе. Изображать длинноногую цаплю, крадущуюся лисичку, переваливающегося медвежонка, куклу-неваляшку ребенку намного интереснее, чем просто делать то, что требует взрослый. Но в любом случае родители должны контролировать и подстраховывать ребенка во время выполнения всех упражнений, показывать ему личный пример.
Подготовительный этап может занять несколько месяцев, прежде чем мышцы, связки и вестибулярный аппарат малыша будут готовы к испытанию прыжками. Поэтому не стоит торопить события, пока не станет очевидно, что ребенок научился держать равновесие и осанку, а его ножки достаточно окрепли.
Этапы обучения
Начинать освоение прыжков нужно с самых простых упражнений:
- подпрыгивания на двух ногах на месте;
- прыжков с продвижением вперед;
- спрыгивания с небольшого возвышения;
- прыжков на одной ножке.
Последний этап ребенок сможет освоить примерно к 4 годам, это нормально.
Начиная обучение, показывайте ребенку последовательность действий сами, придерживайте ее во время выполнения.
Во время первых прыжков дети чаще всего приземляются на всю стопу на ровных ножках, при этом руки и ноги не скоординированы, что может привести к падениям. Поэтому начинать занятия лучше на мягкой поверхности: матрасе, диване. Малышу объясняют, что приземляться нужно сначала на носочки, а затем уже ставить всю ступню, ножки при приземлении нужно немножко сгибать. Последовательность действий такова:
- ступни малыша стоят параллельно, ручки опущены;
- малыш немного приседает и отталкивается от опоры, выпрямляя ножки и помогая себе ручками;
- прыжок выполняется с прямыми ногами;
- приземляется на переднюю часть стопы (ножки полусогнуты).
- Прыжки вперед.
Когда ребенок научится подпрыгивать, нужно показать ему, как отталкиваться, чтобы прыгнуть вперед (толчок вперед-вверх).
После того, как освоены эти прыжки, можно начинать обучение спрыгиванию с возвышения. Это может быть, например, ступенька. Разница заключается лишь в том, что малышу не нужно сильно отталкиваться вверх.
Этот навык можно освоить только при умении хорошо держать равновесие. Ребенок поджимает одну ногу, отталкиваясь и приземляясь с помощью другой, помогая себе держать равновесие руками.
Игра в помощь
Известно, что лучше всего дети учатся, подражая своим родителям и в ходе игры. Поэтому, обучая их прыжкам, можно предлагать им изображать, как мама, разных животных или предметы (мячик, лягушонка, зайку, горошки, кенгуру, воробушка, кузнечика). При этом воробушек прыгает вперед, горошек или мячик – вверх, лягушонок может спрыгивать с камешка в болото или допрыгивать до другого камешка.
Можно предложить малышу ловить во время прыжка игрушечных бабочек, стрекоз или дотягиваться до предметов в руках родителей, перепрыгивать «лужицы», «ручейки», камушки», нарисованные или сымитированные игрушками, перепрыгивать через обручи, яркие скакалки или веревочки.
Создать бодрое настроение во время занятий могут различные стихотворения, потешки («Мой веселый красный мяч», «Скачет сито по полям»), стихи про лягушат, воробушков и т. д. Хорошо использовать в качестве иллюстрирующих такие слова: «прыг-скок», «с кочки на кочку», «с ножки на ножку».
Более сложные варианты игр могут состоять из нескольких действий. Например, при слове «воробей» малыш спрыгивает с возвышения и прыгает по земле, при слове «машинка» должен вернуться обратно. Или при словах «штиль» соскакивает в «воду» и играет, бегает, при слове «шторм» — возвращается обратно.
Становясь старше, ребенок сможет освоить прыжки со скрещиванием ног, прыжки с разбега в длину, высоту, с поворотом, подскоком, запрыгивание на возвышение и другие виды прыжков. Но начинать нужно с самых простых, соответствующих возрасту и физической форме ребенка, постепенно усложняя задачу. Это – главный залог успеха.
Источник: razvivashka.online