В каком возрасте нужно учить ребенка читать

Есть много разных мнений, когда начинать учить ребенка чтению. Существуют сторонники раннего развития, которые уже с 2-х лет начинают занятия по освоению этого навыка. Но в то же время все больше психологи, неврологи относятся к такому подходу негативно. Когда я училась на логопеда, с удивлением слушала возмущенных преподавателей логопедов, дефектологов, психиатров, которые просто негодовали массовым увлечением современных мам стремлением как можно раньше научить ребенка читать.

Какие аргументы могут быть против раннего освоения чтения? Существуют общеизвестные этапы психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка. И он их должен пройти по ступенькам в определенном порядке, не перескакивая через 2-3. Дело в том, что мозг ребенка в полной мере дорастает до сложного процесса осознанного чтения самое раннее к 5 годам, а в основном к 6-7.

Именно поэтому в нашей стране дети идут в школу в этом возрасте. Хорошо, скажите вы, ну а что плохого в освоение чтения в 2 года?

Надо ли учить ребенка читать до школы?

Поясню. В этом возрасте ребенок, все его ресурсы направлены на то, чтобы устанавливать эмоциональную связь с людьми, наблюдать за эмоциями других, развивать эмпатию. Заставляя маленького человека в этом возрасте читать, вы все его ресурсы тратите на этот трудоемкий процесс, упуская развитие коммуникативных навыков, проскакивая эту ступень развития.

И если читать можно научить ребенка и позже, то выстраивать эмоциональные связи, понимать и чувствовать эмоции, учиться общаться потом наверстать все эти важные для человека навыки вы уже не сможете. Время будет упущено. Поэтому спокойно начинайте готовить ребенка к чтению в 5 лет. Тем более есть мнение, что дети, научившиеся слишком рано читать, могут делать это механически, не понимая смысла прочитанного, а дальнейшем это чревато серьезными проблемами. Чтобы избежать этой беды, не спешите, дождитесь 5 лет.

На первых порах на помощь нам придут простые азбуки — либо в виде кубиков, либо алфавит на магнитах. Каждый день мы показываем ребенку одну букву и говорим, как она называется. На следующий день вспоминаем эту букву и называем новую. Начинайте учить буквы с гласных. Если ребенок не может учить алфавит со скоростью «одна буква в день», можно учить и медленней.

Все дети разные, смотрите на вашего ребенка. Есть важный момент — когда вы будите называть согласные, не надо говорить: это буква «лэ». Называйте просто «л». Потому что потом при чтении те дети, кто называет буквы «лэ», «мэ» так и будут их читать, добавляя лишний гласный. То есть не «луч», а «лэуч».

Когда вы выучите все буквы, можно приступать к подбору букваря. Сейчас их выбор огромен. Я советую этот букварь.

Источник: dzen.ru

Как и когда правильно учить ребенка читать?

Чтение — один из необходимых навыков, без которого невозможно полноценно существовать в обществе. Как правильно учить ребёнка читать и с чего следует начать, рассказываем в этом материале.

Как НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ ребенка 7 ЛЕТ? БЫСТРАЯ МЕТОДИКА!

В каком возрасте надо начинать учить ребёнка читать

Родителям часто кажется, что чем раньше малыш научится читать, тем лучше. Но стоит понимать, что главная цель — не научить малыша читать как можно скорее, а сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Ведь если ещё до школы учёба у ребёнка будет ассоциироваться с негативом, то пользы этот навык приносить не будет. Научить читать — задача школы.

Если он придёт в 1 класс и будет читать слишком хорошо, то учиться ему будет неинтересно, это может отбить мотивацию на все будущие годы обучения. Поэтому учить читать с 2 лет не нужно.

Как понять, что ребёнок готов к обучению

  • Ребёнок понимает всё сказанное и говорит свободно.
  • У него развит фонематический слух — он умеет различать звуки на слух и легко понимает, где лук и дом, а где — люк и том.
  • У него нет логопедических проблем, и он произносит все звуки.
  • Он умеет различать направления: лево — право, верх — низ. Это важно при обучении чтению, чтобы он мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

Какие проблемы существуют при обучении детей

Первое, с чего начинается тренировка навыка чтения, — алфавит. Распространённая ошибка родителей — учить алфавит именно по названию букв: «А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ)». Если изучать алфавит таким образом, то у ребёнка в дальнейшем будут проблемы с чтением. Например, слово «папа» он будет читать как «пэ-а-пэ-а». Поэтому важно учить именно звуки.

Читайте также:  Короткая мужская одежда без рукавов как жилет

Существует определённый алгоритм изучения алфавита:

  1. Сначала запомнить буквы А, О, У, Ы, Э, Н, М, В, Ш, С, Л, Ф, З, Х.
  2. Так как они разные, их сложно перепутать. Эти гласные тянутся, с ними легче научиться читать открытый слог, а согласные обозначают твёрдость.
  3. Затем переходить к согласным Р, Ж, Ц, Д, К, Б, П, Г, Т. Их тоже легко отличить друг от друга. Учить их следует после того, как ребёнок освоит принцип чтения открытого слога.
  4. Ч, Щ читаются нетипично (ча, ща), поэтому проходить их следует после предыдущих.
  5. И проходите перед тем, как учиться читать мягкие согласные.
  6. Ь проходите после И.
  7. Потом беритесь за йотированные гласные: Е, Ё, Я, Ю.
  8. Потом — Ъ.
  9. Й следует учить последней, когда малыш уже научился читать слова с йотированными гласными, включающими в произношение Й.

Учить буквы удобно через карточки. На карточке напишите заглавные буквы, например: гласные — красным цветом, согласные — чёрным. На обороте укажите звуки, которые надо произносить. Следите за произношением и, если ребёнок забывает, как произносить звук, подсказывайте ему. Так он поймёт, какие звуки можно тянуть, а какие нет.

Как и когда научить ребёнка читать

Сначала возьмите 3–4 карточки и доведите их произношение до автоматизма. Важно, чтобы сначала малыш указывал на букву, не произнося её. Например, вы называете букву, а он показывает на соответствующую карточку. Наблюдайте за тем, как он справляется с задачей: если он указывает на правильные карточки без ошибок, можно переходить к следующему этапу — говорить вслух. Таким образом за неделю можно выучить все буквы и звуки.

После этого можно браться за слоги. Двигайтесь от простого к сложному: сначала двухбуквенные, потом трёхбуквенные. Первое время лучше брать открытые слоги: «по-па-пу-ро». Напишите их в столбик и объясните, как их читать, попросите повторить. Затем перемешайте, и пусть он прочитает их снова.

Как и когда научить ребёнка читать

Главное в этом упражнении, чтобы ребёнок читал столбики много раз, доводя произношение до автоматизма. Важно не количество разных столбиков — можно взять даже 2–3 — а качество прочтения, чтобы произношение крепко фиксировалось в памяти.

Только после того, как малыш понял произношение слогов, можете переходить к следующему этапу — коротким словам. Также напишите в столбик слова (например: кот, пот, ток, бок) и попросите прочитать их. Главное, доводить каждый этап до автоматизма, чтобы он научился читать без запинок все слова целиком, не развивая слоговое чтение.

Помните, что чтение слогов — важный этап, его нужно хорошо закрепить. Это может занять много времени, но не нужно спешить и переходить на слова.

Чтобы малышу было проще и интереснее изучать слоги, попробуйте добавить в занятия несколько упражнений.

1. Восприятие слогов целиком.

Кладите буквы на расстоянии, пусть он читает их, переводя взгляд, а затем кладите вплотную. Заменяйте гласные, потом согласные — так будут появляться новые варианты.

Положите согласные и гласные вразброс. Спросите у ребёнка, какие буквосочетания он хочет прочитать. Пусть выбирает буквы сам. Он может переставлять их и класть рядом или водить указкой от одной буквы к другой.

Распечатайте слоги или напишите их на вертикальной поверхности — в дальнейшем это поможет с лёгкостью читать слова со школьной доски.

2. Соотнесение читаемого слога со слышимым.

Разрежьте азбуку. Называйте один слог и просите ребёнка сложить его из букв.

3. Чтение слогов про себя.

Попросите малыша прочитать слоги про себя, затем повторить их вслух. Можно также попросить его слегка шевелить губами при чтении, чтобы вы смогли угадать, что он прочёл. Иногда ошибайтесь, чтобы он вас поправлял.

4. Чтение «осмысленных» слогов.

Придавайте слогам смысл, будто словам. Читайте ребёнку предложения, в которых есть слова-слоги. Используйте звукоподражания и усечённые слова. Помещайте их в конец предложения, тогда прочитать их поможет смысловая догадка. Затем помещайте слоги в начало и середину предложения, чтобы ребёнок читал внимательнее.

Я и ты — это МЫ. Мальчик зовёт бабушку: «БА». Змея шипит: «Шу!» МА — так кто-то зовёт маму. «ЛА-ЛА-ЛА», — так поёт девочка. «ДА», — ответил мальчик. Девочка сказала: «НА!» — и дала собачке косточку. Корабль плывёт ПО морю.

Чтобы обучение было эффективным, ребёнку оно должно нравиться. Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игры, добавьте их в процесс обучения.

Примеры игр

  • Покажите ребёнку букву О и попросите найти её среди четырёх-пяти похожих: С, Ф, Э, Ю. Букву называть не надо, надо просто показать её. Можно выполнять задание на скорость.
  • То же самое делайте с буквами, отличающимися расположением частей в пространстве: Е и Ш, Э и С. Пишите их правильно и зеркально или вверх ногами. Попросите ребёнка показать правильные изображения.
  • Слегка заштрихуйте буквы и попросите малыша показать нужную, смотря на образец.
  • Нарисуйте несколько букв друг на друге и попросите ребёнка опознать, какие из них он видит на рисунке.
  • Научите малыша дорисовывать буквы: Г можно превратить в П, Н — в П. Сначала он изменяет букву, смотря на образец, потом по памяти.
Читайте также:  Как сделать серьги гвоздики своими руками

При выполнении заданий называйте буквы сами, не требуйте этого от ребёнка. Пока он не запомнил буквы глазами, нет смыла соотносить их со звуками.

Какие методики обучения существуют

Существует много действенных методик, помогающих малышу освоить чтение. Рассмотрим самые популярные из них.

Методика «Занять высоту»

Суть в том, чтобы поставить навык чтения на небольшом подмножестве букв. Выберите 3 буквы, например согласные К, Т, П и гласные О, А. Затем с помощью карточек выучите эти буквы, доведите до автоматизма, а потом составьте из них слоги: «по», «ка», «та», «то». Начинать лучше с открытых слогов и не брать гласные, которые смягчают согласные.

Когда ребёнок научится их читать, дайте ему короткие слова: пот, ток, кот. Так малыш может научиться читать даже за один день. Будучи в восторге от своих достижений, в дальнейшем он будет с радостью учить все остальные буквы. Обязательно подкрепите его старания положительной мотивацией, сказав: «Смотри, как всё легко! Буковок осталось 25–30 штук.

Ты их выучишь и будешь так же прекрасно читать».

Как и когда научить ребёнка читать

Главная задача родителей — не гнаться за быстрым результатом, особенно на этапе чтения открытых слогов, а постепенно усложнять задачу: переходить к слогам только тогда, когда малыш идеально знает все звуки. Когда он поймёт, как произносятся слоги, берите короткие слова. А когда уже и они будут даваться ребёнку легко, переходите к чтению несложных предложений.

Данная методика помогает ребёнку освоить и буквы, и слоги, а также понять, в чём различие гласных и согласных, глухих и звонких звуков. Отличительная особенность методики — 52 кубика разных цветов и размеров, на каждом из которых изображены сочетания согласной и гласной буквы. На больших кубиках изображены твёрдые сочетания, на маленьких — мягкие. Вам необходимо самостоятельно пропевать эти сочетания, чтобы ребёнок лучше их запоминал. Так занятия будут проходить быстрее и эффективнее.

Как и когда научить ребёнка читать

Карточки Домана

Этот метод помогает ребёнку запоминать слова целиком: от простых (мама, папа) до сложных (арбуз, яблоко). Для начала покажите ребёнку первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Затем попросите повторить. Когда он освоит карточки, можно переходить к составлению словосочетаний. Плюс этой методики в том, что она не только помогает запоминать много слов, но и хорошо развивает память.

Как и когда научить ребёнка читать

Методика Марии Монтессори

Суть методики в том, что ребёнку необходимо сначала нарисовать букву и только потом произнести её. Вырежьте буквы и наклейте их на картонные таблички. Затем попросите ребёнка пальцем обвести их контур и назвать звук. После того как малыш выучит согласные и гласные звуки, можно переходить к словам и несложным фразам. Таким образом он не только научиться читать, но и будет развивать мелкую моторику и логику.

Как и когда научить ребёнка читать

Методика Ольги Соболевой

Данная методика рассчитана на детей 5–5,5 лет. В этом возрасте дети уже умеют удерживать внимание на строчке текста. Суть метода в том, чтобы малыш запоминал буквы с помощью стихотворений, рисунков или лепки. Важно учитывать, как вашему ребёнку легче воспринимать информацию: визуально, аудиально или кинестетически. Плюс в том, что вместе с обучением чтению у ребёнка развивается фантазия, память и внимание.

Как и когда научить ребёнка читать

В дошкольном возрасте самый эффективный способ обучения — игра, а не обычные занятия, на которых родитель выступает в роли строгого учителя. Любознательность ребёнка — ваш главный помощник в обучении. Превратив занятия в игры и сделав их постоянными, вы добьётесь нужного результата.

Источник: advance-club.ru

«Кому-то и в десять рано»: когда и как учить ребёнка читать. И какие ошибки можно совершить

Детское чтение сегодня — повод для гордости тех родителей, чьи дети уже этот навык освоили, и для беспокойства — в семьях, где ребёнок все ещё (в три, пять, восемь лет) не читает. Вместе с Анной Рапопорт, педагогом и экспертом, специализирующимся на чтении, разбираемся, в каком возрасте надо учить читать, как это делать и надо ли паниковать, если ребёнок не начал читать до школы.

В каком возрасте надо учить детей читать

Нет универсального ответа на вопрос «Когда надо учить читать?»: это делают, когда ребенок готов. Намного сложнее и важнее понять, когда именно он созрел. И здесь снова нет единой цифры — кто-то готов в четыре года, а кому-то и в десять лет рано. Есть три момента, на которые нужно обратить внимание:

  1. Ребенок знаком с понятием письменной речи.
  2. Он различает письменный и устный текст. Понимает, что то, что он говорит и то, что пишет — связано, но в то же время это разные вещи.
  3. Мотивация: ребенок хочет овладеть письменной речью: создавать её (писать) и воспринимать (читать). Потому что чтение — это общение, которое возможно только при желании понять собеседника в лице текста. Когда нет мотивации читать, все попытки заставить ребенка будут провальными, и возраст здесь ни при чем.

В обязательном порядке учить ребенка читать до школы не нужно: большинство школьных программ предполагают реализацию этой задачи в первом классе. Именно к этому моменту у ребенка появляется такой уровень абстрактного мышления, что он в состоянии отличить букву от звука.

Читайте также:  Как заставить себя мыться каждый день

Учить ребёнка читать до школы надо только тогда, когда он хочет этого сам, проявляет интерес. По какой методике — каждый выбирает сам. В вальдорфском стандарте дети рисуют буквы, повторяют их и через письмо приходят к чтению. В Монтессори это подвижные алфавиты, карточки для чтения.

Единственное, от чего стоит отказаться при обучении чтению, — это от букварей, в которой букве соответствует какая-то картинка («О»-«Обезьяна»). Изображения чаще сбивают с толку — ребенок не всегда правильно определяет место звука в изображенном слове. Да и слышим мы не то, что пишем (в начале слов «обезьяна», «очки» мы слышим звук [а]). Многие профессионалы сегодня отказываются от использования таких инструментов.

Самый простой способ научить ребенка читать — подписывать его рисунки. Его имя — это первое слово, которое он произносит, видит, хочет писать и читать. Покажите ребенку, из каких букв складывается его имя, что они обозначают: это уже будет путь к чтению.

Ошибки родителей при обучении детей чтению

Первая и главная ошибка — принудительно обучать ребенка читать, но не создавать для этого условий дома. Дети копируют взрослых, поэтому если родители привыкли проводить вечер за компьютерными играми, в доме нет библиотеки или она не используется, нет смысла ожидать, что ребенок будет любить книги. У него нет положительного примера чтения, соответственно нет интереса. Надо, чтобы книги не просто покрывались пылью на домашних полках, но и активно использовались, чтобы в семье о них говорили. И школа здесь не поможет.

Вторая ошибка — заставлять детей читать то, что им не интересно. Лучший способ сформировать мотивацию к чтению — искать то, что понравится вашему ребёнку. Нравятся динозавры? Подберите соответствующие художественные, научно-популярные книги, стихи.

Техники и пособия в помощь родителям

Если ребенок готов психологически, в первом классе он научится читать без проблем. К концу четвертого класса дети без всякой помощи родителей, только благодаря образовательной программе, так или иначе могут читать. Со стороны семьи нужна помощь в создании мотивации, желания читать. И здесь отлично работает формирование традиций: каждый день ребенок имеет условные полчаса-час на чтение вместе с взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой) вслух.

Домашние чтения строятся на трех принципах:

1. Подбирать книгу ребенку по силам. Условно, в три года «Волшебника Изумрудного города» понять будет сложно. Происходящие в истории события не умещаются в сознании. Так же как и «Гарри Поттер», скорее всего, не будет оценен дошкольником: для его чтения нужно самому получить похожий опыт попадания в новую среду.

2. Выбирать разные книги. И художественные истории (сказки, рассказы), и стихи, и научно-познавательные — рассказы про животных, природу и дальше соответственно интересам ребенка.

3. Интерактивность. Делайте спектакли по книгам, ходите в театр на постановки по прочитанным произведениям. Все, что можно придумать вокруг книги, чтобы она входила в жизнь ребенка, вдохновляла, стимулировала жить в ней и дальше.

Можно также использовать и сторонние ресурсы: интерактивные образовательные площадки с курсами, сайт PapMamBook, где есть раздел «Я читаю детям» — там размещаются статьи именно для родителей, который хотят привлечь детей к чтению. Новый курс «Учи.ру» «Чтение» для детей 5-8 лет тоже помогает освоить буквы и слоги, развить навыки восприятия текста, научиться понимать его смысл.

Чтение и логопедические проблемы

Овладеть чтением ребенку могут мешать нарушения речи и её понимания — дисграфия и дислексия. Но эти проблемы невозможно выявить самостоятельно, надо обращаться к специалисту — психологу, нейропсихологу. А значит, и помогать таким детям будет специалист. Существует множество методик обучения чтению для детей с дисграфией и дислексией, но в первую очередь нужна коррекция причины нарушения — проблем с мозговым кровообращением, патологиями позвоночника, психологическими травмами. Только после этого идет работа над чтением.

Конечно, чтение необходимо для учебы, но на минимальном уровне. И на этом уровне можно научить читать абсолютно любого ребенка, даже с дислексией. Намного сложнее сделать так, чтобы чтение стало любимым занятием. Но эта задача обязательна не для всех — возможно, ребенок воспринимает мир через образы, а не буквы. Это не значит, что он будет менее образован или хуже воспитан.

Не все должны любить Толстого и Достоевского и знать наизусть тонну стихотворений — это не цель образования и не цель обучения чтению.

Полюбить чтение, познакомиться с буквами, слогами и словами, научиться анализировать тексты и «пользоваться» ими поможет новый курс «Чтение» от «Учи.ру». Он предназначен для детей 4-8 лет и подходит даже тем, у кого русский — второй язык. Ребенок может самостоятельно, без взрослых, проходить задания: по увлекательному пути его ведут персонажи курса. Уроки с буквами и чтением по слогам уже доступны зарегистрированным пользователям «Учи.ру», база будет регулярно пополняться.

Иллюстрации: Shutterstock (oriol san julian)

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today