Возраст, в котором среднестатистический ребенок начинает ходить сам, в среднем около 1 года. НО, это никак не значит, что все детки начинают делать первые шаги именно в 12 месяцев. Нормой считается период от 9 месяцев и до 1,5 лет. В 7-8 месяцев малыш пробует вставать, в 9-11 месяцев делает пробные шаги, держась за опору или руку взрослого, и только потом начинает самостоятельно ходить.
Уже позади первая улыбка маме, первые звуки, первые навыки переворотов, мы уже сидим на попке, у нас уже первый зуб – настала очередь дождаться первого самостоятельного, хоть и неуверенного шага. Многие мамы с нетерпением ждут этого шага! Запомните(!) – нет четких временных показателей, когда ваш ребенок самостоятельно и без поддержки начнет ходить. Как во всем, что касается жизни малышей до года, время самостоятельного передвижения исключительно индивидуально.
Делайте эти 5 пунктов и Ваш ребёнок заговорит.
Со скольких месяцев дети делают первые шаги
Возраст, в котором среднестатистический ребенок начинает ходить сам, в среднем около 1 года. НО, это никак не значит, что все детки начинают делать первые шаги именно в 12 месяцев. Нормой считается период от 9 месяцев и до 1,5 лет. В 7-8 месяцев малыш пробует вставать, в 9-11 месяцев делает пробные шаги, держась за опору или руку взрослого, и только потом начинает самостоятельно ходить.
Факторы, влияющие на время, когда ребенок пойдет:
- Генетика ребенка. Если кто-то из родителей пошел поздно, то не стоит от малыша ждать ранних шагов;
- Конституция и пол малыша. Полные детки пойдут несколько позже стройных сверстников, а девочки начинают ходить раньше мальчиков;
- Темперамент. Спокойные детки не торопятся ходить. Им удобно познавать мир не спеша и они прекрасно чувствуют себя сидя или ползая. Непоседы наоборот стремятся быстрее узнать больше нового и делают первые шаги очень рано.
Когда ваш кроха начнет ходить самостоятельно, вы заметите, что его ходьба заметно отличается от ходьбы взрослого человека по нескольким особенностям:
- Стопы ребенок ставит параллельно друг другу;
- Дети ходят как-бы “печатая шаг”, не умея перекатывать с пятки на носок свои стопы;
- Дети еще не умеют держать центр тяжести и поэтому часто падают.
Учитывая эти особенности, родителям надо внимательно присматривать за своим чадом и быть начеку. Особенно опасно, когда ребенок падает плашмя вперед или назад – он не умеет смягчать падение руками и может разбить лицо или затылок. Однако не стоит панически и до безумия боятся падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный.
Очень важна реакция родителей при частых падениях ребенка. Не стоит каждый раз бросаться к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Нужно просто ласковым и спокойным голосом подбодрить начинающего “ходока” и подождать пока он сам поднимется и продолжит шаги.
Как только ребенок становится более подвижным, все опасные предметы в доме нужно убрать, острые углы обезопасить специальными накладками, родитель должны быть постоянно на чеку, не выпускать ребенка из зоны своего контроля.
Очень важная статья: читаем как обезопасить дом для ребенка
Что лучше: раньше или позже
- Не стоит сильно радоваться если ваш ребенок очень рано начал ходить. Мышцы спины и ног еще не совсем окрепли и нагрузка, оказываемая при ходьбе пока для них достаточно серьезная. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Особенно, если ребенок не сам встал на ножки, а его родители форсировали это событие. Голень малыша не выдерживает его вес, что приводит к их искривлению и неправильной постановки стоп. Природой заложено и подсознательно малыши знают, когда сделать свой первый шаг;
- Ребенок начинает поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и спины к прямохождению. Возможно ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.
Помощь ребенку: упражнения и массаж
Можно ли малыша стимулировать сделать первый шаг побыстрее если появление этого навыка запаздывает? – Самое главное придерживаться чувства меры в желании побыстрее научить своего кроху ходить. Способов помочь ребенку освоить новый для него навык несколько:
- Надо предоставить ребенку необходимое достаточное пространство для передвижения. Малыши, которые постоянно находятся в манеже пойдут позднее тех, кто не использует манеж. Нужно расставить по комнате разные устойчивые предметы мебели для опоры. Любимые игрушки малыша поместить необходимо так, чтобы дотянуться до них, ребенку нужно было оторваться от опоры. Со временем расстояние от опоры до опоры постепенно увеличивается.
- Делать массаж. Массаж заключается в укреплении и расслаблении мышц, работающих при хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по стопам и голени ребенка принесет хороший положительный эффект (читаем о массаже тут).
- Ежедневная гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений должно входить сгибание и разгибание ножек, приседания и потягивания с помощью взрослого, подпрыгивания на коленях у мамы, занятия на фитболе (ссылка на полезные статьи массаж и зарядка выше).
- Устойчивые игрушки-каталки помогут малышу чувствовать себя уверенней. Ребенок толкает перед собой игрушку и передвигается практически самостоятельно.
Обновлено
- Не торопить своего ребенка. Все средние показатели – условный ориентир. Поэтому даже в 14-15 месяцев еще не ходить самостоятельно для некоторых вполне нормально. Основная задача родителей на начальном этапе – ждать, пока ребенок созреет для освоения нового навыка. Спешка может негативно сказаться на формировании стоп, мышц, суставов.
- Создать благоприятную, безопасную обстановку: убрать все, что может принести вред, ликвидировать острые углы, скрыть шнуры, и особо чутко следить за малышом.
- Проводить физ подготовку. Никаких особых упражнений не потребуется. Просто нужно своевременно шаг за шагом тренировать все группы мышц с рождения. Выкладывать на живот, стимулировать переворачивание. Далее ребенок должен сам садиться из положения лежа. Ну и, конечно, большую роль имеет ползание. Задача родителя всячески поощрять двигательную активность ребенка. Например, привлекая его игрушками, вынуждать ползать по комнате. А еще прыжки на родительских коленях, которые так любят дети – отличное упражнение для укрепления ножек. (Как сделать новорожденного ребенка сильнее: 4 базовых упражнения для развития у малыша силы и выносливости)
- Массаж хорошо развивает мышцы и снимает напряжение в них одновременно. Можно обратиться к специалисту, а можно его делать самостоятельно.
- Побуждать к хождению. Можно показывать занятную игрушку, а после класть ее на стол, например, так, чтобы достать ее можно было бы, только встав на ноги. При попытках малыша уже делать первые шаги игрушка чудесным образом может перемещаться со стола на диван, как только малыш к ней приблизится. Хорошо почаще бывать на улице. где получится наблюдать за другими детьми, уже умеющими ходить. При этом коляску лучше оставлять дома. Удобно при этом использовать специальные “вожжи”. Но только тогда, когда ребенок уже начинает ходить. Важно следить, чтобы корпус ребенка не нагибался вперед или в сторону.
- Поощрять. Похвала за успехи, улыбка мамы и папы – лучшая награда. Не стоит забывать о ласковых и восторженных словах. Ребенок этого достоин за свои первые шаги.
О чем стоит помнить обучая ребенка ходить
- Лучше начинать ходить босиком. Это приводит к правильному формированию стопы. И попутно закаляет малыша. Ну или одевать носочки с прорезиненной подошвой;
- Для прогулок на улице следует приобрести качественную и удобную обувь с плотным задником и следить, чтобы она не натирала ножки;
- Не нужно соблазняться ходунками. Дети нередко после ходунков долгое время ходят на носочках. И вовсе отказываются своевременно осваивать навыки хождения;
- Во время обучения не нужно держать ребенка за подмышки. Правильнее за кисть, за предплечье или даже за капюшон;
- И, главное, запастись терпением. Не стоит подгонять ребенка под стандартные рамки. Но нужно быть помощником ему во всем, как только он сам будет готов к новым открытиям.
Читаем подробно очень полезную статью: Как научить ребенка ходить: 10 правильных советов
Не стоит использовать ходунки и прыгунки. Они не только не стимулируют самостоятельное передвижение, но наоборот способствуют задержки ходьбы.
Читаем также:
ЗА и ПРОТИВ ходунков
ЗА и ПРОТИВ прыгунков
Первая обувь для ребенка начинающего ходить
С точки зрения ортопедии обувь малыша должна отвечать следующим требованиям:
- обувь выбирать надо из натуральной кожи и замши, чтобы ножка малыша дышала;
- подошва у первой обуви тонкая и гибкая, иначе малыш будет спотыкаться;
- задник обуви для ребенка выбирать надо твердый, чтобы ботиночки или сандалии не сваливались при ходьбе с ноги;
- небольшой и устойчивый каблук избавит ребенка от заваливания назад;
- верхняя и боковая части обуви должны быть мягкими и легко образовывать складки;
- для формирования свода стопы в обувь стоит подобрать гибкий супинатор.
Видео: Обувь для детей, которые начинают ходить
Хождение на цыпочках или носочках
Случается, что вместо обычной ходьбы ребенок начинает ходить на носочках. Если малыш просто желает привлечь внимание близких или пробует новый для себя способ передвижения, то все в норме.
Когда малыш постоянно передвигается на цыпочках красивой балетной походкой, даже не стараясь опуститься на всю стопу, тогда необходимо принимать меры. Не нужно самим пытаться исправить ситуацию. В таком важном деле лучше доверится врачу, который посоветует что делать. Чаще всего назначается особый массаж, специальная гимнастика и физиопроцедуры.
Доктор Краснова: Что делать если ребенок ходит на носочках
Бить тревогу нужно, если малыш не начал ходить после полутора лет. Да и то, только в случае низкой активности ребенка и неудовлетворительного общего состояния малыша. Когда ребенок весел, активен, задорно ползает с хорошим настроением, но не ходит – не стоит переживать, он пойдет, всему свое время.
- Развитие до года по месяцам (от рождения до года);
- Когда ребенок начинает ползать;
- Когда ребенок начинает сидеть.
Видео: Как научить ребенка ходить ходить самостоятельно
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
Если ребёнку нет 7 лет: отдавать в школу или подождать ещё год?
Педагог младших классов. Хорошо понимает, что в головах у детей, и как непросто современным родителям!
Если вашему ребёнку не повезло родиться летом, вам предстоит решать — идти ли в школу в 6,5 лет или подождать ещё год. Справится ли он, если отдать раньше? Будет ли ребёнку комфортно, если пойти в школу в 8 лет? Много разных ЗА и ПРОТИВ. Давайте разбираться, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу.
Разумеется, родители хотят сделать как лучше, но исходят из разных предпосылок:
- Садик мы закончили, а обратно его не берут. Чем он будет болтаться целый год без дела, пусть лучше сидит на уроках.
- Все его друзья идут в школу в этом году. С ними в одном классе он быстрее привыкнет, а в следующем году будут совсем незнакомые дети.
- Я боюсь, что ребёнок начнёт комплексовать и переживать. Посчитает, что раз он не пошёл в школу со сверстниками, то он глупый или неспособный.
Мотивы родителей понятны и логичны. Но единственный объективный критерий для решения идти/не идти в школу — готовность самого ребёнка. Всё остальное — бытовые мелочи.
С какого возраста детей берут в школу по законодательству РФ?
В законе РФ № 273-ФЗ указан примерный возраст детей, которых можно зачислять в школу.
Оптимальным, согласно законодательству, считается период с 6 лет и 6 месяцев до 8 лет включительно. При этом родители обязаны предоставить медицинские документы, которые подтверждают, что ребёнок готов к школе и нет противопоказаний по здоровью.
В отдельных случаях в школу могут принимать детей и младше 6,5 лет. Официально для этого требуется только заявление родителя. Но администрация школы крайне неохотно принимает документы на таких детей. Постановление (п.10.2 СанПиН) обязывает администрацию обеспечить шестилетке особые условия.
В частности: другой режим дня, более частые и длительные перерывы на отдых, а также место для дневного сна. Естественно, у большинства школ такой возможности нет.
Эти требования СанПиНа — не просто условность. Шестилеткам крайне трудно высиживать за партой сорокапятиминутные уроки. К этому не готовы ни позвоночник, ни мышечный корсет, ни нервная система.
К семи- и восьмилетним первоклассникам требования одинаковы. Детей тестируют на соответствие основным критериям готовности к школе (подробнее о них — здесь).
Когда начинать оформлять документы?
С прошлого года документы в школу можно подавать в два этапа, начиная с 1 апреля.
Первый этап (01.04 — 30.06) предназначен для трёх конкретных категорий:
- Для детей с первоочередным правом на зачисление (обычно это дети госчиновников).
- Для детей с преимущественным правом (тех, чьи братья и сёстры учатся в этой школе).
- По месту жительства.
Документы принимаются вплоть до 30 июня, а приказ о зачислении детей публикуют к 3 июля. До этой даты вы не узнаете, зачислили вас или нет.
Второй этап (06.07 — 05.09) предусмотрен для тех, кто хочет сам выбрать школу независимо от места проживания. Если это ваш случай, дождитесь 6 июля. Подадите документы в «чужую» школу раньше — вам откажут.
Однако давайте не забывать, что первый год ребёнка в школе определяет последующие 10 лет. Если в первом классе школьник не сумеет адаптироваться, если его ум не готов к обучению — всё школьное образование станет для него наказанием.
Он никогда не будет учиться охотно и получать удовольствие от новых знаний и умений. И что хуже всего — у него может сформироваться заниженная самооценка и сомнения в своих способностях.
Почему у шестилетних детей возникают трудности в школе?
За год, между 6 и 7 годами, ум, тело и психика ребёнка претерпевают колоссальные изменения. Вы помните себя в 25 лет? А как сильно вы изменились к 35 годам? Примерно такой же внутренний путь проходит ребёнок за один этот год.
Из дошкольника, которого интересуют только игры, он превращается в человека, готового «работать». Как родителям понять и «оценить» эти изменения и степень готовности?
Психологические особенности ребёнка в 6 лет
- Преобладает произвольная память. Мышление ребёнка устроено так, что он запоминает интересное и напрочь отвергает скучное или, на его взгляд, бесполезное. Именно поэтому с шестилеткой так трудно выучить стихотворение, где слишком много непонятных слов, или заучить таблицу умножения.
- Способность фокусировать внимание не более 10–15 минут, затем продуктивность занятия резко падает. Ему нужны перерыв и смена деятельности. Как много такой школьник сможет усвоить, если придётся неподвижно сидеть 45 минут?
- Трудности с произвольным поведением. Шестилеткам сложно осознанно достигать поставленной цели, доводить начатое дело до конца. Они легко отвлекаются от поставленной задачи и переключаются на что-то интересное и увлекательное. Потому что само понимание цели и радости от её достижения им пока недоступно. Это пустой звук. Их мир делится на интересное и неинтересное.
Способность усваивать знания у детей этой группы очень зависит от ситуации. Например, у весёлого и эмоционального учителя он будет ловить каждое слово, а учитель с тихим, монотонным голосом «потеряет» шестилетку через 5 минут. Тот начнёт считать снежинки за окном, отбирать ручки у соседа и искать приключений.
Личностные особенности ребёнка в 6 лет
В этом возрасте активно формируется не только ум, но и личность. Происходят изменения в самооценке и восприятии себя в коллективе.
- Дошкольникам свойственна завышенная самооценка. Они всё делают для собственного удовольствия. Именно поэтому рисунок, который взрослому покажется каракулями, у детей вызывает такую гордость. Учитель же оценивает, насколько результат соответствует критериям. И тут оценки ребёнка и школы сильно расходятся. Учитель говорит: «Ты сделал неправильно», а ребёнок за этим слышит: «Ты плохой», «Ты глупый». Так что каждая отрицательная оценка бьёт по его самолюбию, вызывает тревожность и постоянный страх ошибиться.
- Им трудно следовать правилам и ограничениям. А наличие любого дедлайна вызывает у ребенка панику и растерянность. Именно поэтому дома он отлично считает до 20, а у доски застывает и забывает цифры.
- Не воспринимают авторитарный стиль общения. Для ребёнка в 6 лет чрезмерная строгость, давление и необходимость беспрекословно подчиниться недопустимы и травматичны.
По исследованиям Г. Г. и Е. Е Кравцовых, среди семилетних детей всего 30% плохо подготовлены к школе. Тогда как среди шестилетних — 60% детей не приспособлены к школьной программе.
В шесть лет дети не воспринимают школьную дисциплину и правила поведения. Отвечают одновременно с другими детьми, не поднимая руки, или вместо ответа на вопрос делятся с учителем своими мыслями и соображениями.
Часто бывает и так: учитель рассказывает условия задачи: «Маша и Коля пошли в лес за грибами. Маша собрала 7 белых грибов, а Коля…». Шестилетний первоклассник тут же включится в обсуждение. Причём интересует его вовсе не задача. Ему хочется рассказать, как они с папой ходили в лес в прошлом году — белых грибов не нашли, зато были лисички.
Многие включаются в работу, только если учитель обратился к ним лично. В противном случае занимаются своими делами, отвлекаются и не могут вникнуть в происходящее в классе.
Физическое состояние и здоровье
Первые несколько месяцев всем первоклашкам трудно. Они очень устают и становятся раздражительными. Но у шестилетних детей школа может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем.
- снижается острота зрения;
- частые головные боли;
- низкий гемоглобин;
- снижается иммунитет;
- развиваются неврозы;
- появляются психосоматические заболевания.
Дети напряжены не только физически, но и психологически. В одно время они вялые и плаксивые, в другое — раздражительны, легко выходят из себя и перевозбуждаются. У них нарушаются аппетит и сон, снижается вес.
Может, лучше пойти в школу с 8 лет?
Давайте будем честными — с восьмилетками дискомфорт испытывают в основном родители. Им приходится отбиваться от бабушек и дедушек, которые торопят со школой. Им приходится объяснять друзьям и знакомым, что ребёнок вообще-то умный, просто не готов, поэтому вы решили год подождать.
Для самих детей поступление в школу в 8 лет имеет одни преимущества. Они более уверены в себе, самостоятельны и легко адаптируются.
В восемь лет дети:
- Более усидчивы. За этот год у детей активно формируется костно-мышечная система. Им легче переносить неподвижное сидение за партой, а вероятность развития сколиоза снижается.
- Способны фокусироваться на одной задаче 20–25 минут.
- Имеют более крепкую нервную систему, которая лучше переносит нагрузки, ранние подъёмы, отсутствие дневного сна. Дети легче переходят на новый режим дня.
- Приобретают психологическую готовность «работать». Дети уже могут заставить себя дописать упражнение, несмотря на усталость. Делают даже те уроки, которые не интересны.
- Вполне самостоятельны. С первого дня они выполняют домашние задания сами, без постоянного контроля и понуканий.
У этого решения есть только один недостаток. В первом-втором классе ребёнок будет чуть крупнее сверстников. Но вы можете научить его, как этот «недостаток» превратить в преимущество — помогите ему стать лидером.
Стоит также заранее присмотреться к классу. Если там в основном шестилетние — вашему в 8 лет с умением хорошо читать и считать будет просто скучно. Он утратит интерес к учёбе.
Как провести год перед школой с пользой?
Если вы решили подождать, промежуток между садиком и школой лучше заполнить активными занятиями. Иначе навыки счёта и чтения начнут быстро забываться. Хороший вариант — подготовительные курсы при школе и центры развивающего обучения.
В этот период гораздо легче выявить интересы и склонности ребёнка. Пробуйте разные направления — от рисования до футбола и бальных танцев.
К моменту, когда ребёнок пойдёт в первый класс, у него сформируются увлечения и круг друзей вне школы. А это означает, что в классе ему будет легче находить общий язык и отстаивать своё мнение.
У него появится понимание того, что нравится и не нравится лично ему. Это умение осознавать свои желания — очень важный навык «во взрослой» школьной жизни.
Кому точно стоит подождать?
Независимо от возраста есть ряд обстоятельств, которые сделают адаптацию первоклассника сложной и небезопасной для его здоровья.
- Если ребёнок категорически не хочет идти в школу. Ему неинтересно учиться, и все уговоры вызывают только слёзы, крики и протесты.
- Серьёзные перемены в семье. Например, появление новорождённого, развод родителей или тяжёлая обстановка в семье.
- Медицинские противопоказания: недавние травмы спины и головы, неврозы или психические расстройства, ослабленный иммунитет, обострение хронической болезни.
В остальном для определения готовности ребёнка к школе есть чёткие критерии. Но все дети разные: даже умение читать и писать не гарантирует, что ребёнок сможет вписаться в коллектив, а его нервная система выдержит перегрузки.
Поэтому, прежде чем подавать документы в школу, проконсультируйтесь у психолога в саду. И если он посоветует «подождать годик» — сделайте, как он говорит. Риски слишком велики.
Оцените, пожалуйста, статью
Нам это очень важно!
Средняя оценка: 5 / 5. Голосов: 9
Оценок пока нет. Оцените первым!
Источник: gdemoideti.ru