В каком возрасте ребенок должен знать буквы

Содержание

Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:
· ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
· усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);
· знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
· знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
· знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;
· понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
· может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
· начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
· отгадывает загадки;
· слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
· рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Так как ребенок к трем годам уже должен говорить, то, очевидно, что он готов к тому, чтобы познакомиться с алфавитом. Это первый и достаточно важный шаг на пути освоения ребенком чтения, потому что от него во многом будет зависеть, понравится ребенку сам процесс чтения, или он будет воспринимать его как нудное и неинтересное занятие. Поэтому обучение буквам в данном возрасте должно быть для ребенка игрой, интересным захватывающим действием, что требует от взрослых проявления творчества и нестандартных решений. Если малыш не испытывает никого интереса к «букашкам», которые нарисованы в книгах, не стоит его заставлять. Подождите, значит, время для этого еще не пришло.

А если интерес к буквам у малыша присутствует — как удовлетворить его и изучить алфавит?
Один из наиболее распространенных и работающих методов: из разноцветного картона вырезаются большие красочные буквы и приклеиваются в квартире на те предметы, с которых они начинаются. Например, на окно клеится буква «О», на диван — «Д» и так далее. Важно, чтобы они были видны ребенку, чтобы взрослые указывали на эти буквы, когда произносят эти слова.

Ребенка во многом привлекает совместная деятельность со взрослым, и поэтому можно придумать сказку, в которой каждый день будут возникать новые персонажи — буквы алфавита. Начинать необходимо с гласных, так как потом, при изучении согласных звуков, можно будет плавно перейти к слогам. Для начала можно с ребенком придумать и сделать, нарисовать или обозначить, например, на стене или в альбоме дом, где будут жить персонажи. Из подручных материалов (бумага, проволока, пластилин, пенопласт, ткань, пуговицы — всего того, что можно найти дома) вместе с ребенком вы создаете персонаж, например, букву «А», и по ходу работы рассказываете сказку: что это за буква, какой у нее характер, что с ней произошло.

Обязательно необходимо показать ребенку, как пишется эта буква, чтобы он лучше ее запомнил. Можно предложить ребенку сделать «фотографию» этой буквы, то есть обвести ее на листе бумаги, или написать букву пунктиром, чтобы ребенок ее обвел. Пусть на прогулке малыш найдет персонажей вашей сказки на рекламной вывеске или в названии магазина.

Подобных способов можно описать много — здесь все зависит от количества усилий, которые вы, как родители, готовы приложить, а также от вашего творческого подхода и фантазии.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Читайте также:  Где у мужчины точка на миллион

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:
· есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
· одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
· знать последовательность раздевания и складывания одежды;
· замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим:
· ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
· появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
· ребенок называет других по имени;
· ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
· «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты
собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

Источник: www.stranamam.ru

Как ребёнку выучить буквы и когда учить его читать

Летом у родителей и детей появляется чуть больше времени не только на отдых, но и на дополнительные занятия. И многие родители именно летом начинают учить с детьми буквы и даже переходят к чтению. Наш блогер, педагог и психолог Наталья Вечерина, рассказывает, как облегчить этот процесс.

Знание букв — первая ступенька в формировании навыка чтения.
Именно на этом этапе из ребёнок может полюбить чтение или навсегда его возненавидеть. Как правильно учить буквы и когда же можно начинать учить читать — разбираемся в этой статье.

Ребёнок проявил интерес к буквам, вот вы уже начинаете осваивать алфавит. А алфавит ли? На самом первом этапе мы учим с ребенком не названия букв. Мы учим звуки, которые обозначают буквы. Названия букв («ха», «эм», «бэ», «дэ» и т. д.) ребенок выучит позже. Попробуйте сами слить несколько слогов, зная только названия букв.

Слово «мама» вы будете вынуждены читать как «эм-а-эм-а», слово «папа» сложится у вас как «пэ-а-пэ-а». Мы с вами такого эффекта точно не хотим, верно?

Что значит — запомнить букву? Это запомнить расположение всех элементов буквы. Осознали? Каждая буква состоит из нескольких связанных элементов. Чтобы ребёнок их запомнил, требуется время и терпение.

Как упростить этот процесс?

1. Максимально сокращаем отвлекающие от самой буквы помехи. Дополнительные рисунки в букве и рядом с ней на данном этапе больше мешают, чем создают пользу.

Дополнительные изображения в букве и рядом с ней на данном этапе больше мешают, чем создают пользу.

2. Подключаем все виды памяти. Хорошо взять деревянные или пластмассовые буквы. Их можно рассмотреть, потрогать, провести по ним пальчиками.

Такие буквы позволяют малышу «почувствовать» букву со всех сторон.

3. Играем в буквы, изображая их телом. Например, расставив ноги на ширину плеч, можно получить букву «Л», а взявшись за руки с мамой — букву «М».

4. Применяем закон памяти: создавая что-то самостоятельно мы всегда лучше это запоминаем. Пробуем создавать буквы из пластилина и солёного теста, из разного подручного материала. Лепка букв из пластилина является одним из приёмов, помогающих детям не только на ранних стадия развития навыка чтения, но и тем, кто уже читает, но испытывает трудности. В том числе этот прием работает с детьми с ОВЗ.

Дислексия, дисграфия, дискалькулия: что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать

Такой же приём используют при обучении детей с дислексией. Методика запоминания букв через лепку алфавита описана в книге Рональда Дейвиса «Дар дислексии». Автор книги, сам дислектик, разработал специальную методику обучения детей и взрослых, о чём и рассказывает в своей книге, давая конкретные рекомендации и приёмы.

5. Более сложным упражнением, хорошо помогающим закрепить знания о буквах, является дорисовывание недостающих элементов букв. Упражнение можно превратить в веселую игру — «расшифруй слово».

Итак, вы называете звук, а ребёнок показывает букву. Вы справились! Иди ещё нет? Проверим: вы показываете букву, а ребёнок называет звук, потом ребёнок называет звук, а вы находите букву, и затем ребёнок показывает букву, а вы — звук.

Когда можно считать, что буквы выучены

Когда ребёнок называет и показывает букву быстро, не задумываясь. Если же он сомневается, думает и только потом называет букву (даже если называет правильно), то это говорит о том, что урок не пройден, запоминание некрепкое, знания о букве неустойчивые. Нужно повторить игры и упражнения с буквами, пока ребёнок не научится воспроизводить букву за 1-2 секунды. Переходить на следующий этап (чтение с этой буквой) — рано.

Когда начинать учить читать

И самый, пожалуй, неоднозначный вопрос, который задают родители: «Когда начинать учить читать»? А неоднозначный он вот почему. Напомню, что чтение — это навык. Для отработки навыка нужно время. А есть ли оно у ребёнка, который учится читать в 1-м классе? К сожалению, нет.

Как, впрочем, и для отработки навыка письма.

По мнению современных ученых, учить ребёнка читать до 6,5 лет нецелесообразно. В то же время учиться читать в школе просто некогда. Программа составлена так, что не успев отработать один навык, ученики переходят к изучению нового. Неотработанные элементы накапливаются, как снежный ком, возникает разочарование, ситуация неуспеха и пропадает мотивация к обучению в целом. Такой замкнутый круг стресса.

Читайте также:  Что брать с собой на работу покушать

7 причин, почему чтение вслух — лучшее, что вы можете сделать для ребёнка

В этом плане мне нравится подход Марии Монтессори. Её видение заключается в индивидуальном подходе к периодам возникновения интереса к тому или иному виду деятельности. В том числе и к чтению. Поддержать естественный интерес ребёнка — залог успеха в обучении. Проявил ребёнок интерес к буквам — покажите ему их, поиграйте, тщательно рассмотрите и постепенно, шаг за шагом, двигайтесь дальше.

В таком случае, основываясь на любопытстве, естественном состоянии мозга «хочу всё знать» обучение чтению происходит легко, а читают дети с удовольствием и много.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: mel.fm

Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Изучение алфавита — важный этап в жизни ребенка. С его помощью он начнет составлять слова, научится писать и читать, что позволит активно изучать окружающий мир. Процесс обучения необходимо организовать максимально увлекательно и доходчиво, что позволит ребенку быстро научиться писать и читать.

Советы экспертов: как учить алфавиту

Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.

Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).

Зачем учить ребенка алфавиту?

Алфавит — основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.

Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.

В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?

Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.

Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами

У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.

Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез.

Любые занятия с малышом, это увлекательная игра

Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию.

Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:

  • стихи;
  • песни;
  • скороговорки и загадки.

Обратите внимание! Это обеспечит ребенку погружение в процесс и облегчит восприятие новых знаний.

Как ребенка научить запоминать буквы: методики

В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.

Классические методики

Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.

Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже.

Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.

Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.

Авторские методики

Созданы все условия, большое количество авторских методик, чтобы выучить буквы, звуки и алфавит. У каждого метода свои достоинства и недостатки.

Тема для рисования «День защитника отечества» в средних группах ДОУ

Важно! Не стоит пытаться использовать и комбинировать все способы сразу. Стоит остановиться на той методике, с которой комфортно и интересно работать малышу.

Учим буквы: игровая методика Полякова

Основа метода Полякова — множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).

Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота — 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.

В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.

Кубики Зайцева

Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.

Принципы методики Зайцева:

  • Системная подача информации.
  • Наглядная подача информации, которая задействует разные каналы восприятия.
  • Подача информации от частного к общему и наоборот.

Основной принцип методики — обучения не по слогам, а по складам. Склад — созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.

Карточки Домана

С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.

Читайте также:  Куда обращаться по поводу усыновления ребенка

Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев.

Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.

Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.

Методика Ольги Соболевой

Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:

  • визуалов;
  • кинестетиков;
  • аудиалов.

Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.

Рекомендуемый возраст для начала занятий 3-4 года.

Как научить ребенка алфавиту в 4 годика дома?

Многие родители задаются вопросом, как выучить алфавит. Существует множество способов, но самым действенным является обучение с помощью интересных игр, к которым захочется возвращаться.

Игры на изучение алфавита и цифр

Существует множество игр, помогающих изучить буквы и слоги.

Обратите внимание! Не стоит зацикливаться на одном способе, лучшим вариантом будет комбинирование нескольких видов игр, чтобы процесс обучения оставался увлекательным даже спустя несколько недель занятий.

Учимся играя

Игровая форма подачи материала способствует легкому его усвоению. Дети обожают играть, поэтому если подать обучающий материал с помощью игры, ребенок будет учиться с удовольствием.

В качестве игры можно предложить малышу:

  • лепку;
  • раскраски;
  • вырезание букв из разных материалов;
  • сборку разрезанных карточек с изображением букв.

Лепим буквы

Лепка — очень полезный вариант обучения. Она задействует сразу несколько органов восприятия и помогает в развитии моторики рук.

Буквы можно собирать из разных кусочков, заготовленных заранее, или складывать их из длинных «червяков» путем сборки и скручивания в буквы.

Раскрашиваем буквы

Раскраска может стать отличным обучающим материалом. Алфавит может быть представлен в виде картинок или чистым изображением букв.

Обратите внимание! Если ребенок только начал изучать буквы, ему больше подойдут изображения с буквами и картинками, а размещенные изображения помогут запомнить буквы через ассоциации.

Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Вырезаем буквы из бумаги

Этот способ внесет разнообразие, и поможет развитию мелкой моторики. Полезно вырезать бумажные заготовки (прямоугольники, квадраты и круги) и складывать вместе с ребенком буквы из деталей.

Съедобные буквы

Ребенок с большим интересом отнесется к процессу, если обучение будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Сделать буквы съедобными — отличный способ разнообразить процесс.

Можно вместе испечь печенье в виде алфавита, сложить буквы и слоги из нарезанных овощей, а также нарисовать буквы вареньем на поверхности блинов, каши.

Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?

Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.

Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков

Эту методику предложил Глен Доман.

Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам.

Процесс разбит на 5 уроков:

  1. Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов — «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
  2. Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
  3. Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
  4. К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
  5. К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).

Игровая методика обучению согласным

Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:

  • Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
  • Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
  • Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.

Ставим буквы по порядку

Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.

Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка.

Электронный плакат «Говорящая азбука»

Обучающий звуковой плакат — отличное дополнение к стандартным методикам изучения алфавита.

Он сочетает в себе визуальное и звуковое восприятие, позволяет изучать буквы и звуки алфавита, а также цифры от 1 до 33. В плакате представлено несколько режимов — песня, загадка или задание, что позволяет разнообразить процесс обучения.

Плакаты отличаются по звучанию и принципам произношения. Рекомендуется выбирать те, где есть произношение букв, как звуков.

Изучение алфавита — важный шаг в жизни каждого ребенка, который позволит получать новые знания и анализировать их. Стоит отнестись к этому периоду с терпением и помогать малышу в обучении с помощью игрового подхода и поддержки.

Источник: vospitanie.guru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today