В развитии любого ребенка есть стабильные периоды и кризисные — когда изменения очень заметны, а родители озадачены — что случилось, почему с ребенком стало так трудно? Как проходят важные кризисы и что после них изменится, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Как он растет?
Развитие ребёнка — процесс непростой и неоднородный, это замечают все родители. Даже растёт ребёнок неравномерно: вдруг неожиданно все штаны стали короткие, а кофты впору, а через полгода всё ровно наоборот. Приехали летом на дачу или на море, а он мгновенно вырос из всех новых сандаликов. С эмоциональным и психологическим развитием происходит что-то похожее.
График кризисов ребенка до года. ПОЧЕМУ ДЕТИ КАПРИЗНИЧАЮТ?
Неожиданно появляется что-то новое и такое, что для родителей становится полным сюрпризом, особенно если это первый ребёнок. Но и последующие дети подбрасывают родителям неожиданности.
Конечно, изменения в ребёнке не падают с неба, они проходят вполне закономерно и обладают определенной последовательностью. Источник развития — социальная среда. Гениальный советский психолог ввёл специальное понятие — «социальная среда развития». Это особое отношение между ребёнком и окружающей его социальной средой, которая воспитывает и обучает его. Именно это отношение и приводит к появлению нового на разных возрастных этапах.
Одинаковы ли эти этапы у всех детей? Нет, конечно. У всех детей есть внешний (поведение) и внутренний (переживания) план. На одного ребёнка конфликты в семье окажут незначительное влияние, а у другого вызовут неврозы, но на другом этапе развития те же события повлияют на ребёнка совсем по-другому. Психика ребёнка разная на разных этапах развития.
Изменения у ребёнка могут происходить медленно, постепенно, а могут и резко, скачком. Поэтому говорят, что развитие делится на стабильные периоды и кризисные. В длительных стабильных периодах развитие происходит почти незаметно для окружающих, но изменения идут и постепенно накапливаются. В конце этапа, который может длиться не один год, можно заметить скачок, и только тогда мы можем оценить тот сложный путь, который прошёл ребёнок: появляется что-то новое и важное. Кризис — резкий бурный скачок, в который ребёнок резко меняется, обычно длится несколько месяцев, и лишь при неблагоприятных обстоятельствах он может затянуться на год или два.
Некоторые психологи считают, что кризисов быть вообще не должно — это результат неправильного воспитания, всё должно быть ровно и гармонично, другие, напротив, уверены, что не пройдя вовремя через кризис, ребёнок не будет развиваться полноценно. Наверное, не так важно, правильно это или не правильно, важно, что кризисы — переломные моменты в развитии детей случаются практически у всех. Поэтому лучше знать их в лицо, то есть знать, что вам ждать в ближайшем будущем и как пережить резкие изменения в поведении ребёнка, поддержать его и себя.
Возрастные кризисы у детей от 0 до 17. Советы психолога родителям, как сгладить переходные периоды
Как заметить кризис?
Кризисы начинаются и завершаются незаметно, их границы размыты. Обострение ситуации случается примерно в середине. Родители это описывают как «трудновоспитуемость», «был нормальный, не знаю, что на него нашло». Главные изменения у ребёнка происходят внутри, но отражаются они на внешнем уровне. Это этапы, когда развитие как будто пошло вспять.
То, что ребёнок освоил, вдруг разваливается, он спытывает трудности с окружающими, его перестаёт интересовать то, что привлекало до этого, всё, что раньше радовало — не радует, ценности неожиданно меняются.
Непонятно, что с ним делать и как жить дальше, потому что привычные способы взаимодействия неожиданно перестали работать. Но вместе с тем появляется что-то новое, часто пугающее родителей, потому что они с такими проявлениями ребёнка дела ещё не имели. То есть кризис — это революционная ситуация в развитии. Потребности выросли, а возможности их реализовать еще нет, и сложившиеся отношения с заботящимися взрослыми никак не соответствуют новым потребностям.
Кризисные и стабильные периоды чередуются, это немного помогает детям и родителям выживать в отношениях друг с другом: всегда можно держать в голове, что и «это тоже пройдёт». описывал такую последовательность: кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1 -3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3−7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8−12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (13−17 лет) — кризис 17 лет. Эта периодизация связана и с накапливающимися возможностями ребёнка и с социальной средой, и ориентирована на нашу систему образования.
Так, в детские дошкольные образовательные учреждения ребёнок попадает примерно к 3-м годам, в школу идёт в 7, а заканчивал раньше в 17, а теперь уже в 18 лет. В других странах с интересом относятся к периодизации Выготского и его идеям, но вносят свои коррективы: если ребёнок идёт в школу в 5 лет, а не в 7, то и кризиса 7 лет у него, очевидно, не будет, он скорее сместится к 5 или 6 годам. Но и у 7-летнего первоклассника кризис может случиться не в день рождения, а лет в 8, а часто в середине. 3-го класса. Так что цифры эти ориентировочные.
Что происходит?
Давайте рассмотрим основные «революционные» изменения, которые происходят в возрастных кризисах маленьких детей.
Кризис новорожденности: я родился и ничего ещё не умею. Чтобы выжить, мне нужны заботливые люди вокруг, но умею привлекать их внимание только одним способом. Мне надо этому научиться, я кричу, но скоро научусь улыбаться. Посмотрим, что работает быстрее и лучше.
Родительская стратегия: внимательное вслушивание в потребности ребёнка, вера, что родители постепенно начинают понимать «язык» младенца, что его знание не является врожденным ни у одного родителя, стремление удовлетворить все потребности и окутать теплом и заботой.
Результат кризиса: ребёнок учится привлекать внимание родителей к своему состоянию довольно быстро с помощью крика, улыбки и движений, его самочувствие от взаимодействия с близкими улучшается, и он приобретает огромное количество навыков за очень короткий момент времени.
Кризис 1 года. Безопасность и доверие. Я должен понять, безопасно жить в этом мире или нет. Могу ли я доверять миру и людям вокруг? Я уже научился ползать/ходить/бежать, смогу ли я всё делать сам, будут ли меня поддерживать?
Родительская стратегия: поддержка, удовлетворение потребностей, близкий контакт.
Результат кризиса: доверие к себе, своим возможностям и миру.
Кризис 3 лет. Самостоятельность или зависимость. Я многое умею, я хочу все делать сам, я хочу управлять предметами и людьми, я учусь управлять собой: сам есть, одеваться, пользоваться туалетом, играть, но смогу ли я управлять мамой и папой, бабушкой и няней? Будут ли они делать всё, что я им скажу? Или я могу что-то делать с предметами, а управлять только самим собой, своим телом и своим эмоциональным состоянием?
Родительская стратегия: поддержка, выдерживание негативных эмоций, введение разумных правил поведения, гигиены и спокойное понимание, что правила ребёнку выполнять сложно и поэтому не хочется, но нужно для его развития.
Результат кризиса: желание управлять собой, своими эмоциями, поведением, автономия.
Кризис 7 лет. Могу ли я стать отдельным от семьи членом общества и там достойно себя проявлять? Смогут ли меня оценить не только близкие люди? Смогу ли я научиться чему-то, чтобы стать взрослым и научиться жить отдельно? Как мне понять, какой я и нужно ли/можно ли это показывать всем людям?
Я учусь в школе, мой учитель и мои одноклассники — они для меня сейчас важнее мамы и папы, потому что они вне семьи, они совсем другие, смогу ли я быть одним из них. Родители считают, что я умный, красивый, но важно не это, важно, что считают люди в школе, во дворе, в клубе. В школе самым важным считаются отметки, а не игра, а мне страшно, вдруг, если у меня плохие отметки, то я сам очень плохой и это неисправимо. Я вообще могу перестать учиться, и буду только играть, как раньше, им же всем это раньше нравилось, чтобы не сталкиваться с тем, что у меня ничего не получается. Ошибаться — это может быть опасно, ты поверяешь уважение других.
Родительская стратегия: поддержка интереса к процессу обучения, а не к академическим достижениям и формальным оценкам, которые замечаем, хвалим, объясняем содержательно критерии оценки: «это не потому, что она вредная и тебя не любит, а потому что ты пока не до конца научился, давай, попробуем разобрать тему ещё раз?» Акцент делаем на том, что интересно именно тебе, чему ты научился, хочешь научиться. Акцент на отношениях в социальной среде, на том, что ошибки — это повод пробовать ещё раз, ни у кого не получается с первого раза. Да, мнение Учителя и детей важны, но они иногда могут быть и не правы, но это не значит, что с ними нужно перестать общаться, но нужно понять, что же происходит. Родители своим примером показывают, что работать и учиться — это интересно и захватывающе (или нет).
Результат кризиса: цепь удач или неудач приводит к формированию устойчивого эмоционального отношения к себе: к комплексу неполноценности и оскорбленному самолюбию либо в хорошем исходе к чувству собственной значимости, компетентности, возможности преодолевать социальные сложности. Появляется усложнение чувств и учёт их логики, внутренняя жизнь ребёнка становится более глубокой и разнообразной. Ребёнок начинает (только начинает!) оценивать поступок с точки зрения отдаленных последствий. Ребёнок учится скрывать чувства, теряется детская непосредственность выражения переживаний. Но пока ребёнок ещё готов забыться и импульсивно сделать то, что хочется немедленно.
Если что-то пошло не так
Если кризис ребёнком пройден неудачно, или ребёнок «завис» по дороге, то важно понимать, что это не конец истории. Негативные последствия могут преследовать нас всю жизнь, но это подлежит изменению. Да, это потребует дополнительных усилий, времени и желания, но часто того стоит, потому что улучшает качество жизни и подталкивает ребёнка, да и взрослых к дальнейшему росту и развитию, принятию себя, мотивации к обучению.
Сегодняшним родителям непросто, потому что информации о развитии детей стало много, она доступна, от родителей мир требует не только заботы в формате «сыт, одет, обут», но и предъявляет множество требований к интеллектуальным и эмоциональным потребностям развивающихся людей. Этап становления родителем — это тоже серьезный кризис, который накрывает нас, как только появляются у нас дети, и не отпускает долго-долго. Мы ещё раз и ещё вместе со своими детьми заново преодолеваем и свои собственные, часто не очень правильно пройденные возрастные кризисы. Это и правда сложно, но мы можем использовать эту возможность, чтобы перепрожить заодно и свои кризисы, кое-что приведя в лучшее состояние, чем в детстве.
Фото: Oksana Kuzmina, unguryanu, The Faces/Shutterstock
Источник: www.kanal-o.ru
Капризы или скачок развития? 10 кризисов младенца
Говорят, есть на свете младенцы, которые едят, спят, а в перерывах радостно гулят игрушкам и улыбаются. Про них рассказывают в книжках и учебниках – и некоторым педиатрам даже удается увидеть такое чудо. Но большинство детей совсем не такие.
Кто-то просыпается на малейший звук, а то и без него. Другие горестно рыдают или яростно кричат, третьи не слезают с груди или отказываются от еды. А чаще всего родителям достается смешанный вариант: ребёнок успевает и порыдать, и плохо заснуть, и повыплевывать соски.
Но есть определенные периоды, когда ситуация усложняется даже с маленькими ангелочками: MedAboutMe рассказывает о кризисах первых полутора лет, тех самый «удивительных неделях» особого негодования. Читайте и запоминайте, к чему готовиться – это сделает жизнь немного легче.
Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?
Кто такой «современный викинг» и почему ему нужна «своя» косметика?
Капризничает? Значит, развивается
Концепцию «удивительных недель» (wonder weeks) придумали нидерландские ученые – антрополог Вандерейт и психолог Франс еще в начале 90-х годов. Тогда же издали первую книгу. В Россию она пришла уже в следующем веке под названием «Капризничает? Значит, развивается!». И спустя 30 лет после появления теории основная мысль все еще актуальна.
В основе идеи «удивительных недель» – 10 кризисов, которые мучают детей и родителей в первые полтора года.
В итоге каждого кризиса у малыша формируются новые умения и навыки. И время наступления этих этапов в среднем одно и тоже – по крайней мере, большинство родителей отчитываются о проблемных периодах с точностью до недели.
Авторы считают, что кризисов не избежать. Кризисы развития – это хорошо, говорят ученые. Если ваш малыш в означенный период стал плаксивым, капризным, не слезает с рук или груди, хуже спит или отказывается есть – значит, он резко растет, причем не столько физически, сколько умом. Ждите новых умений (и будьте готовы к новому кризису!).
Что вам даст это знание кризисных недель? Для начала – немного предсказуемости и возможности понять, что вы не одиноки с такими проблемами. А еще – понимание, что происходит, а значит, меньше тревог и больше уверенности, что все идет, как надо.
Итак, рассказываем: 10 скачков развития за 18 месяцев жизни малыша.
4-5 недель: я чувствую и ощущаю!
Самый первый кризис постепенно нарастает в среднем с трех недель, а пик настает в 4-5. Младенец резко «включается», он больше не спит спокойно при шуме, как в первые недели, ему начинает мешать свет, липучка на подгузнике. Он замечает изменения вокруг и внутри себя – например, сокращения кишечника (те самые колики) – и реагирует на все громким плачем.
Сенсорную перегрузку вызывает буквально все – движения рук и ног, касания к кроватке, вкус еды, запах мамы, чувство голода или жары. Даже собственный плач! Все, что раньше не отслеживалось, обрушивается буквально в одну неделю. И неудивительно, что внезапно обретенные чувства переполняют на глазах.
По окончании этого скачка появляются новые эмоции: осознанные улыбки при виде родных лиц, наслаждение от теплой воды в ванночке, еды, контактов.
8 недель: как много вокруг узоров и закономерностей!
Второй кризис роста начинается примерно через 4 недели после первого скачка развития. Эти периоды вообще поначалу наступают раз в месяц и длятся 7-10 дней.
В восемь недель мозг начинает не только получать, а обрабатывать массу информации: какие вокруг узоры, орнаменты, цвета, как звучит мамин и папин голос, мелодии, тиканье часов. Паттерны в собственных движениях также становятся предметом исследования: оказывается, если поднять руку – ее видно, а если опустить – то нет. Все это привлекает внимание и требует изучения и повторов.
Это не особенно заметный и значительный скачок, но для мозга он крайне важен.
11-12 недель: осваиваем движения
Хаотичные размахивания руками и ногами остаются позади: с этим скачком ребёнок научится лучше управлять телом, и движения станут более осознанными и плавными. Разумеется, до развитой крупной, а тем более мелкой моторики нужны еще годы тренировок, но это уже большое достижение.
По окончании этого кризиса ребёнок научится осознанно и целенаправленно тянуться к интересной игрушке, поворачивать голову на звук или свет. А еще – заливисто хохотать!
15-19 недель: я сам управляю событиями
Этот важный период вы точно не пропустите, хотя точной даты у него нет: она зависит от индивидуальности малыша и среды. Ребёнок после изучения паттернов и освоения тела начинает подозревать существование причинно-следственных связей. Если потрясти игрушку – она звенит, если ее толкнуть – она может упасть, если потянуть за очки – они останутся в руке.
Кризис проявляется в повышенном интересе к окружающему миру, активности и требовании внимания от взрослых. А еще впервые появляется ощущение скуки и нетерпеливости. Есть желание – его нужно удовлетворить немедленно!
26 недель: осознание взаимоотношений и дистанции
К 26 неделям новые умения накапливаются и выражаются в очередном скачке развития. Малыш начинает осознавать, что объекты и предметы могут взаимодействовать. И этим надо воспользоваться: ударять ложкой по миске, кидать все на пол, переворачивать и хватать все, что попало в поле зрения.
А вот второе осознание приносит расстройства: ребёнок начинает осознавать понятие расстояния, дистанции между собой и остальными – как вещами, так и людьми. И если к вещам можно доползти, то большая дистанция между малышом и мамой вызывает страх расставания.
34-37 недель: кризис классификации
К этому возрасту начинают активно включаться логические процессы. У ребёнка появляются категории: это люди, это игрушки, эти красные, те круглые, вот такие – вкусные. Чтобы «разложить все по полочкам», малыш начинает еще тщательнее изучать окружающий мир и проверять его на прочность.
Исследование идет в полном соответствии с возрастом: на зуб, на дальность полета, на громкость при стуке. Остается только смириться с научной работой и убрать все, что может повредить или повредиться.
42-46 недель: решение вопроса пирамидки!
Седьмой скачок логично следует за навыком классификации: на смену разбивки на группы появляется понимание последовательностей. Наконец самые простые пирамидки начинают складываться по порядку, на большой кубик встает тот, что поменьше. А еще ребёнок становится приверженцем строгого режима: после завтрака – на прогулку, перед сном – ванна. И никак иначе!
50-52 недели: основы программирования
К первому дню рождения младенец подходит в разгар кризиса осознания программ. Это – вершина трех предыдущих навыков, и очень серьезный процесс. Малыш начинает понимать сложные последовательности, не просто какое кольцо класть в основание пирамидки. Он начинает догадываться, что для того, чтобы покачаться на качелях, нужно одеться, дойти до площадки и только там осуществить желание.
Так что ждите прямых намеков – ребёнок в одном сапоге и шапке вам подскажет, какой цикл действий необходим для решения конкретной задачи.
60-64 недели: принципиальность и эмоции
Все накопленные знания выражаются в первом кризисе отделения: у малыша появляется спектр самых разных эмоций, яркие требования, попытки договариваться и даже шутки.
Этот скачок развития может проявляться первыми попытками «я сам», убеганиями от родителей, а также повышенном желанием быть рядом (да, вот такой парадокс). Обилие новых эмоций и чувств утомляет, и ребёнок нуждается в поддержке и успокоении взрослых.
Полтора года: системное мышление
Десятый скачок развития приходится на 73-75 недель или примерно полтора года. У малыша формируется системное мировоззрение, ему приходится учиться подстраиваться к изменяющимся условиям и пробовать изменять их самостоятельно. Проявляется это началом социальных навыков (пора искать друзей на площадках) и проверками границ дозволенного (все, что было раньше – только первые пробы настаивать на своем).
Как справляться с кризисными периодами?
Авторы популярной теории остановились на 10 скачках развития. Хотя это не значит, что больше их нет – просто дальше такие периоды намного менее предсказуемы и более индивидуальны. А значит, календарик для всех не составить.
Но вот советы о том, как переживать эти этапы – и сейчас, и в будущем – одинаковы: больше контакта с ребёнком (пока он еще влезает на ручки – берите), больше терпения. Не забывайте проверять, нет ли других причин для долгого плача. И главное – помните что это не малыш пытается вдруг сводить вас с ума, а правила развития влияют на него так, что новые вершины требуют больше ресурсов. В том числе и родительских.
Источник: medaboutme.ru
Возрастные кризисы у детей
Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.
Календарь кризисов
Возрастных кризисов у детей пять:
- новорожденности – в 6-8 недель;
- раннего детства – в 1-1,5 года;
- 3-х лет – между 2 и 4 годами;
- 7-лет – между 6 и 8 годами;
- пубертатный – в 12-14 лет.
Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.
Кризис новорожденности
Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.
Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.
Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.
Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
Кризис 3 лет
Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.
Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает.
Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.
Кризис 7 лет
Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.
Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота.
Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.
Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.
Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.
Подростковый кризис
Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.
Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.
Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.
Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.
Источник: detskiy-medcentr-spb.ru