Как пройти путь от распевного повторения цифр вслед за мамой до самостоятельного осознанного счета? Как научить ребенка считать? Рассказывает детский психолог Галина Зеленцова .
Как часто на детских площадках можно слышать, как мамы хвастаются, до скольки считает их ребенок. Один — до десяти, другой — до двенадцати, третий — до двадцати. Другие мамы перечисляют друг другу, какие цифры их малыш узнает и может назвать к двум-трем годам.
Что из этого важнее: повторять числа скороговоркой до десяти или узнавать цифры? Ни то и ни другое. Самое важное — это умение считать. Давайте разбираться, чем настоящий счет отличается от всего остального.
Что из этого важнее: повторять числа скороговоркой до десяти или узнавать цифры? Ни то и ни другое.
Перечисление чисел и счет — это разные навыки
Если ребенок называет числа до десяти, это еще не значит, что он умеет считать до 10 . Когда родители каждый день повторяют скороговорку от одного до десяти, он запоминает механически, но без понимания начинает путать последовательность. Почему? Для него это перечисление аналогично перечислению предметов в комнате. Мы можем сначала назвать диван, а потом стол; а можем наоборот, и смысл от этого не изменится. Так и с механическим запоминанием чисел.
Как объяснить ребенку состав числа до 10
Чтобы узнать, ориентируется ли ребенок в числах, попросите его дать вам два кубика из кучи. Если ребенок дает по одному предмету и после каждого следующего кубика ждет от взрослого реакции, угадал или нет, это признак того, что он числа не понимает.
Если ребенок дает по одному предмету и после каждого следующего кубика ждет от взрослого реакции, угадал или нет, это признак того, что он числа не понимает.
Трехлетний ребенок может обойтись без цифр
Еще одна гордость матерей — знание ребенком цифр — для малыша трех лет вещь бестолковая. Во-первых, ребенок плохо понимает эту запись. Цифра может означать количество и порядковый номер: может быть четыре яблока, а может быть четвертый этаж.
Во-вторых, цифры пока что ему не нужны. Он не пойдет один в магазин и не поедет один в лифте. Но если ребенок проявляет интерес, можно и рассказать. Только не ждите, что он будет сразу понимать и решать примеры.
Пять этапов математических игр
1 Предметные игры. Это основа математики и быстрый способ, чтобы научить ребенка числам . Пока ребенок перекладывает кубики, он видит, где их становится больше, где меньше. Мама подсказывает: в руке у тебя один кубик. В другой раз у него в руке будет одна машинка или одно колечко. Годовалый ребенок узнает, что значит «один».
Затем мы дадим ему в руки два кубика и скажем, что теперь их два. Ребенок легко усваивает это число, ведь вокруг него много всего парного — два глаза, две руки, две ноги.
Постепенно мы введем и остальные числа. Но только не надо торопиться. Когда ребенок точно будет давать нам два предмета, то можно будет ввести число ноль, а потом три, четыре и так далее. Но вводить следующее число имеет смысл, когда ребенок знает состав предыдущего.
Как выучить состав чисел до 10 с помощью игр?
Предметные игры — это не только перекладывание кубиков, но и творческие игры, в которых мы лепим или склеиваем что-то простое. Например, мы можем слепить две красные ягодки и три синие. Их можно сосчитать, сравнить, каких ягод больше. Главное, что ребенок может их пощупать, взять в руки. После таких игр у малыша не будет проблем с правильным перечислением чисел от 1 до 10, потому что он будет точно представлять, о чем говорит.
Во многих книжках встречаются рисунки, где изображены, например, «много» и «мало» шариков. Лучше не использовать такие книжки с годовалыми и двухлетними малышами. Во-первых, ребенок не может пощупать эти предметы. Во-вторых, «много» и «мало» — это сложные относительные понятия: один арбуз на одного человека — это много, а на большую семью — мало.
Если у ребенка три шарика, а у остальных десять, то у него мало. А если у остальных по одному — то много. Это не значит, что надо полностью отказываться от таких понятий. С малышом мы можем считать «один, два, много», пока не доберемся до числа три.
2 Состав числа. Затем в предметных играх мы начинаем считать, то есть складывать и вычитать, а не только пересчитывать предметы. Задачи не нужно формулировать в виде школьных заданий и примеров, мы по-прежнему играем. Зайка попросил три яблочка, а потом захотел узнать, сколько у него яблок, если ему дадут еще одно. А мишка попросил четыре яблока, а потом два из них отдал ежику.
Сколько же теперь яблок у мишки?
Ребенок будет легко справляться с такими примерами в игре, если и вы будете играть, а не обучать и контролировать. Как научить ребенка считать в уме? Задавая вопрос, не ждите, что ребенок ответит. Если через пять-семь секунд не ответил, отвечайте сами, эмоционально и радостно. Ребенок посмотрит и запомнит.
Задачи не нужно формулировать в виде школьных заданий и примеров, мы по-прежнему играем.
Еще один плюс таких игр в том, что малыш видит, что может быть пять яблок, пять печений, пять кубиков, и задачи с ними решаются одинаково. Тогда и в школе у него не будет проблем с пониманием и решением простых задач.
Играть в игры на счет можно в самом раннем возрасте. Просто сначала мы будем прибавлять и убавлять по одному предмету. Постепенно увеличим количество предметов, усложним примеры, а также решать их будем устно, но опять же в игровой форме. Не «сколько будет два плюс три», а «смотри, сколько я сделала куличиков — три! А если я еще два сделаю, сколько получится?»
Когда ребенок идет в школу, то он должен быть обучен считать до 5 , а также прибавлять и отнимать один в пределах десяти. Если не торопиться, то к школе ребенок легко сможет считать и более сложные примеры.
3 Игры на умножение и деление. Снова уходим от примеров к реальным жизненным ситуациям: например, делим четыре яблока между двумя людьми.
Как объяснить ребенку умножение? А вот пример на умножение. У трех игрушек по две морковки. Всего шесть морковок. Не надо в этот момент заставлять ребенка считать сложением «два плюс два плюс два».
Лучше констатировать факт: по две морковки у трех игрушек, получается шесть!
Если ребенку интересно, и он легко справляется с такими заданиями, можно давать и более сложные примеры.
4 Игры на геометрию (фигуры и объемные формы). Родителей очень волнует этот вопрос : как научить ребенка различать геометрические фигуры? Хотя в реальности это далеко не самое главное. Чтобы поиграть с геометрическими фигурами, вырежьте их из картона. Можно взять и деревянные, но они должны быть плоские, потому что сначала мы играем с фигурами, а не формами.
Можно испечь печенье в виде разных фигур или играть с картонными фигурами, как будто это печенье, раздавать их игрушкам.
Для начала фигуры могут быть одного цвета и размера, чтобы не путать ребенка и по этим параметрам. Но берите сразу две фигуры, а не одну — доказано, что при сравнении ребенок запоминает лучше. Это же касается и цвета.
Когда с фигурами все будет понятно, можно переходить к объемным формам. Формы показывайте в реальном виде, а не рисунком на бумаге, иначе это может привести к тому, что узнавать формы ребенок будет только нарисованные.
5 Игры для запоминания цифр для детей . Эти игры будут полезны тогда, когда ребенок уже легко решает примеры хотя бы в пределах пяти.
Для запоминания цифр сделайте числовой ряд от одного до десяти и повесьте на виду. Ребенок сам будет иногда на него смотреть, перечислять числа и запоминать. Можно записать этот ряд на полоске бумаги, дать ребенку обвести фломастером или карандашом, разрезать ножницами этот ряд на цифры, а потом собрать обратно.
Чтобы запомнить написание, нарисуйте ежика, у которого иголки — будут единичками, и пусть ребенок их обводит и дорисовывает. Придумайте сами, что какие предметы можно украсить двоечками и другими цифрами.
С отстающими дошкольниками проходим весь путь поэтапно
Нередко бывает так, что за полгода или год до школы мама вдруг обнаруживает, что ребенок не умеет считать и не ориентируется в числах. Он перечисляет числа как скороговорку, но не может ответить на вопрос, какой этаж находится под шестым. В таком случае усадить ребенка за пособие для дошкольников будет малоэффективно, ведь ребенок не знает азов.
Что делать? Возвращаемся к первому пункту игр. Да, надо начинать с предметных игр и небольших чисел. Мозг дошкольника намного более зрелый, чем мозг годовасика, и все этапы он пройдет намного быстрее. Убирать эти игры нельзя, поскольку, как мы уже сказали, предметные игры — это основа математики.
Предметные игры — это основа математики.
Так что играйте в математические игры, но не торопитесь. Лучше, если вам нечем будет похвастаться на детской площадке, зато к школе ребенок будет считать как положено или даже лучше.
Источник: medalvian.ru
МАТЕМАТИКА / СОСТАВ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10 / 6 ЛЕТ
Математические основы для дошкольников
Шесть лет – важный и любознательный возраст для малыша. Именно сейчас его мозг вступает в активную фазу и готов усваивать максимальное количество полезной информации. В этом возрасте особенно важно предоставить ему необходимое количество занятий по самым разнообразным дисциплинам. За год до поступления в общеобразовательную школу необходимо максимально подготовить ребёнка к основным учебным дисциплинам.
Задача родителей – подобрать программу занятий, которые смогут максимально полно раскрыть все необходимые для изучения разделы знаний. Наши уникальные онлайн–программы смогут помочь Вам в этом не простом деле. Все они разрабатывались командой профессиональных методистов, которые в своей работе консультировались с детскими психологами и педагогами младших классов. В итоге мы получили эксклюзивную онлайн–программу обучения, которая соответствует всем возрастным, эмоциональным и прочим потребностям современного поколения.
Весёлые числа
Математика является основой всех прочих наук. Знакомить с ней малышей следует с самого раннего возраста, чтобы впоследствии у них не возникало трудностей в обучении. В самом юном возрасте, они начинают изучать числа и их знаковое обозначение – цифры. Далее идёт счёт до десяти и простые математические действия.
Очень важно, чтобы ребёнок понимал из чего состоит то или иное число. Благодаря таким знаниям, он с лёгкостью сможет продолжить обучение в общеобразовательной школе на должном уровне.
Наша онлайн–программа занятий «Состав чисел в пределах 10» для 6 лет легко и просто донесёт основные правила по данному разделу до Вашего дошкольника. Здесь Вы найдёте красочный дидактический материал, который в игровой форме расскажет ребёнку основные принципы составление того или иного числа. Именно благодаря теоретической части с яркими иллюстрациями, красочными примерами и отличными аудио материалами, Ваш малыш без труда запомнит основные правила составлении чисел.
В данном разделе происходит знакомство ребенка с такими понятиями, как состав числа, одинаковые части числа и многими другими. На иллюстрациях, которые мы подготовили для него, без труда можно понять, как строится состав числа. А наши числовые домики и паровозики особенно понравятся маленьким исследователям.
После теоретической части следуют интерактивные задания. Именно с их помощью, ребёнок без труда научится применять полученные знания на практике. Выполняйте их вместе, превращая данное действие в увлекательную совместную игру. При таком подходе, первые положительные результаты не заставят себя ждать.
В данной онлайн–программе занятий Вы найдёте:
•Теоретическую часть с основными принципами и правилами оп заданной теме, яркими иллюстрациями и красочными примерами;
•Интерактивные тестирования, представленные в игровом формате, что соответствует возрастным особенностям дошкольника;
•Систему поощрения, которая способна мотивировать ребёнка на выполнение большего объёма заданий;
•Статистику успеваемости, которая наглядно показывает каких успехов успел добиться Ваш малыш, а над чем стоит поработать дополнительно.
Пройдя весь курс целиком, Вы сможете отметить положительную динамику в развитии Вашего ребёнка. И речь идёт не только о его подготовке к школе. Уже давно доказано, что изучение математики развивает логику, мышление, память и нестандартное видение ситуации у человека. Такие качества обязательно помогут ему как в учёбе, так и в жизни.
Преимущества онлайн–программ
Многие родители высказываются против того, чтобы разрешать своему дошкольнику заниматься за компьютером. Однако, просто невозможно игнорировать тот факт, что современное поколение проявляет повышенный интерес к техническому прогрессу. Мы решили обернуть его им на пользу.
Если ребёнок просит поиграть на компьютере, то гораздо лучше если это будут образовательные интерактивные тестирования, которые представлены в игровой форме. Ребенок останется в восторге, потому что он сможет проводить время за компьютером играя, но при этом его мозг будет запоминать все основные правила по выбранной Вами дисциплине. Такой вариант кажется нам оптимальным.
Более того, именно за счёт того, что наши курсы можно проходить онлайн, Вы больше не привязаны к месту и времени занятия. Вы можете заниматься развитием своего чада из любой точки планеты, где бы Вы не находились. Также можно выполнять задания стоя в пробках, сидя в очередях или даже на отдыхе. Больше нет предела для получения новых знаний.
Множество семей по всему миру уже смогли оценить преимущества наших онлайн–курсов. Присоединяйтесь и Вы, чтобы уже завтра радоваться первым достижениям в учёбе Вашего малыша!
Источник: alimok.com
Как у вас считают дети в возрасте 5-6 лет, которым на следущий год в первый класс. В уме? Учите ли наизусть состав чисел?
Девушки, такой вопрос — как у вам считают дети в возрасте 5-6 лет, которым на следущий год (по идее) в первый класс. В уме? Например, 10 — 8, 17-9 и т.п. Учите ли наизусть состав чисел? Хочется увидеть какая «температура в среднем по больнице».
Спасибо.
Плюс Минус 0
Поделиться Ответить
69 ответов
56 ответов
17 ответов
50 ответов
15 ответов
208 ответов
89 ответов
192 ответа
10 Ответов
Занимались с 6 до 7 лет с преподавателем начальных классов. Строго настрого сказала уходить от счета на пальцах. Вначале дочери объяснила теоретически состав числа до 10. потом доводили до автоматизма. Летом тренировались решать примеры на состав числа до 10. рекорд 30 примеров за 45 сек.
Плюс Минус 0
Парню 5,5 лет. Считает на пальцах,палочках. В школу пойдет в 2017г. так что не заморачиваюсь и не спешу вот прям учить-учить.
Плюс Минус 0
Olga Автор вопроса
Плюс Минус 0
Да, в пределах 20 считает. Больше палочек как-то не было.
Задачки не решаем конечно. Так, по необходтмости считает, количество дней до отпуска, например. Разрешенные минуты игры на планшете минус «наказанные» минуты. Все по необходимости.
Плюс Минус 0
Нам почти семь. Считает в уме но иногда поговаривают вслух.
Плюс Минус 0
в первом классе в пределах 10 считают до нового года…
Плюс Минус 1
В первом классе разрешают считать на палочках и на пальцах, когда мозг дозревает, дети сами от этого уходят.
Наизусть тем более ничего не надо учить, лучше логику тренировать.
Посмотрите тетради Жени Кац.
Моя, если что, считала в пределах десяти вслух, постоянно и добровольно. Потом вдруг оказалось, что в пределах ста считает, я даже не успела понять, когда и каким образом она до этого додумалась. Конечно, простые примеры, не через десяток. Но она у меня вообще фанатка цифр и счёта. Старшая точно только в пределах десяти (и с большим скрипом — двадцати) считала.
Плюс Минус 3