Все родители стремятся развить в своем ребенке умение читать как можно раньше. Процесс чтения — это крайне важный навык, который необходим для полноценного обучения в школе. Это то умение, которое позволяет всем нам получать необходимую информацию об окружающем мире, различных явлениях и событиях.
Естественно, родители хотят сделать так, чтобы у их ребенка уже была какая-то начальная база перед поступлением в первый класс. В интернете можно встретить множество советов, многие из которых прямо противоположны друг другу: одни рекомендуют начать учить ребенка читать как можно раньше, а другие советуют не вмешиваться в этот процесс, полностью доверив его педагогам.
По этой причине очень важно знать, в каком возрасте учить ребенка читать, а также какие есть способы, позволяющие ему освоить данный навык, а также прочитать первые в его жизни слова.
Во сколько лет можно начинать учить чтению
Можно услышать разные мнения по поводу раннего обучения детей чтению. При том некоторые родители в этом вопросе доходят до абсурда, отдавая ребенка в студии раннего развития, где детей учат читать с первых лет жизни. Многие из них изучают популярные методики, занимаются с годовалым ребенком, показывая ему слова, записанные на карточках по методике Г. Домана, играют с ним в кубики Зайцева и т.д.
Сразу стоит отметить, что многие специалисты среди дипломированных психологов и логопедов высказываются против раннего обучения чтению. Дело в том, что с самого рождения ребенок начинает активно познавать окружающий его мир. Его развитие происходит поэтапно, поэтому дети младше 5 лет мыслят образами и картинками, т.е. им еще сложно воспринимать информацию в виде букв.
Академик РАО Марьяна Безруких объясняет стремительный рост безграмотности учеников старших классов ошибками в преподавании. «В начале 90-х годов интенсивность обучения резко возросла. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребёнок должен был читать со скоростью 120 — 140 слов в минуту.
Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребёнка, а главное – особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни больше приходится читать про себя, но вот этому в школе как раз и не учат!». Важно помнить, что механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребёнка не раньше, чем к 5-6 годам.
Вот еще несколько аргументов в пользу того, что младший возраст (до 5 лет) – это не самый удачный период для овладения навыком чтения:
- Могут возникнуть проблемы со здоровьем, потому что ребенок в процессе обучения чтению испытывает сильное умственное напряжение. Нельзя забывать и о вреде для глаз ребенка, которые еще не приспособлены к длительному зрительному напряжению.
- Если ребенок начала рано учиться читать, то ему зачастую трудно влиться в детский коллектив. Здесь речь не о том, что он более интеллектуально развит, чем его сверстники. Тут дело в другом – у него элементарно не развиты навыки общения, потому что, когда они должны были развиваться, мозг ребенка был занят другим (он учился читать).
- Дети, которые научились читать слишком рано, зачастую не понимают смысла прочитанного. Кроме того, они могут говорить хуже сверстников, они неправильно изменяют слова, им сложно даются самостоятельные рассказы и т.д. Страдает и образное мышление, потому что при раннем обучении чтению больше всего развивается левое полушарие (отвечает за речь, анализ и логику), а правое, которое отвечает за эмоциональную сферу и воображение, отстает в своем развитии.
В связи с этим психологи не рекомендуют учить детей младше 5 лет чтению. Но это общая рекомендация, потому что всегда нужно исходить из реального развития ребенка: кто-то уже в 3-4 года спрашивает, какая эта буква и что написано на картинке, а у кого-то чтение не вызывает интереса и в 5-6 лет.
Источник: logopedprofiportal.ru
В каком возрасте начинать учить ребенка читать
В наше время сложно представить себе современное общество, которое смогло бы прожить без письменности. На сегодняшний день умение читать один из самых необходимых навыков, позволяющих получать информацию и обмениваться ей с другими людьми, поэтому каждый человек по мере своего взросления должен развить это умение.
Родители хотят привить своим детям базовые навыки как можно раньше, дать хорошую образовательную базу к школе. Остается определиться с ответом на вопрос: когда начинать учить ребенка читать?
Когда можно начать обучение
Мнения по поводу раннего обучения чтению расходятся. Некоторые родители считают, что малыш должен научиться распознавать и воспроизводить текст еще до школы. Так легче адаптироваться к учебе и перенести так непривычную для него нагрузку. Также дошкольное развитие давало бы преимущества перед теми одноклассниками, кто не посещал дополнительных занятий.
Кто-то, наоборот, предпочитает отказаться от подготовительных курсов и оставить обучение на учителей в 1 классе. Есть мнение, что слишком рано прививать ребенку навыки из школьной программы вредно, и лучше дать малышу время на познание мира, развлечения и игры. Для того и существует 1 класс, чтобы дети научились чтению, счету и письму — основной тезис таких родителей.
Если малыш посещал детский сад, то там ему давали начальное представление о буквах и звуках, учили читать по слогам. Но эти знания лишь минимальная база, будет ли ее достаточно для школы?
Чтобы понять, стоит ли заниматься ранним обучением ребенка чтению, давайте сначала рассмотрим основные плюсы и минусы таких занятий.
Почему нельзя начинать обучение чтению слишком рано
С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.
Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).
Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета.
Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира. Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается. Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:
- отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
- сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
- взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
- появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
- потере мотивации и желания учиться.
История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.
Развитие навыков чтения мнения специалистов
Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Но возраст не единственный ограничивающий фактор. Существует целый ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению:
- понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах);
- умение складывать предложения, связно и логично изъясняться;
- получается кратко пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о том, что делал в течение дня;
- удается сконцентрироваться на определенном виде деятельности некоторое время (лепка, рисование).
Если малыш старше 5 лет и обладает этими навыками, то это говорит о готовности к занятиям. В этом возрасте в детских садах как раз вводится понятие букв и звуков. Если вовремя начать обучение, то к первому классу ребенок сможет освоить чтение на довольно приличном уровне. Это позволит ему легче адаптироваться к обучению и без труда справляться со школьной программой, ведь читающие дети более грамотные, так как интуитивно запоминают написание часто встречающихся слов, а значит не только литература, но и русский язык не будет вызывать трудностей. Так как на сегодняшний день подавляющее большинство первоклассников приходит учиться уже умея читать, актуальность дошкольного образования как никогда высока.
Учитывая все рекомендации специалистов, можно с уверенностью сказать, когда начинать учить ребенка читать в возрасте 5-6 лет.
Как развить любовь к чтению
Еще до начала обучения грамоте нужно прививать ребенку любовь к чтению. В раннем возрасте он слушает, как ему читают родители, рассматривает картинки в книге. У малыша появляются любимые персонажи сказок и рассказов. Уже в этом возрасте важно показать ему, что книга это удивительный мир, познавать который очень интересно, а чтение это не трудовая повинность, а увлекательная форма досуга. Хорошо, если окружение ребенка читающее, тогда, подражая старшим, он может сам захотеть знакомиться с литературой.
Опираясь на то, что основная форма деятельности детей это игра, обучение стоит проводить в игровой форме. Малыш будет лучше усваивать материал, не терять концентрацию во время занятия, избежит стресса, так как занятие для него будет иметь развлекательный характер.
Приоритетная задача не отбить у детей потребность в познании нового, сохранить их мотивацию, добиться проявления инициативы в ходе занятия. Если Вам удастся заинтересовать малыша книгами, то в дальнейшем процесс обучения чтению будет проходить проще и с удовольствием.
Также есть важный нюанс, который редко учитывается родителями: необходимо правильно подобрать программу для обучения Вашего ребенка, чтобы он занимался эффективно и не терял мотивацию в процессе.
Выбор правильной методики обучения
Перед тем как перейти к выбору методики, необходимо разобраться в том, как правильно должен происходить процесс изучения грамоты. Весь период обучения детей чтению можно разделить на этапы. Первым этапом считается звуковой, на котором ребенок устно учится разбирать слова на звуки.
Несмотря на то, что этот период выглядит простым, его не стоит недооценивать, ведь он закладывает основу навыка фонетического разбора слов (позже это пригодится в школе). Далее начинается буквенный этап занятий, на котором малыш знакомится с алфавитом, пробует читать слоги. Позже, когда слоговое чтение уже достаточно развито, ребенок учится читать слова целиком, а затем и целые предложения.
Существует множество методик, позволяющих обучить детей чтению. Широкой популярностью у многих поколений родителей пользуются занятия по Азбуке. Малыши быстро запоминают буквы, ведь каждой из них соответствует картинка. Проблема лишь в том, что изучить слоговое чтение по Азбуке не получится, придется подключить знакомый нам с детства букварь.
Но, даже следуя рекомендациям педагогов, при домашнем обучении можно сформировать у ребенка неправильную механику чтения. При неверной постановке занятий переучиваться гораздо труднее, чем учиться читать с нуля.
Также существует множество методик, основанных на изучении букв, слогов, слов по кубикам или табличкам. Подобные методики нежелательны для базового знакомства с алфавитом. Освоив чтение по слогам, запомнив сочетания букв и пропустив фазу побуквенного изучения алфавита, ребенку может быть трудно в дальнейшем производить звуковой анализ слова.
Минусы самостоятельного обучения детей чтению
Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода. Промахи или недостаточная углублённость любого этапа обучения может привести к тому, что ребенок не сможет правильно производить звуковой разбор слова, разбивать слова на слоги. Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.
В большинстве общеобразовательных школ имеются подготовительные курсы к первому классу. На них вводят понятие букв и звуков, но на минимальном уровне. Несмотря на то, что для поступления в первый класс такой базы достаточно, полученные знания не сильно облегчат адаптацию ребенка в школе. Посещение таких курсов полезно, но особых преимуществ давать не будет.
Иначе обстоит дело с центрами детского дополнительного образования, которых существует огромное множество. Все они различаются, по этой причине стоит обратить особое внимание именно на программу, которую предлагают к изучению. Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня. Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу. Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.
Поделиться:
- Все (494)
- Семья и отношения (41)
- Воспитание детей (111)
- Безопасность детей (5)
- Здоровье и уход (13)
- Ментальная арифметика (105)
- Меморика (23)
- Либерика (40)
- Хобби (13)
- Музеи и выставки (4)
- Отдых с детьми (13)
- Сделай сам (3)
- Спорт (3)
- Игры (20)
- Спидкубинг (7)
- Обучение чтению (31)
- Преимущества франшизы (25)
- Математика (16)
- Подготовка к школе (10)
- Английский (10)
- Репетиторы (1)
Источник: amakids.ru
Когда пора начинать учить ребенка читать
Нынче мода на раннее развитие. Она касается разных областей жизни ребенка, в том числе и чтения. Один из самых распространенных вопросов, которые задают специалистам родители: когда учить читать?
Когда моей старшей дочери было пять, одна знакомая спросила, читает ли она. Я сказала, что нет. Буквы почти все знает, но складывать их в слоги мы еще не пробовали. Знакомая высоко подняла бровь и сказала, что ее сыну три, а он уже читает.
Меня такими вещами пронять сложно. Но многие родители после подобных слов искренне расстраиваются и думают, что с их детьми что-то не так. Поэтому я постараюсь объяснить, как работает детский мозг и когда есть смысл начинать учить чтению.
Ребенок развивается постепенно – и физически, и эмоционально, и интеллектуально. Этапы этого развития логичны и последовательны: сначала младенец учится держать голову, а уж потом сидеть и ползать, не наоборот. Это важно и для его безопасности, и для того, чтобы новые навыки лучше и легче закреплялись.
Мозг тоже развивается постепенно. А еще неравномерно: темп может снижаться или увеличиваться у разных детей в разное время. К тому же левое и правое полушария развиваются по-разному.
Правое полушарие активно развивается с 3 до 5 лет. Оно отвечает за восприятие целостных образов. Тренировка такого развития – взаимодействие с окружающим миром. Малыш наблюдает, слушает, щупает, нюхает, оперирует предметами и учится воспринимать целостные образы. В этом возрасте он с удовольствием будет рассматривать буквы, особенно если они красиво и ярко нарисованы, похожи на знакомые ему предметы, зверей или человечков.
Но такое узнавание для него – игра. Малыш не воспринимает букву как символ, обозначающий звук. Она для него – картинка. Именно поэтому многие родители жалуются: все буквы знает, а читать не хочет. Не хочет, потому что не понимает, как это делается.
Не понимает, потому что мозг еще не готов.
А готов он будет, когда достаточно разовьется левое полушарие. Это происходит в возрасте 5–7 лет. Левое полушарие отвечает за аналитические задачи. Это значит, что ребенок начинает понимать: буква – символ звука. Он анализирует речь – собственную и окружающих, сопоставляет ее с символом, видит соответствие.
За буквой, то есть, графическим символом, картинкой, он начнет видеть звук. Постепенно поймет, как эти звуки соединять в слоги, а слоги в слова. В среднем это происходит в 6–6,5 лет.
Если поставить цель выучить с трехлеткой буквы – ее можно добиться. Малыш будет радовать бабушку и поражать гостей знанием алфавита. Только его мозг в этот момент будет обрабатывать буквы не как звуковые символы, а как картинки. Он запомнил рисунки, и «А», «К» или «Ю» для него наравне с кошкой или мячиком из книжки.
И все бы ничего, но неправильно сформированный навык чтения останется с ребенком надолго. Лет в 6–7 он сравняется со сверстниками, которые только что научились читать, но будет тратить больше усилий на усвоение текста. Ведь сверстники считывают символ, чувствуя за ним звук, а его мозг совершает двойную работу: обрабатывает картинку и переводит ее в другое смысловое поле. Это энергозатратно, приводит к быстрой усталости – а значит, снижается мотивация читать.
Если бы для чтения нам просто требовалось сливать звуки в слова, освоить его можно бы было раньше, легче и быстрее. Но мы знаем, что одна буква на практике может обозначать разные звуки. Когда мы читаем, наш глаз сначала отыскивает в слове гласные, потом возвращается к согласным. Потому что именно от гласных зависит, мягко или твердо мы произнесем согласный звук.
Дети со слабым читательским навыком просто не понимают, что прочли – все силы их мозга направлены на обработку символов
Все это нужно освоить ребенку, чтобы успешно читать. А мы ведь даже не касались еще смысловой стороны, понимания текста. Дети со слабым читательским навыком просто не понимают, что прочли – все силы их мозга направлены на обработку символов. В этом случае сложно говорить о пользе книги и тем более об удовольствии от чтения. А если нет удовольствия, читать точно не захочется.
Поэтому мне часто встречается следующий сценарий. Родители вкладывают огромные силы, время, средства в раннее развитие. В 2–3 года малыш знает буквы, в 5 читает по слогам. К школе он устает от постоянных занятий, не понимает смысл текста. От него требуют техники, не спрашивая, о чем он прочел, как он к этому относится, как все это соотносится с жизнью.
И когда возникает реальная необходимость читать и анализировать, ребенку нечего сказать. Он чувствует только усталость и раздражение. Сверстники читают так же, а то и лучше, мотивации у него нет. Он привык читать, но не привык думать над тем, что прочел. За что ему любить книги?
Чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, можно провести простой тест. Предположим, что малыш хорошо знает буквы, которые изображены на кубиках или в азбуке. Покажите ему эти же буквы на уличной вывеске, в книге, нарисуйте на листе бумаги. Если он их узнает – мозг готов к обучению чтению. Если нет – не стоит торопиться.
Сколько ни подгоняй, развиваться он будет все равно в своем темпе.
А вот то, что действительно нужно малышу, – это слушать чтение взрослых. Этому есть несколько причин. Во-первых, постепенно он нащупывает связь между книгой как предметом и интересной историей. От этапа «книжка=игрушка» переходит к осознанию, что это особая вещь, в ней скрыты смыслы, которые раскрываются, когда мама или папа берут ее в руки: «Придет время, и я научусь так же».
Во-вторых, как утверждает детский писатель, педагог и специалист по чтению Марина Семеновна Аромштам, чтобы ребенку захотелось читать, нужно показать ему возможности не только устной, но и письменной речи. Ну, а в-третьих, огромную роль играет пример и привычка. Пока ребенок маленький, ему важно то, что важно и интересно нам. Сейчас мы, родители, формируем его вкусы и видение мира.
Учимся читать, чтобы узнавать новое, чтобы было интересно. Чтобы открывать мир
Есть два подхода к детскому чтению. Один формальный: главное – научить. Второй – осознанный: учимся читать, чтобы узнавать новое, понимать и усваивать информацию. Чтобы было интересно. Чтобы открывать мир.
Первый подход, при целеустремленности взрослого, может сработать, и трехлетка будет читать под восхищенные вздохи окружающих. Но если спросить его, понял ли он, что прочитал, результат, скорее всего, будет нулевой. Второй подход завязан на понимании текста. От него отталкивается интерес, рефлексия, навык. Все это связано с определенными этапами развития мозга.
То, на что с малышом нужно было потратить уйму усилий, старший дошкольник усвоит гораздо легче, а главное – с удовольствием.
Читателем нас делает не формальное умение складывать буквы в слова, а способность осмыслять прочитанное. Восхищаться и негодовать, сравнивать и анализировать, находить соответствия с жизнью и меняться. Это сложные процессы, до них надо дорасти. Поэтому пусть малыши бегают, прыгают, играют, фантазируют и слушают то, что им читают взрослые. Освоить чтение они успеют перед школой.
Всему свое время.
Источник: pravoslavie.ru