Дистанционная форма обучения обеспечивает возможность освоения профессии в комфортных условиях: из любого места и в удобное время. Такая привилегия возникла в связи с совершенствованием интернет-технологий, средств связи и техники.
Особенности и развитие дистанционного образования
Дистанционное обучение представляет собой процесс освоения учебной программы на расстоянии. Он характеризуется сохранением всех важных компонентов образования и использованием специальных технических приспособлений.
Для данного вида обучения необходимо располагать соответствующими гаджетами и иметь выход в Интернет. В совокупности с высоким уровнем самодисциплины – этого достаточно для получения специальности.
Обучение с элементами удаленных технологий возникло в Европе еще в XVIII в. Тогда в качестве средства коммуникации задействовалась почта. Студенты с ее помощью получали учебные материалы и задания и вели переписку с преподавателями.
С развитием технологий в процессе обучения стали использовать телеграф, телефонную связь и радио. А в 1969 году в Соединенном Королевстве открылось первое учебное заведение полностью дистанционного формата – Открытый Университет Великобритании.
Но настоящий толчок этой форме обучения дало появление персональных компьютеров и рост их доступности. А с широким внедрением Интернета, онлайн обучение прочно вошло в повседневную жизнь. Учащиеся получили возможность обратной связи с преподавателем в любое время и из любой точки.
Дистанционное образование в России
В нашей стране законодательно закреплены следующие формы обучения:
- очная;
- очно-заочная;
- заочная.
Такого понятия как «дистанционное образование» в нормативных документах России не существует. Однако в них используется другой термин – «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)».
Применение ДОТ регламентируется статьей 16 Закона «Об образовании в РФ». В соответствии с документом, они представляют собой технологии, использующие телекоммуникационные системы при опосредованном общении учащихся и преподавателей.
Их вправе применять организации, осуществляющие образовательную деятельность. А в каком объеме – решает само учебное учреждение. С ДОТ разрешается не только вести обучение, но и проводить семинары, осуществлять контроль успеваемости и проводить аттестационные испытания.
В дипломах, выдаваемых по окончании обучения, информация о применении ДОТ не указывается.
Дистанционный формат может вводиться в совокупности с очным обучением. Тогда часть занятий проходит с преподавателем, а другая часть – онлайн. Также ДОТ применяются в чистом виде, без посещения учебной организации.
В среднем профессиональном звене определен перечень профессий, которым запрещено обучать, используя только дистанционные технологии. Список содержит более 200 специальностей, среди которых:
- архитектор;
- акушер;
- пилот;
- токарь;
- сварщик;
- машинист и т.д.
В упомянутом выше законе есть норма о том, что список образовательных программ высшего уровня, по которым должно действовать такое же ограничение, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Однако такого перечня пока нет.
Плюсы и минусы удаленного формата учебы
Преимуществами онлайн учебы являются:
- Невысокая стоимость обучения. К ее снижению приводит сокращение затрат на аренду помещений, аудиторную нагрузку. Дополнительно студенты экономят на проезде и съеме жилья.
- Удобный график и возможность контроля нагрузки. Обучающийся самостоятельно планирует расписание занятий и распределяет свою загруженность.
- Отсутствие привязки к региону проживания ученика. Для дистанционных систем неважно, где располагается ученик. Учеба обеспечивается из любого места, где имеется выход в интернет.
- Подходит для людей с ограниченными возможностями. Маломобильные люди, не имеющие возможности посещать учебную организацию, могут освоить профессию удаленно.
- Увлекательный процесс учебы. Он достигается путем применения современных технических средств, игровых методов.
- Обучение в удобном темпе. Ученики могут не переживать отстать от группы. Они индивидуально выбирают наиболее комфортный темп усвоения информации.
- Совмещение учебы и работы. Удаленное обучение может проходить параллельно рабочей деятельности. Это позволит овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом.
- Результативность освоения материала. Хорошие результаты обучения достигаются благодаря самостоятельной проработке материала и интерактивным методам учебы.
- Круглосуточный доступ к материалам. Учащиеся в любое время могут пользоваться библиотекой, методическими материалами, учебниками.
- Благоприятная обстановка. При решении контрольных, тестов и сдаче зачетов, студент находится в привычной среде и не испытывает стресс.
- Отсутствие субъективности в оценке знаний. На итоги обучения не влияет настроение преподавателя, успеваемость по другим дисциплинам, внешний вид экзаменуемого.
- Индивидуальное отношение. Дистанционные системы обучения позволяют выходить на связь с куратором и получать ответы на все возникающие вопросы.
Среди минусов дистанционного обучения отмечают:
- Сложности самоконтроля и наличия мотивации. Основная часть материала изучается учащимися самостоятельно. Поэтому без мотивации, самоконтроля и силы воли закончить обучение не получится.
- Недостаток коммуникаций. Дистанционные технологии предполагают минимальное взаимодействие с другими участниками процесса. Это препятствует развитию навыков общения и командной работе.
- Минимум практики. Без практической составляющей обучения сложнее освоить профессию.
- Сложности идентификации. Проверить, кто сдает тесты и выполняет работы, практически невозможно.
Кому подходит дистанционное образование?
Удаленная учеба в университете Синергия
Дистанционное образование в университете Синергия обеспечивается с помощью онлайн-платформы MegaCampus. Эта комплексная образовательная система обладает возможностями учебного портала и соцсети, где происходит общение с сокурсниками и преподавателями.
В учреждении дистанционно реализуются программы разного уровня:
- среднего профессионального;
- бакалавриата;
- магистратуры;
- второго высшего образования;
- бизнес-подготовки MBA;
- профессиональной переподготовки.
Наибольшей популярностью у абитуриентов, выбирающих онлайн обучение, пользуются следующие специальности университета:
- Предпринимательство. Предполагает обучение по программе, созданной с учетом международной практики и опыта университетов Гарварда и Стэнфорда. Ученики проходят мастер-классы от успешных бизнесменов и постигают все особенности ведения своего дела.
- Маркетинг. Дистанционная учеба в сфере маркетинга осуществляется по уникальной методике, которая ориентирована на освоение практических навыков в области исследований рынка и потребностей покупателей.
- Финансы и кредит. Обучающиеся по этому направлению становятся специалистами в сфере корпоративных финансов, экономического прогнозирования, инвестиционной политики.
- Государственное и муниципальное управление. Специальность готовит управленцев для структур государственной власти, межгосударственных организаций.
Отдельного внимания заслуживают курсы переподготовки и бизнес-подготовки. Они подходят для тех, кто хочет стать руководителем высшего звена и для владельцев бизнеса. Здесь обучают личностному росту, тайм-менеджменту, управлению продажами.
Процесс обучения максимально удобен:
- Все учебные материалы, включая аудиозаписи и видеокурсы, размещаются в личном кабинете обучающегося. Доступ к ним осуществляется в любое время.
- После каждой темы и по итогам семестра учащиеся сдают тестирование.
- Его успешное прохождение открывает доступ к следующим разделам.
Вопросы и ответы
- Как поступить на дистанционную программу?
Процедура подачи документов и зачисления ничем не отличается от поступления на классический вариант обучения. Пройти ее можно дистанционно. Все бумаги направляются через личный кабинет абитуриента или через портал госуслуг. После поступления потребуется выслать оригиналы документов.
Все аттестационные испытания проводятся дистанционно. В качестве методов проверки знаний используется тестирование, собеседование, проектная работа. Для защиты ВКР может проходить процедура идентификации учащегося по его лицу и особенностям голоса.
- Можно ли перевестись с дистанционной формы на очную?
Студенты имеют возможность переводится с одной формы обучения на другую как внутри учебного учреждения, так и в другие организации. Для этого нужно уточнить наличие вакантных мест и способ погашения академической разницы.
Источник: synergy.ru
Современные виды и формы дистанционного обучения в вузе
С развитием интернет-технологий всё большую популярность набирает дистанционное обучение (ДО).
В статье мы расскажем, какие существуют основные виды и формы дистанционного обучения, какие у них достоинства и недостатки. А еще разберемся, кому подходит дистанционное обучение.
Еще больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение — процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред).
В зависимости от участия преподавателя в процессе образования, современное дистанционное обучение бывает нескольких типов. Всего выделяют три формы ДО.
Синхронное обучение
Синхронное обучение проходит с помощью онлайн-уроков. Их проводит преподаватель по заранее утвержденному расписанию. При этой форме обучения студенты получают материал в режиме реального времени. Онлайн-уроки могут быть в виде конференций, вебинаров, консультаций и индивидуальной обратной связи.
У этой формы обучения есть свои плюсы и минусы.
Преимущества синхронного обучения:
- Высокое качество обучения. Преподаватель контролирует процесс подачи информации. А у студентов есть возможность получить обратную связь в режиме реального времени.
- Эффект присутствия. Синхронная форма решает одну из главных проблем дистанционного обучения — отсутствие эмоционального контакта между преподавателем и студентами. Такое живое общение мотивирует и помогает студентам лучше усваивать материал.
- Легко приспособиться. Для преподавателей не составит труда перейти на дистанционное обучение синхронной формы. Надо только разобраться в технической стороне вопроса. К тому же, если добавить красочные иллюстрации и презентации, материал станет еще понятнее и интереснее.
Недостатки синхронного обучения:
- Синхронная форма обучения лишает дистанционное образование своего главного плюса — возможность студенту обучаться в удобное для него время. Да и составить расписание, которое будет удобно всем студентам и самому преподавателю очень сложно.
- Снижение посещаемости. Многие преподаватели жалуются, что при переходе на дистанционное обучение синхронного типа посещаемость падает. Это и понятно — очное обучение дисциплинирует студентов сильнее, чем дистанционка. Слишком велик соблазн не включить вовремя компьютер, чем совсем не пойти в университет.
Асинхронное обучение
Асинхронное обучение строится на самостоятельной работе студентов. Весь материал преподаватель записывает заранее. Это могут быть видеолекции, уроки, статьи, презентации, интерактивные тренажеры. Студенты изучают материал и сдают тесты и контрольные работы к определенному дедлайну. При асинхронном типе дистанционного обучения участие преподавателя минимальное.
Его основная задача — проверка домашних заданий и экзаменация студентов.
У этой формы обучения есть свои плюсы и минусы.
Преимущества асинхронного обучения:
- Удобный график для студентов. Исходя из своих возможностей, студент сам составляет удобный график обучения. А еще учащийся может обучаться в любом месте и в удобном для себя темпе.
- Возможность обучаться через телефон. Для асинхронного обучения совсем не обязательно покупать компьютер. Учиться можно с телефона или планшета.
Недостатки асинхронного обучения:
- Отсутствие эмоционального контакта. При этой форме обучения студент изучает большой объем информации без непосредственного участия преподавателя. Часто это негативно сказывается на успеваемости студентов и их мотивации.
- Технические сложности. Для преподавателей такая форма обучения приносит некоторые сложности. Главная из них — это запись большого объема материала. Заранее записать сразу несколько лекций нелегко. Да и многие преподаватели не очень хорошо знают программы, которые понадобятся для асинхронного обучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Смешанное обучение
Смешанное обучение представляет собой смесь синхронного и асинхронного дистанционного образования. Часть информации студенты получают через онлайн-уроки, остальную часть изучают самостоятельно.
Эта форма обучения включает в себя плюсы и минусы двух других форм.
Преимущества синхронного обучения:
- Высокое качество. Совмещение самостоятельной работы и работы с преподавателем дает самый высокий результат.
- Индивидуальный подход. Такой вид обучения позволяет студенту выстроить свою систему обучения. Студент может подобрать подходящее время и темп учебы.
- Вовлеченность студента. Смешанная форма обучения дает больше свободы студенту, меньше его принуждает и больше мотивирует.
Главный недостаток этой формы дистанционного обучения — отсутствие технических возможностей. Хорошую программу обучения создать непросто. Чтобы смешанное обучение давало хорошие результаты, вся система должна быть хорошо отлажена. Часто в вузах просто не хватает технических специалистов, чтобы создать программу обучения и оптимизировать под нее все материалы.
Виды дистанционного обучения
Чтобы обеспечить учебный процесс, в вузе задействуют разные виды дистанционного обучения. Иногда их используют по отдельности. Но чаще всего комбинируют. Ниже расскажем о видах дистанционного обучения и приведем их краткую характеристику.
Видеоконференции
Этот вид системы дистанционного обучения предполагает двухстороннюю связь между преподавателем и студентами. Это большой плюс, т.к. преподаватель может контролировать процесс получения информации, отслеживать степень заинтересованности студентов, задавать вопросы. Ощущение вовлеченности — важный психологический аспект, который повышает эффективность обучения.
У этого вида дистанционного обучения есть свои недостатки. Во-первых, нужен высокоскоростной интернет. А не во всех регионах скорость интернета хорошая. А во-вторых, надо покупать специальное оборудование как вузу, так и самим студентам.
Занятия в чате
При этом виде обучения лекции проводят с использованием чатов. Это такая электронная система общения, в которой несколько человек в режиме реального времени обмениваются отправленными с компьютеров текстовыми сообщениями. В этом случае преподавателю удобно объяснить тему один раз для всех и ответить на все интересующие вопросы.
Веб-уроки
Этот вид обучения представляет собой дистанционные семинары и конференции. Во время прохождения веб-уроков студенты могут общаться между собой в чате, делать заметки, которые доступны всем слушателем. Студенты могут присутствовать онлайн или изучить материал в свободное время.
Обучение по электронной почте
Такие виды занятий при дистанционном обучении популярны в Европе. Студенты и преподаватель взаимодействуют через электронную почту. Учащиеся получают весь материал и задания по электронке, выполняют его и отправляют на проверку в строго отведенное время.
Для кого подходит дистанционное обучение
Современные виды дистанционного обучения дают большие возможности. Но все же ДО не для всех.
Чтобы получать удаленное образование студенту надо иметь:
- высокую степень мотивации и заинтересованности. Если студент сомневается, что сможет контролировать себя самостоятельно, лучше остановиться на очной форме;
- хорошую самообучаемость. Некоторые студенты хорошо усваивают материал сами, а для некоторых личное присутствие преподавателя просто необходимо;
- свободное время. Как ни крути, но дистанционное обучение требует постоянной вовлеченности. Поэтому у студентов, которые работают на полную занятость, не будет оставаться времени на качественное обучение.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
Теперь вы знаете, какие бывают виды дистанционного образования. Помните, что вне зависимости от формы обучения у вас есть верный помощник — студенческий сервис. Специалисты сервиса помогут справиться с любой задачей и получить высший балл.
Источник: zaochnik.ru
Формы дистанционного обучения: достоинства и недостатки
E-learning
На чтение 7 мин. Просмотров 12.8k. Опубликовано 01/03/2021
Всё современное дистанционное обучение предоставляется в трех формах: синхронная, асинхронная и смешанная. Для того чтобы перенести существующий курс из офлайна или создать с нуля эффективное обучение через Интернет, нужно заранее понять, какая форма поможет ученикам быстрее и качественнее достигнуть цели.
Из этой статьи вы узнаете об особенностях различных форм дистанционного обучения, их преимуществах и недостатках, а также о том, как выбрать ту, которая подходит именно вам.
3 формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение делится на формы в зависимости от того, насколько требуется участие преподавателя в процессе, и синхронности в изучении уроков студентами. Всего выделяется 3 формы такого обучения:
Синхронное обучение – обучение проходит с помощью онлайн-уроков, которые проводит преподаватель по заранее оговоренному расписанию.
Асинхронное обучение – ученики изучают материал и сдают тесты и контрольные работы к определенному дедлайну при минимальном участии преподавателя.
Смешанное обучение – часть уроков ученики проходят тогда, когда им это удобно, а часть проводит преподаватель в онлайне в режиме реального времени.
Чтобы разобраться в нюансах, рассмотрим по отдельности каждую форму, основные виды уроков, их преимущества и недостатки.
Синхронное обучение
Эта форма обучения наиболее близка к привычному традиционному обучению, где преподаватель передает материал студентам в режиме реального времени. В условиях дистанционного обучения это происходит посредством онлайн-конференций, вебинаров, консультаций и индивидуальных обратных связей.
Преимущества синхронного обучения
Высокое качество обучения
Преподаватель контролирует процесс и вносит дисциплину, каждый ученик может получить индивидуальную обратную связь и разъяснить для себя непонятные моменты, что в общем счете делает такое обучение высококачественным.
Эффект присутствия
Синхронная форма решает одну из проблем дистанционного обучения – отсутствие эмоционального контакта между преподавателем и студентом. Живое общение на уроках мотивирует и поддерживает студентов, облегчает для них усвоение материала.
Простота переноса занятий
Для преподавателей, которые уже проводили лекции по своему предмету в офлайне, не составит трудностей перенести их в онлайн. Понадобится только разобраться в технической стороне вопроса, а если добавить к ним красочные и понятные презентации, они станут еще понятнее для студентов.
Недостатки синхронного обучения
Сложности с планированием занятий
Синхронная форма лишает дистанционное обучение одного из плюсов – возможности учиться тогда, когда это удобно студенту. При этом составить расписание занятий, при котором всем студентам будет удобно, порой бывает попросту невозможно.
Снижение посещаемости
Чем больше человек проходят курс одновременно, тем меньший процент учеников присутствует на занятиях. Этот процент можно повысить, используя СДО с функцией автоматического напоминания об уроках, но это не решает проблему полностью. При этом студент, который пропустил несколько уроков, резко теряет мотивацию, поэтому со временем он может бросить обучение, не дойдя до конца.
Высокая загруженность преподавателя
В синхронной форме обучение полностью зависит от участия преподавателя, поэтому чем больше студентов он обучает одновременно, тем меньше времени у него остается. При использовании СДО и наличии преподавательского состава эта проблема уменьшается, но никогда не решается полностью.
Для кого подходит синхронное обучение?
Чем больше людей обучаются одновременно и синхронно, тем сложнее становится процесс для преподавателя и для студента. Чаще всего это приводит к тому, что снижается качество обучения и количество успешно прошедших курс людей, что негативно сказывается на репутации преподавателя и всего курса обучения.
Поэтому такая форма хорошо подходит для непотокового обучения, обучения в малых группах, курсов-консультаций, направленных на получение индивидуального и неповторимого результата. Например, синхронное обучение хорошо подходит для курсов личностного роста, коучингов, передачи эзотерических знаний, личных терапевтических занятий, индивидуального обучения творческим навыкам.
При использовании СДО выбор целей обучения значительно расширяется, а процесс упрощается, но при этом синхронное обучение все равно проигрывает смешанному во многих нишах.
Асинхронное обучение
Эта форма обучения базируется на самостоятельной работе студента с заранее записанным материалом при минимальном участии преподавателя.
Знания передаются в форме видеолекций и уроков, статей, презентаций, интерактивных тренажеров и других материалов, которые студент изучает в удобное для него время и из удобного места. Контроль усвоения знаний происходит с помощью автоматических тестов и домашних заданий. Основная задача преподавателя при обучении в такой форме – это проверка заданий, отправление обратных связей и экзаменация студентов.
Преимущества асинхронного обучения
Удобный график для студента
Студент может проходить асинхронное обучение из удобного для него места и в удобное время – он сам составляет график своего обучения и проходит его в комфортном темпе. Обычно его ограничивает только дедлайн, который выставляет автор курса, чтобы студенты не откладывали обучение в долгий ящик.
Автоматизация процесса обучения
При использовании современной СДО и правильной ее настройке можно создать курс, который будет автоматически предоставлять обучение студентам при минимальном участии автора или преподавателя. Это удобно для предпринимателей, которые обучают на коммерческой основе, для государственных образовательных учреждений и для корпоративного обучения сотрудников.
Возможность мобильного обучения
При создании асинхронного курса на СДО, у которой есть мобильное приложение, студент получает возможность проходить обучение с телефона и планшета. Это делает курс более привлекательным, ведь так пользователь может учиться там, где ему удобно, например, по пути на работу или из кровати.
Недостатки асинхронного обучения
Отсутствие эмоционального контакта
Асинхронная форма обучения предполагает большое количество самостоятельной работы без общения с преподавателем. Это снижает мотивацию студента и качество обучения. Возможность получить обратную связь через онлайн-консультацию или ответы на вопросы в чате, которую дают хорошие СДО, снижает влияние этого минуса.
Техническая сложность запуска
Для того чтобы асинхронное обучение приносило студентам качественный результат, требуется тщательно проработать программу обучения и создать понятный, простой и последовательный курс. Заранее записать доступный материал для каждого урока, сформировать с помощью конструктора курсов отдельные уроки и практические задания для закрепления материала. СДО облегчает этот процесс, если в ней есть встроенный конструктор и она позволяет использовать разные виды материалов для урока.
Зависимость от СДО
Обучение в асинхронной форме можно запустить только при помощи СДО. Поэтому доступ студента к урокам зависит от стабильности и корректной работы системы. Чтобы уменьшить влияние этого минуса, в выборе СДО нужно опираться на стабильность работы, простоту интерфейса и хорошую техническую поддержку.
Для кого подходит асинхронное обучение
Удобный доступ, возможность построить личный график и низкая в сравнении с традиционным обучением цена делают асинхронную форму обучения очень популярной и востребованной. В то же время, если автор хорошо продумал программу обучения, материалы и уроки, такой курс может обучить практически чему угодно.
Ограничением для ниши обучения является необходимость в практике. Если для освоения навыка необходима работа под контролем наставника, обратные связи и индивидуальный подход, асинхронная форма обучения подходит плохо. Но развитие интерактивных тренажеров медленно, но верно отодвигает эту проблему в прошлое.
Лучший формат для асинхронного курса – это набор из уроков, построенных на принципах e-learning и микрообучения.
Смешанное обучение
Смешанное обучение (англ. blended learning) сочетает в себе элементы синхронной и асинхронной форм обучения. Часть уроков студент изучает самостоятельно и закрепляет знания с помощью автоматических тестов и тренажеров. Оставшуюся часть он проходит под руководством преподавателя, который помогает освоить тонкости предмета, корректирует ошибки и дает обратную связь.
Эта форма совмещает как позитивные стороны синхронного и асинхронного обучения, так и их недостатки. При этом если грамотно подойти к процессу создания курса и выбору СДО, на которой он будет базироваться, выходит использовать максимум плюсов, сталкиваясь с минимумом минусов.
Смешанное обучение позволяет автору создать эффективный курс на самый широкий спектр тем. Чтобы узнать подробнее о смешанной форме обучения, прочтите эту статью (статья про смешанное обучение).
Вывод
Дистанционное обучение можно построить в трех различных формах: синхронной, асинхронной и смешанной. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому нужно заранее обдумать, в какой форме вы будете предоставлять курс. От правильного выбора зависит эффективность вашего обучения, достижение целей студента и успех курса или онлайн-школы.
Вне зависимости от формы, которую вы выберите, использование СДО для предоставления обучения значительно облегчит вашу работу и сделает курс более привлекательным.
Источник: antitreningi.ru