Имена Валерия Кипелова и Николая Расторгуева знакомы даже людям, совершенно далеким от музыки. В современную эпоху они редко упоминаются вместе, и у широкого слушателя совсем не ассоциируются друг с другом, так как представляют разные пласты отечественной музыки.
Первый – один из флагманов российской тяжелой сцены, один из самых известных музыкантов жанра «хэви-металл», второй – центральная фигура популярного мужского коллектива, работающего на стыке поп-рока и эстрады. Обоих отличают мужская харизма и узнаваемая собственная вокальная манера, оба нередко поднимают исторические и патриотические темы в своих песнях, но в стилистическом и музыкальном плане они совершенно разные. «Дедушку русского хэви-металла» и солиста группы «Любэ» много лет связывают приятельские отношения.
Свои пути в мире музыки они начали в одной точке. Меломаны со стажем, наверняка, знают, что целых пять лет, а именно с 1980-го по 1985 год, Валерий Александрович и Николай Вячеславович бок о бок проработали в одном коллективе. Это был популярный в советское время вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня», по сей день оставшийся в памяти меломанов. О том, как начинали знаменитые музыканты и что вспоминают о совместной работе в ВИА говорим в сегодняшнем материале.
«Лейся Песня» — Каратэ (Кипелов+Расторгуев)
Познакомились наши герои не в составе ансамбля «Лейся песня», а в другом коллективе, который назывался «Шестеро молодых». Он был создан в Саратове, для участия в нём, как выразился Расторгуев, выбирали людей, «не испорченных советской эстрадой». Будущий лидер группы «Любэ» дебютировал в этом коллективе в 1978, а Кипелову довелось проработать в ВИА «Шестеро молодых» всего месяц. Он пришел в 1980-м, после службы в советской армии.
Оба начинающих исполнителя в то время увлекались зарубежной рок-музыкой, ориентировались на классические образцы западной сцены
«Он был зациклен на Creedence, а я на Битлах», — вспоминал Николай Расторгуев.
(В первом случае имеется ввиду американская группа «Creedence Clearwater Revival»)
Во все времена «чехарда» музыкантов и смена составов было обычным делом в истории большинства музыкальных коллективов. Нередко случается так, что под известной аудитории «вывеской» начинают выступать совсем другие музыканты. Это было характерно и для советских ВИА, работающих при учреждениях культуры. Исполнители, вокалисты и инструменталисты переходили из коллектива в коллектив и по одиночке и целыми составами. Разбираться в этих переходах можно долго и мучительно и запутаться очень легко, поэтому в тонкости вдаваться не будем.
В составе «Лейся, песня» в разные годы и в разном качестве проявили себя многие известные музыканты. Классическая история этого советского ВИА охватывает 1974 – 1985 годы. В историческом масштабе ансамбль ассоциируется прежде всего с эпохой 70-х, с солистом Владиславом Андриановым и со знаменитыми советскими песнями. Ансамбль пел песни «Прощай» и «Родная земля», «Где же ты была» композитора Вячеслава Добрынина, одним из ярких хитов группы стала песня «Конопатая девочка» Б. Савельева и М. Пляцковского.
На начальном этапе, в 1974-1976 гг, коллективом руководил В. Селезнев, следующий период, с 1976 по 1980-й год стал самым ярким в истории коллектива, его называют временем «золотого состава». У руля коллектива в те годы находился легендарный человек, который позже прославится и запомнится слушателям как мэтр шансона. Имя его – Михаил Захарович Шуфутинский.
О ВИА «Лейся, песня» под руководством Шуфутинского стоит говорить отдельно. Наши сегодняшние герои появились в составе группы уже после его ухода. Часто пишут, что Шуфутинский покинул группу как раз в связи с тем, что собрался выезжать за границу. Об этом в своих рассказах о «периоде ВИА» вспоминал и Валерий Кипелов.
Позицию руководителя ансамбля занял Виталий Кретюк (также известен под псевдонимом Кретов), весьма неоднозначная фигура, талантливый музыкант, пианист, композитор, аранжировщик. Ранее он руководил ансамблем «Москвичи», где пересекался с молодой А. Б. Пугачевой, в «Лейся, песня» пришел после нескольких лет работы в «Самоцветах».
С приходом Кретюка в коллективе произошла «смена курса». Золотой состав ВИА эпохи Шуфутинского нового руководителя не принял. О «переломном моменте» рассказывал в своих воспоминаниях В. А. Кипелов, честно оговорившись, что не знает подробностей. Часть музыкантов ушли, на их место почти в полном составе были приглашены участники ансамбля «Шестеро молодых», в том числе Валерий Кипелов и Николай Расторгуев.
ВИА «Лейся, песня» с В. Кипеловым (второй справа) и Н. Расторгуевым (второй слева) в составе.
Формально уже при Кретове была записана песня, ставшая визитной карточкой и всесоюзным хитом коллектива. Она неизменно продолжает звучать на всех свадьбах. Это песня «Обручальное кольцо», написанная Владимиром Шаинским на стихи Михаила Рябинина. Первыми исполнителями этого произведения стали Владимир Ефименко и Марина Школьник, их голоса звучат на записи.
Валерий Александрович вспоминал, что за годы работы в ансамбле ему также доводилось исполнять эту песню. Официально он её не записывал. В эфире программы «Сегодня вечером», посвященной советским ВИА, песня прозвучала в классическом исполнении, присутствовавший на передаче Кипелов не сдержался и подпел.
На той же программе он вспоминал о периоде работы в «Лейся, песня» как о своего рода «боевом крещении»:
«Это был огромный опыт. Надо научиться было мне как-то не комплексовать на сцене» — говорил музыкант.
Двигаться на сцене, по словам Кипелова, его учил Николай Расторгуев, чей нынешний сценический образ весьма статичен.
«Он нарезал рок-н-роллы как молодой Элвис Пресли», — вспоминал Валерий Александрович о Расторгуеве.
Молодого Кипелова эпохи «Шестеро молодых» и «Лейся, песня» нынешний лидер «Любэ» описывает как довольно скромного молодого человека. Расторгуев рассказывал, что когда Кипелов только пришел в группу, руководитель никак не мог запомнить его имени, из-за чего за будущим гигантом тяжелой музыки закрепилась кличка «Мальчик».
«Для меня было открытие, что он стал рокером. Субтильный стесняющийся мальчик выбился в лидеры хард-рока страны» — так Николай Вячеславович отозвался о своём коллеге по «Лейся песня».
Во времена Кипелова и Расторгуева ВИА «Лейся, песня» звучал уже совсем не так, как раньше. При Кретове существенно изменился и музыкальный стиль, и имидж исполнителей. Музыкальная эстетика коллектива была ближе к рок-н-роллу, нежели к привычной советской эстраде, звучание было довольно эклектичным, сам Кретов охарактеризовал стиль термином «новая волна».
«Мы пели модные песни», — говорит о том периоде Валерий Кипелов, припоминая композицию про каратэ. В материалах об ансамбле этого периода данная песня фигурирует чаще других.
«Когда люди приходили, хотели увидеть ту «Лейся, песню» времен Владика Андрианова, они сталкивались с этой «Лейся, песней» и не понимали, что происходит. Разрыв шаблона произошел и они не понимали, кто это». В. А. Кипелов.
Музыкант упомянул, что Виталий Филиппович Кретюк даже предлагал недовольным зрителям вернуть деньги за то, что они пришли «не на тот концерт, не ту музыку получили».
К сожалению, записей того периода нашлось немного, и их нет на тех ресурсах, с которых есть техническая возможность вставить записи в публикацию Дзена.
В 1982 году на «Мелодии» была выпущена пластинка «Сегодня и вчера», это единственный при Кретюке диск-гигант, выражаясь современным языком «лонгплей» или «полноформатный альбом». Большая часть песен на нём были подготовлены ещё старым составом в традиционном эстрадном стиле. От «нового этапа» вошло лишь две композиции – «Танцевальный час» и «Ожидание».
Явно рок-н-рольная песня «Танцевальный час» была написана Виталием Кретюком на стихи Бориса Салибова, в 1981 году выпущена на миньоне.
Альбом «Сегодня и вчера» удалось найти только целиком. «Старые» и «Новые» композиции явно контрастируют друг с другом, позволяя почувствовать перемену стилистики.
Интересующие нас песни — 12:36 — Танцевальный час, 22:27 — Ожидание
Сохранилась от той эпохи и проникновенная лирическая песня «Мама». Ещё написали Аркадий Хоралов и Андрей Дементьев. Судя по всему, в сети растиражирована запись с концерта 1982 года.
В 1983 году ВИА «Лейся, песня» был выпущен миньон «Радио лучше всех». На нём издано три песни. Две из них, заглавная «Радио лучше всех» и «Рядом со мной», написаны Владимиром Матецким, первая — на стихи И. Шаферана, вторая — В. Сауткина. Бодрая композиция «Время зовет» — творение В. Семенова и В. Дюнина. Все авторы – признанные поэты и композиторы.
Аранжировки сделал Виталий Кретюк. Звучит эта пластинка довольно смело для эстрадного дискурса того времени, с большим и очевидным уклоном в сторону рок-музыки. Ввиду отсутствия записей на вышеназванных ресурсах, я не нашел легального способа представить эту музыку в статье, однако через поисковик каждую из композиций по отдельности и миньон в целом можно легко найти.
Эксперименты в то время были делом опасным и неоднозначным. Хотя рок уже выходил из подполья, худсоветы никто не отменял, и в 1985 году ВИА «Лейся, песня» «зарубили». Коллективу не удалось сдать программу. Было принято решение о роспуске коллектива.
На этом многие ресурсы, включая Википедию, ставят точку в истории группы «Лейся, песня», хотя по факту в том или ином виде группа продолжала свою деятельность и в последующие эпохи. В 1990-х-нулевых узнаваемый «бренд» использовали разные музыканты, не имеющие никакого отношения к группе под руководством Селезнева, Шуфутинкого или Кретюка.
В наши дни группа была воссоздана четырьмя участниками «классического состава» — Владимиром Ефименко, Владимиром Калмыковым, Анатолием Мешаевым и Юрием Захаровым. Для подготовки данной статьи использовалось видео, на котором признанный рок-вокалист Валерий Кипелов поздравляет свой бывший коллектив и всех причастных к нему с 35-летним юбилеем.
После роспуска «Лейся, песня» Валерий Кипелов перешел в ВИА «Поющие сердца», на базе этого коллектива, в составе которого играли Владимир Холстинин, Александр Грановский, Виталий Дубинин, в том же 1985 году была создана группа играющая хэви-металл. Кипелов стал вокалистом «Арии», пребывал в этой роли до 2002 года, после, уже в статусе легенды ушел в сольное плавание, назвав новый коллектив своим именем.
Николай Расторгуев тоже пробовался в «Поющие сердца», но в состав не попал, был участником нескольких музыкальных коллективов, играл на бас-гитаре в «Рондо», потом пришел в ВИА «Здравствуй, песня», где и состоялась его встреча с Игорем Матвиенко (он был там клавишником и музыкальным руководителем). В 1989 году композитору пришла в голову идея создания нового «мужского» коллектива патриотической направленности. Её лицом и голосом на долгие годы стал Николай Расторгуев. Некоторые композиции, исполненные им в рамках «Здравствуй, песня», дали старт репертуару «Любэ».
Советские ВИА — феномен отечественной музыкальной культуры, целая эпоха, открывшая множество имен исполнителей, прославившихся в самых разных направлениях музыки.
Статья ориентирована на широкую аудиторию. Я отдаю себе отчет, что увлеченным меломанам того времени и людям так или иначе причастным к событиям, я ничего нового рассказать не могу. Прошусь отнестись с пониманием.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.
Источник: dzen.ru
Кипелов и Расторгуев играли в одной группе
Мало кто знал, что Кипелов и Расторгуев играли в одной группе. Но при этом в коллективе с ними был и Шуфутинский. Имена этих людей по отдельности известны многим. Они совершенно не похожи друг на друга, но сумели сойтись.
В советские годы активной и популярной была кемеровская филармония. Через нее прошли многие известные на сегодняшний день исполнители и были собраны многие музыкальные коллективы. Именно в этой филармонии в 1974 году был собран вокально-инструментальный ансамбль под названием «Лейся, Песня».
У коллектива было много руководителей. Сперва Валерий Селезнев и Михаил Плоткин, а спустя два года руководителем стал Михаил Шуфутинский. Именно в момент его руководства коллектив сотрудничал с Вячеславом Добрыниным и Давидом Тухмановым.
Были написаны известные на всю страну хиты, а коллектив ездил по стране с гастролями. Просуществовал он в таком составе на протяжении нескольких лет. Но иногда такое происходит, что группа распадается из-за разницы в интересах исполнителей.
Но через некоторое время в музыкальный коллектив попали известные всем Валерий Кипелов и Николай Расторгуев. Это были будущие лидеры групп Ария и ЛЮБЭ. Сейчас невозможно представить их вместе на одной сцене, но тогда они отлично сработались и благодаря им появились многие хиты.
Но, к сожалению, большинство песен было записано до прихода Расторгуева и Кипелова. А разбежались они через несколько лет и в 1985 году ансамбль перестал существовать окончательно.
Источник: rustars.tv
«Все только начиналось»: Николай Расторгуев выложил архивное фото с ВИА «Лейся, песня»
Николай Расторгуев начал выступать на большой сцене в 1978 году, когда стал вокалистом ВИА «Шестеро молодых» вместе с Валерием Кипеловым, который в будущем станет известным благодаря участию в группе «Ария».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1980 ансамбль вошел в состав ВИА «Лейся, песня». Кипелов и Расторгуев работали в этом коллективе до его закрытия в 1985 году.
Недавно Расторгуев выложил в своем блоге присланное ему архивное фото, на котором представлен весь ансамбль в составе на 1980 год. Музыканты позируют в блестящих сценических костюмах, напоминающих скафандры, и сапогах на каблуках.
Николай Расторгуев и другие участники ВИА «Лейся, песня»
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поклонники артиста эмоционально отреагировали на фото. Для некоторых оказалось новостью то, что Кипелов и Расторгуев начинали карьеру вместе.
«А Молоденький Какой! Все только начиналось!! Красавчик», «Меня ещё тогда не было. Я и не знал, что вы тогда вместе с Кипеловым пели», «Космические костюмы», «Суперская фотография! Классный Николай Расторгуев!
Спасибо, что поделились с нами этим снимком!», «как быстро летит время» (орфография и пунктуация авторов сохранены. — Прим. ред.).
Григорий Лепс, Николай Расторгуев, Александр Розенбаум
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Группа «Любэ», сделавшая Расторгуева известным на всю страну и за ее пределами, была образована в 1989 году. В середине января исполнится 31 год творческой деятельности коллектива.
Вы знали, что Николай Расторгуев начинал карьеру с Валерием Кипеловым?
Николай Расторгуев и Александра Пахмутова
Загрузка статьи.
Источник: www.novochag.ru